Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 22:29, шпаргалка
1) ИскусствоXIX века. Реализм, импрессионизм, постимпрессионизм.
2)Научно-методическое руководство коллективами народного художественного творчества.
1) Аксиология как наука о ценностях. Этика и эстетика.
2) Особенности воспитания учащихся посредством народного художественного творчества.
Обучение декоративно-
Исключительно важное значение
в духовном развитии дошкольников,
в их трудовом и эстетическом воспитании,
в подготовке их к труду в народном
хозяйстве имеет декоративно-
Высокая духовно-идейная
значимость народного декоративно-
Различные виды художественной
обработки материалов заставляют детей
невольно соприкасаться с техническими
и технологическими задачами. Благодаря
интересу к этим занятиям, увлеченности
ими, воспитываются трудолюбие и
настойчивость в работе. Через
процесс создания красивых, эстетически
оправданных изделий
Занятия декоративно-прикладным искусством сочетает в себе основы многих наук, имеющих главное значение в политехническом развитии детей.
Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид учебно-творческой работы дошкольников, позволяет одновременно с вооружением их техническими знаниями, развитием у них трудовых умений и навыков, психологической и практической подготовкой к труду, к выбору профессии раскрывать красоту, огромную духовную ценность изделий народных мастеров, их высокое мастерство и искусство, формировать эстетический вкус и эстетический идеал.
Таким образом, специфика
декоративно-прикладного
Наибольший воспитательный эффект дает знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством народных художественных промыслов.
Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством утилитарности (практической направленности) вещи с ее декором, национальным колоритом, высокими нравственно-эстетическими достоинствами. В народном искусстве заложено столько воспитывающего заряда (не только в готовых изделиях, радующих глаз, но и в самом процессе, в технологии их создания), что естественно возникает вопрос о самом активном его использовании в работе с дошкольниками.
Задача воспитателя - направлять
творческий процесс дошкольников, ориентируя
их на изучение образцов народного
декоративно-прикладного
Процесс приобщения учащихся
к декоративно-прикладному
Если художественно-творческая деятельность детей на уроках в начальной школе (первый этап художественного развития) протекает на эмоционально-чувственной основе, то начиная с V класса (новый этап художественного развития) она строится больше на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением в ней эмоционально-образного, творческого начала.
В I-IV классах дети входят
в увлекательный мир искусства,
осваивая его целостно (здесь исключено
деление на отдельные виды искусства)
и во взаимосвязи с окружающим
миром. Программное содержание выстраивается
вокруг трех сфер художественной деятельности:
изобразительной, конструктивной и
декоративно-прикладной, которые выступают
в адаптированном для детей виде
как Изображение, Постройка и
Украшение (как характерные черты
произведений искусства). Дети учатся
видеть, различать в процессе восприятия
произведений искусства работу Мастеров
Постройки, Изображения, Украшения, элементы
конструктивности, изобразительности,
декоративности. На первом этапе обучения
декоративно-прикладное искусство
выступает наравне с другими
видами искусства как один из способов
художественного освоения человеком
мира. На уроках в начальной школе
дети встречаются с произведениями
крестьянского искусства и
Так, например, в процессе
изучения темы «Изображение и фантазия»
второклассники осваивают механизм
создания фантастических образов на
материале народного (крестьянского)
прикладного искусства. Образы русалки
- берегини, единорога, птицы Сирина,
двуглавого коня и т. д. становятся наглядным
примером проявления щедрой фантазии
народных мастеров, дающей ключ к созданию
собственных фантазий детей. В III классе
дети знакомятся с разнообразными произведениями
декоративно-прикладного
Дети учатся создавать
пластически выразительные
В IV классе, когда у детей
формируются представления о
многообразии художественного творчества
разных народов, знакомство с произведениями
декоративно-прикладного
Четвероклассники в процессе приобщения к искусству своего и других народов более детально знакомятся с конструкцией, декоративным убранством традиционного жилища (изба, юрта, чум), праздничного костюма царя, знатных бояр, простолюдинов.
Античный костюм, краснофигурная и чернофигурная керамика, образцы средневекового литейного искусства, японские фонарики, кимоно -- все это становится объектом восприятия школьников. Такое «растекание вширь» при изучении программного материала на первом этапе обучения позволяет сформировать широкий спектр представлений школьников о декоративно-прикладном искусстве как особой деятельности художника в союзе с Мастерами, обогатить их восприятие, расширить познавательный кругозор. Изучая в I классе тему «Памятники архитектуры -- наследие предков», дети рассматривают образ крестьянского дома как мудро сработанную конструкцию, как образ силы и мощи в едином ансамбле деревянных строений. В IV классе дети более подробно знакомятся с деревянным миром русской деревни, с общей конструкцией крестьянского жилища, нарядным резным узорочьем в его наружном убранстве, делают первые попытки расшифровать смысл символических элементов в декоре избы.
В практической деятельности
закрепляются навыки восприятия (учащиеся
украшают, например, узорчатыми деталями
вырезанные из цветной бумаги силуэты
изб, которые ритмически располагают
на декоративном панно). Год декоративно-прикладного
искусства закономерно
К этому времени у учащихся
уже сформированы определенные знания,
умения и навыки, которые помогают
в освоении языка и образного
строя декоративно-прикладного
Вместе с тем это период школьного возраста, которому свойственны начало аналитического мышления, новые, более широкие интересы (в том числе интерес к своему собственному «Я»), живая любознательность, потребность рассуждать, выходить на обобщения, наблюдательность, активность, стремление к деятельности.
Младший школьный возраст еще несет в себе следы детства, игры, однако в нем уже имеет место направленность на серьезную, ответственную деятельность (у младшего школьника есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими).
12 билет.1 вопрос. Средневековое искусство. Эстетика: представления о красоте. Романский и готический стиль в искусстве. Архитектура. Скульптура. Живопись. Искусство Византии: спор иконоборцев и иконопочитателей.
Истоки средневековой культуры во многом берут начало в эпохе античности. Кроме христианства, Средневековье восприняло от античности некоторые художественные формы, а также ремесленные навыки.
В VII–VIII вв. существовали школы при монастырях, где учителями были монахи, а учениками, которых было очень немного, – дети рыцарей. Здесь обучали богословию и «семи свободным искусствам», а также письму и счету. Из этих школ возникли университеты (от слова «универсум» – «сообщество»):
1) в Болонье (Италия, 1088);
2) Кордове (Испания, IX);
3) Оксфорде (1209 г.);
4) Сорбонна в Париже (1215 г.);
5) Вене (1348 г.) и т. д.
Науку средневековья открыли богословы IV–V вв. – так называемые «отцы церкви»:
1) Августин Блаженный;
2) Амвросий;
3) Философ Боэций;
4) Историки Иордан и Беда Достопочтенный.
В XII–XIII вв. наука продолжает активно развиваться. Основой ее становится схоластика – учение, при котором действительность постигалась с помощью логики разума.
Выдающимся ученым Средневековья был Фома Аквинский, преподаватель, автор 18 трудов по богословию и философии.
Другим знаменитым ученым был Роджер Бэкон – естествоиспытатель, преподаватель математики и философии.
Варвары поклонялись силам
природы, огромную роль в их жизни
играли магические обряды. С возникновением
и развитием в Европе государств
стержнем жизни и мировосприятия
человека становится христианская религия.
Вся жизнь рассматривается
Резко увеличилось число увеселительных и образовательных мероприятий. Перед соборами выступали проповедники, проводили дискуссии профессора и студенты.
Живопись, архитектура
и скульптура Средневековья .
В эпоху Каролингов необычайного расцвета достигло искусство миниатюры – книжной иллюстрации. Школ миниатюры не было, а существовали центры изготовления иллюстрированных рукописей при монастырях (например, книгописная мастерская в Ахене).
Каролингские храмы снаружи были украшены очень скромно, зато внутри блистали настенными росписями – фресками. Многие исследователи отмечали огромное значение изобразительного искусства в варварском мире, где большинство людей не умело читать.
Церкви строили по образцу
римских базилик. Храм, имевший в
плане форму креста, символизировал
крестный путь Христа – путь страданий.
С Х в. архитекторы постепенно
изменяли конструкцию храма –
он должен был соответствовать
Название «готическое искусство» (от слова «готский», по названию германского племени готов) возникло в эпоху Возрождения. Готические соборы значительно отличались от монастырских церквей романского периода. Готический собор устремлен ввысь: здесь стали использовать новую конструкцию сводов (свод опирается на арки, а те – на столбы). Боковое давление свода передается аркбутанам (наружным полуаркам) и контрфорсам (наружным опорам здания). Стены перестали служить опорой свода, что позволило проделать в них множество окон, арок, галерей, появились окна-витражи – изображения, составленные из скрепленных между собой цветных стекол.
В Средневековье развивается и скульптура. На франкских рельефах VII–VIII вв. изображены христианские мученики. С Х в. появляются первые изображения Христа, Богоматери, святых. Скульптуру в романский период в Германии размещали, как правило, внутри храмов. На фасадах она стала встречаться лишь в конце XII в.