Организация обучения младших школьников рисованию на уроке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических аспектов организации урока как основной формы обучения младших школьников рисованию.
Задачи
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по
теме исследования.
2.Рассмотреть виды, структуру и планирование уроков ИЗО в начальной
школе.
3. На основе изучения опыта отечественных педагогов – эстетов
составить методические рекомендации по обучению младших
школьников изобразительному искусству на уроке.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………….. . . с.1-2
1. Урок, как основная форма организации обучения детей рисованию . . . . . .….с.3-7
2. Психологические аспекты обучения младших школьников изобразительной деятельности на уроках рисования…………………………………………… ..с.8-18
3. Виды уроков изо и их структура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. ..с 19-24
4. Планирование уроков изобразительного искусства в начальной школе…………………………………………………………………………....с.25-34
5. Методические рекомендации по обучению младших школьников изобразительному искусству на уроке ……………………………………… ..с.35-79
Заключение ……………………………………………………………………..с.80-83
Библиографический список. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . с.84-86
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.87-89

Файлы: 1 файл

Организация обучения младших школьников рисованию на уроке.doc

— 397.50 Кб (Скачать файл)

У детей происходит развитие воображения, творческой фантазии, умения образно представлять задуманную композицию.

Примерными заданиями  тематического рисования в начальных  классах являются:

                             1 класс

1.Рисование на темы: «Дождик идет», «Красавица зима»,  «Новогодняя елка», «Весенний день», «Праздничный салют», «Сказочный дворец», «Солнечный день», «В цирке», «Как я помогаю маме», «Первый снег», «Пейзаж с радугой», «Поздняя осень», «Наши друзья – животные», «Путешествие на воздушном шаре»;

2.Иллюстрирование русских  народных сказок «Колобок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Лиса, заяц и петух».

                             2 класс

1.Рисование на темы: «Мы рисуем осень», «Мы рисуем  любимую сказку», «Зимние развлечения  с друзьями», «Мои друзья»,  «Весна наступает», «С чего начинается Родина», «На морском берегу», «Веселые клоуны», «Старинная башня», «Поле маков», «Праздничная улица»;

2.Иллюстрирование произведений  литературы:

-русских народных  сказок «Гуси – лебеди», «Репка»,  «Маша и медведь»;

-стихотворений «Вот север тучи нагоняя…» А.Пушкина, «Ласточки» А.Плещеева, «Береза» С.Есенина, «Радуга – дуга» С.Маршака, «Елка» Е.Благининой;

- рассказов Е.Чарушина, «Цветы и ягоды» Н.Надеждиной, «На лесной поляне зимой» Г.Скребицкого,  «Снежинки» по М.Ильину и Е.Сегал.

                             3 класс

1.Рисование на темы: «Осень в саду», «На качелях», «Мы сажаем деревья», «В сказочном  подводном мире», «Полет на  другую планету», «Пусть всегда  будет солнце», «Старый замок», «Лето на реке», «Веселый поезд», «Дом, в котором ты живешь», «Буря на море», «Весеннее солнце», «Летят журавли»;

2.Иллюстрирование литературных  произведений:

-русских народных  сказок «Сивка – Бурка», «Репка»,  «Петушок – Золотой гребешок»,  «Сестрица Аленушка и братец  Иванушка»;

 «Красная Шапочка»  Ш.Перро, «Сказка о царе Салтане…» А.Пушкина;

-стихотворения «Дедушка  Мазай и зайцы» Н.Некрасова;

-сказок «Серая Шейка»  Д.Мамина-Сибиряка, «Федорино горе»  К.Чуковского, «Золотой ключик, или  Приключения Буратино» А.Толстого;

- басни «Стрекоза и  Муравей» И.Крылова;

- стихотворения «Уж небо осенью дышало..», «Зимнее утро» А.Пушкина;

- рассказов «Красное  лето» И.Соколова-Микитова, «Художник  Осень» Г.Скребицкого.

                            4 класс

1.Рисование на темы: «Летний пейзаж», «Восход солнца  на море», «Портрет дерева», «Осень в саду», « Осень в городе», «На уборке урожая», «Ребята на экскурсии», «Катание с гор», «Детская железная дорога», «Песни нашей Родины», «Лесные тропинки»;

2.Иллюстрирование литературных  произведений:

-русских народных  сказок «По щучьему велению», «Чудодейное колечко»;

-произведений «Сказка  о рыбаке и рыбке» А.Пушкина,  «Растрепанный воробей» К.Паустовского, «Двенадцать месяцев» С.Маршака,  «Золушка» Ш.Перро, «Маленький  Мук» В.Гауфа, «Путешествие Гулливера»  Д.Свифта, «Удалой портняжка» и  «Бременские музыканты» бр. Гримм, «Пеппи Длинный чулок» А.Линдгрен, «Маленький водяной» и «Маленькая Баба Яга» О.Пройслер и др.

Все задания по тематическому  рисованию выполняются карандашом, а затем завершаются акварелью  или гуашью. Важно научить детей  предварительно выполнять маленькие «рабочие» схематичные эскизы-наброски. На тематические рисунки отводится 2 урока.

Особые возможности  урока тематического рисования  раскрывают для тесной связи изобразительного искусства с другими учебными предметами: музыкой, литературой, природоведением, уроками труда. Так, прослушивание музыки, песен, близких по содержанию и темам рисованию («Осень» - музыка М.Красева, слова М.Ивенсен; «Осенняя песенка» - музыка Д.Васильева-Буглая, слова А.Плещеева; «Новогодняя» - музыка А.Филиппенко, слова Г.Бойко, перевод с украинского М.Ивенсен и др.), оказывает огромное влияние на активизацию изобразительной деятельности школьников, на их идейно-эстетическое развитие, способствует глубокому проникновению в художественные образы, вызывает радость от художественного творчества. Созданию эмоционального настроения детей, оживлению их зрительных представлений и впечатлений от явлений окружающей действительности, ее красоты способствует и чтение стихотворений, рассказов и т.п., изучаемых детьми на уроках чтения.

На уроки тематического  рисования программа уделяет  в 1 классе 7 часов, во 2 классе – 8 часов, в 3 классе – 8 часов и в 4 классе – 7 часов.

Содержание  и методика проведения уроков декоративного  рисования

Произведения декоративно – прикладного искусства обладают художественно – эстетическими свойствами и  имеют непосредственное практическое отношение в быту,  труде и специально предназначены для  украшения жилищ, архитектурных сооружений,  площадей, парков и т.д.

Художественные произведения народных  мастеров, оформляющих быт, отражают своеобразие,  свойственное тому или иному народу. В произведениях народного искусства ярко и непосредственно выражались мысли  и чувства народа,  особенности его быта, природы, среди которых жил и трудился народ. Поэтому произведения народных умельцев отличаются особенной непосредственностью и художественной цельностью.

В общеобразовательной  школе  с основами декоративно  – прикладного искусства  дети знакомятся на уроках декоративного  рисования.  Декоративное рисование  в 1 – 4  классах основано на  декоративной обработке (стилизации)  форм и цвета  объектов  растительного и животного мира и составление из них узоров, орнаментов. Как правило, декоративные работы представляют собой  обобщённые формы и цвета  изображаемых с натуры объектов  -  листьев, цветов, бабочек, жуков и т.п. К декоративному рисованию относится и творческое составление праздничных открыток, эскизов ёлочных игрушек, карнавальных костюмов.

Специфика занятий декоративным рисованием позволяет эффективно развивать у младших школьников творческую фантазию, хороший эстетический вкус, интерес и любовь к народному искусству, искусству родного края.

Надо помнить, что использование  на этих уроках местных и национальных традиций декоративно-прикладного  искусства развивает у детей чувство патриотизма, гордости за свой народ, его мастерство и трудолюбие. С этой целью необходимо знакомить учащихся с чеканкой и вышивкой, резьбой по дереву и лаковой живописью, народными игрушками и лубком, которые близки детям и вызывают у них интерес.

Обучение декоративному  рисованию в начальных классах  начинается с рисования узоров. Они  выполняются с образца в первом полугодии 1 класса. Со второй половины 1 класса все декоративные работы творчески  составляются самими детьми. Особое внимание школьников обращается на умелое, выразительное использование ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета в декоративных работах. В 4классе учащиеся должны понимать тесную, неразрывную связь декоративного оформления предмета и его практического назначения, должны самостоятельно отличать удачное, выразительное решение декоративного украшения вещи от неудачного.

Понимание ритма, гармоничности  цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета, полученное учащимися на занятиях изобразительным искусством и, прежде всего на уроках декоративного рисования, находит затем применение в различных работах на уроках трудового обучения: в аппликациях, плетениях, лепке, изготовлении игрушек, вышивке и т.п. Многие из этих изделий можно сделать по предварительным эскизам, рисункам, выполненным на уроках декоративного и тематического рисования, а некоторые из них, уже готовые, желательно украсить орнаментом также на уроках декоративного рисования.

Ознакомление детей  с произведениями декоративно-прикладного  искусства осуществляется непосредственно  на уроках декоративного рисования  в тесной, органической связи с  содержанием конкретного учебного задания, а не выделяется в специальные  уроки-беседы о декоративно-прикладном искусстве. Это позволяет ученикам более глубоко понять связь декоративного украшения вещи с ее практическим назначением, глубже осмыслить особенности декоративного узора, орнамента и в конечном итоге способствует более яркому, выразительному выполнению собственного рисунка.

Содержанием декоративного  рисования в 1 классе является: рисование  узоров и декоративных элементов  по образцу; самостоятельное выполнение в полосе, круге растительных и  геометрических узоров. У учащихся идет формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении одежды, посуды, игрушек.. Важное внимание уделяется применению в процессе выполнения декоративной работы линии симметрии, чередования элементов.

Во 2 классе содержание занятий  декоративным рисованием составляет:  для развития детского творчества в  эскизах для украшения простейших предметов применяются узоры  в полосе, квадрате, прямоугольнике более сложные, чем в 1 классе, элементы декоративно-сюжетной композиции. Продолжается формирование простейших умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, элементарные приемы кистевой росписи.

Начинается знакомство с видами народного декоративно-прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов - Майдан и Городец)  и по фарфору (Гжель), народной вышивкой. Ознакомление с русской глиняной игрушкой.

В 3 классе продолжается знакомство с новыми видами народного  декоративно-прикладного искусства: художественной росписью по металлу (Жостово) и по дереву (Хохлома), народной вышивкой, кружевом. Ознакомление с русской глиняной и деревянной игрушкой, современной технической и елочной игрушкой.

В работе над эскизами учащиеся постепенно учатся понимать простейшую связь формы, материала и элементов украшения с практическим назначением предмета. У них начинается формироваться представление о том, что родная природа, близкая и известная им с детства (ягоды, цветы, листья, птицы), служат основой для творчества народного мастера. Природу он знает, любит и поэтизирует. Народное орнаментальное искусство отражает представление его создателей о прекрасном.

В этом классе начинается приобщение детей к изучению культуры и быта своего народа на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Вологда, Вятка).

В 4 классе на уроках декоративного  рисования идет эстетическое воспитание и обучение учащихся средствами следующих  видов народного и современного декоративно-прикладного искусства: народная художественная резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта); русский пряник; лаковая миниатюра из Палеха на темы сказок; художественные росписи Русского Севера в оформлении предметов быта (шкафы, перегородки, прялки и т.д.).

Выполнение эскизов  простейших объектов на основе орнаментальной и сюжетно- декоративной композиции.

Для реализации указанного содержания уроков декоративного рисования  в начальных классах программа  рекомендует следующие примерные  учебно-творческие задачи:

                             1 класс

а) рисование в полосе, круге узоров из форм растительного  мира, а также из геометрических форм на белой или цветной бумаге по образцам и самостоятельно;

б) упражнения в приемах  рисования кистью простейших элементов растительных и геометрических узоров на примерах народной росписи (ягоды, листья, круги, полосы);

в) самостоятельное составление  декоративной росписи «Красивые  цепочки», «Чудо – платье», «Сказочный букет» (в холодных тонах), «Золотые рыбки» (в теплых тонах ), «Сказочная птица на ветке с золотыми яблоками» и др.

                            2 класс

а) выполнение простейших узоров в полосе, прямоугольнике для  украшения несложных предметов  на основе  декоративного изображения  ягод, листьев;

б) выполнение орнаментальной полосы «Мои любимые животные» для украшения классного уголка;

в) выполнение коллективного  фриза «Здравствуй, весна!» на основе декоративного изображения цветов, птиц для украшения школы;

г) выполнение эскиза украшения  для коврика из декоративно переработанных бабочек, цветов, листьев для подарка маме, родным;

д.) раскрашивание изделий, выполненных на уроках труда.

                             3 класс

а) выполнение эскизов  предметов, для украшения которых  применяются узоры в полосе, прямоугольнике, круге на основе декоративного изображения цветов, листьев, ягод, птиц, рыб и животных; выполнение эскизов узора для коврика,  закладки для книг, декоративной тарелочки, очечника, сумочки, салфетки и т.п.;

б) выполнение эскизов  росписи матрешки, украшений для елки (расписные шарики, гирлянды, флажки, хлопушки, любимые сказочные герои и т.п.);

в) выполнение эскизов  карнавальных принадлежностей (маски  и детали украшений костюмов героев народных сказок и т.п.);

г) выполнение эскизов  предметов быта, украшенных узором (варежка, косынка, фартук, чайник, ложка и т.п.); 

д.) раскрашивание изделий, выполненных на уроках труда;

е) выполнение эскизов  сувениров, сконструированных из пустых коробочек (веселые игрушки, игольница  – цветок, игольница – грибок и т.п.);

ж) упражнения на выполнение простейших приемов кистевой росписи – изображение декоративных цветов, листьев, ягод и трав.

                             4 класс

а) выполнение эскиза памятного  кубка. На уроках труда по возможности  выполняются проекты, которые оформляются согласно эскизам;

б) выполнение эскиза лепного  пряника на примере тульского  пряника и роспись готового изделия;

в) выполнение эскиза сказочного стульчика (стульчик – птица, стульчик – зверь и т.д.) и роспись  готового изделия;

г) выполнение эскиза сюжетной росписи кухонной разделочной доски, роспись готового изделия. Примерные сюжеты: «Сказочные птицы», «Веселые звери», «Богатырские кони», «Любимый сказочный герой» и т.д.;

д.) выполнение эскиза игрушки  «Веселая карусель»; моделирование  игрушки из бумаги с последующим ее выполнением на уроках труда;

е) выполнение эскиза лепной свистульки в виде сказочной птицы  или зверя и роспись готового изделия.

Информация о работе Организация обучения младших школьников рисованию на уроке