Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 21:46, курсовая работа
Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических аспектов организации урока как основной формы обучения младших школьников рисованию.
Задачи
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по
теме исследования.
2.Рассмотреть виды, структуру и планирование уроков ИЗО в начальной
школе.
3. На основе изучения опыта отечественных педагогов – эстетов
составить методические рекомендации по обучению младших
школьников изобразительному искусству на уроке.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………….. . . с.1-2
1. Урок, как основная форма организации обучения детей рисованию . . . . . .….с.3-7
2. Психологические аспекты обучения младших школьников изобразительной деятельности на уроках рисования…………………………………………… ..с.8-18
3. Виды уроков изо и их структура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. ..с 19-24
4. Планирование уроков изобразительного искусства в начальной школе…………………………………………………………………………....с.25-34
5. Методические рекомендации по обучению младших школьников изобразительному искусству на уроке ……………………………………… ..с.35-79
Заключение ……………………………………………………………………..с.80-83
Библиографический список. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . с.84-86
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.87-89
И доказали, что каждый урок несет в себе определенные цели. Их четыре: обучающая, закрепляющая, развивающая и воспитывающая. Важной задачей является привитие ребенку желания учиться и настойчивости в овладении знаниями. Поэтому учитель должен применить на уроке массу педагогических методов и приемов. Один из них – индивидуальная работа с учащимися.
Решить выше перечисленные задачи можно только при наличии строгой структуры урока.
Стандартная структура
урока заключается в
Современный урок изобразительного искусства должен отвечать следующим важнейшим требованиям:
1. Наличие целей и задач, намечаемых учителем в соответствии с общими целями и задачами школы, предмета, конкретной темы, содержанием урока.
2. Воспитательная направленность должна соответствовать теме урока.
3. Соблюдение дидактических
принципов в обучении и
4. Постоянное обогащение
школьников ЗУН по предмету
и на этой основе
5. Использование разнообразных методов работы, отвечающих особенностям учебного материала, содержанию урока и активизирующих познавательно-творческие способности учащихся.
6. Дифференцированный подход к детям с учетом их возрастных способностей.
В зависимости от цели, темы и содержания урока изобразительного искусства определяется его тип. Учеными выделены типы уроков изобразительного искусства:
1. Урок сообщения нового материала.
2. Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков.
3. Урок выявления знаний, умений и навыков учащихся путем их проверки и оценки этих знаний, умений и навыков.
4. Урок смешанного типа.
Исходя из выше сказанного уроки изобразительного искусства – важное средство развития личности школьника. Они способствуют расширению кругозора, восприятию эстетических потребностей учащихся их мыслительной, творческой активности, эмоционально-эстетического отношения к окружающему.
На занятиях изобразительным искусством формируются такие свойства личности, как трудолюбие, аккуратность, целенаправленность, самостоятельность. В процессе изобразительной деятельности у ребенка формируются графические, живописные навыки, они учатся анализировать предметы и явления окружающего мира.
Важными психологическими
аспектами обучения детей
1.Учет таких психических процессов как память, внимание, ощущение,
восприятие, мышление, речь, воображение, эмоционально-волевые
процессы.
2.С точки зрения
Кузина В.С. именно в
формируются умения и навыки, а также художественные способности.
( 16, с.78 )
Эти аспекты необходимо учитывать педагогу в своей работе при обучении детей рисованию.
Самым эффективным делением на виды уроков изобразительной деятельности является градация В.С.Кузина. Основные типы уроков ИЗО:
1. Урок сообщения нового материала.
2. Урок повторения и закрепления.
3. Урок выявления ЗУН учащихся путем их проверки
и оценки этих
знаний, умений и навыков.
4. Урок смешанного типа.
Структуризация уроков рассматривается у всех вышеперечисленных педагогов, и только соответствие структуры урока поставленной цели позволит добиться наилучших результатов изодеятельности младших школьников
Систематическое и последовательное, прочное усвоение знаний учебного материала невозможно без планирования и подготовки учителя к уроку.
Совершенно необходимо планировать как тематические, так и поурочные планы. К этому обязывают и дидактические принципы.
Итак, при планирования образовательного процесса, в частности, уроков изобразительного искусства, необходимо учитывать следующие звенья:
1)подходы к планированию учебной деятельности, разработанные
учеными-дидактиками;
2)требования к планированию, структуру планов, их формы;
3)этапы составления планов и стадии самого этапа планирования;
4)нормативные документы,
регламентирующие содержание
«Изобразительное искусство» в начальной школе .
Все типы уроков изобразительного искусства присутствуют в обучении младших школьников рисованию. Благодаря разнообразной тематике и методических приемов учитель добивается формирования важнейших технических и художественных навыков рисования, что дает возможность успешного обучения в дальнейшем.
На основе этого мы составили методические рекомендации уроков изобразительного искусства в начальной школе по всем темам:
-рисование с натуры;
-рисование по темам;
-декоративное рисование;
-беседы об изобразительном искусстве.
Данные разработки позволят качественно провести уроки изобразительной деятельности, учитывая:
-возрастные особенности;
-виды уроков;
-типы уроков изобразительной деятельности;
- структуру урока;
-методы и приемы.
Всей работой мы доказали, что урок изобразительного искусства -это своеобразное трудовое (учебное) задание для группы учеников, рассчитанное на определенный срок, основная цель которого – духовное и творческое развитие личности, воспитание грамотного зрителя, любящего искусство.
Литература
1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог.
Школа: книга для учителя. – Москва: Просвещение, 1984.
2. Алехин А.Д. Когда начинается художник. – Москва: Просвещение, 1993.
3. Вегнер Л.А. Педагогика способностей. – Москва: Знание, 1973.
4. Власов В.Г. Стили
в искусстве: словарь. – Санкт-
5. Возрастные возможности усвоения знаний: Младшие классы школы/
Под редакцией Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. – Москва: Просвещение,
1968.
6. Выготский Л.С. Психология искусства. – Москва: Педагогика, 1987.
7. Выготский Л.С. Воображение
и творчество в детском
Москва: Просвещение, 1991.
8. Выготский Л.С.Педагогическая психология / Под редакцией
В.В.Давыдова. – Москва: Педагогика, 1991.
9. Герчук Ю.Я. Основы
художественной грамоты. –
литература, 1998.
10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и
экспериментального психологического исследования. – Москва:
Педагогика,1989.
11. Ковалев А.Г. Психология личности. – 3-е издание – Москва:
Просвещение, 1970.
12. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – Москва:
Столетие, 1994.
13. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. – Москва: Столетие, 1998.
14. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и
методика
руководства изобразительной
Просвещение, 1981.
15. Костерин Н.П. Учебное рисование. – Москва: Просвещение, 1984.
16. Кузин В.С. Основы
обучения изобразительному
Москва: Просвещение, 1977.
17. Кузин В.С. Наброски и зарисовки. – 2-е издание. – Москва: Просвещение,
1981.
18. Кузин В.С. Психология. – 2-е издание. – Москва: Высшая школа, 1982.
19. Кузин В.С. Изобразительное
искусство и методика его
начальных классах. – Москва: Просвещение, 1984.
20. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3
классах. – Москва: Просвещение, 1979.
21. Люблинская А.А.Учителю
о психологии младшего
Москва: Просвещение, 1977.
22. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. – Москва: Просвещение, 1983.
23. Методика обучения
изобразительной деятельности
Учебное пособие / Под редакцией Т.С.Комаровой. – 2-е издание,
доработанное. – Москва: Просвещение, 1985.
24. Мухина В.С. Изобразительная
деятельность ребенка как
социального опыта. – Москва: Педагогика,1981.
25. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд 1 – 4
классы. – Москва: Просвещение, 1991.
26. Обучение в первом классе: Пособие для учителей 1-4 классов начальной
школы. – Москва: Просвещение, 1986.
27. Обучение во втором классе: Пособие для учителей 1 – 4 классов
начальной школы. – Москва: Просвещение, 1987.
28. Обучение в третьем классе: Пособие для учителей 1-4 классов начальной
школы. – Москва: Просвещение,1988.
29. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное
искусство. 1 – 9 классы./ Научный руководитель В.С.Кузин. – Москва:
просвещение, 1994.
30. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное
искусство и художественный труд. 1 – 9 классы./ Научный руководитель
Б.М.Неменский. – Москва: Просвещение, 1994.
31. Программы средней
общеобразовательной школы.
и
декоративно-прикладного
руководитель Т.Я.Шпикалова. – Москва: Просвещение, 1992.
32. Программы общеобразовательных учреждений. Рисунок. Живопись.
Композиция. 1 – 11 класс (для классов с углубленным изучением
предметов
художественно-эстетического
1995.
33. Программа интегрированного курса «Искусство» / Руководитель
Н.М.Сокольникова. – Москва: Рекорд, 1997.
34. Программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное
искусство 1 – 9 классы». – Москва: Просвещение, 1994.
35. Программы общеобразовательных учреждений «Начальные классы»
(часть 2) 1 – 4 классы. – Москва: Просвещение, 2001.
36. Пучков А.С., Триселев
А.В. Методика работы над натюр
Москва: Просвещение, 1982.
37. Рисунок / Под редакцией А.М.Серова. Москва: Просвещение, 1975.
38. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе. –
Москва: Просвещение, 1980.
39. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа
рисунка. – Москва: Просвещение, 1981.
40. Ростовцев Н.Н. История
методов обучения рисованию:
советская школы рисунка. – Москва: Просвещение, 1982.
41. Ростовцев В.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в
школе. – 3-е издание, дополненное и переработанное. – Москва: Агар,
1998.
42. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе. – Москва: Академия, 1999.
43. Соловьева Б.А Искусство рисунка. – Ленинград: Искусство, 1989.
44. Сластенин В.А. Педагогика. – Москва: Школьная Пресса, 2002.
45. Терентьев А.Е. Рисунок
в педагогической практике
изобразительного
искусства: Пособие для
Просвещение, 1981.
46. Унковский А.А. Рисунки – наброски. – Москва: Просвещение, 1982.
47. Харламов И.Ф. Педагогика. – Москва: Высшая школа, 1990.
48. Хворостов А.С. Декоративно-
издание, переработанное и дополненное. – Москва: Просвещение, 1988.
49. Шанина Н.Ф. Сказка
в творчестве русских
Искусство, 1969.
50. Шпикалова Т.Я Народное
искусство на уроках
Пособие для учителей. – 2-е издание – Москва: Просвещение, 1979.
51. Шпикалова Т.Я.
Просвещение, 1981.
52. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 2 классе. – Москва:
Просвещение, 1984.
53. Шпикалова Т.Я Изобразительное искусство в 3 классе. – Москва:
Просвещение, 1985.
54. Энциклопедический словарь юного художника. – Москва: Педагогика,
1983.
55. Яковлев Н.М. Методика и техника урока в школе. – Москва:
Просвещение,1985.
Приложение
Основные подходы к |
Требования к планированию, структура планов и видов. |
Этапы планирования |
Нормативные документы |
1.Прогноз и проект предстоящей согласованной деятельности педагогов и воспитанников. 2.Соответствие 3.Учет интересов и потребностей учащихся. |
1.целенаправленность и конкретность образовательных задач. 2.Детализированность
и краткость плана, его 3.Разнообразие форм и методов 4. Преемственность, системность и последовательность. 5. Гибкость и вариативность планирования |
1.определение целей урока. 2.разработка дидактического аппрарата(содержание методов и средств) 3. установление структуры урока с проработкой учебной ситуации |
1.концепция художественного образования 2.обязательный минимум( стандарт) 3базисный план 4.программа по изо |
Структура планов. 1 дата проведения, номер по тематическому плану, класс. 2.тема , цели и задачи урока. 3.структура урока с
указанием последовательности 4. содержание учебного материала. 5. методы и приемы работы учителя 6. учебное оборудование. |
|||
Виды планов.
собственный учебный план школы, рабочий учебный план |
Информация о работе Организация обучения младших школьников рисованию на уроке