Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 22:29, шпаргалка
1) ИскусствоXIX века. Реализм, импрессионизм, постимпрессионизм.
2)Научно-методическое руководство коллективами народного художественного творчества.
1) Аксиология как наука о ценностях. Этика и эстетика.
2) Особенности воспитания учащихся посредством народного художественного творчества.
Народная педагогика
– неисчерпаемый кладезь
Задача
школы - воспитывать интерес
к отечественной истории,
Чтобы
успешно воспитывать детей на
народных традициях, педагогам
надо знать народную
Этнопедагогизация
учебно-воспитательного
Модель сельской
школы как этнопедагогической
системы основывается на
- традиционная
народная культура всех
- традиционная культура
– целостная открытая система,
ядро которой – идеал
- этнопедагогизацию образовательного процесса в школе целесообразно начать с поиска того общего, что связывает, объединяет различные народные культуры.
Разработка модели
нравственного воспитания в
Содержание народной культуры:Фольклор - устное народное творчество: сказки, героический эпос, афоризмы, пословицы, поговорки, загадки, потешки, песни, заклички, прибаутки, небылицы, музыкально-песенное искусство.
Особенностью
фольклора является ярко
Фольклор не
остается неизменным, а развивается
вместе с народом, вбирая в
себя все ценное, что существовало
ранее, и отображая новые
Сказка – вымысел, который несет определенную идейно-нравственную нагрузку. В ней предельно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, этические и эстетические идеалы. Высмеивается безделье, желание легко получить жизненные блага, чванство, жадность и другие человеческие недостатки. Во многих сказках воспевается удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба. Все это делает сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей разных возрастов.
Героический эпос по форме и замыслу близок к сказкам, но в нем действуют реальные люди.
Песня. Автора народной песни найти невозможно. Переносясь из одного места в другое, она изменяется, дополняется, приспосабливается к местным обычаям. Но всегда сохраняет душу народа, его любовь к Родине, семье, природе, труду, из поколения в поколение радует человека, помогает ему жить. Поскольку песни легко адаптируются к любому возрасту, к условиям жизни семьи они обладают ярко выраженными воспитательными возможностями: эстетическим воздействием музыки и слов, нравственным содержанием, воспитывающим коллективизм, душевную чуткость.
Заклички – песенные обращения к Солнцу, Луне, радуге, животным.
Пословицы и поговорки отражают быт, обычаи народа, климатические условия в которых он живет. Большая их часть связана с отношением к труду, Родине, к родителям, друзьям и т.д. Точность мысли и лаконичность содержания позволяют даже малышам быстро усваивать их, воспринимать как жизненную норму. Пословицы и поговорки обогащают нашу речь, расширяют словарный запас, развивают воображение.
Загадка – жанр народного творчества, который также относится к малым фольклорным формам. Ценность загадок - в их образности, художественности, поэтичности. Яркие, живые, красочные образы загадок помогают по-новому взглянуть на окружающий мир, развивать смекалку, поэтический взгляд, способность к образно-логическому мышлению. В отличие от пословиц и поговорок загадки отражают сущность сегодняшнего дня, конкретной исторической действительности. По содержанию загадки всегда можно судить о времени, в котором она родилась, о быте, главенствующих идеях. Загадки не содержат той глубины мудрости, какую мы находим в пословицах и поговорках. Они решают совершенно другие воспитательные задачи – это своеобразные тесты на сообразительность.
Народные игры.
Народные промыслы. В основе их возникновения и развития – бытовые потребности, но в то же время и восхищение гармонией и совершенством окружающего мира. Человек как бы переносит окружающий мир в свой дом, в свою жизнь.
Из века в
век, из поколения в поколение
передавалось и
Традиция – это сохранение, развитие и передача народной культуры, умений, мастерства новым поколениям. Например, традиция гостеприимства, свадебные традиции, в которых отражаются представления народа о дружбе и любви, семье и браке. Особенно богаты у всех народов праздничные традиции.
В создании традиций важное место занимает обычай.
Обычай – привычка, усвоенное дело. В каждой местности - свои обычаи, обязательные к исполнению. «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Обычаи крепче закона», «Худому обычаю подачки не давай», «Не сошлись обычаями – не бывать дружбе» - эти пословицы показывают, как уважительно, почтительно относились к обычаям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов.
11 билет.1 вопрос. Античное искусство. Искусство Древней Греции и Древнего Рима. Архитектура: ордерная система. Скульптура. Вазопись. Декоративное искусство.
Античная культура в истории человечества – это уникальное явление, образец для подражания и эталон творческого совершенства. Греческая культура сформировалась на основе эгейской и крито-микенской культур и стала колыбелью современной европейской культуры.
В античной культуре появляется желание выразить свое понимание мира. Разрабатываются эстетические категории, которые выражают важные оценки и аспекты мироощущения греков:
1) гармония;
2) симметрия;
3) красота.
Для античной религии характерно многобожие – политеизм. Постепенно выделились более индивидуализированные боги, например Зевс.
Многочисленные жреческие коллегии (весталок, авгуров) поддерживали уважение к богам и соблюдению обычаев и традиций.
Важное место в жизни древних римлян занимал театр. В нем можно было выразить свои чувства и эмоции. Театр не только отражал жизнь древних греков и римлян, но и служил проявлением их интереса к политике. Древняя Греция оставила 3 имени авторов трагедии:
1) Эсхил;
2) Софокл;
3) Еврипид.
Архитектура римского театра имела ряд особенностей, отличавших его от греческого. Места для зрителей были расположены в один или несколько ярусов в виде полукруга. Большой популярностью пользовались цирковые представления и гладиаторские бои, устраивавшиеся в Колизее.
Огромное значение в античности придавалось и музыке. Греки считали, что лад в музыке создает настроение человека. Самобытная музыкальная культура существовала и в Риме. Сохранились описания древних триумфальных, свадебных, поминальных и застольных песен.
Воспитание свободнорожденных граждан в Древней Греции имело целью подготовку рабовладельцев, умеющих держать в повиновении рабов и защищать свое государство от внешних врагов. В зависимости от условий развития сложились различные системы воспитания, из которых наиболее известными были две:
1) спартанская;
2) афинская.
В Спарте (Лаконике) воспитание
было направлено преимущественно на
физическую подготовку. Обучение чтению
и письму не входило в обязательную
программу воспитания. Афинское воспитание
было гораздо более разносторонним
и ставило своей задачей
Римское воспитание как система сложилось в период Республики. С развитием городов возникли школы, в которых мальчики обучались чтению, письму, счету. Аристократы давали своим детям первоначальное обучение дома. Большое внимание в системе воспитания уделялось физической подготовке юношества.
В древности активно развивалось и научное знание. Среди наук выделяются:
1) география (Эратосфен);
2) физика (Демокрит);
3) философия (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит и др.).
Активно развивалась литература. Период VI–IV вв. до н. э. получил название «греческая классика». Великая греческая поэтесса Сафо воспевает в стихах красоту и любовь. Литература стремится отразить слабости и пороки человека: рождается особый прозаический жанр – басня, «отцом» которой был Эзоп.
Литература римского народа начала складываться в III в. до н. э. Римским автором, произведения которого известны нам, потомкам, в полном объеме, был драматург Плавт (ок. 254–184 гг. до н. э.). Образцом ораторского искусства были речи Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н. э.). Наряду с прозаической литературой достигла больших успехов и латинская поэзия в творчестве Лукреция Кара (ок. 99–55 гг. до н. э.), автора философской поэмы «О природе вещей».
Выдающимся поэтом-лириком был Гай Валерий Катулл.
Крупнейшие литературные произведения были созданы поэтами Вергилием и Горацием. Создателем классической римской элегии был Тибулл.
Эпоха классики, особенно высокой (450–400 гг. до н. э.) не терпела моделей с изъянами – в человеке все должно быть совершенным.
Правление императора Нерона, одного из самых жестоких правителей в римской истории, стало периодом расцвета портретного искусства. Художники Древнего Рима впервые обратили пристальное внимание на внутренний мир человека и отразили его в жанре портрета, создав произведения, не имевшие себе равных в древности.
Для живописи эпохи республики характерны портреты, очень близкие к оригиналу.
В середине I в. в изобразительном искусстве стал формироваться жанр натюрморта (от франц. «мертвая натура»), показывающий неодушевленные предметы.
Эпоха геометрики в Греции (IX–VIII вв. до н. э.) долгое время недооценивалась учеными. В росписях преобладал геометрический стиль, названный так по четким, логическим формам основных декоративных приемов.
Греки создают город, в
котором складывается продуманная
и ясная система архитектурных
форм – ордер (от лат. «ордо» – порядок,
строй), которая потом становится
основой греческой и
Первые греческие ордера
– дорический и ионический. Позднее
появляется коринфский ордер, близкий
к ионическому. В античной скульптуре
периода архаики все еще
В Древних Афинах работали скульпторы Фидий, Мирон, Поликлет.
Дальнейшее развитие скульптуры связано с возрастанием интереса к внутреннему миру человека.
Еще один важнейший элемент искусства античности – расписные вазы. Их форма и размеры были самыми разнообразными.
В Аттике VI в. до н. э. – области Афин – были популярны сосуды чернофигурного стиля: черные фигуры располагались на светлом фоне.
2 вопрос. Теоретические
и методические основы
На занятиях по декоративно-прикладной
росписи развиваются