Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 21:46, курсовая работа
Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических аспектов организации урока как основной формы обучения младших школьников рисованию.
Задачи
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по
теме исследования.
2.Рассмотреть виды, структуру и планирование уроков ИЗО в начальной
школе.
3. На основе изучения опыта отечественных педагогов – эстетов
составить методические рекомендации по обучению младших
школьников изобразительному искусству на уроке.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………….. . . с.1-2
1. Урок, как основная форма организации обучения детей рисованию . . . . . .….с.3-7
2. Психологические аспекты обучения младших школьников изобразительной деятельности на уроках рисования…………………………………………… ..с.8-18
3. Виды уроков изо и их структура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. ..с 19-24
4. Планирование уроков изобразительного искусства в начальной школе…………………………………………………………………………....с.25-34
5. Методические рекомендации по обучению младших школьников изобразительному искусству на уроке ……………………………………… ..с.35-79
Заключение ……………………………………………………………………..с.80-83
Библиографический список. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . с.84-86
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.87-89
Если плоды представляют собой гроздь (виноград, рябина и т.п.), то начинать рисовать их следует с очерчивания всей выбранной ветки с последующим выделением стебля и обобщённой массы плодов и листьев. После определения пропорциональных отношений и пространственного положения основных масс ветки следует членение их на более мелкие элементы, группки, вплоть до прорисовки отдельных ягод и листьев.
Примерно так же изображаются и цветы (карандашом, пером и тушью, акварелью).
Начиная рисовать цветы, следует знать, что их форма чрезвычайно разнообразна. Некоторые из них имеют довольно простую форму, другие отличаются необычайно сложной формой.
К простейшим цветам относятся такие, которые состоят из небольшого количества лепестков, растущих симметрично в стороны от центра цветка (из чашечки) таким образом, что форма всего цветка представляется своеобразным круглым диском с несколько выпуклой или вогнутой серединой. К указанному типу цветов относятся: ромашка, лютик, гвоздика, цвет яблони, вишни и др. Похожи по строению с ними, но имеют свои отличия лепестки цветов типа анютиных глазок, ивана-да-марьи и др. Лепестки этих цветов симметричны только по одной оси.
Различную форму имеют цветы со сросшимися лепестками: трубчатую, колокольчатую, колесовидную и т.п. Это цветы типа львиного зёва. Лепестки этих цветов разделяются небольшими разрезами. (Иногда лепестки у цветов подобной формы располагаются симметрично.) большим разнообразием общей формы и формы лепестков отличаются многолепестковые цветы. В частности, клевер, розы, гортензии, георгины имеют форму шара, полушария. Обобщённая форма цветов одуванчика, подсолнуха вместе с чашелистиками напоминает усечённый конус и т.д. Невозможно описать всё разнообразие строения цветов. Главное для рисующего – с самого начала увидеть своеобразие формы цветка, определить, какую геометрическую форму он напоминает.
Так же различна у цветов и зелёная чашечка, она бывает и большой и маленькой, разных пропорций, разной формы, по-разному связана с венчиком, то есть с лепестками. Различна форма и длина тычинок, которые могут быть скрыты под лепестками, а иногда им принадлежит немалая роль во внешнем облике цветка. Отличается разнообразием и форма пестиков, неодинаково их количество в цветах. Во время анализа цветка перед его изображением и в процессе рисования важно уяснить себе пропорции отдельных частей цветка, очертание чашелистиков, лепестков, тоновую и цветовую окраску венчика, пестиков (светлую или тёмную, светло-розовую, ярко-красную, тёмно-зелёную и т.д.), толщину лепестков, их пространственное положение и степень перспективного сокращения по отношению к линии горизонта и в соответствии с конкретной точкой схода.
Надо, учитывать, что лепестки, как правило, бывают и тонкие и настолько нежные, что почти прозрачны, поэтому собственные их тени, а нередко и падающие, отличаются небольшой силой. Это надо обязательно учитывать – иначе, как это нередко бывает у неопытного рисовальщика, легко сгустить тени в целях большого выявления формы, достижения тональной насыщенности. В итоге лепестки таких, например, цветов, как светлые розы, колокольчики, гладиолусы, георгины и др., кажутся искусственными, деревянными.
По-разному и группируются цветы. Некоторые из них располагаются на стебле по одному, другие попарно или по три, третьи – гроздьями. Цветы, растущие большими группами, могут образовывать вокруг стебля шар, полушарие, цилиндр, конус. Таковы флоксы, иван-чай, сирень, черёмуха и т.д. Некоторые цветы располагаются вряд по стеблю и повёрнуты в одну сторону, например ландыш, гладиолус.
Рисование любого цветка начинается с обобщённого наброска линиями всего цветка вместе со стеблем и листьями. Наметив на листе бумаги общее пространственное положение всей массы цветка, уточняют направление его стебля и самого цветка. На этом этапе важно правильно определить наклон, поворот стебля, цветка, расположение листьев, взаимоотношение их пропорций. Затем детально прорисовать все листья, чашечка, лепестки цветка, почки на стебле. При построении линейного рисунка цветка следует пользоваться, конечно по необходимости, вспомогательными линиями, линиями построения, вертикалью и горизонталью.
В зависимости от цветовой тональности окраски цветов их изображают либо на светлом, либо на тёмном или сером фоне. Если лепестки цветка светлые, нежные по фактуре, его лучше рисовать на тёмном или сером фоне (ромашки, гладиолусы, светлый мак и т.п.). Насыщенные, тёмные по фону цветы (красные розы, малиновые георгины, гвоздики и др.) надо изображать на светлом фоне или бледно окрашенном фоне.
Рисование с натуры пейзажа
Окружающая человека
природа издавна волновала его,
Изображение пейзажа обычно начинают с изучения и рисования отдельных кустарников, деревьев, сучьев, а затем деревьев (или кустарников) с частью двора, постройки, и только затем рисуют пейзаж с дальними планами.
Кусты и деревья изображать значительно сложнее, чем отдельные листья и ветки, так как в них большое количе6ство деталей. Но, так же как и при рисовании листьев, цветов, плодов, рисунок куста или дерева надо начинать с очерчивания общей массы куста или дерева.
Чтобы лучше видеть общее очертание куста, дерева и не увлечься изображением отдельных листьев, сучьев, надо выбрать точку наблюдения и изображения не ближе двух - трёхкратного их большого размера. Такое расстояние от рисующего до натуры позволяет видеть всё в целом («общо») и вместе с тем вычленять отдельные сучья, ветки, листья. Обычно отдельные листья показываются на переднем плане в освещённых местах или по краям куста, где они выступают силуэтом.
Надо постоянно наблюдать,
сравнивать кустарники различных пород,
так как они имеют
Начинать рисовать дерево лучше всего с очертания общей силуэтной формы зелёного покрова и ствола. Предварительно, в самом начале рисования можно короткими штрихами наметить крайние точки дерева по высоте и ширине, то есть основание, верхнюю точку зелёного покрова (вершина дерева) и боковые крайние точки кроны. Затем намечаются направление и толщина ствола, направление основных сучьев - от них зависть пространственное расположение основных масс зелени. Уточняются пропорции всей массы зелени, которая делится на большие группы сучьев. Эти основные массы зелени постоянно сравниваются между собой по величине, пространственному положению, расстояниями между сучьями.
Изображая пейзаж акварельными красками, не следует забывать, что воздушность, материальность изображения объектов, отношения пространственных планов, настроение передаются в акварели, прежде всего точным соблюдением всех закономерностей воздушной перспективы, удачным выбором техники и приёма работы и обусловлены пробуждённым чувством взволнованности от красоты природы.
Как правило, природа органически сочетается с архитектурными сооружениями: городскими и сельскими постройками, сараями, изгородями, мостами и т.п.
Рисование с натуры человека
Программой предусматривается выполнение набросков с натуры фигуры одетого человека (учащегося) в разных позах, а так же длительных рисунков с натуры фигуры человека с передачей пропорций, объёма, светотени, движения (в карандаше и в цвете – акварель).
Форма головы человека яйцевидная, но пропорции её всегда различные: бывают головы почти круглые, продолговатые, приплюснутые и т.д. Различно и соотношение её частей: величина мозговой и лицевой части черепа, челюстей, скул, ширина и высота лобной кости, степень разности лобных бугров, надбровных дуг и т.д. Разнообразны глаза человека - они бывают большими и маленькие, голубые, тёмно – коричневые и т.д. Так же различны и губы – тонкие, толстые. По–разному посажены и имеют неодинаковую величину уши, отличаются по форме и пропорциям носы.
Следует кратко рассмотреть последовательность выполнения рисунков с указанных объектов, что является необходимым для успешного рисования самого важного из всех объектов - фигуры одетого человека.
При построении рисунка головы важная роль принадлежит вспомогательной, так называемой срединной линии, проведённой от затылочного бугра вверх по шву между теменными костями, посередине лобной кости между лобными буграми и надбровными дугами к основанию носа, далее посередине верхней и нижней челюстей. От этой срединой линии и располагаются на равном расстоянии симметричные парные детали (глаза, крылья носа, углы рта, брови, лобные бугры, скулы, углы челюстей, уши и т.д.).
Из поперечных линий особенно важна пересекающая под прямым углом средину в области корня носа (переносицы) или в месте внутреннего прикрепления глаза (слезницы). Эта линия делит голову на две части, чаще всего почти равные между собой по высоте. В сочетании со срединной линией она образует так называемую крестовину, определяющую пропорции ширины головы к высоте, мозговой части к лицевой и степень поворота или наклона головы. Таким образом, точка переносицы является тем пунктом, от которой и идёт последующее построение остальных деталей головы.
При построении рисунка головы необходимо провести 3 – 5 вспомогательных линий на уровне основания носа, разрезе рта, бровей, лобных бугров, которые могут, поставит на нужные места и остальные парные детали. При положении лица фас, когда левая половина его равна правой, срединная линия и поперечные будут прямыми. Голова в фасовом положении, опущенная вниз, имеет срединную линию прямую, а поперечные – в виде дуг, обращённых выпуклостью вниз. У головы, запрокинутой назад, срединная линия также прямая, а поперечные – изогнуты и обращены выпуклостью вверх.
Когда голова повёрнута в сторону без наклона вниз или вверх, срединная линия становится дугой, а поперечные – прямыми. Чем больше поворот головы в сторону, тем сильнее изогнута дуга срединной линии. В этом случае парные детали располагаются на поперечных линиях, но по-разному удалены от срединной линии. При этом поперечные линии, как всякие параллельные, направляются в точку схода. В профильном положении головы срединная линия занимает крайнее положение. При дальнейшем повороте головы срединная линия не видна. Если голова повернута в сторону и поднята или опущена, то срединная и поперечные линии будут дугами. Не следует путать срединную и профильную линии: профильная линия проходит по всем точкам середины лица, повторяя рельеф выступающих частей головы, срединная линия дугообразна и минует сильно выступающие формы, например кончик носа или выдвинутую губу. Срединная и профильные линии совпадают только при фасовом положении головы, а при всяком другом положении все выступающие формы (нос, выдвинутая губа), лежащие на профиле, отклоняются от срединной линии.
Костной основой головы
является череп. В нем различают
мозговой череп – верхнезаднюю часть,
заключающую в себе головной мозг,
и лицевой череп – передненижню
Курс обучения рисованию головы начинается с рисования черепа. Затем рисуют гипсовые слепки частей лица – носа, губ, глаз, ушей. После выполнения ряда рисунков с гипсовых слепков частей лица переходят к рисованию с гипсовых слепков античных канонизированных голов, затем к изображению живой головы с натуры.
Построение каждого рисунка головы проходит три основные стадии. На первой стадии определяется композиционное расположение на листе бумаги и величина изображения – легкими, без нажима линиями очеркивается примерный овал головы, направление шеи, приблизительное положение крестовины.
На второй стадии строятся детали головы: лоб, нос, челюсти, губы, полушария глаз с направлением век, уши, скулы.
Третья стадия – это детальная проработка всех форм.
После рисования головы человека переходят к изучению пластической анатомии фигуры и затем к рисованию скелета руки, ноги, кисти руки, стопы, торса. Далее выполняются рисунки с гипсовых слепков и живой модели стопы и кисти руки. После этого рисуют гипсовую натуру человека, а затем переходят к рисованию живой фигуры, начиная с положения стоящей модели. Завершается обучение рисованию с натуры фигуры человека изображением надетой фигуры человека. В процессе рисования такой фигуры следует постоянно осмысленно представлять себе под одеждой особенности анатомического строения конкретного человека, что даёт возможность, правильно определит направление и расположение ткани одежды, её складок, изгибов, соответствующих расположению торса, рук, ног.
При выполнении длительного рисунка одетой фигуры человека необходимо добиваться передачи объёма, фактуры одежды, окружающих предметов интерьера, воздуха, пространства. Сказанное относится и к выполнению акварельных работ.
Важную роль в
изучении и правильном
Рисунки с натуры выполняются простым карандашом или акварельными красками, черной тушью.
Школьник начальных классов должен овладеть следующими навыками по разделу рисования с натуры:
1 класс
Знать название цветов – красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, розовый, голубой, коричневый, черный, серый, белый, бледно-красный, темно-красный, бледно-синий и т.д;
Информация о работе Организация обучения младших школьников рисованию на уроке