Организация обучения младших школьников рисованию на уроке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических аспектов организации урока как основной формы обучения младших школьников рисованию.
Задачи
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по
теме исследования.
2.Рассмотреть виды, структуру и планирование уроков ИЗО в начальной
школе.
3. На основе изучения опыта отечественных педагогов – эстетов
составить методические рекомендации по обучению младших
школьников изобразительному искусству на уроке.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………….. . . с.1-2
1. Урок, как основная форма организации обучения детей рисованию . . . . . .….с.3-7
2. Психологические аспекты обучения младших школьников изобразительной деятельности на уроках рисования…………………………………………… ..с.8-18
3. Виды уроков изо и их структура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. ..с 19-24
4. Планирование уроков изобразительного искусства в начальной школе…………………………………………………………………………....с.25-34
5. Методические рекомендации по обучению младших школьников изобразительному искусству на уроке ……………………………………… ..с.35-79
Заключение ……………………………………………………………………..с.80-83
Библиографический список. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . с.84-86
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.87-89

Файлы: 1 файл

Организация обучения младших школьников рисованию на уроке.doc

— 397.50 Кб (Скачать файл)

Все декоративные работы выполняются карандашом, а затем  завершаются акварельными или гуашевыми  красками. Продолжительность их выполнения от одного до двух учебных часов.

Распределение учебных  часов на раздел декоративного рисования  по классам следующее: 1 класс – 7 часов, 2класс – 8 часов, 3 класс – 7 часов, 4 класс -7 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование бесед об изобразительном  искусстве при обучении    детей   рисованию

Ознакомление  учащихся начальных классов с произведениями изобразительного искусства осуществляется двумя путями: в процессе учебных  занятий по темам программы (в 1 и  во 2 классах) и путем специальных бесед об изобразительном искусстве (в 3 – 4 классах).

Демонстрация отдельных  произведений изобразительного искусства  на уроках рисования с натуры, декоративной работы и рисования на темы позволяет  ознакомить учащихся с применением  изучаемых ими средств художественной выразительности в творчестве выдающихся художников. Полученные таким образом сведения о произведениях изобразительного искусства затем систематизируется в специальных беседах.

Так уже в начальных  классах у детей накапливаются  впечатления, связанные с художественными образами, способствующие воспитанию эмоций. Показ произведений искусства и рассказы о них воспитывают интерес и любовь к ним. При изучении произведения следует учить детей пониманию его художественной идеи.

Ознакомление с произведениями изобразительного искусства в 1 – 4 классах проводится в начале или в конце урока, 8-12 минут; в одной беседе показывают, как правило, либо одно - два произведения, либо пять – шесть иллюстраций, либо три – четыре предмета декоративно – прикладного искусства. В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки – в одной беседе показываются пять – шесть произведений живописи, скульптуры, графики или столько же предметов декоративно – прикладного искусства.

Во время бесед следует, как можно шире использовать кинофильмы, диафильмы, диапозитивы, показ репродукций и их фрагментов через эпидиаскоп. По возможности нужно проводить экскурсии в музеи, художественные галереи, к памятникам искусства.

Важно учитывать и  то, что ознакомление с произведениями изобразительного искусства проводится в течении всего учебного года. Учитель должен планировать беседы с учетом времени года, праздников, тем чтения и учебного материала практических занятий по изобразительному искусству.

В 1 классе в итоге этих бесед учащиеся должны научиться узнавать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления (время года, время дня, погоду, человека, дом, животных, машины и т. д.), действие (идут, сидят, разговаривают и т.д.), высказывать свое мнение о картинах (что больше всего понравилось, почему).

К концу обучения во2 классе школьники должны уметь высказывать  простейшие суждения о картинах и  предметах декоративно – прикладного  искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания  может передать художник).

В 3 классе к концу года дети должны уметь выражать свое отношение  к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие  чувства вызывает картина).

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны уметь рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства (содержание, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства. Они должны уметь рассказывать о содержании рассматриваемого произведения изобразительного искусства (основная мысль художника, как она выражена и т.д.).

Основные темы бесед  в 1 классе:

-прекрасное в жизни  и в произведениях изобразительного  искусства;

- виды изобразительного  искусства и архитектура;

- жанры живописи;

- портреты детей в изобразительном искусстве;

- прекрасное вокруг  нас (красота вещей);

- родная природа в  творчестве русских художников (времена  года, двенадцать месяцев в творчестве  художника – пейзажиста Бориса  Щербакова, природа в разное  время суток на картинах художников);

- сказочные сюжеты  в изобразительном искусстве  и литературе;

- русское народное  декоративно – прикладное искусство  (городецкая роспись, гжельская  керамика, хохломская роспись, дымковская  игрушка, русская народная вышивка).

Рекомендуемые для бесед  произведения искусства:

А.Саврасов

 Грачи прилетели.

И.Шишкин. Лесные дали; На севере диком…; Перед грозой.

И.Левитан. Золотая осень; Золотая осень. Слободка; Половодье; Цветущие яблони; Мостик. Саввинская слобода; Вечерний звон.

В.Поленов. Осень в  Абрамцеве; Заросший пруд; Золотая осень.

К.Юон. Конец зимы. Полдень;  Мартовское солнце; Москворецкий мост. Зима; Весенний солнечный день. Сергиев  Посад.

И.Грабарь Неприбранный стол; Рябинка; Февральская лазурь; Мартовский снег.

И.Бродский. Опавшие листья.

А. Пластов. Первый снег; Колокольчики и ромашки; Сенокос; Летом.

К. Коровин. Розы; зимой.

В. Серов. Октябрь. Домотканово; Девочка с персиками; Мика Морозова; Ф. И.Шаляпин; наброски животных;  иллюстрации  к басням  И. Крылова.

Б. Кустодиев. Волга. Радуга; Ярмарка.

А. Куинджи. Берёзовая роща; Лунная ночь на Днепре; Вечер на Украине; Закат.

Н. Крымов. Московский пейзаж. Радуга; Жёлтый сарай.

И. Хруцкий. Цветы и  плоды.

В. Стожаров. Чай с калачами; Квас.

С. Ткачёв. В зимний праздник. Деревня.

А. Лентулов. Овощи.

Б. Щербаков. Серия пейзажей «Времена года».

М. Врубель. Царевна –  Лебедь.

Н. Рерих. Снегурочка.

Ю. Васнецов. Иллюстрации  к русским народным сказкам «Три медведя» и др., народным песням «Радуга-дуга», «Ладушки».

Ф. Толстой. Букет цветов, бабочка и птичка.

С. Жуковский. Под вечер.

А. Дерен. Главные часы; Гавань.

К. Моне. Стог сена в Живерни.

В. Ван Гог. Море в Сен  – Мари.

А. Матисс. Женский портрет (графика); Красные рыбы.

Е. Рачев. Иллюстрации  к русским народным сказкам.

Во втором классе программа  рекомендует основные темы бесед:

- прекрасное вокруг  нас (натюрморты художника Ильи  Машкова и других художников);

- родная природа в  творчестве русских художников (жизнь  природы в творчестве  художника  – пейзажиста  Николая Ромадина, звуки дождя в живописи);

- городские и сельские пейзажи;

- художественно –  выразительные средства живописи  – цвет, мазок, линия, цветовой  и световой контрасты;

- композиция в изобразительном  искусстве;

- художники – сказочники (Виктор Васнецов, Иван Билибин);

- художники – анималисты (творчество Василия  Ватагина, животные на картинах и в рисунках  Валентина Серова и др.);

- выдающиеся художники  второй половины 19 века: Илья Репин,  Василий Суриков, Иван Шишкин, Исаак Левитан;

-главные художественные  музеи России;

- русское народное  декоративно – прикладное искусство (Жостово, Полхов – Майдан, филимоновские глиняные свистульки, богородская деревянная игрушка,  архангельские и тульские  печатные пряники, русская народная вышивка).

Рекомендуемые для бесед  произведения искусства

И. Машков. Фрукты на блюде; Ананасы и бананы; Московская снедь. Хлебы.

К. Петров – Водкин. Натюрморт  с черёмухой.

Н. Ромадин. Цветущий бугор; Весенний день; Зимняя луна; Розовый  вечер.

И. Шишкин. Дождь в дубовом  лесу; Лес зимой; Рожь; Дубы (этюд).

А. Герасимов. После дождя. Мокрая терраса; Натюрморт. Полевые цветы; Полевые букет.

И. Левитан. Первая зелень. Май; После дождя. Плес; Берёзовая  роща; Весна. Большая вода; Вечер. Золотой  пёс; Март.

Ф. Васильев. Оттепель; Перед  дождём.

А. Пластов. Жатва; Ужин трактористов.

А. Венецианов. На жатве. Лето; Захарка.

И. Крамской. Автопортрет.

В. Васнецов.  Автопортрет; Алёнушка; Иван – царевич на сером  волке; Ковёр – самолёт; Витязь на распутье; Тир царевны  подземного  царства.

И. Билибин. Иллюстрации  к русским народным сказкам.

Ю. Васнецов. Иллюстрации к русским  народным сказкам

В. Ватагин. Рисунки и  скульптуры животных.

М. Кукунов. Рисунки животных.

В. Серов.  Рисунки животных  и иллюстраций.

Е. Чарушин. Рисунки животных (иллюстрации).

И. Репин. Автопортрет; портрет  Л.Н. Толстого; Стрекоза. Портрет дочери художника; Осенний букет; рисунки.

В. Суриков. Автопортрет; Портрет О.В. Суриковой в детстве; Взятие снежного городка.

К. Маяковский. Дети, бегущие  от грозы.

Ци Байши. Пион.

А. Дюрер. Кролик (рисунок).

А. и С. Ткачёвы. Детвора.

В 3 классе предлагаются такие темы бесед:

-виды изобразительного  искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное искусство)  и архитектура;

-наша Родина – Россия  – в произведениях изобразительного  искусства;

- Москва в изобразительном  искусстве;

- старинные города  России в творчестве художников;

-тема материнской  любви и нежности в творчестве  художников;

-красота родной природы  в творчестве русских художников;

-действительность и  фантастика в произведениях художников; сказка в изобразительном искусстве;

- красота народного  декоративно-прикладного искусства,  выразительные средства декоративно-прикладного  искусства; охрана исторических  памятников народного искусства;  орнаменты народов России;

-музеи России.

Рекомендуемые для бесед  произведения искусства

А.Дейнека. Эскиз плафона  Центрального театра Российской Армии.

К..Юон. Раскрытое окно; Голубой куст;

В.Суриков. Минусинская  степь.

А.Герасимов. Кремль. Тайницкая  башня;

Ж.Э.Лиотар Шоколадница.

И.Репин. Отдых (этюд); Портрет  И.С.Остроухова.

В.Серов Октябрь (офорт); Стригуны на водопое. Домотканово; рисунки животных.

А.Ватто. Голова молодой  женщины в профиль.

Эрьзя. Женский портрет.

П.Трубецкой. Девочка  с собакой.

 С.Коненков. Нике .

М.Чижов. Крестьянин в  беде.

Р.Бах. Памятник А.С.Пушкину. Пушкин.

Н.Дубовский. Родина.

И.Левитан. Озеро. Русь; Бурный день; Вечер на Волге; Буря – дождь;

Саввинская слобода  под Звенигородом.

В 4 классе рекомендуют  основные темы бесед:

-жанры изобразительного  искусства ( пейзаж, натюрморт, портрет,  бытовой жанр, исторический и батальный жанры),

-красота родной природы  в творчестве русских художников ( «Художник Архип Куинджи –  мастер передачи света и цвета  в живописи», «Русский маринист  Иван Айвазовский»);

-выдающиеся деятели  культуры и искусства России  на картинах художников;

-великие полководцы  России в произведениях художников  и скульпторов;

-портреты знаменитых  русских писателей и композиторов;

-литература, музыка, театр  и изобразительное искусство;

-люди труда в изобразительном  искусстве; крестьянский труд  в изобразительном искусстве;

-сказка в изобразительном  искусстве;

-в мастерской художника;

-музеи России;

-прославленные центры  народных художественных промыслов;

-искусство родного  края;

-орнаменты народов  мира.

Рекомендуемые для бесед  произведения искусства

К.Коровин. Цветы и фрукты; В мастерской художника.

А.Герасимов. Розы; Портрет  балерины О.В.Лепешинской.

Ж.Б.С.Шарден. Атрибуты искусств.

П.Клас. Завтрак с ветчиной.

О.Кипренский. Портрет  А.С.Пушкина.

В.Серов. Автопортрет; Летом. Портрет Ольги Федоровны Серовой. Домотканово.

Леонардо да Винчи. Автопортрет.

А.Дюрер. Автопортрет  в возрасте четырнадцати лет.

Рембрандт. Автопортрет; Сын Титус за чтением.

А.Венецианов. Автопортрет; Жница; На пашне. Весна; Жнецы.

И.Грабарь. Автопортрет.

А. Шилов. Автопортрет  с дочерью Машей.

А. и С. Ткачевы. Автопортрет.

В. Тропинин. Автопортрет с палитрой и кистями на фоне окна с видом на Кремль; Портрет А.С.Пушкина.

И. Репин. Портрет Василия Дмитриевича  Поленова; Портрет Нади Репиной; Портрет В.В.Стасова; Портрет П.М.Третьякова; Портрет М.П.Мусорского.

П. Корин. Портрет художников Кукрыниксов; Александр Невский; Портрет маршала Г.К.Жукова.

Ф.Решетников. Прибыл на каникулы; Уголок мастерской.

Б. Кустодиев. Автопортрет; Масленица; Встреча. Пасхальный день; Крестный ход; Портрет Федора Шаляпина.

В. Суриков. Меньшиков  в Березове; Переход Суворова через  Альпы.

М. Антокольский. Иван Грозный.

А. Дейнека. Оборона Севастополя; Окно в мастерской; Будущие летчики.

А. Бубнов. Утро на Куликовом поле.

А. Кившенко. Военный совет в Филях в 1812 году.

М. Врубель. Портрет С.И.Мамонтова.

К. Брюллов. Автопортрет; Портрет И.А.Крылова.

Л. Голубкина. Л.Н.Толстой.

И.Крамской. Н.А.Некрасов в период «Последних песен».

М. Караваджо. Лютнист.

Т.Шевченко. Автопортрет.

Д. Кардовский. Иллюстрации  к рассказу А.П.Чехова «Каштанка».

Г.Мясоедов. Косцы.

В.Васнецов. Палаты царя Берендея. Эскиз декорации к опере  Н.Римского-Корсакова «Снегурочка»; Царь Иван Васильевич.

К.Коро. Воз сена.

А.Пластов. Автопортрет; На гумне; Деревенская улица; Деревенский  март.

А.Куинджи. Украинская ночь; Эльбрус; Эффект заката; Море. Крым.

И.Айвазовский. Девятый  вал; Закат на море; Черное море.

И.Билибин. Иллюстрации  к русским народным сказкам.

З.Серебрякова. Автопортрет.

В. Маковский. В мастерской художника.

Г. Алексеев. В мастерской Д.Г.Венецианова.

 Т.Яблонская. Хлеб; Утро.

В. Борисов – Мусатов .  Весна; Водоем.

И. Мартос. Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе мы изучили  психолого - педагогическую, методическую литературу по теме исследования, рассмотрели виды, структуру и планирование уроков изобразительного искусства в начальной школе и на основе изучения опыта отечественных педагогов – эстетов составили методические рекомендации по обучению младших школьников изобразительному искусству на уроке.

Информация о работе Организация обучения младших школьников рисованию на уроке