Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 21:46, курсовая работа
Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических аспектов организации урока как основной формы обучения младших школьников рисованию.
Задачи
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по
теме исследования.
2.Рассмотреть виды, структуру и планирование уроков ИЗО в начальной
школе.
3. На основе изучения опыта отечественных педагогов – эстетов
составить методические рекомендации по обучению младших
школьников изобразительному искусству на уроке.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………….. . . с.1-2
1. Урок, как основная форма организации обучения детей рисованию . . . . . .….с.3-7
2. Психологические аспекты обучения младших школьников изобразительной деятельности на уроках рисования…………………………………………… ..с.8-18
3. Виды уроков изо и их структура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. ..с 19-24
4. Планирование уроков изобразительного искусства в начальной школе…………………………………………………………………………....с.25-34
5. Методические рекомендации по обучению младших школьников изобразительному искусству на уроке ……………………………………… ..с.35-79
Заключение ……………………………………………………………………..с.80-83
Библиографический список. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . с.84-86
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.87-89
-элементарные правила смешения цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и желтый – зеленый и т.д.);
-свойства рисовальных материалов (карандаш, краски и т.д.).
К концу учебного года учащиеся 1 класс должны уметь:
-правильно сидеть за партой (столом), правильно держать лист бумаги и карандаш;
-свободно без
напряжения работать
-правильно располагать лист бумаги (по вертикали или по горизонтали) в зависимости от характера и пространственного расположения изображаемого;
-правильно передавать в рисунке форму, пропорции, строение, пространственное положение, цвет предметов;
-работать с
акварельными красками –
-правильно определять
величину изображения в
2 класс
Во 2 классе к концу учебного года учащиеся должны знать:
-отличия рисунка
с натуры от рисунка по памяти
и по воображению и от
-правила расположения рисунка на листе бумаги в связи с его размерами и необходимостью зрительного равновесия форм, цвета.
За это же время они должны научиться:
-сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом;
-правильно
определять формы изображаемых
предметов, их пропорции, конст
-соблюдать
последовательное выполнение
В 3 классе знания и умения, полученные детьми на уроках рисования с натуры, находят свое дальнейшее развитие.
Так, к концу учебного года учащиеся 3 класса должны усвоить:
-начальные сведения о линии горизонта, перспективе, точках зрения, точках схода;
-начальные
сведения о светотени (свет, тень,
полутень, блик, рефлекс и т.п.), о
зависимости освещения
Учащиеся 3 класса к концу учебного года должны овладеть следующими навыками:
-изображать
предмет в перспективе с
-передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс;
-пользоваться различной штриховкой (косой, по форме) для выявления объема, формы изображаемых предметов;
-передавать
объемную форму предмета цветом
(применять разные приемы
-рисовать с натуры предметы комбинированной формы – бидон, ваза, чайник и т.п.;
-рисовать несложный натюрморт;
-анализировать
изображаемые предметы, выделяя
при этом главное,
-сравнивать
свой рисунок с изображаемым
предметом и исправлять
-выполнять
наброски и зарисовки
4 класс
В 4 классе уроки рисования с натуры включают в себя: рисование с натуры отдельных предметов, а также группы предметов (натюрморт) призматической, цилиндрической, шарообразной, комбинированной формы с попыткой передачи перспективного сокращения объема (предметы располагаются сначала во фронтальной, затем в угловой перспективе) с проведением доступных учащимся объяснений к заданиям: 1) круг в перспективе (горизонтальное положение, выше, ниже линии горизонта), 2) фронтальная перспектива и 3) угловая перспектива.
Рисование с натуры, по памяти и представлению фигуры человека, животных, птиц, рыб. Прочувствование и передача в рисунках красоты линий, формы объектов действительности, цветовой окраски предметов, их цветовой гармонии.
Развитие зрительных представлений и впечатлений от натуры, восхищение красотой окружающего мира.
Содержание уроков рисования в 1 классе составляет рисование с натуры, а также по памяти и по представлению простых по очертаниям и строению предметов прямоугольной и круглой формы, расположенных фронтально. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов доступными детям средствами. Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности.
В качестве примерных заданий в 1 классе служит рисование с натуры, по памяти и по представлению:
а) рисование с натуры флажка, детского мяча, воздушных шариков, яблока, помидора, комнатного растения;
б) рисование с натуры простых по форме листьев деревьев (липа, тополь, береза, яблоня) и цветов (тюльпан, садовая ромашка и др.);
в) рисование с натуры игрушек на елку (шары, бусы, рыбки), детских игрушек (грузовик, троллейбус, автобус).
Во 2 классе дети рисуют с натуры, по памяти и по представлению несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Выполнение в цвете набросков с натуры (игрушек, птицы, цветы) с передачей общего цвета натуры. Развитие умений выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты непосредственных наблюдений и эмоций в рисунках, передавать в рисунках пропорции, очертания, общее пространственное расположение и цвета изображаемых предметов. Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета.
Примерными заданиями по разделу рисования во 2 классе является:
1) рисование с натуры, а также по памяти и представлению (включая и наброски):
а) бабочек;
б) простых по форме листьев деревьев и кустарников (липа, яблоня, сирень), цветов (тюльпан, ромашка, фиалка и т.д.);
в) книги, дорожного знака, детского воздушного шара, мяча, овощей (помидор, огурец), фруктов (яблоко, груша);
г) игрушек на елку (шары, рыбки, хлопушки, гирлянды);
д.) игрушечных машин (грузовик, автобус, трактор и т.п.);
2) выполнение графических и живописных упражнений.
Содержанием занятий по рисованию с натуры в 3 классе является рисование с натуры различных объектов действительности, простых по очертаниям и строению Рисование домашних и диких животных, птиц, рыб, игрушек, цветов, предметов быта. Передача в рисунках пропорций, строения, очертания, общего пространственного расположения, цвета изображаемых объектов. Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование приемов «переход цвета в цвет» и «вливание цвета в цвет». Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности.
Примерные задания по разделам в 3 классе:
1) Рисование с натуры,
а также по памяти и по
представлению (включая
а) листьев деревьев, кустарников с осенней окраской (осина, клен, дуб, калина);
б) веточек деревьев с почками (верба, тополь);
в) цветов (одуванчик, подорожник, мать – и – мачеха, первоцвет);
г) фруктов, овощей (огурец, помидор, сладкий перец, кабачок, зеленый лук, яблоко, груша, слива);
д.) насекомых (майский жук, стрекоза, кузнечик, шмель);
е) птиц (скворец, утка, снегирь, голубь);
ж) животных (заяц, кролик);
З.) предметов быта (лейка, глиняная расписная кружка, деревянная расписная миска, детское ведерко, детская лопатка);
и) игрушек (самосвал, пожарная машина, трактор с прицепом и т.д.);
к) народных игрушек (глиняные свистульки – Филимоново, Дымково, деревянные свистульки, грибки – Полхов-Майдан);
2)выполнение графических и живописных упражнений.
Примерные задания в 4 классе:
а) рисование с натуры и по памяти (в том числе наброски) отдельных предметов (коробка, бидон, шар, ваза, кувшин, чайник простой формы, барабан), цветка в вазе, двух-трех листьев на ветке дерева или кустарника, бабочки, стрекозы, жука (по коллекциям), овощей, фруктов;
б) рисование с натуры натюрмортов из овощей, фруктов, предметов быта (из двух предметов разной окраски);
в) рисование с натуры (в том числе и наброски) фигуры человека;
г) рисование с натуры и по памяти птиц и животных;
д.) рисование с натуры и по памяти грузовых и легковых машин;
е) выполнение графических и живописных упражнений.
Рисунки с натуры, как правило, предшествуют выполнению рисунков на темы и декоративным работам. Урокам рисования с натуры программа отводит в 1 классе 8 часов, во 2 классе – 8 часов, в 3 классе – 10 часов, в 4 классе – 12 часов.
Организация обучения младших школьников рисованию на уроках рисования на темы
Рисование на темы
в начальных классах ведется
по памяти, на основе предварительных
наблюдений и по представлению
В процессе рисования на темы у детей совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки. Следует поощрять самостоятельность детей в выборе тем и их раскрытии, эмоциональность, выразительность, оригинальность композиции и выполнения.
Говоря о важном
значении творческого
Рисование на темы требует активного участия воображения, фантазии и вместе с тем само является активным средством развития творческого воображения, формирование творческого отношения к изобразительной деятельности.
В процессе обучения младших школьников рисованию на темы важнейшими методическими приемами являются:
1.Показ на классной
доске (педагогический рисунок)
2.Показ на классной
доске с помощью магнитов и
выразительных аппликационных
3.Сравнение и анализ
школьниками отдельных
4.Сравнение изображаемых в композиции объектов с реальными объектами, например веток деревьев, скворечника, лопаты, чайника и т.п.
5.Предварительное выполнение
небольшого схематичного
В 1 классе ставится задача научить детей передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь между предметами, некоторые пространственные свойства и отношения предметов (основания близких предметов на бумаге изображаются ниже, дальних предметов – выше, передние предметы изображаются крупнее равных по объему, но удаленных предметов), их пропорций, цвета. Рисование происходит на основе наблюдений или по представлению, иллюстрирование сказок.
Во 2 классе идет ознакомление
с особенностями рисования
В 3 классе идет совершенствование умений выполнять рисунки композиций на темы окружающей жизни по памяти и по представлению. Дети знакомятся с иллюстрацией как произведением художника. Идет передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям.
А в 4 классе идет совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности, изучение композиционных закономерностей. Учащиеся обобщают знания, полученные в 1 – 3 классах, об иллюстрировании различных литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение, басня).
Особое внимание обращается на средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передачу светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиск гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы и др.
Информация о работе Организация обучения младших школьников рисованию на уроке