Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:45, курсовая работа
Традиция рассказывать детям сказки сложилась так давно, что мы и не осознаём, почему мы это делаем. Мы интуитивно понимаем, что через сказку приобщаем ребёнка, нового человека, к истории нашего народа, к его богатой древней культуре, этическим нормам, морали, духовному наследию, традициям и обычаям наших предков, красоте родного языка. Всё это несомненно даёт нам сказка, поэтому ценность сказки как никогда актуальна в наши дни, в век массовой культуры, когда усиливается тенденция к упрощению языка, к стиранию национальных различий, к появлению нововведений в области культуры и искусства и, отсюда к большому сожалению, к утере наследия наших предков.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сказка как жанр народного художественного творчества…….…....10
Общее представление о сказке………………………………………..….10
Происхождение слова «сказка»..……………………………………..….10
Определение сказки…………………………………..…………….….…12
Отличие сказки от других жанров……………...…………...………..….14
Научное изучение сказок……………………………………………..…..16
Собирание сказки…………………………………………………….…...16
Научное изучение сказки…………………………………..……….……18
Вариативность и распространение сказок…………………………....…21
Классификация сказок, происхождение различных видов сказок….…23
Классификация сказок……………………………………………………23
Мифологическая сказка……………………………………………......…26
Сказки о животных……………………………………………………......27
Бытовые сказки………………………………………………….……..….30
Волшебные сказки……………………………………………………..….33
Сказочная поэтика……………………………………………………..….35
Глава 2. Роль сказки в жизни ребёнка……………………………………....….38
2.1. Характерные особенности сказочного фольклора в наши дни…………..38
2.2. Использование сказочного наследия в воспитании детей………………..40
2.3. Постановка сказки «Теремок» в МБДОУ №82……………………………45
Заключение……………………………………………………………………….47
Список использованной литературы……………………………..…………….49
Приложения……………………………………………………………………...50
Приложение 1. Схема «Место сказки в народном художественном творчестве»……………………………………………………………………….50
Приложение 2. Сценарий сказки «Теремок» (с видеозаписью)………………51
Таблица 1.
Идентификация сказок с генами
Гены |
Сказки |
В подавляющем большинстве образовались очень, очень давно – даже в рамках палеонтологического времени. |
Время появления основных сюжетов не установимо. В масштабах человеческой культуры – очень давно. |
Передаются от родителей к детям целым набором (всё или ничего). |
Передаются от старшего поколения младшему в виде пакета основными зафиксированными сюжетами. |
Служат матрицами и источниками информации для построения тела. |
Могут служить матрицами и практически наверняка служат источниками информации при образовании основных форм поведения и жизненных сценариев. |
Обычно существуют в формах альтернативных вариантов (аллелей), т.е. один признак обычно кодируется несколькими генами, распространёнными в сообществе растений или животных. В данном организме работает только один ген (доминантный), остальные молчат, либо дополняют его действие. |
Большинство основных сюжетов имеют несколько (обычно много) вариантов, из которых в данной местности или стране принят только один. Соответственно каждый конкретный ребёнок узнаёт, как правило, один вариант сюжета. |
Действуют автоматически, по изначально заданному плану, но для работы многих генов характерна зависимость от внешних и внутренних условий развития организма (степень выраженности их признаков, а также иногда выбор между альтернативными вариантами). |
Работают преимущественно на бессознательном уровне. В жизни конкретного человека степень проявленности, а также выбор между заранее подготовленными действиями (сценарными подходами) зависит от конкретных событий, и, таким образом, а возможно, иногда и напрямую, от работы сознания. |
Максимально приспособлены для того, чтобы передаваться от одной особи к другой. Для того, чтобы успешно передаваться, не обязательно должны нести организму пользу – достаточно не причинять в данных условиях вреда. |
Являются, возможно, самой устойчивой формой передачи информации в культуре. Подавляющая часть их ровесников – мифов, законов, даже моральных принципов – сегодня в первоначальном виде живут в лучшем случае в специально изучающих их науках, но не в живой культуре. |
Отсюда ясно, что причастность сказочного фольклора к социальной педагогике неоспорима.
Что касается выбора сказок, педагоги единодушны: читать ребёнку сказки нужно, ориентируясь на его возраст, обязательно учитывая особенности его психического развития. В два года у ребенка уже развита способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Этот прием используется в кумулятивных сказках, таких, как "Репка", "Теремок", "Колобок". Подобная организация речи "сказителя", помогает маленькому ребенку запомнить сюжет и "освоиться" в нём. Психологи отмечают, что для лучшего понимания сказки детям необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть хорошие иллюстрации в книжках, или действие, разыгранное родителями по сказке с помощью кукол.
Между двумя и пятью годами начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Иначе говоря, мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. Однако именно это достижение психического развития ребенка может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок. Родителям необходимо обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет им вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его психическое развитие. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его.
Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых интересен ребенку. Конечно, это произведение должно развивать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. Теперь он может сам придумать то, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность. С пяти лет малыш уже должен уметь пересказывать известные сказки. Если у ребёнка имеются трудности с пересказом сказки, если он забывает сюжет многократно прочитанной ему сказочной истории, упрощённо понимает взаимоотношения персонажей или с большим трудом подбирает слова, то это может свидетельствовать о задержке психического развития ребёнка.
Даже если ребёнок уже научился читать, то не стоит прерывать традиции читать и рассказывать сказки вслух. В любое время семейные чтения сказок дают очень много и маленькому, и взрослому человеку, помогают им сблизиться душой. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка, рассказанная именно малышу. В простой детской сказке содержится всё самое нужное, самое главное в жизни.
Конечно же, всегда следует помнить, что даже русские народные сказки, которые среди других выделяются своим гуманизмом и высокими моральными принципами, могут содержать сцены насилия (как то отрубание медведю ноги в русской народной сказе "Медведь - липовая нога"). Прежде чем читать русские народные сказки детям, необходимо прочитать их сначала про себя.
Итак, польза, которую приносят сказки, огромна. Поэтому в воспитании детей стоит цель как можно больше приобщать ребёнка к сказке. Когда ребёнок совсем мал, эта задача стоит перед его родителями. В сфере дошкольного образования, эту задачу также могут решать педагоги.
Будучи маленькой, в детском саду мы играли сказку «Теремок». Процесс заучивания слов, репетиция не помнятся. Но сама демонстрация сказки – яркое, незабываемое воспоминание.
Я решила провести такое же мероприятие: поставить сказку в детском саду. Ведь сказку можно не только читать и слушать, она, как жанр, может стать интересным увлекательным материалом для создания балетных, оперных, театральных постановок, фильмов, мультфильмов. Но участие ребёнка в самом процессе постановки даст иной результат, отличный от лишь зрительного восприятия сказочной постановки.
Во-первых, ребёнок участвует в самодеятельности, то есть он сам играет, а не смотрит на других в игре. Он не в воображении, а наяву встанет на место любимого героя. Сам говорит, сам двигается, своими силами создаёт образ. Это творчество, которое помогает ребёнку раскрыться. Это также и сотворчество – совместная работа взрослого, педагога с детьми, которое, несомненно, сближает. Устанавливается контакт и между самими детьми. Выполняется коммуникативная функция совместной творческой деятельности. И, конечно, положительный результат даёт наличие зрителей в лице своих же ровесников. Для участников постановки становится важным мнение других, возникает желание их заинтересовать. С другой стороны, зрителям интересно посмотреть на своих же одногруппников в другой, необычной для них роли.
Обратившись в ДДОУ № 82, мне дали младшую группу, возраст детей в которой составляет 3-4 года. Исходя из своего личного опыта, решила поставить сказку «Теремок», т.к. она подходит для детей этого возраста. В этой сказке достаточное количество героев, чтобы задействовать в постановке побольше детей.
За основу под сценарий взяла тот вариант сказки, который распространён в нашем регионе. Закрепившееся в массовом обиходе за сказкой название "Теремок", также представлена в вариантах названия ("Терем мухи", "Терем мышки", "Домок", "Череп-терем", "Звери в решете", "Решето", "Вошиная хата" и др.) При составлении сценария добавили действия героям, чтобы ребятам было интереснее и было возможности больше играть. С костюмами проблем не возникло. В детском саду имелись костюмы мыши, лягушки, зайца, лисы, волка и медведя.
При назначении ролей
учитывались желания самих
Заключение
В ходе написания данной курсовой работы я получила новые ценные знания о культуре и искусстве нашей страны. В процессе исследования поиск и изучение материала стало ценным опытом. Добыча знаний стала увлекательным процессом, повысился уровень образованности. С уверенностью заявляю, что получила ответы на вопросы, обозначенные во введении.
Сказка – это не просто жанр народного творчества, это история, это мудрость, это мечты, это память народа. Мы можем не знать, кто такой Дубровский, Чичиков или Базаров, но мы точно знаем, кто такой Иван-дурак или Иван-царевич, кто такая Василиса, которая либо Премудрая, либо Прекрасная. Мы знаем, что есть три пути: либо себя спасти – коня потерять, либо себя потерять – коня спасти, либо коня потерять – жену обрести, и народный герой пойдёт по пути спасения коня, пренебрегая женитьбой или самосохранностью ради верного друга и помощника. Мы верим, что добро, в конечном счете, восторжествует над злом. И в глубине души верим, существуют ковры-самолёты, скатерти-самобранки, живая и мёртвая вода. Сказочный мир, он существует, живёт своей жизнью, параллельной нашей.
То, что даёт нам сказка – неоценимо. Мы должны бережно хранить этот дар и передавать его из поколения в поколение. Привить детям любовь к сказкам, ознакомить их с как можно большим количеством сказок, стараться знакомить их со старыми текстами, чтобы обогатить словарный запас, научить уважительно относиться к достоянию своих предков и тем самым, к самим предкам, к своей родине.
Родители должны принимать в этом активное участие, ведь дети в первую очередь подражают родителям, перенимают их привычки, ценности, мировоззрение. Знакомство со сказками других народов, обнаружение схожих сюжетов, позволит ощутить единство людей, духовную взаимосвязь.
В поисках информации для написания курсовой я убедилась в том, что сказки достаточно хорошо изучены наукой. И в настоящее время развитие эпосоведения продолжается в русле установившихся в середине XX века тенденций. Но точное время возникновения сказок не узнала. Оно не известно науке. В этом даже кроется особая загадка и тайна сказок.
Рассмотренные отличия сказки от других схожих жанров отныне позволят мне грамотно употреблять слова: миф, легенды, предание, сказ, сказание. Я ознакомилась с основными теориями возникновения и распространения сказок. Эта тема вылилась у меня в дополнительное изучение информации по этому вопросу, которая не включена в курсовую работу, а выполнена, прежде всего, в личных интересах.
Было любопытно увидеть, как в сказке отразились прошлые эпохи, как-то древнерусская, феодальная эпохи. А ведь черты реальной действительности ушедших времён воспринимаются нами, как поэтический вымысел. С сожалением делюсь информацией о «деградации сказки как жанра», наступившей, по мнению учёных, в XIX в. Но, уверена, в наших силах выявить, сохранить и распространить то, что было до «деградации».
В сказках отражено не
только прошлое, но и будущее –
мечты народа о светлом будущем,
потому она так притягательна
и для ребёнка, и для взрослого.
Художники черпают в них
Я считаю, что путь познания ребёнком жизни через сказку наиболее приемлем, доступен и результативен.
Список использованной литературы
Информация о работе Народные сказки в мире современного детства