Шпаргалка по "Искусству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 22:29, шпаргалка

Описание работы

1) ИскусствоXIX века. Реализм, импрессионизм, постимпрессионизм.
2)Научно-методическое руководство коллективами народного художественного творчества.
1) Аксиология как наука о ценностях. Этика и эстетика.
2) Особенности воспитания учащихся посредством народного художественного творчества.

Файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 445.43 Кб (Скачать файл)

     Народная педагогика  – неисчерпаемый кладезь мудрости, нравственных начал, духовности, любви, доброты и бережного  отношения ко всему, что окружает  человека: к природе, ее богатству,  к людям.

       Задача  школы -  воспитывать интерес  к отечественной истории, культуре, традициям, приобщение детей к  великим заслугам предков, создавших  всемирно значимые памятники  культуры, оставивших нам в наследство  высоконравственные ценности и  гуманистические заповеди, прославивших  Родину героическими подвигами.

       Чтобы  успешно воспитывать детей на  народных традициях, педагогам  надо знать народную педагогику, традиционную культуру воспитания  и науку, их изучающую, - этнопедагогику.

        Этнопедагогизация  учебно-воспитательного процесса  в сельской школе – не только  педагогическая, но и актуальная  социальная проблема. В последние  годы растет национальное самосознание, усиливается внимание различных  наций, народов и народностей  к сохранению и развитию своих  культур и языков, к возрождению  народных традиций, религиозных  верований.

     Модель сельской  школы как этнопедагогической  системы основывается на теоретико-педагогических  подходах:

    - традиционная  народная культура всех народов,  наций, регионов гуманистична, демократична  и природосообразна по своей  сущности, обладает высоким воспитательным  потенциалом, объединяющим людей  разных наций;

   - традиционная культура  – целостная открытая система,  ядро которой – идеал нравственного  человека; в соответствии с этим  идеалом и строится народная  педагогика у всех этносов;

  - этнопедагогизацию  образовательного процесса в  школе целесообразно начать с  поиска того общего, что связывает,  объединяет различные народные  культуры.

   Разработка модели  нравственного воспитания в школе  на народных традициях требует  анализа народной культуры в  современных условиях, оценки ее  состояния и новых исследований  по этой теме.

  Содержание народной культуры:Фольклор - устное народное творчество: сказки, героический эпос, афоризмы, пословицы, поговорки, загадки, потешки, песни, заклички, прибаутки, небылицы, музыкально-песенное искусство.

      Особенностью  фольклора является ярко выраженная  региональная принадлежность и  историческая конкретность.

    Фольклор не  остается неизменным, а развивается  вместе с народом, вбирая в  себя все ценное, что существовало  ранее, и отображая новые социальные  изменения. Именно по этой причине  он всегда несет воспитательную  функцию и может использоваться  в современном образовательном  процессе, как и во времена  наших прабабушек.

           Сказка – вымысел, который несет определенную идейно-нравственную нагрузку. В ней предельно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, этические и эстетические идеалы. Высмеивается безделье, желание легко получить жизненные блага, чванство, жадность и другие человеческие недостатки. Во многих сказках воспевается удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба. Все это делает сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей разных возрастов.

          Героический эпос по форме и замыслу близок к сказкам, но в нем действуют реальные люди.

         Песня. Автора народной песни найти невозможно. Переносясь из одного места в другое, она изменяется, дополняется, приспосабливается к местным обычаям. Но всегда сохраняет душу народа, его любовь к Родине, семье, природе, труду, из поколения в поколение радует человека, помогает ему жить. Поскольку песни легко адаптируются к любому возрасту, к условиям жизни семьи они обладают ярко выраженными воспитательными возможностями: эстетическим воздействием музыки и слов, нравственным содержанием, воспитывающим коллективизм, душевную чуткость.

    Заклички – песенные обращения к Солнцу, Луне, радуге, животным.

    Пословицы и поговорки отражают быт, обычаи народа, климатические условия в которых он живет. Большая их часть связана с отношением к труду, Родине, к родителям, друзьям и т.д. Точность мысли и лаконичность содержания позволяют даже малышам быстро усваивать их, воспринимать  как жизненную норму.  Пословицы и поговорки  обогащают нашу речь, расширяют словарный запас, развивают воображение.

       Загадка – жанр народного творчества, который также относится к малым фольклорным формам. Ценность загадок  - в их образности, художественности, поэтичности. Яркие, живые, красочные образы загадок помогают по-новому взглянуть на окружающий мир, развивать смекалку, поэтический взгляд, способность к образно-логическому мышлению. В отличие от пословиц и поговорок загадки отражают сущность сегодняшнего дня, конкретной исторической действительности. По содержанию загадки всегда можно судить о времени, в котором она родилась, о быте, главенствующих идеях. Загадки не содержат той глубины мудрости, какую мы находим в пословицах и поговорках. Они решают совершенно другие воспитательные задачи – это своеобразные тесты на сообразительность.

Народные  игры. 

Народные  промыслы. В основе их возникновения и развития – бытовые потребности, но в то же время и восхищение гармонией и совершенством окружающего мира. Человек как бы переносит окружающий мир в свой дом, в свою жизнь.

    Из века в  век, из поколения в поколение  передавалось и совершенствовалось  мастерство народных промыслов.  Постепенно в деревнях и селах  складывались родовые династии  умельцев, причем каждая семья  или династия славились своими  особенностями в обработке изделий. 

Традиция – это сохранение, развитие и передача народной культуры, умений, мастерства новым поколениям. Например, традиция гостеприимства, свадебные традиции, в которых отражаются представления народа о дружбе и любви, семье и браке. Особенно богаты у всех народов праздничные традиции.

В создании традиций важное место занимает обычай.

Обычай  – привычка, усвоенное дело. В каждой местности - свои обычаи, обязательные к исполнению. «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Обычаи крепче закона», «Худому обычаю подачки не давай», «Не сошлись обычаями – не бывать дружбе» - эти пословицы показывают, как уважительно, почтительно относились к обычаям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов.

11 билет.1 вопрос. Античное искусство. Искусство Древней Греции и Древнего Рима. Архитектура: ордерная система. Скульптура. Вазопись. Декоративное искусство.

Античная культура в истории  человечества – это уникальное явление, образец для подражания и эталон творческого совершенства. Греческая  культура сформировалась на основе эгейской и крито-микенской культур и  стала колыбелью современной  европейской культуры.

В античной культуре появляется желание выразить свое понимание  мира. Разрабатываются эстетические категории, которые выражают важные оценки и аспекты мироощущения греков:

1) гармония;

2) симметрия;

3) красота.

Для античной религии характерно многобожие – политеизм. Постепенно выделились более индивидуализированные  боги, например Зевс.

Многочисленные жреческие  коллегии (весталок, авгуров) поддерживали уважение к богам и соблюдению обычаев и традиций.

Важное место в жизни  древних римлян занимал театр. В  нем можно было выразить свои чувства  и эмоции. Театр не только отражал  жизнь древних греков и римлян, но и служил проявлением их интереса к политике. Древняя Греция оставила 3 имени авторов трагедии:

1) Эсхил;

2) Софокл;

3) Еврипид.

Архитектура римского театра имела ряд особенностей, отличавших его от греческого. Места для зрителей были расположены в один или несколько  ярусов в виде полукруга. Большой  популярностью пользовались цирковые представления и гладиаторские  бои, устраивавшиеся в Колизее.

Огромное значение в античности придавалось и музыке. Греки считали, что лад в музыке создает настроение человека. Самобытная музыкальная культура существовала и в Риме. Сохранились  описания древних триумфальных, свадебных, поминальных и застольных песен.

Воспитание свободнорожденных  граждан в Древней Греции имело  целью подготовку рабовладельцев, умеющих  держать в повиновении рабов  и защищать свое государство от внешних  врагов. В зависимости от условий  развития сложились различные системы  воспитания, из которых наиболее известными были две:

1) спартанская;

2) афинская.

В Спарте (Лаконике) воспитание было направлено преимущественно на физическую подготовку. Обучение чтению и письму не входило в обязательную программу воспитания. Афинское воспитание было гораздо более разносторонним и ставило своей задачей сочетание  нравственного, эстетического и  физического воспитания.

Римское воспитание как система  сложилось в период Республики. С  развитием городов возникли школы, в которых мальчики обучались  чтению, письму, счету. Аристократы  давали своим детям первоначальное обучение дома. Большое внимание в  системе воспитания уделялось физической подготовке юношества.

В древности активно развивалось  и научное знание. Среди наук выделяются:

1) география (Эратосфен);

2) физика (Демокрит);

3) философия (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит и др.).

Активно развивалась литература. Период VI–IV вв. до н. э. получил название «греческая классика». Великая греческая  поэтесса Сафо воспевает в стихах красоту и любовь. Литература стремится  отразить слабости и пороки человека: рождается особый прозаический жанр – басня, «отцом» которой был  Эзоп.

Литература римского народа начала складываться в III в. до н. э. Римским  автором, произведения которого известны нам, потомкам, в полном объеме, был  драматург Плавт (ок. 254–184 гг. до н. э.). Образцом ораторского искусства  были речи Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н. э.). Наряду с прозаической литературой  достигла больших успехов и латинская  поэзия в творчестве Лукреция Кара (ок. 99–55 гг. до н. э.), автора философской  поэмы «О природе вещей».

Выдающимся поэтом-лириком  был Гай Валерий Катулл.

Крупнейшие литературные произведения были созданы поэтами  Вергилием и Горацием. Создателем классической римской элегии был  Тибулл.

Эпоха классики, особенно высокой (450–400 гг. до н. э.) не терпела моделей  с изъянами – в человеке все  должно быть совершенным.

Правление императора Нерона, одного из самых жестоких правителей в римской истории, стало периодом расцвета портретного искусства. Художники  Древнего Рима впервые обратили пристальное  внимание на внутренний мир человека и отразили его в жанре портрета, создав произведения, не имевшие себе равных в древности.

Для живописи эпохи республики характерны портреты, очень близкие  к оригиналу.

В середине I в. в изобразительном  искусстве стал формироваться жанр натюрморта (от франц. «мертвая натура»), показывающий неодушевленные предметы.

Эпоха геометрики в Греции (IX–VIII вв. до н. э.) долгое время недооценивалась  учеными. В росписях преобладал геометрический стиль, названный так по четким, логическим формам основных декоративных приемов.

Греки создают город, в  котором складывается продуманная  и ясная система архитектурных  форм – ордер (от лат. «ордо» – порядок, строй), которая потом становится основой греческой и новоевропейской  архитектуры. Римляне впервые стали  строить «типовые» города, прообразом которых явились римские военные  лагери. Римляне изобрели бетон –  важнейший строительный материал, с  помощью которого закрепляли сооружаемые  постройки.

Первые греческие ордера – дорический и ионический. Позднее  появляется коринфский ордер, близкий  к ионическому. В античной скульптуре периода архаики все еще распространены антропоморфные (похожие на человека) статуи богов. А персонажи статуй VII–VI вв. до н. э. уже не только боги, а также юноши – куросы и  девушки – коры, участники религиозных  процессий.

В Древних Афинах работали скульпторы Фидий, Мирон, Поликлет.

Дальнейшее развитие скульптуры связано с возрастанием интереса к внутреннему миру человека.

Еще один важнейший элемент  искусства античности – расписные  вазы. Их форма и размеры были самыми разнообразными.

В Аттике VI в. до н. э. – области  Афин – были популярны сосуды чернофигурного стиля: черные фигуры располагались  на светлом фоне.

2 вопрос. Теоретические  и методические основы обучения  народному декоративно-прикладному  творчеству как одному из видов  изобразительной деятельности в  детском саду и начальной школе.

На занятиях по декоративно-прикладной росписи развиваются эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства. Накапливается сенсорный  опыт, обогащается речь. У детей  развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. В последнее время подчеркивается важность занятий по декоративно-прикладной росписи в детском саду для  формирования коллективных форм работы, умения работать вместе, действовать  согласованно, сообща, оказывать помощь товарищам. Развивается способность  радоваться успехам каждого воспитанника, достижениям всего коллектива группы. Все это создает основу для  воспитания а дальнейшем подлинного коллективизма, взаимной требовательности и вместе с тем товарищеской взаимопомощи.

Информация о работе Шпаргалка по "Искусству"