Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 21:46, курсовая работа
Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических аспектов организации урока как основной формы обучения младших школьников рисованию.
Задачи
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по
теме исследования.
2.Рассмотреть виды, структуру и планирование уроков ИЗО в начальной
школе.
3. На основе изучения опыта отечественных педагогов – эстетов
составить методические рекомендации по обучению младших
школьников изобразительному искусству на уроке.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………….. . . с.1-2
1. Урок, как основная форма организации обучения детей рисованию . . . . . .….с.3-7
2. Психологические аспекты обучения младших школьников изобразительной деятельности на уроках рисования…………………………………………… ..с.8-18
3. Виды уроков изо и их структура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. ..с 19-24
4. Планирование уроков изобразительного искусства в начальной школе…………………………………………………………………………....с.25-34
5. Методические рекомендации по обучению младших школьников изобразительному искусству на уроке ……………………………………… ..с.35-79
Заключение ……………………………………………………………………..с.80-83
Библиографический список. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . с.84-86
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.87-89
У детей происходит развитие воображения, творческой фантазии, умения образно представлять задуманную композицию.
Примерными заданиями
тематического рисования в
1 класс
1.Рисование на темы:
«Дождик идет», «Красавица
2.Иллюстрирование русских народных сказок «Колобок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Лиса, заяц и петух».
2 класс
1.Рисование на темы:
«Мы рисуем осень», «Мы рисуем
любимую сказку», «Зимние
2.Иллюстрирование
-русских народных
сказок «Гуси – лебеди», «
-стихотворений «Вот север тучи нагоняя…» А.Пушкина, «Ласточки» А.Плещеева, «Береза» С.Есенина, «Радуга – дуга» С.Маршака, «Елка» Е.Благининой;
- рассказов Е.Чарушина,
«Цветы и ягоды» Н.Надеждиной,
«На лесной поляне зимой» Г.
3 класс
1.Рисование на темы:
«Осень в саду», «На качелях»,
«Мы сажаем деревья», «В сказочном
подводном мире», «Полет на
другую планету», «Пусть всегда
будет солнце», «Старый замок»,
«Лето на реке», «Веселый
2.Иллюстрирование
-русских народных сказок «Сивка – Бурка», «Репка», «Петушок – Золотой гребешок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;
«Красная Шапочка» Ш.Перро, «Сказка о царе Салтане…» А.Пушкина;
-стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы» Н.Некрасова;
-сказок «Серая Шейка»
Д.Мамина-Сибиряка, «Федорино горе»
К.Чуковского, «Золотой ключик, или
Приключения Буратино» А.
- басни «Стрекоза и Муравей» И.Крылова;
- стихотворения «Уж небо осенью дышало..», «Зимнее утро» А.Пушкина;
- рассказов «Красное лето» И.Соколова-Микитова, «Художник Осень» Г.Скребицкого.
4 класс
1.Рисование на темы:
«Летний пейзаж», «Восход
2.Иллюстрирование
-русских народных сказок «По щучьему велению», «Чудодейное колечко»;
-произведений «Сказка
о рыбаке и рыбке» А.Пушкина,
«Растрепанный воробей» К.
Все задания по тематическому
рисованию выполняются
Особые возможности урока тематического рисования раскрывают для тесной связи изобразительного искусства с другими учебными предметами: музыкой, литературой, природоведением, уроками труда. Так, прослушивание музыки, песен, близких по содержанию и темам рисованию («Осень» - музыка М.Красева, слова М.Ивенсен; «Осенняя песенка» - музыка Д.Васильева-Буглая, слова А.Плещеева; «Новогодняя» - музыка А.Филиппенко, слова Г.Бойко, перевод с украинского М.Ивенсен и др.), оказывает огромное влияние на активизацию изобразительной деятельности школьников, на их идейно-эстетическое развитие, способствует глубокому проникновению в художественные образы, вызывает радость от художественного творчества. Созданию эмоционального настроения детей, оживлению их зрительных представлений и впечатлений от явлений окружающей действительности, ее красоты способствует и чтение стихотворений, рассказов и т.п., изучаемых детьми на уроках чтения.
На уроки тематического рисования программа уделяет в 1 классе 7 часов, во 2 классе – 8 часов, в 3 классе – 8 часов и в 4 классе – 7 часов.
Содержание и методика проведения уроков декоративного рисования
Произведения декоративно – прикладного искусства обладают художественно – эстетическими свойствами и имеют непосредственное практическое отношение в быту, труде и специально предназначены для украшения жилищ, архитектурных сооружений, площадей, парков и т.д.
Художественные произведения народных мастеров, оформляющих быт, отражают своеобразие, свойственное тому или иному народу. В произведениях народного искусства ярко и непосредственно выражались мысли и чувства народа, особенности его быта, природы, среди которых жил и трудился народ. Поэтому произведения народных умельцев отличаются особенной непосредственностью и художественной цельностью.
В общеобразовательной школе с основами декоративно – прикладного искусства дети знакомятся на уроках декоративного рисования. Декоративное рисование в 1 – 4 классах основано на декоративной обработке (стилизации) форм и цвета объектов растительного и животного мира и составление из них узоров, орнаментов. Как правило, декоративные работы представляют собой обобщённые формы и цвета изображаемых с натуры объектов - листьев, цветов, бабочек, жуков и т.п. К декоративному рисованию относится и творческое составление праздничных открыток, эскизов ёлочных игрушек, карнавальных костюмов.
Специфика занятий декоративным рисованием позволяет эффективно развивать у младших школьников творческую фантазию, хороший эстетический вкус, интерес и любовь к народному искусству, искусству родного края.
Надо помнить, что использование на этих уроках местных и национальных традиций декоративно-прикладного искусства развивает у детей чувство патриотизма, гордости за свой народ, его мастерство и трудолюбие. С этой целью необходимо знакомить учащихся с чеканкой и вышивкой, резьбой по дереву и лаковой живописью, народными игрушками и лубком, которые близки детям и вызывают у них интерес.
Обучение декоративному рисованию в начальных классах начинается с рисования узоров. Они выполняются с образца в первом полугодии 1 класса. Со второй половины 1 класса все декоративные работы творчески составляются самими детьми. Особое внимание школьников обращается на умелое, выразительное использование ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета в декоративных работах. В 4классе учащиеся должны понимать тесную, неразрывную связь декоративного оформления предмета и его практического назначения, должны самостоятельно отличать удачное, выразительное решение декоративного украшения вещи от неудачного.
Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета, полученное учащимися на занятиях изобразительным искусством и, прежде всего на уроках декоративного рисования, находит затем применение в различных работах на уроках трудового обучения: в аппликациях, плетениях, лепке, изготовлении игрушек, вышивке и т.п. Многие из этих изделий можно сделать по предварительным эскизам, рисункам, выполненным на уроках декоративного и тематического рисования, а некоторые из них, уже готовые, желательно украсить орнаментом также на уроках декоративного рисования.
Ознакомление детей
с произведениями декоративно-прикладного
искусства осуществляется непосредственно
на уроках декоративного рисования
в тесной, органической связи с
содержанием конкретного
Содержанием декоративного рисования в 1 классе является: рисование узоров и декоративных элементов по образцу; самостоятельное выполнение в полосе, круге растительных и геометрических узоров. У учащихся идет формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении одежды, посуды, игрушек.. Важное внимание уделяется применению в процессе выполнения декоративной работы линии симметрии, чередования элементов.
Во 2 классе содержание занятий
декоративным рисованием составляет:
для развития детского творчества в
эскизах для украшения
Начинается знакомство
с видами народного декоративно-
В 3 классе продолжается
знакомство с новыми видами народного
декоративно-прикладного
В работе над эскизами учащиеся постепенно учатся понимать простейшую связь формы, материала и элементов украшения с практическим назначением предмета. У них начинается формироваться представление о том, что родная природа, близкая и известная им с детства (ягоды, цветы, листья, птицы), служат основой для творчества народного мастера. Природу он знает, любит и поэтизирует. Народное орнаментальное искусство отражает представление его создателей о прекрасном.
В этом классе начинается приобщение детей к изучению культуры и быта своего народа на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Вологда, Вятка).
В 4 классе на уроках декоративного
рисования идет эстетическое воспитание
и обучение учащихся средствами следующих
видов народного и современного
декоративно-прикладного искусс
Выполнение эскизов простейших объектов на основе орнаментальной и сюжетно- декоративной композиции.
Для реализации указанного
содержания уроков декоративного рисования
в начальных классах программа
рекомендует следующие
1 класс
а) рисование в полосе, круге узоров из форм растительного мира, а также из геометрических форм на белой или цветной бумаге по образцам и самостоятельно;
б) упражнения в приемах рисования кистью простейших элементов растительных и геометрических узоров на примерах народной росписи (ягоды, листья, круги, полосы);
в) самостоятельное составление декоративной росписи «Красивые цепочки», «Чудо – платье», «Сказочный букет» (в холодных тонах), «Золотые рыбки» (в теплых тонах ), «Сказочная птица на ветке с золотыми яблоками» и др.
2 класс
а) выполнение простейших узоров в полосе, прямоугольнике для украшения несложных предметов на основе декоративного изображения ягод, листьев;
б) выполнение орнаментальной полосы «Мои любимые животные» для украшения классного уголка;
в) выполнение коллективного
фриза «Здравствуй, весна!» на основе
декоративного изображения
г) выполнение эскиза украшения для коврика из декоративно переработанных бабочек, цветов, листьев для подарка маме, родным;
д.) раскрашивание изделий, выполненных на уроках труда.
3 класс
а) выполнение эскизов предметов, для украшения которых применяются узоры в полосе, прямоугольнике, круге на основе декоративного изображения цветов, листьев, ягод, птиц, рыб и животных; выполнение эскизов узора для коврика, закладки для книг, декоративной тарелочки, очечника, сумочки, салфетки и т.п.;
б) выполнение эскизов росписи матрешки, украшений для елки (расписные шарики, гирлянды, флажки, хлопушки, любимые сказочные герои и т.п.);
в) выполнение эскизов карнавальных принадлежностей (маски и детали украшений костюмов героев народных сказок и т.п.);
г) выполнение эскизов предметов быта, украшенных узором (варежка, косынка, фартук, чайник, ложка и т.п.);
д.) раскрашивание изделий, выполненных на уроках труда;
е) выполнение эскизов сувениров, сконструированных из пустых коробочек (веселые игрушки, игольница – цветок, игольница – грибок и т.п.);
ж) упражнения на выполнение простейших приемов кистевой росписи – изображение декоративных цветов, листьев, ягод и трав.
4 класс
а) выполнение эскиза памятного кубка. На уроках труда по возможности выполняются проекты, которые оформляются согласно эскизам;
б) выполнение эскиза лепного пряника на примере тульского пряника и роспись готового изделия;
в) выполнение эскиза сказочного стульчика (стульчик – птица, стульчик – зверь и т.д.) и роспись готового изделия;
г) выполнение эскиза сюжетной росписи кухонной разделочной доски, роспись готового изделия. Примерные сюжеты: «Сказочные птицы», «Веселые звери», «Богатырские кони», «Любимый сказочный герой» и т.д.;
д.) выполнение эскиза игрушки «Веселая карусель»; моделирование игрушки из бумаги с последующим ее выполнением на уроках труда;
е) выполнение эскиза лепной свистульки в виде сказочной птицы или зверя и роспись готового изделия.
Информация о работе Организация обучения младших школьников рисованию на уроке