Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 21:46, курсовая работа
Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических аспектов организации урока как основной формы обучения младших школьников рисованию.
Задачи
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по
теме исследования.
2.Рассмотреть виды, структуру и планирование уроков ИЗО в начальной
школе.
3. На основе изучения опыта отечественных педагогов – эстетов
составить методические рекомендации по обучению младших
школьников изобразительному искусству на уроке.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………….. . . с.1-2
1. Урок, как основная форма организации обучения детей рисованию . . . . . .….с.3-7
2. Психологические аспекты обучения младших школьников изобразительной деятельности на уроках рисования…………………………………………… ..с.8-18
3. Виды уроков изо и их структура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. ..с 19-24
4. Планирование уроков изобразительного искусства в начальной школе…………………………………………………………………………....с.25-34
5. Методические рекомендации по обучению младших школьников изобразительному искусству на уроке ……………………………………… ..с.35-79
Заключение ……………………………………………………………………..с.80-83
Библиографический список. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . с.84-86
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.87-89
Последовательность рисования с натуры книги, флажка, листьев растений, цветов, насекомых выражается в четком выделении каждого этапа работы – определения общего пространственного расположения данных объектов на листе бумаги, определение их пропорций, характерных очертаний, светотеневых отношений.
Количество основных этапов может быть примерно 4 – 8 (все зависит от сложности строения, очертаний изображаемого объекта). При рисовании листьев растений, цветов, насекомых следует пользоваться линией симметрии.
Симметрия – это гармоническое расположение в пространстве отдельных частей целого, соразмерность и соответствие между ними. Линия симметрий представляет собой линию, которая делит предмет (или конкретную форму) на две абсолютно равные части (как бы зеркальное отражение одной половины другой).
Рисование с натуры книги (карандаш или уголь).
Выбираются три – четыре книги, желательно с яркими обложками. Это могут быть, например, буквари (они рекомендуются для изображения в 1 классе). Книги ставятся на натуральные подставки. Затем учащиеся должны внимательно рассмотреть их, проанализировать соотношения пропорций (соотношения длины и ширины). Постепенно усваивается понятие «пропорция» - соотношение предмета и его частей по величине. Во время анализа пропорций книги, имеющей форму прямоугольника, следует использовать прием откладывания величины одной стороны (меньшей) на другую, мысленно деля прямоугольник на квадраты. При этом методе получаемый остаток определяется как часть квадрата.
Процесс рисования книги делится на несколько основных этапов.
Первый этап – выбор пространственного расположения листа бумаги. В данном случае вертикальное (по расположению в пространстве длинной стороны книги – ее высоты). Далее тонкими, с легким нажимом линиями очерчиваются на листе бумаги общие (габаритные) размеры книги. Важно на этом этапе правильное композиционное расположение изображения, то есть рисунок не должен быть очень мелким или очень крупным, не должен быть сдвинут в один из краев листа бумаги. Следующий этап работы над рисунком – уточнение основных пропорций. После этого прорисовываются буквы и остальные элементы оформления обложки букваря. Завершается работа над рисунком тональной проработкой рисунка книги, соответствующей тональному распределению цветовой окраски обложки книги.
При этом следует помнить о том, что резинкой злоупотреблять нельзя. Любая, даже самая мягкая резинка портит бумагу. К тому же частое использование резинки мешает вдумчиво, внимательно рассматривать и определять пропорции, очертания изображаемых объектов. Надеясь на резинку, рисующие, как правило, торопятся, спешат при проведении линий, что также мешает выработке у них точности в определении и изображении линий, пропорций.
С первого же задания важно хорошо усвоить понятие «натура», «рисунок с натуры», а также ознакомится и практически использовать способ визирования.
Предмет, который находится перед
рисовальщиком и который
Во время рисования следует вспомнить о том, что книга необходима человеку, у каждого из нас есть своя любимая книга. С помощью книги мы учимся: не случайно книги называют мудрыми. Книга – коллективный труд писателя, поэта, ученого и художника. Во многих книгах содержание раскрывается наглядно – в рисунках художника, иллюстрациях. На иллюстрациях как бы оживают герои книги, страны и города, где происходят описанные события, и все, о чем рассказывает автор книги, становится нам ближе, понятнее. Особенно детей привлекают книги с яркими, красочными иллюстрациями.
Рисование с натуры листьев растений – листьев яблони, сирени, рябины (карандаш или уголь).
Перед выполнением данного задания нужно внимательно рассмотреть листья различных деревьев и кустарников (листья березы, яблони, сирени, рябины) и сравнить их, определяя общее и разницу. Это поможет лучше разобраться в строении листьев деревьев, их очертаний.
Процесс изображения листа яблони (или сирени и т.п.) начинается с внимательного изучения особенностей его строения – черенка, жилок; характерного внешнего очертания – контура, силуэта. При этом внимание следует обратить на тот факт, что листья, будучи симметричными, благодаря своему индивидуальному строению, никогда не бывают строго симметричными. Индивидуальные особенности – отклонения от строгой симметричности в строении листа – выражаются в очертании (более или менее вытянутом в ту или иную сторону), в распределении и направлении жилок, в пространственном расположении черенка.
Общее очертание (силуэт) любого листа, находящегося во фронтальном положении по отношению к глазу рисующего, почти всегда легко вписывается в ту или иную геометрическую фигуру – треугольник, ромб, окружность, эллипс, многоугольник и т.п. Это особенно необходимо помнить, так как неопытный рисовальщик обычно игнорирует то правило, что начинать надо с общего пространственного расположения и очертания объекта, он увлекается зубчиками, отдельными деталями, и рисунок листа дерева получается кривобоким, непомерно вытянутым в ту или иную сторону. Можно рассмотреть примеры правильного начала рисунка листа.
Итак, начинается рисунок с определения и изображения общего пространственного расположения листа, заключенного в конкретную простейшую геометрическую форму, то есть рисуется овал (тонкими линиями). Определяется центральная линия листа (линия симметрии). Прорисовывается черенок, жилки, зубчики по внешнему очертанию листа. После уточнения всего рисунка, его деталей, стираются линии построения и наносится штриховка, подчеркивающая форму листа, его строение, фактуру (материальность).
При этом следует постоянно сопоставлять натуру и свои рисунки, формируя умение сравнивать, наблюдать, пытливо изучать.
Рисование с натуры красного флажка и флажков морской азбуки (карандаш, акварель).
Выполнение рисунка начинается с определения на листе бумаги общего пространственного и композиционного расположения основных форм флажка. Одновременно с этим определяется и пропорциональные соотношения форм флажка – справа и слева, вверху и внизу проводятся четыре отрезка-отметки, затем через них прочеркиваются тонкие линии, особое внимание уделяется двум линиям – вертикальной линии слева (древко) и горизонтальной вверху. Данные линии определяют собой главные общие пропорции флажка. Вертикальные линии делятся пополам, что окончательно определяет длину древка и ширину флажка. Ширина флажка еще делится по вертикали пополам, и справа наклонными линиями прорисовывается треугольник – вырез флажка.
Если учащийся рисует флажок морской азбуки, то в этом случае на рисунке флажка указываются участки, окрашенные в другие цвета, и различные символы (звезды, серп и молот и т.п.).
После выполнения линейного рисунка следует работа акварелью «по сухому». Начиная работать красками, нужно ровно залить всю очерченную поверхность флажка (или соответствующие участки флажка морской азбуки) слабым тоном красной краски. После высыхания нанести второй слой краски, и так до полного, звучного насыщения цвета флажка, соответствующего цвету флажка в натуре.
Рисование с натуры насекомых – бабочки (карандаш, акварель).
В процессе выполнения данного задания у учащихся продолжает развиваться умение видеть красоту живого мира, любоваться им: умение рисовать с натуры, анализируя и сравнивая форму, строение, пропорции, цветовую окраску бабочек. В рисунке важно передать изящество, пропорциональность тельца бабочки, нежность и красочность крыльев.
Линейный рисунок бабочки начинается с проведения вертикальной линии (линии симметрии), проходящей посередине тельца бабочки, от которой ведется дальнейшее построение рисунка. Так, намечаются общие размеры крыльев бабочки, прорисовываются их очертания, тельце, голова бабочки. Все линии построения стираются, и остаются тонкие линии-контуры и линии, обозначающие границы цветовой окраски крыльев бабочки. После этого рисунок готов к дальнейшей работе над ним акварельными красками.
Целесообразно использовать для постепенного насыщения цвета прием работы «по сухому». Закрасив легким тоном одни участки (наиболее темные) тельца и крыльев бабочки, надо подождать, когда краска высохнет, а затем продолжать закрашивание рисунка. При этом надо следить за передачей в рисунке гармоничного сочетания цветовых оттенков на крыльях бабочки.
Особое внимание учащихся следует обратить на сравнение рисунка с натурой. Следует помнить, что их сравнительный анализ – залог успешной передачи формы, пропорций, пространственного положения, богатства цветовой окраски изображаемых объектов. И этому следует учиться с первых же занятий.
Рисование с натуры бытовых предметов
Изображение предметов быта издавна встречается в произведениях художников. Еще в середине века изображение предметов быта, отдельно и в группе (натюрморт)получает самостоятельное направление в искусстве, например знаменитый фламандский и голландский натюрморт.
Рисование предметов быта обычно начинается с изображения с натуры отдельных, простых по форме предметов. Вначале изображаются предметы прямоугольной формы во фронтальном положении ниже уровня горизонта (для быстрых набросков изображаемые объекты ставятся на различном уровне относительно линии горизонта). Для изображения рекомендуется: коробка, ящик, шкатулка, портфель и т.п. Затем рисуют с натуры предметы цилиндрической и конической формы, расположенные основанием на плоскости – кастрюлю, стакан, кружку, ведро. Постепенно переходят к рисованию предметов сложной, комбинированной (состоящей по своей конструкции из разных форм) формы: чайник, кофейник, ваза, настольная лампа и т.д.
Следующий этап овладения изобразительной грамотой – изображение отдельных предметов различной формы (простой и сложной, прямоугольной, цилиндрической, конической, шарообразной), расположенных в угловой перспективе и лежащих под углом к рисующему. Объектами рисования могут служить те же предметы: коробка, ящик, скворечник, игрушечные машины, дома, ведро, кастрюля, мяч, воздушный шар, кувшин, и т.п.
Последовательность выполнения рисунка данных объектов следующая. Прежде всего определяется композиционное положение листа бумаги: по вертикали или по горизонтали (в зависимости от габаритных размеров изобразительного объекта – большой размер по вертикали или по горизонтали). Далее намечаются короткими штрихами крайние точки объектов по высоте и ширине на плоскости листа бумаги; тем самым намечаются композиционные и общие пространственные положения рисунка конкретного объекта. Затем, как правило, наносятся осевая, срединная линия и одновременно общее очертание объекта. После этого с помощью срединной линии начинается прорисовка и уточнение отдельных пропорций изображаемых предметов. По мере надобности, чтобы рисунки объектов не получились кривобокими, косыми, а основные пропорции соответствовали пропорциям в натуре, на срединной линии через засечки проводят горизонтальные линии, на них откладывают равные отрезки, определяющие собой ширину горловины, донышка и других частей предметов.
После уточнения всех пропорций, прорисовок деталей (носиков, ручек и т.п.) намечаются границы светотеневых градаций, рисунок завершается тональной проработкой.
Процесс изображения отдельных предметов быта проходит в такой же последовательности, как и рисование с натуры листьев деревьев.
Рисование с натуры овощей, фруктов, цветов
Человек изображал фрукты,
плоды, овощи с древних времен.
Можно с полным правом утверждать,
что в большинстве известных
натюрмортов прославленных
Форма фруктов, овощей и плодов проста, так как в ней довольно часто выявлена геометрическая основа. Шарообразной формой характеризуются яблоки, апельсины, гранаты, вишни, арбуз, тыква, капуста. Многие овощи и фрукты имеют форму приплюснутого шара (репа, помидоры, некоторые сорта яблок), цилиндра с закругленными основаниями (огурец, кабачок), конуса (морковь, редька, груша), пирамиды (перец) и т.д. Поэтому с самого начала изображения овощей, фруктов необходимо определить, конструкцию какого геометрического тела имеет форма изображаемых фруктов и овощей, и начинать строить линейный рисунок, так же как и геометрическое тело, - с определения наклона оси, а затем общих размеров объекта, прорисовки его основания, пропорций ширины к длине и т.д. Но нельзя вместо яблока рисовать шар, а вместо моркови конус. Надо постоянно помнить, что эти вспомогательные геометрические формы служат только для выяснения и уточнения характера формы, конструктивного строения овощей и фруктов, более правильного определения их пропорций. Поэтому после первоначального этапа построения рисунка следует проследить и отобрать в нем индивидуальные особенности каждого из изображаемых овощей и фруктов. Если внимательно присмотреться к ним в натуре, можно увидеть и искривления главной оси, и выпуклости углубления на поверхности формы, и совсем не идеальные очертания шара, конуса. Разнообразна поверхность овощей и фруктов. Кожа яблока, лука, помидора, арбуза глянцевитая, с ярко выраженными бликами. Поверхность персика, лимона, огурца шершавая, как правило, матовая. Изрыта бороздами поверхность моркови, капусты, картофеля. Различна окраска овощей и фруктов: то яркая, сочная, насыщенная, то бледная, без ярко выраженного цветового тона.
При изображении больших групп овощей и фруктов задача усложняется: необходимо не только правильно изобразить форму, цвет, фактуру каждого плода, но почувствовать компактность всей группы и одновременно передать индивидуальность каждого плода. Для этого надо хорошо знать их строение и порядок, последовательность, изображения. Так, вишни рисуют попарно и по три, рябина имеет гроздь, в которой ягоды лежат почти в одной плоскости ( так же как и у ягод калины), орехи растут гнёздами, виноград висит большими тяжёлыми массами, в виде цилиндра или конуса.
Информация о работе Организация обучения младших школьников рисованию на уроке