Организация обучения младших школьников рисованию на уроке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических аспектов организации урока как основной формы обучения младших школьников рисованию.
Задачи
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по
теме исследования.
2.Рассмотреть виды, структуру и планирование уроков ИЗО в начальной
школе.
3. На основе изучения опыта отечественных педагогов – эстетов
составить методические рекомендации по обучению младших
школьников изобразительному искусству на уроке.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………….. . . с.1-2
1. Урок, как основная форма организации обучения детей рисованию . . . . . .….с.3-7
2. Психологические аспекты обучения младших школьников изобразительной деятельности на уроках рисования…………………………………………… ..с.8-18
3. Виды уроков изо и их структура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. ..с 19-24
4. Планирование уроков изобразительного искусства в начальной школе…………………………………………………………………………....с.25-34
5. Методические рекомендации по обучению младших школьников изобразительному искусству на уроке ……………………………………… ..с.35-79
Заключение ……………………………………………………………………..с.80-83
Библиографический список. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . с.84-86
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.87-89

Файлы: 1 файл

Организация обучения младших школьников рисованию на уроке.doc

— 397.50 Кб (Скачать файл)

   -элементарные  правила смешения цветов (красный  и синий цвета дают  в смеси  фиолетовый, синий и желтый –  зеленый и т.д.);

   -свойства рисовальных  материалов (карандаш, краски и т.д.).

К концу учебного года учащиеся 1 класс должны уметь:

   -правильно сидеть за партой (столом), правильно держать лист бумаги и карандаш;

   -свободно без  напряжения работать карандашом, проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист  бумаги;

   -правильно располагать  лист бумаги (по вертикали или  по горизонтали) в зависимости от характера и пространственного расположения изображаемого;

   -правильно передавать  в рисунке форму, пропорции,  строение, пространственное положение,  цвет предметов;

   -работать с  акварельными красками – разводить  и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);

   -правильно определять  величину изображения в зависимости  от размера листа бумаги и  центр – изображение должно  быть не слишком велико, не  слишком мало, не сдвинуто к одному из краев листа бумаги.

                             2 класс

Во 2 классе к концу  учебного года учащиеся должны знать:

    -отличия рисунка  с натуры от рисунка по памяти  и по воображению и от декоративного  рисунка;

    -правила расположения  рисунка на листе бумаги в связи с его размерами и необходимостью зрительного равновесия форм, цвета.

За это же время  они должны научиться:

    -сравнивать  свой рисунок с изображаемым  предметом;

    -правильно  определять формы изображаемых  предметов, их пропорции, конструктивное строение, пространственное расположение, цвет;

    -соблюдать  последовательное выполнение рисунка  – начинать рисунок с построения  всего изображаемого предмета, затем  переходить к прорисовке его  частностей и заканчивать уточнением  общих очертаний и форм;

                                   3 класс

В 3 классе знания и умения, полученные детьми на уроках рисования  с натуры, находят свое дальнейшее развитие.

Так, к концу учебного года учащиеся 3 класса должны усвоить:

      -начальные  сведения о линии горизонта, перспективе, точках зрения, точках схода;

     -начальные  сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс и т.п.), о  зависимости освещения предмета  от силы и удаленности источника  освещения.

Учащиеся 3 класса к концу  учебного года должны овладеть следующими навыками:

    -изображать  предмет в перспективе с передачей  одной и двух точек схода;

    -передавать  в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс;

    -пользоваться  различной штриховкой (косой, по  форме) для выявления объема, формы изображаемых предметов;

    -передавать  объемную форму предмета цветом (применять разные приемы работы  по сухой, по сырой бумаге, вливания  одного цвета в другой), пользуясь  смешением красок;

        -рисовать с натуры предметы  комбинированной формы – бидон, ваза, чайник и т.п.;

    -рисовать несложный  натюрморт;

    -анализировать  изображаемые предметы, выделяя  при этом главное, закономерное  – особенности конструкции, формы,  пространственного положения, особенности  цвета, распределение светотени  на поверхности предмета;

    -сравнивать  свой рисунок с изображаемым  предметом и исправлять замеченные  в рисунке ошибки;

    -выполнять  наброски и зарисовки карандашом, акварелью, черной тушью;                            

                             4 класс

В 4 классе уроки рисования с натуры включают  в себя: рисование с натуры отдельных предметов, а также группы предметов (натюрморт) призматической, цилиндрической, шарообразной, комбинированной формы с попыткой передачи перспективного сокращения объема (предметы располагаются сначала во фронтальной, затем в угловой перспективе) с проведением доступных учащимся объяснений к заданиям: 1) круг в перспективе (горизонтальное положение, выше, ниже линии горизонта), 2) фронтальная перспектива и 3) угловая перспектива.

Рисование с натуры, по памяти и представлению фигуры человека, животных, птиц, рыб. Прочувствование  и передача в рисунках красоты  линий, формы объектов действительности, цветовой окраски предметов, их цветовой гармонии.

Развитие зрительных представлений и впечатлений от натуры, восхищение красотой окружающего мира.

Содержание уроков рисования  в 1 классе составляет рисование с  натуры, а также по памяти и по представлению простых по очертаниям и строению предметов прямоугольной  и круглой формы, расположенных фронтально. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов доступными детям средствами. Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности.

 В качестве примерных  заданий в 1 классе служит рисование с натуры, по памяти и по представлению:

а) рисование с натуры флажка, детского мяча, воздушных шариков, яблока, помидора, комнатного растения;

б) рисование с натуры простых по форме листьев деревьев (липа, тополь, береза, яблоня) и цветов (тюльпан, садовая ромашка и др.);

в) рисование с натуры игрушек на елку (шары, бусы, рыбки), детских игрушек (грузовик, троллейбус, автобус).

Во 2 классе дети рисуют с  натуры, по памяти и по представлению  несложных по строению и простых  по очертаниям предметов. Выполнение в цвете набросков с натуры (игрушек, птицы, цветы) с передачей общего цвета натуры. Развитие умений выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты непосредственных наблюдений и эмоций в рисунках, передавать в рисунках пропорции, очертания, общее пространственное расположение и цвета изображаемых предметов. Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета.

Примерными заданиями  по разделу рисования во 2 классе является:

1) рисование с натуры, а также по памяти и представлению (включая и наброски):

а) бабочек;

б) простых по форме  листьев деревьев и кустарников (липа, яблоня, сирень), цветов (тюльпан, ромашка, фиалка и т.д.);

в) книги, дорожного знака, детского воздушного шара, мяча, овощей (помидор, огурец), фруктов (яблоко, груша);

г) игрушек на елку (шары, рыбки, хлопушки, гирлянды);

д.) игрушечных машин (грузовик, автобус, трактор и т.п.);

2) выполнение графических  и живописных упражнений.

Содержанием занятий  по рисованию с натуры в 3 классе является рисование с натуры различных объектов действительности, простых по очертаниям и строению Рисование домашних и диких животных, птиц, рыб, игрушек, цветов, предметов быта. Передача в рисунках пропорций, строения, очертания, общего пространственного расположения, цвета изображаемых объектов. Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование приемов «переход цвета в цвет» и «вливание цвета в цвет». Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности.

  Примерные задания  по разделам в 3 классе:

1) Рисование с натуры, а также по памяти и по  представлению (включая наброски):

а) листьев деревьев, кустарников  с осенней окраской (осина, клен, дуб, калина);

б) веточек деревьев с почками (верба, тополь);

в) цветов (одуванчик, подорожник, мать – и – мачеха, первоцвет);

г) фруктов, овощей (огурец, помидор, сладкий перец, кабачок, зеленый  лук, яблоко, груша, слива);

д.) насекомых (майский  жук, стрекоза, кузнечик, шмель);

е) птиц (скворец, утка, снегирь, голубь);

ж) животных (заяц, кролик);

З.) предметов быта (лейка, глиняная расписная кружка, деревянная расписная миска, детское ведерко, детская лопатка);

и) игрушек (самосвал, пожарная машина, трактор с прицепом и т.д.);

к) народных игрушек (глиняные свистульки – Филимоново, Дымково, деревянные свистульки, грибки – Полхов-Майдан);

2)выполнение графических  и живописных упражнений.

Примерные задания в 4 классе:

а) рисование с натуры и по памяти (в том числе наброски) отдельных предметов (коробка, бидон, шар, ваза, кувшин, чайник простой формы, барабан), цветка в вазе, двух-трех листьев на ветке дерева или кустарника, бабочки, стрекозы, жука (по коллекциям), овощей, фруктов;

б) рисование с натуры натюрмортов из овощей, фруктов, предметов  быта (из двух предметов разной окраски);

в) рисование с натуры (в том числе и наброски) фигуры человека;

г) рисование с натуры и по памяти птиц и животных;

д.) рисование с натуры и по памяти грузовых и легковых машин;

е) выполнение графических  и живописных упражнений.

Рисунки с натуры, как  правило, предшествуют выполнению рисунков на темы и декоративным работам. Урокам рисования с натуры программа  отводит в 1 классе 8 часов, во 2 классе – 8 часов, в 3 классе – 10 часов, в 4 классе – 12 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация обучения  младших школьников рисованию на уроках рисования на темы

 Рисование на темы  в начальных классах ведется  по памяти, на основе предварительных  наблюдений и по представлению   и сопровождается выполнением  набросков и зарисовок  с  натуры. При отсутствии натуры урок рисования на темы оборудуется наглядными пособиями – рисунками, фотографиями, таблицами и т.п. Большое место в начальных классах по данному разделу учебной работы занимает иллюстрирование литературных произведений (сказок, басен, стихотворений, рассказов), то есть рисование по воображению (на основе сказок, басен, стихотворений, рассказов).

В процессе рисования  на темы у детей совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения  пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение  приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки. Следует поощрять самостоятельность  детей в выборе тем и их раскрытии, эмоциональность, выразительность, оригинальность композиции и выполнения.

 Говоря о важном  значении творческого воображения,  фантазии детей в тематическом  рисовании, нельзя, однако, как это  имеет место иногда в жизни,  переоценивать детскую фантазию, излишне противопоставлять ее  изобразительным умениям и навыкам в художественном процессе. Надо знать  и слабые стороны детской фантазии, о чем ярко и убедительно сказал К.Д.Ушинский: «Вереницы представлений у дитяти коротки, а потому и проход их в сознание совершается быстро: каждая из них скоро отживает свой век… Движение детского воображения напоминает прихотливое порхание бабочки: малейшее движение ветра, малейший шелест листка, кажется, даже каждый солнечный луч может изменить направление движений бабочки, и потому-то они идут такою ломаною линией и кажутся такими случайными…» ( 47 , с.309).

Рисование на темы требует  активного участия воображения, фантазии и вместе с тем само является активным средством развития творческого  воображения, формирование творческого  отношения к изобразительной  деятельности.

В процессе обучения младших  школьников рисованию на темы важнейшими методическими приемами являются:

1.Показ на классной  доске (педагогический рисунок)  примерных вариантов тематической  композиции, последовательности выполнения  композиции, отдельных компонентов сюжета.

2.Показ на классной  доске с помощью магнитов и  выразительных аппликационных фрагментов  различных сюжетов тематической  композиции.

3.Сравнение и анализ  школьниками отдельных ученических  рисунков.

4.Сравнение изображаемых  в композиции объектов с реальными объектами, например веток деревьев, скворечника, лопаты, чайника и т.п.

5.Предварительное выполнение  небольшого схематичного рабочего  эскиза. При этом важно следить,  чтобы учащиеся не срисовывали  с доски примерный вариант  композиции, - это может сковывать их творческую фантазию. В ряде случаев для развития самостоятельности учащихся можно не показывать примерных вариантов композиции, дети сами решают композицию заданной темы.

В 1 классе ставится задача научить детей передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь между предметами, некоторые пространственные свойства и отношения предметов (основания близких предметов на бумаге изображаются ниже, дальних предметов – выше, передние предметы изображаются крупнее равных по объему, но удаленных предметов), их пропорций, цвета. Рисование происходит на основе наблюдений или по представлению, иллюстрирование сказок.

Во 2 классе идет ознакомление с особенностями рисования тематической композиции, дается общее понятие  об иллюстрациях, продолжается иллюстрирование сказок. Учащиеся должны научиться элементарному изображению в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета, изображаемых объектов; правильному размещению изображения на плоскости листа бумаги, передачи смысловой связи между объектами композиции; передавать в рисунке свое эмоционально-эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках; композиционными приемами выделять интересное в сюжете, подчеркивать главное в рисунке. Происходит развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии.

В 3 классе идет совершенствование  умений выполнять рисунки композиций на темы окружающей жизни по памяти и по представлению. Дети знакомятся с иллюстрацией как произведением художника. Идет передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям.

А в 4 классе идет совершенствование  умений отражать в тематических рисунках явления действительности, изучение композиционных закономерностей. Учащиеся обобщают знания, полученные в 1 – 3 классах, об иллюстрировании различных литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение, басня).

Особое внимание обращается на средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передачу светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиск гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы и др.

Информация о работе Организация обучения младших школьников рисованию на уроке