Организация обучения младших школьников рисованию на уроке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических аспектов организации урока как основной формы обучения младших школьников рисованию.
Задачи
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по
теме исследования.
2.Рассмотреть виды, структуру и планирование уроков ИЗО в начальной
школе.
3. На основе изучения опыта отечественных педагогов – эстетов
составить методические рекомендации по обучению младших
школьников изобразительному искусству на уроке.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………….. . . с.1-2
1. Урок, как основная форма организации обучения детей рисованию . . . . . .….с.3-7
2. Психологические аспекты обучения младших школьников изобразительной деятельности на уроках рисования…………………………………………… ..с.8-18
3. Виды уроков изо и их структура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. ..с 19-24
4. Планирование уроков изобразительного искусства в начальной школе…………………………………………………………………………....с.25-34
5. Методические рекомендации по обучению младших школьников изобразительному искусству на уроке ……………………………………… ..с.35-79
Заключение ……………………………………………………………………..с.80-83
Библиографический список. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . с.84-86
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.87-89

Файлы: 1 файл

Организация обучения младших школьников рисованию на уроке.doc

— 397.50 Кб (Скачать файл)

И доказали, что каждый урок несет в себе определенные цели. Их четыре: обучающая, закрепляющая, развивающая  и воспитывающая. Важной задачей  является привитие ребенку желания  учиться и настойчивости в  овладении знаниями. Поэтому учитель  должен применить на уроке массу педагогических методов и приемов. Один из них – индивидуальная работа с учащимися.

Решить выше перечисленные  задачи можно только при наличии  строгой структуры урока.

Стандартная структура  урока заключается в расчленении  времени урока на части: организационная часть, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление нового материала, домашнее задание, итог урока.

Современный урок изобразительного искусства должен отвечать следующим  важнейшим требованиям:

1. Наличие целей и задач, намечаемых учителем в соответствии с общими целями и задачами школы, предмета, конкретной темы, содержанием урока.

2. Воспитательная направленность  должна соответствовать теме  урока.

3. Соблюдение дидактических  принципов в обучении и выполнении целей и задач воспитания всесторонне развитой личности.

4. Постоянное обогащение  школьников ЗУН по предмету  и на этой основе систематическое  развитие учащихся.

5. Использование разнообразных  методов работы, отвечающих особенностям  учебного материала, содержанию урока и активизирующих познавательно-творческие способности учащихся.

6. Дифференцированный  подход к детям с учетом  их возрастных способностей.

В зависимости от цели, темы и содержания урока изобразительного искусства определяется его тип. Учеными выделены типы уроков изобразительного искусства:

1. Урок сообщения нового  материала.

2. Урок повторения  и закрепления знаний, умений  и навыков.

3. Урок выявления знаний, умений и навыков учащихся  путем их проверки и оценки  этих знаний, умений и навыков.

4. Урок смешанного типа.

Исходя из выше сказанного уроки изобразительного искусства  – важное средство развития личности школьника. Они способствуют расширению кругозора, восприятию эстетических потребностей учащихся их мыслительной, творческой активности, эмоционально-эстетического отношения к окружающему.

На занятиях изобразительным  искусством формируются такие свойства личности, как трудолюбие, аккуратность, целенаправленность, самостоятельность. В процессе изобразительной деятельности у ребенка формируются графические, живописные навыки, они учатся анализировать предметы и явления окружающего мира.

 Важными психологическими  аспектами обучения детей младшего  школьного возраста являются:

1.Учет таких психических  процессов как память, внимание, ощущение,

   восприятие, мышление, речь, воображение, эмоционально-волевые

   процессы.

2.С точки зрения  Кузина В.С. именно в деятельности  раскрываются и

 формируются умения  и навыки, а также художественные  способности.

( 16, с.78 )

Эти аспекты необходимо учитывать педагогу в своей работе при обучении детей рисованию.

Самым эффективным делением на виды уроков изобразительной деятельности является градация В.С.Кузина. Основные типы уроков ИЗО:

1. Урок сообщения нового  материала.

2. Урок повторения  и закрепления.

3. Урок выявления ЗУН учащихся путем их проверки и оценки этих                                             

 знаний, умений и  навыков.

4. Урок смешанного  типа.

Структуризация уроков рассматривается у всех вышеперечисленных  педагогов, и только соответствие структуры урока поставленной цели позволит добиться наилучших результатов изодеятельности младших школьников

Систематическое и последовательное, прочное усвоение знаний учебного материала  невозможно без планирования и подготовки учителя к уроку.

 Совершенно необходимо планировать как тематические, так и поурочные планы. К этому обязывают и дидактические принципы.

Итак, при планирования образовательного процесса, в частности, уроков изобразительного искусства, необходимо учитывать следующие звенья:

1)подходы к планированию учебной деятельности, разработанные

 учеными-дидактиками;

2)требования к планированию, структуру планов, их формы;

3)этапы составления  планов и стадии самого этапа  планирования;

4)нормативные документы,  регламентирующие содержание предмета  

       «Изобразительное искусство» в начальной школе .

Все типы уроков изобразительного искусства присутствуют в обучении младших школьников рисованию. Благодаря  разнообразной тематике и методических приемов учитель добивается формирования важнейших технических и художественных навыков рисования, что дает возможность успешного обучения в дальнейшем.

На основе этого мы составили методические рекомендации уроков изобразительного искусства  в начальной школе по всем темам:

-рисование с натуры;

-рисование по темам;

-декоративное рисование;

-беседы об изобразительном  искусстве.

Данные разработки позволят качественно провести уроки изобразительной  деятельности, учитывая:

-возрастные особенности;

-виды уроков;

-типы уроков изобразительной  деятельности;

- структуру урока;

-методы и приемы.

Всей работой мы доказали, что урок изобразительного искусства -это своеобразное трудовое (учебное) задание для группы учеников, рассчитанное на определенный срок, основная цель которого – духовное и творческое развитие личности, воспитание грамотного зрителя, любящего искусство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература 

1. Алехин А.Д. Изобразительное  искусство. Художник. Педагог. 

   Школа: книга  для учителя. – Москва: Просвещение, 1984.

2. Алехин А.Д. Когда  начинается художник. – Москва: Просвещение, 1993.

3. Вегнер Л.А. Педагогика  способностей. – Москва: Знание, 1973. 

4. Власов В.Г. Стили  в искусстве: словарь. – Санкт-Петербург:  Кольна, 1995.

5. Возрастные возможности  усвоения знаний: Младшие классы  школы/

  Под редакцией  Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. – Москва: Просвещение,

   1968.

6. Выготский Л.С. Психология  искусства. – Москва: Педагогика, 1987.

7. Выготский Л.С. Воображение  и творчество в детском возрасте. – 3-е изд.-

   Москва: Просвещение, 1991.

8. Выготский Л.С.Педагогическая  психология / Под редакцией

    В.В.Давыдова. – Москва: Педагогика, 1991.

9. Герчук Ю.Я. Основы  художественной грамоты. – Москва: Учебная 

      литература, 1998.

10. Давыдов В.В. Проблемы  развивающего обучения: Опыт теоретического  и     

     экспериментального психологического исследования. – Москва:

     Педагогика,1989.

11. Ковалев А.Г. Психология  личности. – 3-е издание – Москва:

      Просвещение, 1970.

12. Комарова Т.С. Обучение  детей технике рисования. –  Москва:

      Столетие, 1994.

13. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. – Москва: Столетие, 1998.

14. Косминская В.Б., Халезова  Н.Б. Основы изобразительного  искусства и 

      методика  руководства изобразительной деятельностью  детей. – Москва:

      Просвещение, 1981.

15. Костерин Н.П. Учебное  рисование. – Москва: Просвещение, 1984.

16. Кузин В.С. Основы  обучения изобразительному искусству  в школе. – 

      Москва: Просвещение, 1977.

17. Кузин В.С. Наброски  и зарисовки. – 2-е издание.  – Москва: Просвещение,

       1981.

18. Кузин В.С. Психология. – 2-е издание. – Москва: Высшая школа, 1982.

19. Кузин В.С. Изобразительное  искусство и методика его преподавания  в 

      начальных  классах. – Москва: Просвещение, 1984.

20. Кузин В.С. Методика  преподавания изобразительного  искусства в 1 – 3

     классах. – Москва: Просвещение, 1979.

21. Люблинская А.А.Учителю  о психологии младшего школьника.-

    Москва: Просвещение, 1977.

22.   Максимов Ю.В.  У истоков мастерства. – Москва: Просвещение, 1983.

23.  Методика обучения  изобразительной деятельности и  конструированию:

      Учебное  пособие / Под редакцией Т.С.Комаровой.  – 2-е издание, 

       доработанное. – Москва: Просвещение, 1985.

24. Мухина В.С. Изобразительная  деятельность ребенка как форма  усвоения

     социального  опыта. – Москва: Педагогика,1981.

25. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд 1 – 4

      классы. – Москва: Просвещение, 1991.

26. Обучение в первом  классе: Пособие для учителей 1-4 классов  начальной 

      школы.  – Москва: Просвещение, 1986.

27.  Обучение во втором  классе: Пособие для учителей 1 – 4 классов

       начальной  школы. – Москва: Просвещение, 1987.

28. Обучение в третьем  классе: Пособие для учителей 1-4 классов  начальной 

      школы.  – Москва: Просвещение,1988.

29. Программы общеобразовательных  учреждений. Изобразительное

      искусство. 1 – 9 классы./ Научный руководитель  В.С.Кузин. – Москва:

      просвещение, 1994.

30. Программы общеобразовательных  учреждений. Изобразительное 

      искусство  и художественный труд. 1 – 9 классы./ Научный руководитель 

         Б.М.Неменский. – Москва: Просвещение, 1994.

31. Программы средней  общеобразовательной школы. Основы  народного 

       и  декоративно-прикладного искусства. 1 – 4 классы./ Научный 

       руководитель  Т.Я.Шпикалова. – Москва: Просвещение, 1992.

32. Программы общеобразовательных  учреждений. Рисунок. Живопись.

       Композиция. 1 – 11 класс (для классов с  углубленным изучением

       предметов  художественно-эстетического цикл). – Москва: Просвещение,

       1995.

33. Программа интегрированного  курса «Искусство» / Руководитель 

       Н.М.Сокольникова. – Москва: Рекорд, 1997.

34. Программы общеобразовательных  учреждений «Изобразительное

      искусство  1 – 9 классы». – Москва: Просвещение, 1994.

35. Программы общеобразовательных  учреждений «Начальные классы» 

     (часть 2) 1 – 4 классы. – Москва: Просвещение, 2001.

36. Пучков А.С., Триселев  А.В. Методика работы над натюрмортом. –

       Москва: Просвещение, 1982.

37. Рисунок / Под редакцией  А.М.Серова. Москва: Просвещение, 1975.

38. Рожкова Е.Е. Изобразительное  искусство в начальной школе.  – 

       Москва: Просвещение, 1980.

39. Ростовцев Н.Н. История  методов обучения рисованию: Зарубежная школа

       рисунка.  – Москва: Просвещение, 1981.

40. Ростовцев Н.Н. История  методов обучения рисованию: Русская  и 

       советская  школы рисунка. – Москва: Просвещение, 1982.

41. Ростовцев В.Н. Методика  преподавания изобразительного искусства в 

       школе.  – 3-е издание, дополненное  и переработанное. – Москва: Агар,

       1998. 

42. Сокольникова Н.М.  Изобразительное искусство и  методика его 

      преподавания  в начальной школе. – Москва: Академия, 1999.

43. Соловьева Б.А Искусство рисунка. – Ленинград: Искусство, 1989.

44. Сластенин В.А. Педагогика. – Москва: Школьная Пресса, 2002.

45. Терентьев А.Е. Рисунок  в педагогической практике учителя 

      изобразительного  искусства: Пособие для учителей. – Москва:

      Просвещение, 1981. 

46. Унковский А.А. Рисунки  – наброски. – Москва: Просвещение, 1982.

47. Харламов И.Ф. Педагогика. – Москва: Высшая школа, 1990.

48. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное  искусство в школе. – 2-е 

     издание,  переработанное и дополненное.  – Москва: Просвещение, 1988.

49. Шанина Н.Ф. Сказка  в творчестве русских художников. – Москва:

     Искусство, 1969.

50. Шпикалова Т.Я Народное  искусство на уроках декоративного  рисования: 

     Пособие  для учителей. – 2-е издание  – Москва: Просвещение, 1979.

51. Шпикалова Т.Я. Изобразительное  искусство в 1 классе. – Москва:

     Просвещение, 1981.    

52.  Шпикалова Т.Я.  Изобразительное искусство во 2 классе. – Москва:

      Просвещение, 1984.

53. Шпикалова Т.Я Изобразительное  искусство в 3 классе. – Москва:

     Просвещение, 1985.

54. Энциклопедический  словарь юного художника. –  Москва: Педагогика,

     1983.

55. Яковлев Н.М. Методика  и техника урока в школе.  – Москва:

     Просвещение,1985.             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              

 

 

 

 

Приложение

 

 

              

Планирование уроков изо  .                                                                 Схема 1

Основные составляющие планирования уроков ИЗО

Основные подходы к планированию

Требования к планированию, структура  планов и видов.

Этапы планирования

Нормативные документы

1.Прогноз и проект предстоящей согласованной деятельности педагогов и воспитанников.

2.Соответствие образовательным  задачам.

3.Учет интересов и  потребностей учащихся.

1.целенаправленность и конкретность образовательных задач.

2.Детализированность  и краткость плана, его компактность.

3.Разнообразие форм  и методов

4. Преемственность,  системность  и последовательность.

5. Гибкость и вариативность  планирования

1.определение целей  урока.

2.разработка дидактического  аппрарата(содержание методов и средств)

3. установление структуры  урока с проработкой учебной  ситуации

1.концепция художественного  образования

2.обязательный минимум(  стандарт)

3базисный план

4.программа по изо

 

Структура планов.

1 дата проведения, номер  по тематическому плану, класс.

2.тема , цели и задачи  урока.

3.структура урока с  указанием последовательности и  его этапов.

4. содержание учебного  материала.

5. методы и приемы  работы учителя

6. учебное оборудование.

   
 

Виды планов.

  1. учебные
  2. базисный учебный план
  3. типовые учебные планы
  4. учебный план общеобразовательной школы:

       собственный

     учебный план

     школы, рабочий

   учебный план

   

Информация о работе Организация обучения младших школьников рисованию на уроке