Шпаргалка по "Искусству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 22:29, шпаргалка

Описание работы

1) ИскусствоXIX века. Реализм, импрессионизм, постимпрессионизм.
2)Научно-методическое руководство коллективами народного художественного творчества.
1) Аксиология как наука о ценностях. Этика и эстетика.
2) Особенности воспитания учащихся посредством народного художественного творчества.

Файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 445.43 Кб (Скачать файл)

В конце ХХ века, систематизируя подходы большинства исследователей, двигавшихся в данном направлении, Я.А. Пономарев сделает вывод о  том, что предлагаемые различными авторами классификации этапов творческого процесса во многом схожи и все их можно свести к четырем фазам:

  • «Первая фаза (сознательная работа) — подготовка (особое деятельностное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи).
  • Вторая фаза (бессознательная работа) — созревание (бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи).
  • Третья фаза (переход бессознательного в сознание) — вдохновение (в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения, первоначально в гипотетическом виде, в виде принципа, замысла).
  • Четвертая фаза (сознательная работа) — развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка» (Пономарев, 1976. С. 3).

Предложенные этапы позволяют  понять, что центральным звеном механизма  творчества следует считать факт взаимодействия бессознательного и  сознаваемого, интуитивного и аналитического. Рассматривая действие этого механизма, авторы первую фазу творческого процесса называют либо «периодом сознательных усилий, направленных на достижение цели» (Ж.А. Пуанкаре), либо фазой логического анализа (Я.А. Пономарев). На данной фазе, как отмечает Я.А. Пономарев, для решения проблемы, требующей творческого подхода, используются знания, которыми располагает и которые может актуализировать решающий. Однако гипотезы, генерируемые таким образом, всякий раз опровергаются, при этом поисковая доминанта нарастает.

Сознательную фазу сменяет другая, обозначаемая как фаза бессознательной работы над проблемой, или инкубации направляющей идеи. Она характеризуется неосознанным способом решения. Для второго этапа характерно то, что осознается только результат решения, но каким образом он найден, всегда остается непонятным. Тип поведения на данной стадии определяется доминированием интуитивного. Человек видит, что задача решена, но совершенно не понимает, каким образом это решение получено.

Я.А. Пономарев полагает, что осознание способа решения  непременно должно произойти на третьей стадии, направленной, по его утверждению, на «переход бессознательного в сознание». Для того чтобы эта возможность возникла, необходима специальная деятельность. Я.А. Пономарев утверждает, что это может быть достигнуто путем простой попытки вербализировать решение, например, в общении. Важность этого момента, по мнению Я.А. Пономарева, состоит в том, что в итоге существенно расширяется область осознания творцом решения исходной задачи. Формально Пономарев прав: к осознанию решения, добавляется осознание способа его нахождения. Но если рассуждать не формально, то остается непонятным, откуда известно, что порожденная в результате такого осознания версия способа решения, которую предлагает себе и другим решающий, является действительно настоящей, в реальности описывающей способ нахождения творческого решения.

Как уже отмечалось, творцы вне зависимости от сферы приложения своих усилий (искусство, наука, практика) весьма склонны к сочинительству, в том числе и при рассказе о том, как они получили творческий продукт. Не исключено, что мы сталкиваемся с очередными фантазиями по поводу того, «как все было на самом деле». Курьезные варианты таких описаний обычно получают широкую огласку  и транслируются на самых разных уровнях. Речь идет об упомянутых мифах  и легендах про упавшее на голову яблоко, о приснившихся во сне научных  открытиях, о краске, пролитой на холст  подвыпившим художником, которая  позволила создать всемирно признанный шедевр и т.п. Но даже в том случае если автор предельно честен, он может лишь рассказать об обстоятельствах  рождения нового и не больше. Истинное понимание процесса получения творческого  решения всегда остается неведомым  и это одна из главных и принципиально  неразрешимых тайн творчества. С объективной  невозможностью познания истинного  пути решения творческой задачи человеку следует просто смириться.

Четвертая фаза, по Я.А. Пономареву, — «формализация  вербализированного решения». Здесь должно произойти, как он утверждает, придание найденному решению «…окончательной логически завершенной формы». На этой стадии, как и на первой, доминирует тип поведения, связанный с высокой осознанностью результатов и процессов действий. Степень этой осознанности отлична от абсолютной, но все же данная фаза существует и она необходима, хотя бы как попытка фиксации результата и его анализа для решения следующих творческих задач (Пономарев, 1976).

Последнее обстоятельство, с точки зрения теории творчества, имеет принципиальное значение, так, как указывает на одну из важнейших  особенностей творца, получившую в  психологии наименование «надситуативной» активности (А.В. Петровский). 

9 билет.1 вопрос. Общая характеристика отечественной культуры XX века. Русская культура конца XIX – начала XX в. получила название серебряного века (термин Н. А. Бердяева). В этот период произошла встреча двух разных культурных потоков: с одной стороны, преобладали традиции, идущие от XIX в, с другой – появляется тенденция поиска нетрадиционных форм.

В архитектуре выдвигается стиль модерн. Характерной чертой культуры начала XX столетия стало появление и быстрое распространение городской массовой культуры. Наиболее ярким примером этого феномена стал невиданный успех нового вида зрелища – кинематографа.

В ряду известных ученых этого времени стоит В. И. Вернадский (1863–1945) – энциклопедист, один из основателей  геохимии, учения о биосфере, которое  впоследствии легло в основу его  идеи о ноосфере, или сфере планетарного разума. В 1903 г. была опубликована работа создателя теории ракетного движения К. Э. Циолковского (1875–1935). Существенное значение имели работы Н. Е. Жуковского (1847–1921) и И. И. Сикорского (1889–1972) в  самолетостроении.

Развитие литературы шло  в русле традиций русской классической литературы XIX в., живым олицетворением которой был Л. Н. Толстой. Русская  литература начала XX в. представлена именами  А. Чехова, М. Горького, В. Короленко, А. Куприна, И. Бунина и т. д.

Начало XX в. было расцветом  русской поэзии. Рождались новые  течения: акмеизм (А. Ахматова, Н. Гумилев), символизм (А. Блок, К. Бальмонт, А. Белый, В. Брюсов), футуризм (В. Хлебников, В. Маяковский) и др.

Насыщенной была и театральная  жизнь, где лидирующие позиции занимали Большой (Москва) и Мариинский (Петербург) театры. В 1898 г. К. Станиславский и  В. Немирович-Данченко основали Московский художественный театр (первоначально  – МХТ).

Живопись, архитектура  и скульптура серебряного века

В изобразительном искусстве  существовало реалистическое направление, представителями которого были И. Репин, Товарищество передвижных выставок и авангардные направления. Одной  из тенденций было обращение к  поискам национальной самобытной красоты  – работы М. Нестерова, Н. Рериха и  др. Русский импрессионизм представлен  работами В. Серова, И. Грабаря (Союз русских  художников), К. Коровина, П. Кузнецова («Голубая роза») и др.

В первые десятилетия XX в. художники  объединялись для устроения совместных выставок: 1910 г. – выставка «Бубновый  валет» – П. Кончаловский, И. Машков, Р. Фальк, А. Лентулов, Д. Бурлюк и др. Среди известных художников этого  периода – К. Малевич, М. Шагал, К. Татлин. Большую роль в становлении  художников имели контакты с западным искусством, своего рода «паломничество в Париж».

Заметную роль в развитии русского искусства сыграло художественное направление «Мир искусства», возникшее  в конце XIX в. в Петербурге.

Ранние произведения М. В. Нестерова (1862–1942) выполнены на исторические сюжеты в реалистической манере. Центральное  произведение Нестерова – «Видение отроку Варфоломею» (1889–1890 гг.).

К. А. Коровина (1861–1939) часто  называют «русским импрессионистом».

Искусство В. А. Серова (1865–1911) трудно отнести к конкретному  направлению. В его творчестве есть место и реализму и импрессионизму.

Широко известен великий  русский художник М. А. Врубель (1856–1910 гг.). Своеобразие его живописной манеры заключалось в бесконечном  дроблении формы на грани. Уроженец Саратова В. Э. Борисов-Мусатов (1870–1905) много работал на пленэре (на природе). В своих этюдах он пытался запечатлеть  игру воздуха и цвета.

Культурная жизнь Советского Союза в 1920-30-е гг. противоречива: ликвидация неграмотности взрослого  населения, приобщение к достижениям  культуры, идеологический пресс, борьба с любыми проявлениями инакомыслия, гонения на религию, выдворение из страны выдающихся деятелей культуры и репрессии  в отношении оставшихся.

Государственная идеология  выдвинула в качестве главного художественного  метода социалистический реализм –  академическое искусство, призванное воспитывать людей в духе коммунистической морали. В 1932 г. специальным правительственным  указом были запрещены все независимые  объединения.

Теоретики русского марксизма  в 1920-е гг. утвердили в идеологии  штамп, согласно которому в этот период произошла «культурная революция». Перепись населения в 1920 г. выявила  в стране 54 млн неграмотных, поэтому  задача ликвидации неграмотности являлась одной из основных. Были созданы  тысячи школ по ликвидации неграмотности (ликбезы).

Живопись, архитектура  и скульптура 20-30-х гг. XX в 

Развитие искусства также  характеризовалось существованием борьбы различных направлений. Ассоциация художников революции (АХР, 1922 г.) была самой массовой художественной организацией, ставившей своей целью развитие передвижнических традиций в духе «художественного документализма» (И. Бродский, Е. Чепцов, К. Юон). Другое значительное объединение  – «Общество художников станковистов» (ОСТ, 1925 г.), организованное выпускниками ВХУТЕМАСа, стремилось к созданию картин, современных не только по своему содержанию, но и по изобразительным средствам (работы А. Дейнеки, Ю. Пименова и др.).

Плодотворно работали также  основатель супрематизма К. Малевич  и В. Кандинский.

Своеобразной является творческая манера К. С. Петрова-Водкина (1878–1939). Итогом исканий Петрова-Водкина стал настоящий  шедевр – «Купание красного коня» (1912 г.).

Творчество Марка Шагала (1887–1985), охватывающее почти все XX столетие, стало одной из интереснейших  страниц как русской, так и  европейской живописи.

В. Е. Татлин (1885–1953) – художник русского авангарда, родоначальник  конструктивизма.

Особое общественно-политическое значение в России после 1917 г. приобрело  искусство скульптуры.

Некоторое время советская  скульптура еще сохраняла отголоски  импрессионизма, модерна и авангарда  начала XX в., но к концу 1920-х гг. главным  ориентиром для большинства ваятелей стала классика. Здесь впервые  были показаны напряженно-драматичная  композиция И. Д. Шадра (1887–1941) «Булыжник  – оружие пролетариата»; величественная, навеянная образом русского ампира, группа А. Т. Матвеева «Октябрь. Рабочий, крестьянин и красноармеец» и  статуи В. И. Мухиной (1889–1953) «Крестьянка» и «Рабочий и колхозница» (обе 1927 г.).

. Общая характеристика эпохи Великой Отечественной войны. Образование и наука

Условия, в которых развивалась  культура в годы Великой Отечественной  войны, были очень тяжелыми. Очень  сильным было патриотическое начало в искусстве. Многие деятели культуры выполняли в годы войны важную миссию: их произведения создавали  в странах-союзницах благоприятный  фон поддержания СССР в борьбе с фашизмом.

Крупные проблемы решали ученые-медики. Но в тюрьмах и лагерях ГУЛАГа продолжали томиться многие замечательные  ученые. В годы войны там погибли  Н. И. Вавилов, П. А. Флоренский и др.

Выдающимся произведением  стала поэма А. Т. Твардовского о  Василии Теркине, главный герой  которой сочетал черты многих реальных людей и персонажа народных сказаний.

Обрели новый смысл  стихи Пушкина и романы Толстого, Тургенева, музыка Глинки и Чайковского. В самые тяжелые дни блокады  Ленинграда Д. Шостакович создает гениальную Седьмую симфонию.

Актеры драматических, музыкальных  театров, артисты эстрады также  вносили свой вклад в общее  дело борьбы с врагом. Большой размах приняла концертная деятельность музыкантов и артистов на фронтах и в тылу. В концертах участвовали Л. А. Русланова, Л. О. Утесов, К. И. Шульженко  и др.

Живопись военных лет  значительно отличается от довоенной. В ее развитии были свои этапы. В  начале войны – в основном фиксация увиденного. Не всегда удавалось задуманное, картинам не хватало глубины в  раскрытии темы, силы обобщения. Лаконизм, простота изобразительных средств, но и определенная прямолинейность  характерны для сюжетных картин 1941–1942 гг.

В жанре пейзажа в военные  годы работают и старейшие мастера  В. Бакшеев, Н. Крымов, А. Куприн, И. Грабарь. Эти годы сохранили и такие  почти документальные пейзажи, ставшие  со временем историческим жанром, как  «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 г.» К. Ф. Юона

Сложно говорить об архитектуре  этого периода. Не хватало рабочих  рук, материалов. Все строительные работы в этот период в основном были связаны  с установкой эвакуированного оборудования, созданием зданий для нужд промышленности.

В годы семилетки произошел  значительный сдвиг в области  технического прогресса. В июле 1956 г. в небо поднялся первый советский  реактивный пассажирский самолет ТУ-104. В 1957 г. был осуществлен запуск многоступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты. 4 октября 1957 г. стартовал советский  искусственный спутник Земли. СССР стал пионером освоения космического пространства. 12 апреля 1961 г. первый в истории полет в космос совершил советский летчик-космонавт Ю. Гагарин.

С середины 1970-х гг. началась инфляция. Дефицит оказывал глубокое воздействие на массовое сознание. В это же время официальная  пропаганда вела усиленную борьбу с  «вещизмом».

В 1970-1980-е гг. среди писателей  можно выделить Ф. Искандера, поэтов И. Бродского, Н. Коржавина, А. Галича, режиссеров А. Тарковского, Ю. Любимова, А. Германа, Т. Абуладзе, С. Параджанова, братьев  Михалковых и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Искусству"