Зарождение искусства первобытного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:16, доклад

Описание работы

До недавнего времени учёные придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие - схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

Файлы: 1 файл

основы мировой культуры и искусства.docx

— 255.29 Кб (Скачать файл)

            Основы мировой культуры и искусства.

 

 

 

 

Науку может всякий изучить - один с большим, другой с меньшим трудом. Но от искусства получает каждый столько, сколько он сам в состоянии дать. Шопенгауэр .

 

 

Искусство – это род  человеческой деятельности, выраженный в различных художественно-образных формах отображения действительности. К искусству относят все формы  художественного творчества: литературу, архитектуру, скульптуру, живопись, графику, декоративно-прикладное искусство, танец  и музыку, театр и кино.

Эстетика рассматривает  искусство как форму общественного  сознания, вид духовно-практического  усвоения мира, как органичное единство созидания, познания, оценки и человеческого  общения, в узком смысле – изобразительное  искусство, высокая степень умения, мастерства в любой сфере человеческой деятельности.

Искусство – это  служение и радость. Служение художника, творящего искусство, создающее  чувственный образ для того, чтобы  вовлечь и нас в свой внутренний мир, в ту часть микрокосмоса человеческой души, которую нельзя раскрывать всем, а лишь готовым к этому людям. Радость художника от того, что  он создал для нас в своем произведении новый способ жизни, и подарившего  нам, созерцающим, эту незаслуженную  радость...

Искусство – это  радость... Доступная не каждому; и  в наше время человечество, люди не ищут ее. Радость может родиться только из страдания и одоления.

Искусство – это  служение, которое есть состояние души художника, когда он служит своему природному предназначению – свободно, радостно и вдохновенно , не из-за заказа работодателя, а лишь потому, что Дух, Высшая сила одарила его вдохновением, над которым он не властен и поэтому дорожит им, ибо без него, без вдохновения не возможно ничего в этом суетливом мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зарождение искусства  первобытного общества.

 

 

  Введение.

 

      Древнейшие сохранившиеся художественные произведения  были  созданы  в первобытную эпоху, примерно шестьдесят тысяч лет тому назад.

  Первобытное (или,  иначе,   примитивное)   искусство   территориально

охватывает все континенты, кроме  Антарктиды,  а  по  времени  -  всю  эпоху существования человека, сохранившись  у  некоторых  народностей,  живущих  в отдалённых уголках планеты, до наших дней.

      Обращение  первобытных людей к  новому  для  них  виду  деятельности  -искусству - одно из величайших  событий в истории  человечества.      

     Первобытное искусство  отразило  первые  представления  человека  об  окружающем   мире, благодаря ему  сохранялись  и  передавались  знания  и  навыки,  происходило общение  людей  друг  с  другом.  В  духовной  культуре первобытного мира искусство стало играть такую же  универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности.

      Что натолкнуло  человека на мысль изображать  те или иные предметы?  Как знать, стала ли раскраска тела первым шагом к созданию  изображений,  или человек угадал знакомый силуэт животного в  случайном  очертании камня и, обтесав его, придал большее сходство?  А  может  быть, тень животного или человека  послужила  основой  рисунка,  а отпечаток руки или ступени предшествует скульптуре? Определённого ответа на эти  вопросы  нет. Древние люди могли прийти к идее изображать предметы не одним, а многими путями.

    До недавнего  времени  учёные  придерживались   двух противоположных

взглядов  на  историю  первобытного  искусства.  Одни  специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру,  другие  - схематические   знаки   и   геометрические   фигуры.   Сейчас  большинство исследователей высказывают  мнение,  что  и  те  и  другие  формы  появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений  на стенах  пещер  эпохи  палеолита  относятся  и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий,  продавленных  в сырой глине пальцами той же руки.

    На эти и многие  другие вопросы отвечает история открытия  первобытного искусства.

 

Периодизация.

 Время создания первых произведений искусства весьма относительно. Да и с какой долей определённости можно говорить об искусстве в доцивилизационные времена? Первые изображения встречаются около 35 тыс. лет до нашей эры - насечки на кости и камне в период перегордийской культуры.

(здесь и далее периодизация приводится согласно доминирующим на сегодняшний день в науке представлениям о времени существования вселенной)

 

Верхний палеолит 37-7 тыс. лет  до н. э.

Мезолит 10-6 тыс. лет(8-4 тыс. лет) до н. э.

Неолит 7-4 тыс. до н. э.

 

Первобытное искусство.

 

      Первые  произведения  искусства  каменного  (первобытного)  века  были созданы около XXV тыс. до н.э. Это примитивные человеческие  фигурки, преимущественно женские, вырезанные из бивня мамонта или мягкого камня. Нередко их поверхность испещрена углублениями, означавшими, вероятно, меховую одежду.

      Помимо ''одетых'' статуэток встречаются  обнаженные женские  фигуры  с непропорционально широкими  бедрами и огромной  грудью.  Это так называемые ''Венеры каменного  века''. На их бедрах можно   различить  небольшой  поясок  наподобие набедренной повязки,  а иногда  и татуировки. Интересны прически статуэток, порой достаточно сложные и пышные. К этому же периоду относятся вырезанные из кости или камня фигурки животных.

      Для  произведений искусства раннего  каменного века, или  палеолита,  характерна простота форм и  расцветок. Наскальные  рисунки   представляют собой, как правило,  контуры фигур зверей, выполненные яркой краской - красной или желтой, а изредка - заполненные круглыми пятнами или полностью закрашенные. Такие ''картины'' были  хорошо  видны в полумраке пещер, освещавшихся только факелами или огнем дымного костра.

      В  начальной стадии развития первобытное изобразительное  искусство не знало законов пространства и перспективы, а также   композиции, т.е. намеренного распределения на  плоскости отдельных фигур,  между которыми обязательно существует смысловая связь.

      Первые  образы наскальной  живописи  -  росписи  в  пещере  Альтамира

(Испания), относящиеся  примерно к XII тыс.  до  н.э.  -  были  обнаружены  в 1875 г., а уже к началу первой мировой войны на территории  Испании и

Франции насчитывалось  около 40 подобных ''картинных галерей''.

      Рисунки  хорошо сохранились благодаря  особому микроклимату  пещер.  Как правило, они расположены на стенах, отдаленных от входа. Например,  чтобы увидеть росписи в пещере  Нио  (Франция,  около  XII  тыс.  до  н.э.)  нужно преодолеть расстояние в 800м. Иногда в пещерные ''галереи''  пробирались сквозь узкие колодцы и щели, часто ползком, переплывая  подземные реки  и озера.

      Постепенно  человек не только овладевал  новыми способами обработки мягкого камня и кости, что способствовало развитию скульптуры и резьбы, но и стал широко  использовать  яркие  природные  минеральные  краски.  Древние мастера научились передавать объем и форму предмета,  применял краску различной густоты, изменял насыщенность тона.

      Сначала  животные на рисунках выглядели  неподвижными, но позднее

Первобытные ''художники'' научились передавать движение. На пещерных

рисунках появились  фигуры животных, полные жизни: олени  бегут  в  паническом страхе, лошади мчатся в ''летучем галопе'' (передние  ноги  поджаты,  задние выброшены вперед). Кабан страшен  в  ярости:  он  скачет, оскалив клыки.

      Пещерные  росписи имели ритуальное назначение - отправляясь  охотиться, первобытный человек рисовал мамонта, кабана или  лошадь,  чтобы  охота  была удачной, а добыча -  легкой.  Это  подтверждается  характерными  наложениями одних рисунков на другие, а также их  многочисленностью.  Так изображение большого количества быков в росписях  Альтамира не какой – нибудь художественный прием, а просто результат многократного прорисовывания фигур.

      Вместе  с тем уже в то время в  наскальных ''картинах'' появились первые

признаки повествовательности - грунтовые изображения животных,  означающие стадо или табун. Например, скачущие друг за другом  лошадки  на  рисунках  в пещере Ласко (около XV тыс. до н.э., Франция).

      Интересна  красочная ''картина'' из  пещеры  Фон де Гом (около XII  тыс.

до н.э., Франция). На ней изображен табун лошадей, их головы повернуты в сторону льва, который готовится к прыжку.

      Большую  часть времени первобытные люди посвящали добыче пропитания. Об этом свидетельствует обилие рисунков со  сценами  охоты:  раненые  бизоны с вонзенными в них дротиками или гарпунами; умирающие хищники,  у  которых  из раскрытой пасти льется кровь; мамонт  попавший  в  ловчую  яму  (первобытные ''художники'' накладывали изображения зверя и ямы одно  на  другое  -  иначе передать способ охоты они не умели)

      Наиболее  яркие образцы живописи среднего  каменного века, или мезолита, - наскальные  рисунки на  восточном   и   южном   побережье   Пиренейского полуострова, в Испании, (между VIII и V тыс. до н.э.). Они расположены не в темной труднодоступной глубине пещер, а в небольших  скальных нишах и гротах. В настоящее время известно около 40 таких мест, включающих не менее 70 отдельных групп изображений.

      Эти  росписи отличаются  от  изображений,  характерных  для палеолита. Большие рисунки, где животные представлены  в натуральную   величину, сменились  миниатюрными:  например,  длина  изображенных  в  гроте  Минапида носорогов - около 14 см., а высота фигурок людей - в среднем всего 5-10 см.

      ''Художники'' использовали, как правило  черную  или  красную  краску.

Иногда  они  применяли  оба  цвета:  например,  закрашивали  верхнюю   часть туловища человека красной, ноги - черной.

      Характерная особенность наскального искусства - своеобразная  передача отдельных частей человеческого тела. Непомерно  длинное  и  узкое  туловище, имеющее вид прямого или слегка изогнутого  стержня;  как  бы  перехвачено  в талии; ноги непропорционально массивные, с выпуклыми икрами; голова большая и круглая, с тщательно воспроизведенными деталями головного убора.

      Шедевром  наскального изобразительного искусства  периода мезолита можно назвать рисунок в ущелье Гасулья (испанская провинция Кастельон). На нем две красные фигуры стрелков, целящихся  в  горного  козла,  который прыгает сверху. Поза людей очень выразительна: они стоят, опираясь на колено одной ноги, вытянув назад другую и наклонив туловище навстречу животному.

 

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЗАРОЖДЕНИЯ РЕЛИГИИ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ.

Длившийся около 1,5 млн. лет, на протяжении «каменного века» - палеолита, процесс социогенеза и становления человека современного типа, человека разумного, завершился примерно 35-40 тыс. лет назад. Это был важный рубеж в развитии человечества, в рамках еще его доистории.

Выделяют шесть основных форм - магия, оменализм, фетишизм, эманизм, демонизм (анимизм) и политеизм. В  этот список не включен только тотеизм, а также мифология - оба по разным причинам. Последняя существовала у  всех народов без исключения, являясь  не формой первобытной религии, но ее предтечей, тем, из чего религия складывалась и формировалась, тогда как тотеизм  религией нельзя назвать потому, что  это совершенно самостоятельная линия эволюции одной из сфер духовной жизни первобытного общества, которая лишь позднее пересеклась с линией развития религиозных представлений и серьезно сказалась на ней.

Свидетельством развития ритуалов и мифов в палеолитических  стоянках являются погребения. Живые  начали заботиться о мертвых, которые  и после смерти продолжали считаться  членами рода. Но их еще и боялись, поэтому засыпали землей, камнями  или забрасывали ветками. Люди считали, что умерший продолжает жить, поэтому  его снабжали пищей, убивали и  хоронили вместе с ним животных, а погребали его неподалеку от костра, чтобы умершему было тепло, и т. д. Иными словами, представлялось, что продолжающаяся жизнь вполне «материальна», не было представлений  о жизни «духа». Однако уже такой  обычай, как окрашивание трупа  охрой в подражание цвету крови, говорит о применении магических приемов. Об этом свидетельствует и  пещерная живопись, изображение целого комплекса ритуалов - танцев, воспроизводящих  успешную охоту. На этих рисунках были обнаружены отдельные фигуры переодетых мужчин, изображающих животных. Можно  предположить, что подражание животным имело магическое значение. Если это  так, то это - прообраз колдуна, или шамана, человека, частично освобожденного от повседневных трудов, занятого специально обеспечением общего благополучия с помощью магических приемов, отвечающего за выполнение ритуалов. Возможно, в это время наряду с тем представлением о мире, которое выражено в символической магии (когда изображение или смысл вещи отождествляется с самой вещью настолько, что считается, что, воздействуя на изображение, воздействуешь с помощью таинственной силы и на оригинал), зарождается и представление о духах, демонах. Скорее всего, оно возникает как попытка объяснить смерть - мгновение назад человек еще жил, теперь он мертв, хотя тело здесь. Отсюда представление о том, что умереть - значит «испустить дух». Предполагалось, что духи действуют и продолжают общение с людьми. Первоначально считалось, что их сила не превосходит силы человека. Так возникла вера в «духовные существа» - анимизм.

Информация о работе Зарождение искусства первобытного общества