Шпаргалка по "Искусству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 22:29, шпаргалка

Описание работы

1) ИскусствоXIX века. Реализм, импрессионизм, постимпрессионизм.
2)Научно-методическое руководство коллективами народного художественного творчества.
1) Аксиология как наука о ценностях. Этика и эстетика.
2) Особенности воспитания учащихся посредством народного художественного творчества.

Файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 445.43 Кб (Скачать файл)

Византия.

Временем возникновения  Византии считают 395 год, когда умер Феодосий Великий, завещавший своим  двум сыновьям в качестве самостоятельных  владений Западную и Восточную Римскую  империю. Название «Византия» происходит от «Визант» — древнего имени греческого города, который под названием  «Константинополь» 

Именно византийская архитектура, живопись, философия, теология, наука  и т.п. в течение длительного  времени выступали в качестве недосягаемого образца для народов  как мусульманского, так и христианского  мира.

Византия создала особую культуру, представляющую из себя оригинальный сплав Греко-римской и восточной  культуры. Для русских людей она  имеет особое значение, т.к. оказала  серьезнейшее влияние на нашу культуру, недаром существовала концепция  «Москва — третий Рим».

Эстетика  и понимание искусства в Византии

В 324-330 гг. Константин основал  Константинополь. 1453 г. У нас изучается  только в связи с контактами Древнерусского гос-ва. Специфика: античное наследие (законодательство, сильная власть императора, рабовладение (долго осуществлялся переход  к феодальному способу производства)), влияние востока (он не всегда враждебен  – взаимопроникновение), восточное  христианство.

Особенности византийской формы  философствования: антиномичность (парадоксальность) - логические противоречия являются основополагающими  принципами онтологии и гносеологии. Здесь с одной стороны греческая  классика в лице Аристотеля с его  приматом логики как основного метода познания, с другой скептицизм позднего эллинизма и религиозный мистицизм  с акцентом на трансцендентальности высшего знания. Знание основано на вере. Эстетические вопросы являются частью гносеологии.

Данные особенности существования  и развития Византийского государства  способствовали формированию особого  типа культуры. В рамках византийского  культурного типа сформировалась своя (по отдельным моментам оригинальная) система эстетических представлений. Для нас их изучение важно не только с узко научной точки зрения, но и потому что Древняя Русь, а  в последствии и Россия унаследовала ряд важных эстетических традиций сформировавшихся в Византии. Это в первую очередь  касается религиозно-культовой сферы  проявления эстетического, в центре которой находится икона, соединяющая  в себе религиозно-культовое и  художественно-эстетическое начало.

Анализ красоты. Она является важным элементом гносеологии, т.к. абстрактная идея трансцендентного божества мало понятна уму и сердцу обычного человека, красота есть проявление божественного, значит, через приобщение к красоте происходит приобщение и познание Бога. Неоднозначное отношение  к материальной красоте: с одной  стороны чувственная красота  есть возбудитель греховных помыслов и плотских желаний, с другой прекрасное в материальном мире и искусстве  принимается как проявление на уровне эмпирического бытия божественной абсолютной красоты. Определения и характеристики красоты находятся в русле античной традиции. Развивается теория света. Духовный и физический свет. Свет более общая категория, чем прекрасное.

Символ как одна из важнейших  категорий византийской эстетики. Символьная система необходима при переходе (знания, красоты) от Бога как трансцендентного духовного существа в мир его  материального воплощения. Символы  бывают словесные, изобразительные, музыкальные  и многие др. Именно по этому возможно изображение как Бога так и  различных духовны проявлений антропоморфными  и зооморфными образами. Происходит пересмотр сущности миметического  принципа в искусстве, во главу угла подражание духовной основе, но Бог  не выразим, значит находится физический образ который символически выражает те или иные духовные качества (огонь-Бог, огонь это материальный образ  символизирующий Бога). Другой вид  образов – «неподобные подобия» - изображаемый материальный предмет  принципиально противоположен изначальному духовному архетипу.Одним из ярчайших образцов совмещения культово-религиозного и художественно-эстетического начала была икона. Икона для православного  сознания — это прежде всего рассказ  о событиях Священной истории  или житие святого в картинах. Здесь на первый план выдвигается  ее экспрессивно-психологическая функция, т.е. не просто рассказать о событиях давних времен, но и возбудить в  зрителе целую гамму чувств —  сопереживания, жалости, сострадания, умиления и восхищения, а соответственно — и стремление к подражанию изображенным персонажам. Икона — это и прекрасный живописный образ, своей яркой красочностью служащий украшением храму и доставляющий духовную радость созерцающим ее. Икона — особый символ. Это сакральный, или литургический, символ, наделенный силой, энергией, святостью изображенного  на иконе персонажа или священного события. Икона в сущности своей  антиномична: это — выражение  невыразимого и изображение неизобразимого.

Иконоборцы и иконопочитатели. Иконоборцы стремились доказать, почему нельзя изображать, а иконопочитатели  — для чего нужно изображать.

С иконой связано появление  в византийской культуре такой важной эстетической категории как «канон», без ясного представления о которой  невозможна правильная оценка византийского  художественного мышления.

В рамках канона иконография  менялась и развивалась на протяжении всей истории этого искусства. Канон  довольно жестко зафиксировал сюжетно-композиционный уровень изображения, чем практически  освободил художника от его разработки и, естественно, ограничил в этом плане его творческие возможности. Однако автоматическое владение сюжетно-композиционной схемой привело к переключению почти  всей творческой энергии художника  на уровень выразительных средств  — отыскания все новых и  новых цвето-ритмических и пластически  выразительных структур. Живописец  работал на нюансах формы. Постоянная работа с одними и теми же схемами  обостряла художественный вкус, чутье  живописца, приводила к организации  все более сложных и многоплановых  художественных решений.

Следует выделить следующие  особенности канонического художественного  языка византийской живописи:

1) плоскостность изображений, 

2) фронтальность и статичность  главных фигур, 

3) особое внимание к  ликам главных персонажей. Они  обычно помещаются в композиционных  центрах изображений, 

4) использование ограниченного  набора стереотипных иконографических  элементов (фигур, поз, жестов, деталей архитектуры),

5) применение эстетически  значимых деформаций изображенных  предметов (изменение реальных  пропорций человеческого тела),

6) создание особого многомерного  художественного пространства путем  изображения предметов в обратной  перспективе. 

Искусство Византии

Византийское искусство  просуществовало тысячу лет. Это было великое искусство, давшее блестящие образцы архитектуры, в частности, крестово-купольный храм. В качестве примера достаточно назвать константинопольскую Софию, где использован римский купол, но с опорой его не на стены, а на четыре устоя через подпружные арки и паруса, центральный неф отделен от боковых колоннами с опирающимися на них арками. Именно эти аркады итальянские зодчие сочли за особенность античной архитектуры и стали широко использовать этот прием. Византийцы усовершенствовали мозаику, исполняя ее из цветного стекла — смальты — вместо античной мозаики из морской гальки или кусочков мрамора.

Византийские мастера  оставили миру образцы тонкой каменной резьбы капителей, замечательную рукописную миниатюру и произведения ювелирного искусства — жемчужное и золотое шитье, обработку и оформление драгоценных камней в перстнях, серьгах, браслетах, искусство стекла. Для искусства Византии характерны строгая каноничность (следование образцу) и имперсонализм. Искусство Византии глубоко символично. По византийскому канону иконы «сочиняют» святые отцы, а иконописец является лишь исполнителем. В византийском изображении нет движения, оно статично, лишено прямой перспективы, светотеневой моделировки, намека на ракурс, глубину. Византийское же искусство на тысячелетие застыло в своих догматах, связанное строгими канонами и нормативами.

2 вопрос. Методика создания экскурсий и работы с посетителями музеев. Музей и школа. Самобытность школьного музея определяется, прежде всего, тем, что он – музей особого типа. Являясь частью музейно-педагогического процесса, он адресован детской аудитории, имеет ярко выраженную образовательную направленность, строит свою работу на основе активного вовлечения в деятельность и сотворчество учащихся, детей и педагогов, детей и родителей, а также других помощников и партнеров.

К школьному музею как  типу наиболее близок детский музей, который также имеет столетнюю  историю развития. Как и школьный, он обращен к детской аудитории  и семье, направлен на развитие ребенка  и строит свою деятельность на основе использования интерактивных методик. Однако в детском музее преимущественное внимание уделяется активизации  процесса восприятия музейного материала, тогда как в школьном – вовлечение детей в создание проектов.

Школьные музеи представляют достаточно богатую профильную палитру. Это историко-краеведческие, художественные, народного быта и культуры, истории  школы, образования, наконец, естественнонаучные и технические. Очевидно явное преобладание, в количественном отношении, музеев военно-исторического профиля.

 Особого внимания сегодня  заслуживает проблема определения  жанра как оптимального способа  реализации своей самобытности  и своих возможностей на уровне  современных музейных технологий.

Можно выделить пять жанров, главным критерием определения  которых стали способ и уровень  интеграции в учебный процесс  и сферу ДОД. Это следующие  жанры:

  1. Музей-экспозиция (выставка).
  2. Музей-мастерская (студия).
  3. Музей-<span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Ar

Информация о работе Шпаргалка по "Искусству"