Фольклор как основа создания русского танца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 18:57, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: Выявить роль фольклора в процессе создания русского народно-сценического танца.
В соответствии с поставленной целью намечено решение следующих конкретных задач:
1. Определить основные понятия, относящиеся к традициям русского народно-сценического танца.
2. Уточнить виды и жанры русского народно-сценического танца.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1: Русский народно-сценический танец: теоретический аспект. 9
1.1 Основные понятия, относящиеся к традициям русского
народно-сценического танца. 9
1.2 Жанры и виды русского народно-сценического танца. 24
Глава 2. Трансформация хореографического фольклора как путь
создания русского народно-сценического танца. 35
2.1 Сценическая интерпретация танцевального фольклора и ее
способы при создании русского народно-сценического танца. 35
2.2 Роль самодеятельного и профессионального искусства
в трансформации хореографического фольклора. 46
Заключение 61
Литература 65

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 1.45 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение                                                                                                         4

 

Глава 1: Русский народно-сценический танец: теоретический аспект.        9

 

    1. Основные понятия, относящиеся к традициям русского

          народно-сценического танца.                                                             9

    1. Жанры и виды русского народно-сценического танца.                    24

 

Глава 2. Трансформация хореографического фольклора как путь

               создания русского народно-сценического  танца.                         35

 

2.1 Сценическая интерпретация  танцевального фольклора и ее 

     способы при создании русского народно-сценического танца.            35

2.2 Роль самодеятельного и профессионального искусства

     в трансформации хореографического фольклора.                                      46

 

Заключение                                                                                                    61

Литература                                                                                                    65

Приложение №1                                                                                            71

Приложение №2                                                                                            77

Приложение №3                                                                                            81      

Приложение №4                                                                                                   102                                                                                           

 

 

 

 

 

Фольклор как основа для создания русского народно-сценического  танца.

 

Введение

Актуальность исследования. Печальный опыт прошлых десятилетий показал, что забвение лучших народных традиций, отрыв от выработанных ценностей и идеалов, ведет к системному кризису всех сфер общественной жизни. Сегодня, как никогда прежде, важно укреплять национальное достоинство и авторитет страны в современном мире, что невозможно без осознания нами собственной культурной самобытности. Необходимо, наконец, преодолеть идеализацию западных стереотипов жизни, связанных с культом потребления и индивидуализма, и вспомнить о богатейшем духовно-нравственном наследии, завещанном нам далекими предками. Их мудрость, их духовная красота до наших дней  сохранились в фольклорном народном творчестве. В последние годы изучение и освоение народного танца как важной составной части традиционной культуры поднялось на качественно новый уровень.

За многовековой период развития народной хореографии, начиная с древнейших танцев славян и до стремительной русской пляски с ее блестящей, своеобразной и жизнерадостной манерой исполнения, можно проследить глубокое влияние народного искусства, культуры, традиций на становление и развитие русской хореографии. В своих программах многие самодеятельные и профессиональные ансамбли танца и народные хоры умело используют эти замечательные традиции.

  В русской народной  культуре веками складывалась  богатейшая, чрезвычайно разнообразная, самобытная хореографическая традиция, тесно связанная с вокальным  и инструментальным исполнительством. Но изучению и освоению хореографических  фольклорных образцов длительное  время уделялось незаслуженно  малое внимание. И это приводило  к использованию танцевальных  элементов хореографическими коллективами, ансамблями песни и танца лишь как иллюстративных “украшений”. В результате при воспроизведении фольклорных оригиналов разрушалась их целостность. Однако огромной заслугой народно-хоровых коллективов, ансамблей народного танца явились популяризация и сохранение в обществе интереса к народной культуре на протяжении продолжительного периода отечественной истории.

Изучение и освоение традиционной народной пластики влияет на многомерное, глубинное постижение русской народной традиционной культуры, служит физическому развитию и психологическому раскрепощению, помогает приобретать естественные хореографические и вокальные навыки.

В современных условиях всё более осознаётся опасность потери богатейшего наследия народного искусства, традиций русского фольклора во всём его жанровом многообразии в контексте региональной культуры, в её исторической динамике.

В наши дни усиливается значение фольклора  для хореографического искусства, не только как арсенал выразительных средств, но и как своеобразного источника «живой воды», оплодотворяющей фантазию художника. Знакомство с богатством танцевального творчества народов и сейчас служит действенным средством идейно-эстетического воспитания подрастающего поколения.

Народная художественная культура является воплощением духовно-нравственных ценностей и идеалов этноса, и бережное отношение к ней является одним из условий преемственности исторического опыта народа, воссоздания нравственных и этических основ национального характера.

Мы пришли, наконец, к пониманию того, что будущее России и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатейшее наследие народной культуры.

Обращение к культуре многонационального российского народа, испытавшего в своей истории не одно потрясение, необходимо с точки зрения многих наук: философии, культурологи, искусства. В современных условиях глобализации на первое место выступает новая угроза – как не раствориться многим национальным культурам из-за стирания этнической самобытности, сохранить свою самобытную культуру, часть богатства духовной жизни, накапливавшейся веками со времен своего появления, и не растворится в среде других.

Этнокультурный облик России характеризуется огромным разнообразием, обусловленным обширностью территории, природными различиями, многонациональным составом населения. Сохранение и возрождение национальных культурных традиций может быть осуществлено лишь на основе взаимообогащения и обращения к истокам традиционных народных культур, прежде всего – фольклора.

Русский танец сегодня чаще всего показывается односторонне, теряется многообразие выразительных средств. Танцевальная культура на глазах превращается в тренировочные экзерсисы. Важный, но не единственный критерий определения фольклорности  произведения – это традиционность. Понимать этот критерий стоит не в консервативной приверженности  только к старым традициям, а в  развитии и трансформации этих традиций, чтобы  в угоду сиюминутным новшествам не потерять их.

Мы озабочены судьбами русского народного танца, как и региональной народной культуры в целом. Деятели русского  хореографического искусства всегда осознавали важность научного осмысления и решения проблем сохранения и развития русского народного танца, в его традициях, в исторической динамике. Ныне  на многих уровнях стали приниматься меры к научному изучению народного сценического танца, с пониманием его непростой судьбы как жанра. Сохранить чистый родник народной хореографической культуры, бережно передать танцевальный фольклор во всём его богатстве будущим поколениям – задача трудная, но почётная. Это корни нашей культуры, а без корней не сможет быть жизнеспособной крона самого дерева.  Осмысление национального хореографического фольклора в исторической динамике, в контексте региональной культуры – актуальная задача современности.

Степень научной разработанности: Вопрос о сохранении и совершенствовании народной культуры рассматривается в работах ведущих исследователей Г.П. Гусева, В.М.Красовской, А.А. Климова, А.В. Лопухова, Т.С. Ткаченко, В.И. Уральской, Т.А. Устиновой, А.В. Ширяева и др. Концепции развития балетного искусства и достижения выдающихся танцевальных исполнителей отражены в работах Ю.А. Бахрушина, Л.Д. Блок, А.Я. Вагановой, М.В. Васильевой-Рождественской, Г.Н. Добровольской, Н.П. Ивановского, В.М. Красовской, Э.Н. Шумиловой, Н.О. Эльяш и др. Описанию народных танцев (как традиционных, так и авторских постановок) посвящены книги таких авторов, как Г. Богданов, Г. Власенко, Н. Заикин, Р. Каримова, М. Мурашко, Н. Надеждина, Г. Настюков, Ю. Ошурко, Г. Тагиров, Т. Ткаченко, В. Уральская, Т. Устинова, Ю. Чурко и многих других.  Большой вклад в развитие и утверждение на практике системы воспитания исполнителей народно-сценического танца внесла Т. С. Ткаченко. В 1954 году вышла ее книга «Народный танец» (в 1967 году книга была издана во второй раз). Сохранением и развитием народных традиций в хореографическом искусстве занимались такие авторы, как Н. М. Бачинская, А. А. Борзов, А. А. Климов, О. Н. Князева, А. В. Руднева, В. И. Уральская, Т. А. Устинова, М. С. Чернышов, Э. И. Шумилова, и многие другие специалисты в области народной хореографии. В настоящее время этот вопрос является актуальным, представляет большой интерес и требует дальнейшего серьезного рассмотрения.

Объект исследования: Русский народно-сценический танец.

Предмет исследования: Роль фольклора в создании русского народно-сценического танца.

Цель исследования: Выявить роль фольклора в процессе создания русского народно-сценического танца.

В соответствии с поставленной целью намечено решение следующих конкретных задач:

  1. Определить основные понятия, относящиеся к традициям русского народно-сценического танца.
  2. Уточнить виды и жанры русского народно-сценического танца.
  3. Рассмотреть сценическую интерпретацию танцевального фольклора и ее способы при создании русского народно-сценического танца.
  4. Выявить роль самодеятельного и профессионального искусства в трансформации хореографического фольклора.

       Гипотеза: Сохранение богатств и традиций танцевального фольклора, органичное включение их в современную хореографическую культуру является важнейшей практической и теоретической основой для создания русского народно-сценического танца.

Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав,  по два параграфа каждая, заключения, списка  литературы и приложения.

 

Глава 1: Русский народно-сценический танец: теоретический

                аспект.

 

1.1 Основные понятия, относящиеся к традициям русского

народно-сценического танца.

Хореография - искусство танца. В это понятие входят народные, бытовые танцы, классический балет. Как и другие виды искусства, хореография отражает социальные процессы, взаимоотношения людей. Специфика ее состоит в том, что чувства, переживания человека она передает в пластической образно-художественной форме. Она родилась на заре человечества. Еще в первобытном обществе существовали танцы, изображавшие трудовые процессы, танцы магического характера, ритуальные, воинственные. В них первобытный человек обращается к силам природы. Дошедшие до нас танцы прежних времен рассказывают о жизни, быте и нравах различных народов. Танец рассматривается не как социальное явление в жизни русского человека, а как сформированное в социуме искусство, которое может быть вынесено на сцену. Он - не только сочетание определенных движений, но и своеобразное музыкально-пластическое выражение образного мышления создавшего его народа. [68, с.3]. Он позволяет выработать пластичность, особую координацию движений, приёмы соотношения движения с музыкой, учит двигаться ритмично, общаться друг с другом в движении.

Танец так же является одним из старинных средств народной педагогики. Его появление связано с подготовкой человека к различным видам трудовой деятельности, со стремлением украсить свой быт, выказать свое отношение к окружающему миру. История, быт, культура народа находят свой отпечаток в народных танцах. У них же воплощаются отдельные национальные черты характера народа, раскрываются такие особенности человека, как обязательное владение каким-то делом, умением, смекалкой, находчивостью, смелостью. Они учат наблюдать за явлениями природы и воспитывают любовь к родной земле. Жизнерадостность, целомудрие, стремление к красоте (орнаментальное богатство танца), сюжетность, коллективный характер исполнения, мягкий юмор - характерные черты народного танца [47, с. 14].

Этот вид искусства передает мысли, чувства и переживания человека в своеобразной для каждого народа национальной форме. Эта форма рождается конкретным содержанием, на которое накладывают свой отпечаток политические, экономические и географические условия жизни в той или иной стране. Так, у каждого народа складывается свой стиль танца, отражающий особенности определенной эпохи.  Танец возник в недрах народного творчества и живет в народе. Это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Еще в XVIII веке передовые деятели искусства того времени, а позднее, в XIX веке, великие представители русской культуры А.С. Пушкин, В.Г. Белинский, Н.В. Гоголь понимали танец как искусство содержательное, реалистически выразительное, способное воплощать серьезные мысли. Где, как не в песне и танце, выражаются душа народа, его самобытность. Н.В. Гоголь писал: "Посмотрите, народные танцы являются в разных углах мира: испанец пляшет не так, как швейцарец... русский не так, как француз, как азиатец. Даже в провинциях одного и того же государства изменяется танец. Северный русс не так пляшет, как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финн: у одного танец говорящий, у другого бесчувственный; у одного бешеный, разгульный, у другого спокойный; у одного напряженный, тяжелый. У другого легкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своем танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отражается в танцах; народ климата пламенного оставил в своем национальном танце ту же негу, страсть и ревность" [18, с. 201].

Информация о работе Фольклор как основа создания русского танца