Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 21:46, курсовая работа
Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических аспектов организации урока как основной формы обучения младших школьников рисованию.
Задачи
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по
теме исследования.
2.Рассмотреть виды, структуру и планирование уроков ИЗО в начальной
школе.
3. На основе изучения опыта отечественных педагогов – эстетов
составить методические рекомендации по обучению младших
школьников изобразительному искусству на уроке.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………….. . . с.1-2
1. Урок, как основная форма организации обучения детей рисованию . . . . . .….с.3-7
2. Психологические аспекты обучения младших школьников изобразительной деятельности на уроках рисования…………………………………………… ..с.8-18
3. Виды уроков изо и их структура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. ..с 19-24
4. Планирование уроков изобразительного искусства в начальной школе…………………………………………………………………………....с.25-34
5. Методические рекомендации по обучению младших школьников изобразительному искусству на уроке ……………………………………… ..с.35-79
Заключение ……………………………………………………………………..с.80-83
Библиографический список. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . с.84-86
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.87-89
Все декоративные работы выполняются карандашом, а затем завершаются акварельными или гуашевыми красками. Продолжительность их выполнения от одного до двух учебных часов.
Распределение учебных часов на раздел декоративного рисования по классам следующее: 1 класс – 7 часов, 2класс – 8 часов, 3 класс – 7 часов, 4 класс -7 часов.
Использование бесед об изобразительном искусстве при обучении детей рисованию
Ознакомление учащихся
начальных классов с
Демонстрация отдельных произведений изобразительного искусства на уроках рисования с натуры, декоративной работы и рисования на темы позволяет ознакомить учащихся с применением изучаемых ими средств художественной выразительности в творчестве выдающихся художников. Полученные таким образом сведения о произведениях изобразительного искусства затем систематизируется в специальных беседах.
Так уже в начальных классах у детей накапливаются впечатления, связанные с художественными образами, способствующие воспитанию эмоций. Показ произведений искусства и рассказы о них воспитывают интерес и любовь к ним. При изучении произведения следует учить детей пониманию его художественной идеи.
Ознакомление с произведениями изобразительного искусства в 1 – 4 классах проводится в начале или в конце урока, 8-12 минут; в одной беседе показывают, как правило, либо одно - два произведения, либо пять – шесть иллюстраций, либо три – четыре предмета декоративно – прикладного искусства. В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки – в одной беседе показываются пять – шесть произведений живописи, скульптуры, графики или столько же предметов декоративно – прикладного искусства.
Во время бесед следует, как можно шире использовать кинофильмы, диафильмы, диапозитивы, показ репродукций и их фрагментов через эпидиаскоп. По возможности нужно проводить экскурсии в музеи, художественные галереи, к памятникам искусства.
Важно учитывать и то, что ознакомление с произведениями изобразительного искусства проводится в течении всего учебного года. Учитель должен планировать беседы с учетом времени года, праздников, тем чтения и учебного материала практических занятий по изобразительному искусству.
В 1 классе в итоге этих бесед учащиеся должны научиться узнавать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления (время года, время дня, погоду, человека, дом, животных, машины и т. д.), действие (идут, сидят, разговаривают и т.д.), высказывать свое мнение о картинах (что больше всего понравилось, почему).
К концу обучения во2 классе
школьники должны уметь высказывать
простейшие суждения о картинах и
предметах декоративно –
В 3 классе к концу года дети должны уметь выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина).
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны уметь рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства (содержание, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства. Они должны уметь рассказывать о содержании рассматриваемого произведения изобразительного искусства (основная мысль художника, как она выражена и т.д.).
Основные темы бесед в 1 классе:
-прекрасное в жизни
и в произведениях
- виды изобразительного искусства и архитектура;
- жанры живописи;
- портреты детей в изобразительн
- прекрасное вокруг нас (красота вещей);
- родная природа в
творчестве русских художников (времена
года, двенадцать месяцев в
- сказочные сюжеты в изобразительном искусстве и литературе;
- русское народное
декоративно – прикладное
Рекомендуемые для бесед произведения искусства:
А.Саврасов
Грачи прилетели.
И.Шишкин. Лесные дали; На севере диком…; Перед грозой.
И.Левитан. Золотая осень; Золотая осень. Слободка; Половодье; Цветущие яблони; Мостик. Саввинская слобода; Вечерний звон.
В.Поленов. Осень в Абрамцеве; Заросший пруд; Золотая осень.
К.Юон. Конец зимы. Полдень; Мартовское солнце; Москворецкий мост. Зима; Весенний солнечный день. Сергиев Посад.
И.Грабарь Неприбранный стол; Рябинка; Февральская лазурь; Мартовский снег.
И.Бродский. Опавшие листья.
А. Пластов. Первый снег; Колокольчики и ромашки; Сенокос; Летом.
К. Коровин. Розы; зимой.
В. Серов. Октябрь. Домотканово; Девочка с персиками; Мика Морозова; Ф. И.Шаляпин; наброски животных; иллюстрации к басням И. Крылова.
Б. Кустодиев. Волга. Радуга; Ярмарка.
А. Куинджи. Берёзовая роща; Лунная ночь на Днепре; Вечер на Украине; Закат.
Н. Крымов. Московский пейзаж. Радуга; Жёлтый сарай.
И. Хруцкий. Цветы и плоды.
В. Стожаров. Чай с калачами; Квас.
С. Ткачёв. В зимний праздник. Деревня.
А. Лентулов. Овощи.
Б. Щербаков. Серия пейзажей «Времена года».
М. Врубель. Царевна – Лебедь.
Н. Рерих. Снегурочка.
Ю. Васнецов. Иллюстрации к русским народным сказкам «Три медведя» и др., народным песням «Радуга-дуга», «Ладушки».
Ф. Толстой. Букет цветов, бабочка и птичка.
С. Жуковский. Под вечер.
А. Дерен. Главные часы; Гавань.
К. Моне. Стог сена в Живерни.
В. Ван Гог. Море в Сен – Мари.
А. Матисс. Женский портрет (графика); Красные рыбы.
Е. Рачев. Иллюстрации к русским народным сказкам.
Во втором классе программа рекомендует основные темы бесед:
- прекрасное вокруг
нас (натюрморты художника
- родная природа в творчестве русских художников (жизнь природы в творчестве художника – пейзажиста Николая Ромадина, звуки дождя в живописи);
- городские и сельские пейзажи;
- художественно –
выразительные средства
- композиция в изобразительном искусстве;
- художники – сказочники (Виктор Васнецов, Иван Билибин);
- художники – анималисты (творчество Василия Ватагина, животные на картинах и в рисунках Валентина Серова и др.);
- выдающиеся художники второй половины 19 века: Илья Репин, Василий Суриков, Иван Шишкин, Исаак Левитан;
-главные художественные музеи России;
- русское народное декоративно – прикладное искусство (Жостово, Полхов – Майдан, филимоновские глиняные свистульки, богородская деревянная игрушка, архангельские и тульские печатные пряники, русская народная вышивка).
Рекомендуемые для бесед произведения искусства
И. Машков. Фрукты на блюде; Ананасы и бананы; Московская снедь. Хлебы.
К. Петров – Водкин. Натюрморт с черёмухой.
Н. Ромадин. Цветущий бугор; Весенний день; Зимняя луна; Розовый вечер.
И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу; Лес зимой; Рожь; Дубы (этюд).
А. Герасимов. После дождя. Мокрая терраса; Натюрморт. Полевые цветы; Полевые букет.
И. Левитан. Первая зелень. Май; После дождя. Плес; Берёзовая роща; Весна. Большая вода; Вечер. Золотой пёс; Март.
Ф. Васильев. Оттепель; Перед дождём.
А. Пластов. Жатва; Ужин трактористов.
А. Венецианов. На жатве. Лето; Захарка.
И. Крамской. Автопортрет.
В. Васнецов. Автопортрет; Алёнушка; Иван – царевич на сером волке; Ковёр – самолёт; Витязь на распутье; Тир царевны подземного царства.
И. Билибин. Иллюстрации к русским народным сказкам.
Ю. Васнецов. Иллюстрации к русским народным сказкам
В. Ватагин. Рисунки и скульптуры животных.
М. Кукунов. Рисунки животных.
В. Серов. Рисунки животных и иллюстраций.
Е. Чарушин. Рисунки животных (иллюстрации).
И. Репин. Автопортрет; портрет Л.Н. Толстого; Стрекоза. Портрет дочери художника; Осенний букет; рисунки.
В. Суриков. Автопортрет; Портрет О.В. Суриковой в детстве; Взятие снежного городка.
К. Маяковский. Дети, бегущие от грозы.
Ци Байши. Пион.
А. Дюрер. Кролик (рисунок).
А. и С. Ткачёвы. Детвора.
В 3 классе предлагаются такие темы бесед:
-виды изобразительного
искусства (живопись, графика, скульптура,
декоративно – прикладное
-наша Родина – Россия
– в произведениях
- Москва в изобразительном искусстве;
- старинные города
России в творчестве
-тема материнской любви и нежности в творчестве художников;
-красота родной природы
в творчестве русских
-действительность и
фантастика в произведениях
- красота народного
декоративно-прикладного
-музеи России.
Рекомендуемые для бесед произведения искусства
А.Дейнека. Эскиз плафона Центрального театра Российской Армии.
К..Юон. Раскрытое окно; Голубой куст;
В.Суриков. Минусинская степь.
А.Герасимов. Кремль. Тайницкая башня;
Ж.Э.Лиотар Шоколадница.
И.Репин. Отдых (этюд); Портрет И.С.Остроухова.
В.Серов Октябрь (офорт); Стригуны на водопое. Домотканово; рисунки животных.
А.Ватто. Голова молодой женщины в профиль.
Эрьзя. Женский портрет.
П.Трубецкой. Девочка с собакой.
С.Коненков. Нике .
М.Чижов. Крестьянин в беде.
Р.Бах. Памятник А.С.Пушкину. Пушкин.
Н.Дубовский. Родина.
И.Левитан. Озеро. Русь; Бурный день; Вечер на Волге; Буря – дождь;
Саввинская слобода под Звенигородом.
В 4 классе рекомендуют основные темы бесед:
-жанры изобразительного искусства ( пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр, исторический и батальный жанры),
-красота родной природы
в творчестве русских
-выдающиеся деятели культуры и искусства России на картинах художников;
-великие полководцы
России в произведениях
-портреты знаменитых
русских писателей и
-литература, музыка, театр и изобразительное искусство;
-люди труда в изобразительном искусстве; крестьянский труд в изобразительном искусстве;
-сказка в изобразительном искусстве;
-в мастерской художника;
-музеи России;
-прославленные центры
народных художественных
-искусство родного края;
-орнаменты народов мира.
Рекомендуемые для бесед произведения искусства
К.Коровин. Цветы и фрукты; В мастерской художника.
А.Герасимов. Розы; Портрет балерины О.В.Лепешинской.
Ж.Б.С.Шарден. Атрибуты искусств.
П.Клас. Завтрак с ветчиной.
О.Кипренский. Портрет А.С.Пушкина.
В.Серов. Автопортрет; Летом.
Портрет Ольги Федоровны
Леонардо да Винчи. Автопортрет.
А.Дюрер. Автопортрет в возрасте четырнадцати лет.
Рембрандт. Автопортрет; Сын Титус за чтением.
А.Венецианов. Автопортрет; Жница; На пашне. Весна; Жнецы.
И.Грабарь. Автопортрет.
А. Шилов. Автопортрет с дочерью Машей.
А. и С. Ткачевы. Автопортрет.
В. Тропинин. Автопортрет с палитрой и кистями на фоне окна с видом на Кремль; Портрет А.С.Пушкина.
И. Репин. Портрет Василия Дмитриевича Поленова; Портрет Нади Репиной; Портрет В.В.Стасова; Портрет П.М.Третьякова; Портрет М.П.Мусорского.
П. Корин. Портрет художников Кукрыниксов; Александр Невский; Портрет маршала Г.К.Жукова.
Ф.Решетников. Прибыл на каникулы; Уголок мастерской.
Б. Кустодиев. Автопортрет; Масленица; Встреча. Пасхальный день; Крестный ход; Портрет Федора Шаляпина.
В. Суриков. Меньшиков в Березове; Переход Суворова через Альпы.
М. Антокольский. Иван Грозный.
А. Дейнека. Оборона Севастополя; Окно в мастерской; Будущие летчики.
А. Бубнов. Утро на Куликовом поле.
А. Кившенко. Военный совет в Филях в 1812 году.
М. Врубель. Портрет С.И.Мамонтова.
К. Брюллов. Автопортрет; Портрет И.А.Крылова.
Л. Голубкина. Л.Н.Толстой.
И.Крамской. Н.А.Некрасов в период «Последних песен».
М. Караваджо. Лютнист.
Т.Шевченко. Автопортрет.
Д. Кардовский. Иллюстрации к рассказу А.П.Чехова «Каштанка».
Г.Мясоедов. Косцы.
В.Васнецов. Палаты царя
Берендея. Эскиз декорации к опере
Н.Римского-Корсакова «
К.Коро. Воз сена.
А.Пластов. Автопортрет; На гумне; Деревенская улица; Деревенский март.
А.Куинджи. Украинская ночь; Эльбрус; Эффект заката; Море. Крым.
И.Айвазовский. Девятый вал; Закат на море; Черное море.
И.Билибин. Иллюстрации к русским народным сказкам.
З.Серебрякова. Автопортрет.
В. Маковский. В мастерской художника.
Г. Алексеев. В мастерской Д.Г.Венецианова.
Т.Яблонская. Хлеб; Утро.
В. Борисов – Мусатов . Весна; Водоем.
И. Мартос. Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.
Заключение
В данной работе мы изучили психолого - педагогическую, методическую литературу по теме исследования, рассмотрели виды, структуру и планирование уроков изобразительного искусства в начальной школе и на основе изучения опыта отечественных педагогов – эстетов составили методические рекомендации по обучению младших школьников изобразительному искусству на уроке.
Информация о работе Организация обучения младших школьников рисованию на уроке