Организация обучения младших школьников рисованию на уроке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических аспектов организации урока как основной формы обучения младших школьников рисованию.
Задачи
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по
теме исследования.
2.Рассмотреть виды, структуру и планирование уроков ИЗО в начальной
школе.
3. На основе изучения опыта отечественных педагогов – эстетов
составить методические рекомендации по обучению младших
школьников изобразительному искусству на уроке.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………….. . . с.1-2
1. Урок, как основная форма организации обучения детей рисованию . . . . . .….с.3-7
2. Психологические аспекты обучения младших школьников изобразительной деятельности на уроках рисования…………………………………………… ..с.8-18
3. Виды уроков изо и их структура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. ..с 19-24
4. Планирование уроков изобразительного искусства в начальной школе…………………………………………………………………………....с.25-34
5. Методические рекомендации по обучению младших школьников изобразительному искусству на уроке ……………………………………… ..с.35-79
Заключение ……………………………………………………………………..с.80-83
Библиографический список. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . с.84-86
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.87-89

Файлы: 1 файл

Организация обучения младших школьников рисованию на уроке.doc

— 397.50 Кб (Скачать файл)

Чувство прекрасного, возвышенного у школьников успешно развиваются  и на уроках эстетического цикла, так и в процессе занятий на других уроках, во время коллективного труда, выполнение поручений, на природе.

С началом обучения в  школе формирование воли школьника  вступает в новый этап, характеризующийся  целенаправленным и систематическим  воспитанием под руководством учителя. Учение является интересным для детей занятием, но в нем есть очень много трудного. В этих случаях необходимы волевые усилия. Преодоление различного рода трудностей в процессе обучения воспитывает волю, развивает сильные качества личности школьника. Активно формируется у младших школьников мотивы долга и ответственности перед учителем, своим классом, школой. На уроке ученик должен направить все свои силы для решения поставленных задач, усидчивость при выполнении однообразной, продолжительной работы, целенаправить внимание, восприятие, наблюдение, память. Так одновременно с его психическим развитием развивается и воля. Волевые действия младшеклассников являют собой благодатную почву для успешного формирования воли старшеклассников.

Успешная изобразительная  деятельность требует развитых художественных способностей. К ведущим свойствам  художественных способностей относятся:

  1. Свойства художественного воображения и мышления,                   

обеспечивающие отбор  главного, наиболее существенного и

характерного явления  в действительности, конкретизацию  и обобщение художественного  образа, создание оригинальной композиции.

2.Свойства зрительной  памяти, способствующие созданию  ярких

   зрительных образов  в сознании художника и помогающие  успешной

   трансформации  их  в художественный образ.

3.Эмоциональное отношение  к воспринимаемому и изображаемому

   объекту или  явлению.

4.Волевые свойства  личности художника, обеспечивающие 

   практическую  реализацию творческих замыслов.

К вспомогательным свойствам художественных способностей обычно относят:

   1.Свойство зрительного  аппарата воспринимать и отображать 

     структуру  поверхности воспринимаемых объектов.

   2.Сенсомоторные  качества, особенно связанные с  действиями руки

     художника,  обеспечивающие быстрое и четкое усвоение новых

     технических  приемов в рисунке и живописи.

В.С.Кузин выделяет так  же показатели художественных способностей:

   1.Повышенная склонность  – это особенность личности,

     проявляющаяся  в предпочтительном выборе занятий какой-либо

     конкретной  деятельностью.

   2.Существенным  признаком, свидетельствующим о  наличии

     способностей  к изодеятельности, служит быстрота  успешного 

     усвоения  социальных знаний, умений и навыков.

   3.Наличие выразительной  композиции.

   4.Умение передавать  в изображении сходство с изображаемым 

     объектом.

   5.Умение образно  мыслить, легкость воображения  каких-либо сцен,

     событий,  отдельных людей.

   6.Яркое выражение  эмоций, чувств художника как  в процессе 

     непосредственного изображения, так и в самом произведении.

   7.Художественный  талант – это благоприятное  сочетание, 

     взаимодействие  способностей к изодеятельности,  получивших 

     высокое  развитие в процессе обучения  и воспитания,

     обеспечивающих  успешность творческого выполнения

     художественной  деятельности.

   8.Понятием гениальности  в художественном творчестве 

     определяется  исключительно благоприятное сочетание  талантов,

     которое  позволяет художнику создать  произведения,

     опережающие историческую эпоху и имеющие мировое значение.

Вывод. Исходя из выше сказанного уроки изобразительного искусства – важное средство развития личности школьника. Они способствуют расширению кругозора, восприятию эстетических потребностей учащихся  их мыслительной, творческой активности, эмоционально-эстетического отношения к окружающему.

На занятиях изобразительным  искусством формируются такие свойства личности, как трудолюбие, аккуратность, целенаправленность, самостоятельность. В процессе изобразительной деятельности у ребенка формируются графические, живописные навыки, они учатся анализировать предметы и явления окружающего мира.

Важными психологическими аспектами обучения детей младшего школьного возраста изобразительному искусству является:

1.Учет таких психических процессов как память, внимание, ощущение,

  восприятие, мышление, речь, воображение, эмоционально-волевые 

  процессы.

2.С точки зрения  Кузина В.С. именно в деятельности  раскрываются  и 

  формируются умения  и навыки, а также художественные

  способности.(  16 ,с. 78  ).

Эти аспекты необходимо учитывать педагогу в своей работе при обучении детей рисованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

    

 

 

3.Виды уроков ИЗО и их структура

Потребность в классификации  уроков у ученых – педагогов возникла давно. К. Д. Ушинский дал следующую классификацию уроков:

1.Уроки смешанные  , имеющие целью повторение пройденного  и 

сообщение нового материала,

2.Уроки устных и  практических упражнений, на которых 

  осуществляется повторение  и закрепление знаний, умений  и навыков.

3.Уроки письменных  упражнений,

4.Уроки оценки знаний, которые проводятся после определенного 

периода обучения и в конце года(47,с.97)

Основные типы уроков изобразительного искусства с точки  зрения Кузина В.С. :

1.Урок сообщения нового  материала,

2.Урок повторения и  закрепления знаний, умений и  навыков.

3.Урок выявления знаний, умений и навыков учащихся  путем их 

  проверки и оценки этих знаний, умений и навыков.

4.Урок смешанного типа.

Использование данных типов  уроков в преподавании изобразительного искусства обуславливается, прежде всего, особенностями каждого вида занятий по этому предмету.

Для того чтобы осуществлять процесс планирования уроков ИЗО в начальной школе, необходимо опираться на программы по предмету «Изобразительное искусство», рекомендуемые Министерством Образования в госстандарте. В настоящее время это:

1.Программа В.С.Кузина «Изобразительное искусство»(35, с.233)

2.Программа Б.М.Неменского  «Изобразительное искусство и художественный труд» (35, с.258)

3.Программа Т.Я.Шпикаловой  «Изобразительное искусство и  художественный труд».(35, с.290)

4.Программа Полуянова  «Изобразительное искусство».

  Мы остановимся на программе В.С.Кузина «Изобразительное искусство», максимально приближенной к стандартной.

В.С.Кузин рекомендует  четыре вида занятий: рисование с  натуры, на темы, декоративное рисование, беседы об изобразительном искусстве. Понятно, что каждому из этих видов занятий соответствует определенный тип урока.

Наиболее широко используется урок смешанного типа. Для каждого  типа урока изобразительного искусства  характерна определенная структура. Для  урока рисования характерны те же структурные элементы, но они насыщены своеобразием данного урока.

Основными элементами урока  являются:

1.Организационный  момент. Учащиеся готовят инструменты и принадлежности для рисования. Учителю рекомендуется систематически проверять готовность к уроку. Затем в классном журнале отмечаются отсутствующие ученики, записывается тема урока. В организационный момент входит и постановка натуральных композиций, но можно это сделать и до урока.

2.Объяснение  нового материала. В объяснение нового материала входит постановка целей и задач урока, вида материала, в котором следует выполнить задание, требования к рисункам. Проводится анализ натурной постановки с целью выяснения особенностей пространственного расположения композиции на рисунке. Демонстрируются наглядные пособия.

3.Объяснение  последовательности работы.

4.Самостоятельная  работа учащихся. В процессе самостоятельной работы учащихся закрепляются знания, графические и живописные умения и навыки, получаемые школьниками во время объяснения учителя. В это время педагог проводит фронтальную и индивидуальную работу, предупреждает и исправляет ошибки, разъясняет типичные ошибки. На практических занятиях (рисование по замыслу или с натуры) этому отводится основное время урока до 30 минут.

5.Организация  выставки. После завершения работы учитель организует выставку рисунков, их коллективное обсуждение, чтобы дети могли полюбоваться своими работами, убедиться, что и они могут показать красоту окружающего или сказочного мира. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить кто лучше отобразил события в рисунке и какими средствами этого удалось добиться.

6. Итог урока. Подведение итогов урока на уроках рисования с натуры или декоративного рисования анализ проводится на нескольких специально отобранных рисунках. Как правило, отбираются лучшие работы, но иногда стоит проанализировать работы с типичными для многих ошибками. После анализа рисунков оценки выставляются в журнал и в дневник. На уроках – беседах закрепление нового материала производят при помощи нескольких вопросов по пройденной теме.

Необходимо отметить, что данная структура не является обязательной, а лишь только подчеркивает необходимость поэтапности урока. Опытный учитель строит урок исходя из материала, подготовленности класса, оборудования урока и других возможностей. Но благодаря структуре не будет выпущена ни одна из частей урока.

Широкое применение наглядных  пособий на уроках изобразительного искусства, использование различных  приемов работы карандашом или кистью, обязывают педагога заранее организовать оборудование класса.

Во время рисования  с натуры в классе должно быть три  – четыре натуральные постановки. Обязательное условие при этом  - постановки должны находиться ниже уровня глаз, только в этом случае можно  научить отображать перспективу. Нужно  иметь несколько видов драпировки, специальные подставки для регулировки уровня натуральной постановки. Иногда для искусственного освещения применяют специальные светильники.

Очень важна правильная организация рабочего места школьника. Учитель в начале урока должен проверять готовность к уроку. Рабочее место ученика не должно загромождаться лишними предметами. Стол должен быть оборудован наклоном или приспособлением для удобства при рисовании.

В настоящее время  широкое распространение получили мультимедийные средства обучения, способствующие совершенствованию учебного процесса: различные проекторы, кинопроекторы, компьютеры. Очень много информации содержится на компьютерных дисках, где не только можно увидеть, но и подетально рассмотреть произведения искусства, прослушать рассказ чтеца о данном авторе и его произведениях. Существует множество видео продукции на данную тему. В оборудование урока входят и другие наглядные пособия: модели, таблицы, репродукции.

Систематическое и последовательное, прочное усвоение знаний учебного материала не возможно без планирования и предварительной подготовки учителя к уроку.

Совершенно необходимо планировать как тематические, так  и поурочные планы. К этому  обязывают и дидактические принципы.

Обычно планирование урока осуществляется в виде плана  – конспекта. В нем учитель, руководствуясь поурочным планированием на четверть, четко указывает тему, цель и задачи каждого урока  с определением их основного содержания и времени, отводимого на каждую часть. В плане – конспекте указывается наглядный материал, который должен быть использован на уроке, оборудование урока, отдельные методические приемы учителя.

Планирование каждого  конкретного урока не возможно без  планирования материала на четверть, полугодие, год. Как правило, годовой  тематический план предусматривает и планирование материала на четверть. В практике используют и иллюстрированное планирование, на котором видны не только части урока, но и выполнение учебного задания, техники работы, дается наглядное пособие того, что будут рисовать на уроке.

Для годового планирования учитель должен руководствоваться программой по изобразительному искусству.

В подготовку учителя  к уроку обязательно входит написание  конспекта урока. Практикуют различные  подходы к этому виду деятельности, однако есть обязательные моменты для всех. Как правило, надо назвать класс, тему урока, цель, задачи, оборудование (для учителя и учащихся), написать план урока с распределением времени по минутам и ход урока с указанием содержания бесед, используемых материалов, методических рекомендаций для каждого этапа урока. Желательно также составлять план размещения материалов на доске, прикладывать к конспекту урока эскизы наглядных пособий.

Цель содержит общие  развивающие, воспитательные и обучающие  моменты, а задачи показывают, что  нужно для этого сделать. Важно отметить, что при подведении урока, оценке работ учащихся, прежде всего, нужно обращать внимание на выполнение поставленных целей. Мастерство написания конспекта приходит с опытом работы, но совершенствовать его можно всю жизнь.

Вывод. Самым эффективным делением на виды уроков изобразительной деятельности является градация В.С.Кузина. Основные типы уроков ИЗО:

1. Урок сообщения нового материала.

2. Урок повторения и закрепления.

3. Урок выявления ЗУН учащихся путем их проверки и оценки этих                                             

 знаний, умений и  навыков.

4. Урок смешанного типа.

Структуризация уроков рассматривается у всех вышеперечисленных  педагогов, и только соответствие структуры  урока поставленной цели позволит добиться наилучших результатов изодеятельности младших школьников

Информация о работе Организация обучения младших школьников рисованию на уроке