Шпаргалка по "Искусству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 22:29, шпаргалка

Описание работы

1) ИскусствоXIX века. Реализм, импрессионизм, постимпрессионизм.
2)Научно-методическое руководство коллективами народного художественного творчества.
1) Аксиология как наука о ценностях. Этика и эстетика.
2) Особенности воспитания учащихся посредством народного художественного творчества.

Файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 445.43 Кб (Скачать файл)

В 1947 г. была создана Академия художеств СССР, и уже в 1950-х  гг. в области изобразительного искусства  утвердилась жесткая учебно-производственная система. Будущий художник обязательно  должен был пройти ряд обязательных этапов:

1) художественную школу;

2) училище или институт.

Государство было главным  заказчиком и покупателем его  произведений. Главным стилем стал так называемый социалистический реализм (соцреализм), или соц-арт. В советской  живописи конца 1950-х – начала 60-х  гг. утвердился «суровый стиль». Источником вдохновения для мастеров «сурового  стиля» стала жизнь простых людей, которую они передавали в возвышенно-поэтическом  духе. Обобщенны и лаконичны изображения  в картинах «Наши будни» П. Ф. Никонова и «Плотогоны» (1961 г.) Н. Андронова.

Н. С. Хрущев на выставках  критиковал художников-абстракционистов и формалистов. В частности, скульптора Э. Неизвестного, не имея представления  ни о его произведениях, ни о самом  авторе.

В кругах творческой интеллигенции  – литераторов, художников, кинематографистов (позднее их назвали «шестидесятниками») – формировалась оппозиция официальному искусству.

Уже в конце 1950-х гг. сложилась  группа художников, увлеченных европейским  и американским сюрреализом. В полной мере они заявили о себе во второй половине 60-х и в 70-х гг.

2 вопрос. Этнохудожественное образование в средней школе.

  1. Психологические особенности подросткового возраста.
  2. Особенности организации этнохудожественного образования на основе взаимодействия общеобразовательных школ с музыкальными школами и школами искусств, библиотеками, театрами и другими учреждениями культуры.
  3. Организация внеклассной работы по народному художественному творчеству в средней школе:

– музеи народного творчества;

- школьные музыкальные  и литературно – поэтические  салоны;

- мастерские народных  художественных промыслов и ремесел;

- этнографические театры  и др.

4. Формы и методы проведения  интегрированных уроков по народному  художественному творчеству в  средней школе.

5. Обзор изданных программ  и учебных пособий по народной  по народной художественной культуре  для средней школы.

6. Роль материалов по  народному художественному творчеству  в программах по истории, литературе, другим учебным дисциплинам в  средней школе.

 

10 билет.1 вопрос. Искусство Древнего Египта и Месопотамии. Пирамиды, храмы. Реформа Эхнатона и ее влияние на искусство.

Цивилизация Древнего Египта является одной из древнейших в мире. Историю культуры Древнего Египта принято  делить на следующие периоды:

1. Додинастический период (IV тыс., 33–30 вв. до н. э.);

2. Древнее царство (XXX–XXIII вв. до н. э.);

3. Среднее царство (XXI–XVIII вв. до н. э.);

4. Новое царство (XVI–XI вв. до н. э.);

5. Позднее время (XI-332 г.  до н. э.).

 

Долгое время культура Египта развивалась изолированно. В  традиционном мире восточных царств практически не происходило изменений. Громадное значение в религии  Древнего Египта имел заупокойный культ.

Характерными чертами  древнеегипетской культуры были сознание силы, желание ее сохранить и приумножить, жажда бессмертия.

Существовавшее в Египте многобожие не способствовало централизации  государства. Фараон Аменхотеп IV(XIV в. дон. э.) пытался провести религиозные  реформы с целью установить единобожие.Важнейшей  чертой религии и культуры Древнего Египта был протест против смерти. Египтяне верили в бессмертие души – это было главной доктриной  египетской религии, и страстное  желание бессмертия определило все  мировоззрение египтян. Стремление к бессмертию стало основой для  возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую  роль в истории Древнего Египта.(отсюда пирамиды- Египтяни верили ,что как  они подготовятся к загробной  жизни,то их там и ожидает!Нет  тела-нет бессмертия,отсюда мумифицирование, если мумию не удалось сохранить,то хотя бы необходимо изображение покойного,отсюда огромное количество росписей и рельефов!Также  в загробную жизнь Фараон забирал  всё необходимое наполнял гробницы Золотом,утварью,мумии рабов,вплоть до мумий домашних животных в особенности  кошек!

 

Возникновение египетской письменности относят к III тысячелетию до н. э. Несмотря на сложность иероглифического письма, уже в древнейший период грамотными были не только жрецы, писцы  и вельможи – но и строители. Важной частью египетской культуры являлась наука: без научных знаний невозможно было ведение хозяйства, строительство, военное дело, управление страной. Под  влиянием практических потребностей развивалась  математика. Египтяне научились точно  определять сроки посева, вызревания и жатвы зерна.

 

Значительных успехов  добились в медицине. Развитию медицинской  науки способствовал обычай мумификации  трупов, благодаря которому жрецы  и врачи могли изучать анатомию человеческого тела и его внутренние органы.

Цивилизация Древнего Египта оставила человечеству богатейшее литературное наследство. Наиболее характерной особенностью древнеегипетской литературы является ее неразрывная связь с религией и непременная традиционность древних  сюжетов. Большая часть литературных произведений являлась художественной формой мифов.

Музыкальная культура Египта – одна из самых древних в мире. Музыка сопровождала все религиозные  обряды, массовые празднества. Музыканты  пользовались большим почетом в  обществе, их считали родственниками фараонов.

Весьма распространена в  Древнем Египте была и живопись. Большинство росписей Древнего царства  не сохранилось, зато дошло много  образцов Среднего царства. На фресках  изображались сцены из жизни, быта людей, природа на берегах Нила.

В Среднее царство сюжеты становятся более разнообразными, сцены  – более динамичными. Настенные  изображения Нового царства претерпели значительные изменения. В храмовых рельефах и росписях динамичные, сложные  композиции сменили плавные, неторопливые сюжеты.

Важной особенностью древнеегипетской культуры было строительство пирамид. К появлению таких сооружений привели поиски новых архитектурных  форм для возвеличивания царской  власти. В XXVIII в. до н. э. зодчий фараона  Джосера Имхотеп создал пирамиду из семи поставленных одна на другую уменьшающихся  ступеней.

Особенно интересен своей  архитектурой период Нового царства. Основным типом архитектурного сооружения в  период Нового царства становится храм. В столице Египта Фивах были созданы  два прославленных храмовых комплекса  в Карнаке и Луксоре.

Наметившиеся тенденции  в изобразительном искусстве  обусловили его необычайный подъем, который вошел в историю под  названием Амарнского периода (начало XIV в. до н. э.). Найденные в гробнице фараона Тутанхамона произведения искусства также выполнены в  традициях амарнского стиля.

Архитектура Египта была неразрывно связана со скульптурой, а скульптура связывалась в первую очередь  с представлениями о загробной  жизни.

Рядом с пирамидой фараона  Хафра высится удивительная статуя так называемого Большого Сфинкса, фантастического существа с туловищем  льва и портретной головой царя.

Классическими образцами  пластики Древнего царства могут  служить статуи царевича Рахотепа и  его супруги Нофрет.

В период расцвета Среднего царства в пластике Египта формируется  новое направление. Мастера начинают уделять больше внимания индивидуальным особенностям личности.Новый стиль  гармонии и красоты проявляется  и в изобразительном искусстве  и скульптуре Нового царства.Наиболее значительные достижения Амарнского периода  связаны с развитием нового стиля  пластических форм, с новой трактовкой изображения человека. Вершиной пластического  искусства рассматриваемого периода  являются портретные бюсты прекрасной супруги Эхнатона царицы Нефертити. .

Культура  месопотами.Одна из древнейших мировых культур - культура Месопотамии (междуречья рек Тигра и Евфрата), является вторым после Египта очагом древневосточной культуры, создавшая огромные художественные ценности и по всей древности не уступавшая египетской.

Письменность, литература и мифология

Изобретение письма было эпохальной вехой. Неизвестно, где возникла письменность: на исконной родине или на территории Двуречья, но первоначально она была чисто пиктографическая, а позже - в виде древнейших клинописных  знаков.

Из месопотамских мифов  прежде всего заслуживает внимания миф о сотворении мира, имевший  как шумерский, так и аккадский  варианты. Главную роль творца в  шумерском варианте играл бог  Энлиль, в аккадском - бог Мардук.

Изобразительные искусства 

Глина была одним из важнейших  видов сырья. Согласно шумерской  легенде, боги сделали из глины человека. Она сыграла известную роль в  развитии культуры Древнего Двуречья, так как служила главным образом  материалом для письма. Строительная деятельность в Двуречье началась очень  рано. Первые строения, которые должны были защищать от непогоды, солнца и  служить жилищем, были из тростника. Каркас выполнялся из пучков тростниковых стеблей и покрывался циновками. Позже при строительстве стали  использовать глину, смешанную с  соломой. Так возникли первые, лепившиеся сначала в ручную кирпичи. Их сушили на солнце и обжигали в печах, так  что по прочности они не уступали камню. Уже во II тысячелетии для  облицовки зданий использовали глазурованный  кирпич, цветной или украшенный рельефами. Глина широко использовалась и в  гончарном деле. Керамика получает развитие со времени оседлости. Сравнительно рано было известно производство стекла. Наставления о способе его  изготовления относятся уже к XVIII в. до н.э.

И тростник, и глина служили  человеку от колыбели до могилы: новорожденным  одевали на шею глиняные амулеты - обереги, а умерших хоронили на циновках и сооружали из глины  гробницы. Тростник использовали и  при строительстве, и в быту, делая  из него множество плетеных вещей: корзины, ящики, шкатулки, миски, обмазанные глиной, колыбели, сиденья и лежанки, обтянутые  кожей. Из тростника делались даже веревки.

Дерево ценилось чрезвычайно  дорого в силу своей дефицитности. О деревянных дверях упоминается  в особых случаях, в договорах  о купле-продаже дома, или в  описях приданого. Обычно двери в  домах заменялись циновками.

Искусство Древнего Двуречья более динамично, чем искусство  Древнего Египта. Наиболее распространенными  жанрами были архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство.

Зиккураты, высокие ступенчатые  башни, символизировавшие постепенное  восхождение к богу, обычно ярко раскрашивались: в черный, кирпичный, белый, золотой цвета. Широко использовалась керамическая плитка для облицовки  зданий. Но наиболее интенсивно в Двуречье развивалась скульптура: рельефы, монументальная скульптура, мелкая пластика. Пластика отличается декоративностью (инкрустация  золотом, медью, драгоценными камнями  и дорогими сортами дерева), тонкой работой, высоким мастерством исполнения и отделки. Рельефы отражают наиболее яркие моменты истории и культуры страны: сцены военных походов, религиозные  и мифологические сюжеты.

Искусство глиптики - резьбы по камню, кости, стеклу - применялось  при изготовлении цилиндрических печатей  и служило гражданским целям. Из твердых пород камня выполнялись  цилиндрики, по оси которых было сделано отверстие, куда вставлялась  палочка. На внешней стороне цилиндрика вырезались изображения. Печать прокатывалась по влажной мягкой глине. Оттиск служил “удостоверением личности” владельца и заменял его подпись.

По своей жизнестойкости культура Двуречья превзошла все  древневосточные державы и пережила на два с лишним тысячелетия своих  собственных творцов.

На базе шумерской культуры развивалась и росла культура семитов - вавилонян и ассирийцев. Через их посредство, в их передаче и переработке она распространилась в соседние области - Лидию, Персию, Сирию, Палестину, Малую Азию и проникла даже в Пелопоннес. Границы взаимных культурных влияний оказалось далеко за пределами Двуречья.

2 вопрос. Педагогический  потенциал народного художественного  творчества и проблемы его  реализации в современных условиях.       Образовательный процесс в школе – стержень организации детской жизни, а нравственное воспитание – ядро воспитательной системы, сущностный ее компонент.

      Актуальность  нравственного воспитания сегодня  очевидна. Именно сегодня мы переживаем  регресс гуманности, кризис духовности, индивидуализм, развивающийся культ  денег, что совершенно не свойственно  русскому менталитету. 

       Сельский  быт, трудовой уклад жизни всегда  были основой общественной нравственности. Ведь именно российское село, в отличие от городов, и сегодня  сохранило народные традиции (трудовые, семейные, праздничные), общинность, воспитание  детей «всем миром».

     Нравственное  воспитание детей – цель народной  педагогики.

Информация о работе Шпаргалка по "Искусству"