Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:45, курсовая работа
Традиция рассказывать детям сказки сложилась так давно, что мы и не осознаём, почему мы это делаем. Мы интуитивно понимаем, что через сказку приобщаем ребёнка, нового человека, к истории нашего народа, к его богатой древней культуре, этическим нормам, морали, духовному наследию, традициям и обычаям наших предков, красоте родного языка. Всё это несомненно даёт нам сказка, поэтому ценность сказки как никогда актуальна в наши дни, в век массовой культуры, когда усиливается тенденция к упрощению языка, к стиранию национальных различий, к появлению нововведений в области культуры и искусства и, отсюда к большому сожалению, к утере наследия наших предков.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сказка как жанр народного художественного творчества…….…....10
Общее представление о сказке………………………………………..….10
Происхождение слова «сказка»..……………………………………..….10
Определение сказки…………………………………..…………….….…12
Отличие сказки от других жанров……………...…………...………..….14
Научное изучение сказок……………………………………………..…..16
Собирание сказки…………………………………………………….…...16
Научное изучение сказки…………………………………..……….……18
Вариативность и распространение сказок…………………………....…21
Классификация сказок, происхождение различных видов сказок….…23
Классификация сказок……………………………………………………23
Мифологическая сказка……………………………………………......…26
Сказки о животных……………………………………………………......27
Бытовые сказки………………………………………………….……..….30
Волшебные сказки……………………………………………………..….33
Сказочная поэтика……………………………………………………..….35
Глава 2. Роль сказки в жизни ребёнка……………………………………....….38
2.1. Характерные особенности сказочного фольклора в наши дни…………..38
2.2. Использование сказочного наследия в воспитании детей………………..40
2.3. Постановка сказки «Теремок» в МБДОУ №82……………………………45
Заключение……………………………………………………………………….47
Список использованной литературы……………………………..…………….49
Приложения……………………………………………………………………...50
Приложение 1. Схема «Место сказки в народном художественном творчестве»……………………………………………………………………….50
Приложение 2. Сценарий сказки «Теремок» (с видеозаписью)………………51
Итак, вышеуказанные классификации различают сказки по тематическому, композиционно-структурному, образно-стилевому признакам, то есть каждая из разновидностей сказок имеет свои сюжеты, персонажи, поэтику, стиль. Рассмотрим особенности трёх разновидностей сказок и историю их происхождения.
1.3.2. Мифологическая сказка
Сказки, записанные за последние два столетия, продолжение древних сказок, в которых сюжеты, герои, образы складывались не по законам художественной целесообразности, а под влиянием других причин. Главнейшая из них – исконная связь сказок с мифическими понятиями. Наукой уяснён общий путь движения сказок из прошлого в наше время. Именно мифы являются основой зарождения различных жанров устного народного творчества. След древних мифов в сказках весьма отчётлив, но всё, на чём лежит печать мифических понятий и представлений, обрело в позднее время художественную целесообразность.
Первичные сказки называют архаическими или мифологическими. Нестрогая достоверность архаичной сказки влечёт за собой преобладание эстетической функции над информативной (цель архаической сказки — развлечение). Так миф, рассказанный непосвящённым в целях общего развлечения, находится на пути превращения мифа в сказку.
Архаическая сказка не только воспринимает мифологические мотивы о змееборчестве; о женитьбе на «тотемном» животном, с целью заполучить для общины блага; путешествие героя в царство мёртвых; бегство детей от злого существа, восходящие к посвятительным обрядам; но и создаёт своего героя — обиженного сиротку. Появление этого героя вызвано изменением социальных представлений в первобытнообщинном строе. Можно считать, что в первобытнообщинной сказке выражен «протест» против изменения положения вещей: рушится эндогамия и экзогамия, рушится матриархат и первобытнообщинное общество.
Таким образом, в недрах архаической сказки, где действовали зооморфные культурные герои, вызревали многие повествовательные фольклорные жанры, среди которых были волшебная сказка, сказка о животных.
1.3.3. Сказки о животных
Сказка о животных – это совокупность произведений сказочного фольклора (сказка), в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. В сказках о животных человек либо играет второстепенную роль, либо занимает положение, равноценное животному.
Сказки о животных по характеру своему очень различны и сложились в разные эпохи. В одних, как например, в сказке о медведе на липовой ноге, сохранились архаические черты, другие сложились в классовом обществе и потому в них образы животного мира несут в себе, как, например, в сказке о Коте-бурмистре, черты классовых отношений.
В сказках о животных отразились древние представления человека о природе: анимизм, тотемизм и антропоморфизм. Примером анимизма может быть сказка «Жадная старуха» - вариант сказки о золотой рыбке, где одушевляется дерево: «Жил старик со старухою; пошёл в лес дрова рубить. Сыскал старое дерево, поднял топор и стал рубить. Говорит ему дерево: «Не руби меня, мужичок! Что тебе надо – всё сделаю». Анимизм проявляется и в мотиве чудесных деревьев, вырастающих на могилах невинно убитых. В сказке «Крошечка-хаврошечка» из костей коровы вырастает чудесная яблоня: она помогает девушке выйти замуж.
Тотемизм, состоящий в представлении о том, что человек ведёт свой род от животных, проявляется во многих сказочных сюжетах: рождении человека от животного, превращении человека в животное, а животного в человека. Примером сказки о животных может стать сказка «Медведь – липовая нога». В ней старик отрубает топором ногу спящему медведю, который затем делает себе липовую ногу, приходит дом к старику и съедает и его и старуху.
Антропоморфизм в сказках выражается в том, что животные говорят и действуют как люди. Выделение сходных особенностей у животных и человека послужило основой для совмещения в образах животных их качеств с качествами человека: животные говорят и ведут себя, как люди. Это совмещение привело и к типизации характеров животных, которые стали воплощением определённых качеств: лиса – хитрости, волк – глупости и жадности, медведь – доверчивости, заяц – трусости. Так сказки приобрели иносказательный смысл: под животными стали разуметь людей определённых характеров.
Образы животных стали средством морального поучения, а затем и социальной сатиры. Условие для появления сатиры возникает в позднем Средневековье. Эффект сатирического в сказке достигается тем, что в уста животных вкладывается социальная терминология. Так, в сказке «Лиса-исповедница» лиса, прежде чем съесть петуха, убеждает его исповедоваться в грехах. Лиса обращается к петуху: «О милое моё чадо, петел!», она рассказывает ему библейскую притчу о мытаре и фарисее. В сказке остроумно высмеивается ханжество духовенства.
Для сказки о животных продуктивны сюжеты, в основе которых лежит соперничество двух персонажей. Соперничество двух животных, из-за которого одно, глупое, неудачно подражает другому, проделка хитрого над ограниченным, насмешки одного над другим – темы эти, постоянно звучащие в мифах о племенной (родовой) вражде, прочно затем входят в сказку о животных и формируют её. Большинство сюжетов будущей сказки о животных – это архаические анекдоты о неудачах культурного героя, возникшие после разрушения матриархата, то есть после крушения прежних верований.
Сюжет в сказках о животных не получил сколько-нибудь значительного развития, он очень прост. Иногда он состоит из какой-либо одной ситуации, одного небольшого эпизода. Для сказок о животных характерна не сколько увлекательность повествования, сколько удивительность отдельных ситуаций.
Как отметил Ю.М. Соколов, в сюжете сказок о животных очень широко применяется приём встреч, - встречи животных друг с другом или с человеком. Так, в основе сказки «Лиса, заяц и петух» - встречи зайца с лисой, собаками, медведем, быком и петухом. В сказке «Старая хлеб-соль забывается» мужик вначале встречается с волком. А потом они встречаются с лошадью, собакой и лисой. Приём встреч как нельзя лучше отвечает идейно-художественной направленности сказок о животных. С одной стороны, посредством него передаются какие-то элементы реального (сами по себе встречи животных между собой и людей с животными возможны). С другой стороны, этот приём даёт возможность свести, столкнуть в сюжете любых животных, наградив их соответствующими качествами и поступками, передать таким образом самое невероятное, фантастическое.
Отличительной особенностью в композиции сказок о животных является использование диалогической речи. Есть сказка, основное содержание которых передаётся только через диалоги: например, сказки «Овца, лиса и волк», «Лиса и тетерев», «Волк и коза» и др. Диалог потому так широко применяется в сказках о животных, что он является одной из простейших и эффективных форм, с помощью которых животные наделяются человеческими качествами (речь и суждение).
В русском сказочном репертуаре известно около полусотни сказок о животных. В наше время сказка о животных воспринимается либо как развлекательные смешные истории, либо как поучительные аллегорические басни в прозе. Не только в современном русском репертуаре, но уже в эпоху феодализма сказки о животных были близки к нравоучительной басне или веселому анекдоту.
1.3.4. Бытовые сказки
Социально-бытовые сказки посвящены житейской тематике. Их действие происходит в обычной обстановке – в деревне, поле, лесу и т.д. Их герои – мужик, солдат, работник и т.п. Главные темы бытовых сказок – это или семейные отношения, или отношения социально-бытовые между мужиком и барином, попом и его работником, солдатом и купцом и т.д.
Социально-бытовые сказки возникли, по мнению исследователей, в два этапа: бытовые – ранее, с формированием семьи и семейного быта во время разложения родового строя, а социальные – с возникновением классового общества и обострением общественных противоречий в период раннего феодализма, особенно во время разложения крепостного строя и в период капитализма. Положительный герой социально-бытовых сказок – социально активный, критически настроенный человек.
Социально-бытовые сказки имеют в основе две важных общественных темы: социальную несправедливость и социальное наказание. Первая тема реализуется в сюжетах, где барин, купец или поп обирают и угнетают крестьянина, унижают его личность. В сказках речь идёт о барщине, о бедности крестьян. Вторая тема реализуется в сюжетах, где умный и сообразительный мужик находит средство наказать своих угнетателей за вековое бесправие, выставляет их в смешном виде.
Конфликты бытовых сказок, как и конфликты социальных, связаны с особым составом персонажей. Если в социальных сказках представлены барин, купец, мужик, то в бытовых типизированы образы мужа, жены, старика, старухи, солдата. В бытовых сказках выделяются две группы произведений: одни посвящены осмеянию общечеловеческих пороков, их героями выступает глупец (дурак), лгун, лентяй, хитрец, вор; другие изображают семейные конфликты, их герои – глупый и ленивый муж, злая, сварливая и строптивая жена, бывалый солдат, доверчивые старики.
Условия жизни в социально-бытовых сказках рисуются довольно реально, характеры типические, конфликты решаются правдивые. Что же в бытовых сказках удивительного? Удивительное в таких сказках в том, что в них вполне реальные жизненные конфликты между вполне реальными персонажами получают необычную, сказочную реализацию. Удивительное – в самом сюжете, в поведении героев.
Необычность, сказочность такой сказки начинается уже с самой завязки сюжета, в котором обычные люди сразу же вступают в необычные, исключительные отношения, начинают действовать в необычных, а потому удивительных обстоятельствах. Так, например, сказка «Попов работник» начинается с сообщения о том, что поп посылает в поле работника пахать на собаке. Далее поп даёт работнику в поле хлеб и говорит при этом: «На, браток, будь сам сыт, и сучонка чтоб была сыта, да чтоб коврига была цела».
Иногда начало бытовой сказки не только удивительно, но и комично. Так, капризной барыне захотелось иметь пятьдесят чёрненьких цыплят. В другой сказке богатый мужик пожелал похоронить своего козла, как человека, по-христиански, с помощью священнослужителей. Нелепым до смешного представляется спор двух братьев в сказке «Семилетка» о том, кто разрешится ночью жеребёнком: кобыла или телега.
По мере развития сюжета бытовой сказки её занимательность увеличивается. Удивительно, конечно, что барыня пожелать не больше и не меньше, а именно пятьдесят цыплят и не каких-нибудь, а непременно чёрненьких. Но ещё удивительнее, что цыплят берётся высидеть кучер. Только он при этом выставляет такие условия: выделить ему отдельное помещение, сшить дублёный полушубок, подарить шарф, кушак и тёплые сапоги, в течение трёх недель поить и кормить его отменно, а потом заплатить ему пятьдесят рублей и предоставить месячный отпуск. И барыня соглашается на все эти условия. Однако больше всего удивительного и невероятного содержат концовки бытовых сказок. Их финалы, как правило, неожиданны и интересны. Кучер, чтобы уйти от ответа, поджигает баню, в которой он высиживал цыплят; мужик доказывает барину, что он и его жена – дураки; проученная сапожником барыня становится доброй и т.п.
Белинский говорил, что в них видны «быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своём лукавстве». Всё в них сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев; но в этом типе сказок есть и особые средства краткого выражения душевных состояний персонажей в отдельные моменты, что передаётся в прямом определении, в действии и речи героев. Это оживляет их образы, которые представляют собой «готовые», т.е. неизменяющиеся, характеры.
1.3.5. Волшебная сказка
Волшебную сказку в исследовательской литературе называют собственно сказка, так как специфика сказки (установка на вымысел и занимательность) особенно ярко проявляется в этой разновидности сказок.
Основные особенности волшебных сказок состоят в значительно более развитом сюжетном действии, нежели в сказках о животных и в бытовых сказках; приключенческом характере сюжетов, что выражается в преодолении героем целого ряда трудных препятствий в достижении цели; в чудесных происшествиях, которые совершаются благодаря тому, что определённые персонажи способны вызывать чудесные явления, которые могут возникать и в результате использования чудесных предметов; в особых способах композиции, повествования и стиля.
Фантастика волшебных сказках не такова, как в сказках о животных; в последних нет тех явлений, какие называют чудом, тогда как сюжеты волшебных сказок построены на цепи чудес.
Что же есть мифологического в этих сказках? Во-первых, чудеса, которые происходят в сказках по воле персонажей, обладающих волшебными способностями, или по воле чудесных животных, или при помощи волшебных предметов; во-вторых, персонажи фантастического характера, такие, как Баба-Яга, Кощей Бессмертный, многоглавый змей; в-третьих, олицетворение сил природы, например в образе Морозко, одушевление деревьев (говорящие деревья); в-четвёртых, антропоморфизм – наделение коня, серого волка и др. животных разумом и речью.
Наряду с мифологическими истоками в волшебной сказке обнаруживаются и черты прежних форм социальных отношений. Таковы столь характерные для волшебной сказки черты экзогамии, культа предков, матриархальных отношений, жертвоприношений, «божьего суда».
Е.М. Мелетинскому в своих трудах удалось показать, что первыми героями волшебной сказки были не мифологические образы, а социально обездоленные персонажи – сирота, падчерица, младший сын. Таким образом, идеализация социально обездоленного определила основу эстетики волшебной сказки.
Информация о работе Народные сказки в мире современного детства