Роль искусства в первобытном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 14:37, реферат

Описание работы

Первобытное искусство, то есть искусство эпохи первобытно-общинного строя, развивалось в течение очень длительного времени, и в некоторых частях света - в Австралии и Океании, во многих областях Африки и Америки - оно существовало вплоть до нового времени. В Европе и Азии его возникновение восходит к ледниковому периоду, когда большая часть Европы была покрыта льдом и там, где теперь находятся южная Франция и Испания, расстилалась тундра. Изначально благодаря первобытному искусству сохранялись и передавались различные навыки и знания, с помощью него происходило общение людей.

Файлы: 1 файл

1 билет.docx

— 31.82 Кб (Скачать файл)

Роль искусства в первобытном  обществе

Введение

Современная антропология не дает достоверных  ответов на вопросы о времени  и причинах перехода от человека умелого  к человеку разумному. Очевидно, что  человек прошел в своем биологическом  и социальном развитии долгий путь. При этом эпоха первобытности  самый продолжительный период в  истории человечества.

Первобытное искусство, то есть искусство  эпохи первобытно-общинного строя, развивалось в течение очень длительного времени, и в некоторых частях света - в Австралии и Океании, во многих областях Африки и Америки - оно существовало вплоть до нового времени. В Европе и Азии его возникновение восходит к ледниковому периоду, когда большая часть Европы была покрыта льдом и там, где теперь находятся южная Франция и Испания, расстилалась тундра. Изначально благодаря первобытному искусству сохранялись и передавались различные навыки и знания, с помощью него происходило общение людей.

Что именно послужило толчком к  изображению тех или иных предметов  у первобытного человека, неизвестно. То ли это была боевая раскраска  тел, то ли отпечаток ступней человека или животного, то ли это была тень животного или человека, случайно увиденная им. На этот вопрос ответа так и не нашли. Древние люди могли  прийти к идее изображать увиденное  многими путями.

Целью этого реферата является определение  роли искусства в первобытном  обществе.

Исходя из цели можно поставить задачи:

1. Изучение истории развития  искусства

2. Определение особенностей первобытного  искусства

3. Анализ его роли в первобытном  обществе.

1. Зарождение искусства

История искусства в истории  человечества представляет собой сложную  картину развития различных национальных школ, течений, стилей, взаимопроникновений форм и традиций, не знающих временных и географических границ.

Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности. Первобытность - детство человечества. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности.

Очевидно, что человек прошёл в  своём биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь. В недоступных нашему определению  временах и эпохах происходило расселение людей на Земном шаре. Оно шло  внутри огромных площадей, было бесконечно разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще единый характер.

Радикальное отличие человека от животных состоит в том, что окружающий предметный мир является объектом его  мышления и религии.

Образование групп и сообществ, осознание его смыслового значения - ещё одно описательное качество человека, только тогда, когда между первобытными людьми начинает возникать большая  спаянность, вместо охотников на лошадей  и оленей появляется осёдлое и  организованное человечество.

Возникновение искусства - закономерное следствие развития трудовой деятельности и техники палеолитических охотников, неотделимое от сложения родовой  организации, современного физиологического типа человека. Увеличился объём его  мозга, появилось множество новых  ассоциаций, возросла потребность в  новых формах общения.

Искусство - один из элементов  культуры, интерпретируется в современной  культурологи как степень совершенствования  художественных технологий, результат  человеческой деятельности и степень  развития личности.

Искусство - столь яркий  и значимый феномен человеческой деятельности, что его происхождение  является следствием очень многих причин - и объективных, и субъективных. Важна в его становлении как социальная среда, так и гений некоего творца-одиночки.

Существует множество теорий, объясняющих, как возникло искусство. Довольно долго  существовала религиозная теория происхождения  искусства, сохраняя и сейчас господствующие позиции в ряде стран. Есть сторонники и у теории происхождения искусства  из чувства мистического страха.

Многовековую традицию имеет теория игры, по которой искусство - разновидность  игры. Игровую теорию впервые выдвинул Ф. Шиллер (1864-1937). Свойственный человеку избыток физических и духовных сил проявляется в игре - бесцельной деятельности. Наслаждению игрой способствует также биологически заложенное в человеке стремление к красоте. Это положение обосновал Г. Спенсер (1820-1903). Й. Хейзинга (1872-1945) указывал, что культура в целом возникает в форме игры. [3] Таким образом появились как те виды деятельности, которые направлены на удовлетворение жизненных потребностей, например охота, так и искусство.

По эротической теории искусство  возникает как средство приманивания особей другого пола.

З. Фрейд указывал, что источник искусства - в бессознательном. Творческий процесс позволяет человеку уйти от действительности в фантастический мир и таким образом удовлетворить унаследованные от древнейших предков сексуальные и агрессивные влечения, которые приходилось скрывать в цивилизованном обществе.

Есть теория подражания, еще Демокрит говорил, что имитация пения птиц породила музыку. А Аристотель обосновал причину подражания. [3]

Идеалистический вариант подражательной концепции получил название «теории  вчувствования», согласно которой человек подражает проявлению его самого в природных предметах.

Чтобы понять, как зародилось искусство, необходимо выяснить реальные, конкретные условия, вызвавшие к жизни художественное творчество, так как искусство  существовало не всегда, а появилось  в определенную эпоху.

Реконструкция духовной культуры первобытного общества возможна на основе изучения археологических находок - искусно  обработанных камней, изделий из кости, керамики, наскальных рисунков и т.п., а также этнографических материалов, свидетельствующих о развитии религии, мифологии, морали, музыкального и художественного  творчества отсталых народов. Г.В. Плеханов (1856-1918) писал, что в первобытном обществе «искусство есть непосредственный образ процесса производства».Например, пляски представляют собой изображение производственных процессов. Поэтому «практически полезное предшествовало эстетически приятному». Это суждение является крайним выражением материалистического понимания истории.

Ф. Энгельс проявлял большую осторожность в подобных реконструкциях. В работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» он выделяет тот факт, что в ходе эволюции у человека наряду с развитием руки возникает членораздельная речь, появляются более совершенные органы чувств, вырабатываются человеческие эстетические чувства. Таким образом, искусство и трудовая деятельность развивались одновременно.

Важным является вопрос о цели, назначении первобытного искусства. Здесь  также нет единого ответа. В  советской историографии преобладало  мнение, что искусство, как и знание, - это одна из форм познания реального  мира. Для древнейших этапов истории  характерна нерасчлененность (синкретизм) человеческого сознания, в котором  переплетаются элементы нравственные, религиозные, эстетические, а также  зачатки научных знаний, которые  развиваются и используются в  процессе практической деятельности.

Другой подход заключался в том, что искусство не зависит от общественной жизни и производственной практики. Эти взгляды лежат в основе представлений о «чистом искусстве», об «искусстве для искусства», т.е. идеалистических  воззрений. Делается вывод, что корни  искусства лежат не в материальной сфере, а в сознании людей или  дарованы людям «свыше».

Археологические исследования показывают, что прежде чем прикоснуться к  искусству, человек прошел длительный путь в своем развитии. [3]

искусство палеолитический первобытный общество

2. Периодизация первобытной истории

Древнейший период человеческой истории (предыстории) - от появления первых людей до возникновения первых государств - получил название первобытно-общинного строя, или первобытного общества. В это время происходило не только изменение физического типа человека, но и орудий труда, жилищ, форм организации коллективов, семьи, мировоззрения и т.д. С учетом этих составляющих ученые выдвинули ряд систем периодизации первобытной истории.

Наиболее разработанной является археологическая периодизация, в  основе которой лежит сопоставление  изготовленных человеком орудий труда, их материалов, форм жилищ, захоронений  и т.д. По этому принципу история  человеческой цивилизации делится  на века - каменный, бронзовый и железный. В каменном веке, который обычно отождествляется с первобытно-общинным строем, выделяются три эпохи: палеолит (греч. - древний камень) - до 12 тыс. лет назад, мезолит (средний камень) - до 9 тыс. лет назад, неолит (новый камень) - до 6 тыс. лет назад. Эпохи подразделяются на периоды - ранний (нижний), средний и поздний (верхний), а также на культуры, характеризующиеся единообразным комплексом артефактов. Культура получает название по месту ее современного расположения («Шель» - около города Шель в Северной Франции, «Костенки» - от наименования поселка на Украине) или по иным признакам, например: «культура боевых топоров», «культура срубных захоронений» и др.

Создателем культур нижнего  палеолита был человек типа питекантропа или синантропа, среднего палеолита - неандерталец, верхнего палеолита - кроманьонец. Данное определение основывается на археологических исследованиях  в Западной Европе и не может быть в полной мере распространено на другие регионы. На территории бывшего СССР исследовано около 70 стоянок нижнего  и среднего палеолита и около 300 стоянок верхнего палеолита - от реки Прут на западе до Чукотки на востоке.

В период палеолита человек изготовлял первоначально грубые ручные рубила из кремня, которые являлись унифицированными орудиями труда. Затем начинается изготовление специализированных орудий - это ножи, проколки, скребла, составные орудия, например каменный топор. В мезолите преобладают микролиты - орудия труда  из тонких каменных пластин, которые  вставляли в костяную или деревянную оправу. Тогда же были изобретены лук  и стрелы. Неолит характеризуется  изготовлением шлифованных орудий труда из мягких пород камня - нефрита, сланца, шифера. Осваивается техника  пиления и сверления отверстий  в камне.

На смену каменному веку приходит краткий период энеолита, т.е. существования  культур с меднокаменным инвентарем.

Бронзовый век (лат. - энеолит; греч. - халколит) начался в Европе с III тыс. до н.э. В это время во многих регионах планеты возникают первые государства, развиваются цивилизации - Междуречья, Египта, Средиземноморская (раннеминойская, раннеэлладская), мексиканская и перуанская в Америке. На Нижнем Дону исследованы поселения этого времени в Кобяково, Гниловской, Сафьяново, на берегах Манычских озер.

Первые изделия из железа появляются на территории России в X-VII вв. до н.э. - среди племен, обитавших на Северном Кавказе, в Поволжье, Сибири и других регионах. Отметим, что частые и массированные миграции различных народов с востока, проходившие через территорию Центральной России и донские степи, разрушали поселения оседлого населения, уничтожали целые культуры, которые могли бы при благоприятных условиях развиться в цивилизации и государства.

Другую систему периодизации, основанную на комплексной характеристике материальной и духовной культур, предложил в 70-е годы XIX в. Л. Морган. При этом ученый основывался на сопоставлении древних культур с современными культурами американских индейцев. В соответствии с этой системой первобытное общество делится на три периода: дикость, варварство и цивилизацию. Период дикости - это время раннего родового строя, он завершается изобретением лука и стрел. В период варварства появляются керамические изделия, возникают земледелие и животноводство. Для цивилизации характерно появление бронзовой металлургии, письменности и государств.

В 40-е годы XX в. советские ученые П.П. Ефименко, М.О. Косвен, А.И. Першиц и др. предложили системы периодизации первобытного общества, критерием которых были эволюции форм собственности, степень разделения труда, семейные отношения и т.д. В обобщенном виде такую периодизацию можно представить так:

· эпоха родового строя;

· эпоха разложения общинно-родового строя (возникновение скотоводства, плужного земледелия и обработки  металлов, зарождение элементов эксплуатации и частной собственности).

3. Периодизация искусства первобытного общества

Сейчас наука меняет свое мнение о возрасте земли и временные  рамки, но мы будем рассматривать  первобытное искусство по общепринятым названиям периодов:

1. Каменный век

1.1. Древнекаменный век - Палеолит…  до 10-тыс. лет до н.э.

1.2. Среднекаменный век - Мезолит. 10-6 тыс. лет до н.э.

1.3. Новокаменный век - Неолит. С 6 до 2 тыс. лет до н.э.

2. Эпоха бронзы. 2 тыс до н.э.

3. Эпоха железа. 1 тыс до н.э.

Первобытное искусство возникло около 35-го тысячелетия до н.э., в позднем Палеолите, когда появляется человек современного типа. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности и обогащал свой духовный мир. Возникновение искусства сделало огромный шаг вперёд в познавательной деятельности человека и способствовало усилению первобытной общины. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни.

До недавнего времени среди  ученых существовало два противоположных  взгляда на историю первобытного искусства. Одни ученые считали древнейшей натуралистическую живопись, другие - схематические знаки и фигуры. Однако в настоящее время специалисты  утверждают, что и те и другие формы появились приблизительно в одно и то же время. Например, к  числу самых древних изображений  эпохи палеолита на стенах пещер  относятся отпечатки рук древнего человека и волнистые линии, продавленные в глине теми же самыми пальцами.

При создании наскальной живописи первобытный  человек использовал естественные красители и окиси металлов, которые  он либо применял в чистом виде, либо смешивал с водой или животным жиром. Пещерные изображения исполнялись чёрной, красной, коричневой и жёлтой минеральными красками, реже - в виде барельефов, часто основанных на сходстве естественных выпуклостей камня с фигурой животного. Эти краски он наносил на камень рукой или кисточками из трубчатых костей с пучками волосков диких зверей на конце, а порой выдувал через трубчатую кость цветной порошок на влажную стену пещеры. Краской не только обводили контур, но закрашивали все изображение. Для выполнения наскальных изображений методом глубокого прореза художнику приходилось пользоваться грубыми режущими инструментами. В значительной мере основой палеолитического искусства было отображение природы в живых, одухотворение природных явлений, наделение их человеческими качествами. Основная масса памятников палеолитического искусства связана с первобытным культом плодородия и охотничьими обрядами. В позднем палеолите складываются и зачатки архитектуры. [2]

Информация о работе Роль искусства в первобытном обществе