Шпаргалка по "Искусству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 22:29, шпаргалка

Описание работы

1) ИскусствоXIX века. Реализм, импрессионизм, постимпрессионизм.
2)Научно-методическое руководство коллективами народного художественного творчества.
1) Аксиология как наука о ценностях. Этика и эстетика.
2) Особенности воспитания учащихся посредством народного художественного творчества.

Файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 445.43 Кб (Скачать файл)

Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает  в себе большие потенциальные  возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности  могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями  и будут получать удовлетворение от нее. Если же дети не почувствуют  радости от созданного ими, если у  них процесс творчества не вызовет  хорошего настроения, а наоборот, дети будут испытывать неудовлетворенность, огорчение от того, что не получается задуманное, то постепенно это приведет к потере интереса к росписи, и  тогда их влияние на всестороннее развитие личности окажется не со знаком плюс, а со знаком минус. В связи  с этим перед нами стояла задача найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения ее влияния  на всестороннее воспитание личности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала.

Исключительно важное значение в духовном развитии дошкольников, в их трудовом и эстетическом воспитании, в подготовке их к труду в народном хозяйстве имеет декоративно-прикладное искусство. Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, активно влияет на формирование художественней вкусов.

Высокая духовно-идейная  значимость народного декоративно-прикладного  искусства оказывает мощное влияние  на формирование внутреннего мира детей. Систематические занятия различными видами художественной обработки материалов благотворно сказываются на развитии эстетического вкуса детей и, в то же время, связаны с приобретением  ими навыков, необходимых для  дальнейшей трудовой деятельности. Технологический  процесс обработки материалов базируется на промышленном оборудовании и вместе с тем невозможен без использования  ручных инструментов, умения владеть  приемами работ столяря, токаря, фрезеровщика, штамповщика, сварщика, паяльщика, формовщика, электрика, кузнеца м многих других. Занимаясь художественной обработкой материалов, дошкольники осваивают  навыки этих конкретных профессий, приобретая умения творческого подхода к  выполнению трудовых операций.

Различные виды художественной обработки материалов заставляют детей  невольно соприкасаться с техническими и технологическими задачами. Благодаря  интересу к этим занятиям, увлеченности ими, воспитываются трудолюбие и  настойчивость в работе. Через  процесс создания красивых, эстетически  оправданных изделий декоративно-прикладного  искусства исподволь, ненавязчиво, но весьма продуктивно прививается  детям любовь к различным профессиям.

Занятия декоративно-прикладным искусством сочетает в себе основы многих наук, имеющих главное значение в политехническом развитии детей.

Декоративно-прикладное искусство  как никакой другой вид учебно-творческой работы дошкольников, позволяет одновременно с вооружением их техническими знаниями, развитием у них трудовых умений и навыков, психологической и  практической подготовкой к труду, к выбору профессии раскрывать красоту, огромную духовную ценность изделий  народных мастеров, их высокое мастерство и искусство, формировать эстетический вкус и эстетический идеал.

Таким образом, специфика  декоративно-прикладного искусства, выражающаяся в единстве формы и  практического назначения декоративной вещи, в единстве трудовых умений, навыков  и художественно-эстетического вкуса  позволяет осуществлять комплексный  подход к постановке занятий декоративно-прикладным искусством в детском саду, определяет органическое единство трудового и эстетического воспитания дошкольников. Это единство обусловлено и современным требованием международных стандартов в промышленных изделиях, которое выражается не только в высокоэффективном уровне рабочего процесса, но и в требованиях технической эстетики.

Наибольший воспитательный эффект дает знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством народных художественных промыслов.

Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством утилитарности (практической направленности) вещи с ее декором, национальным колоритом, высокими нравственно-эстетическими  достоинствами. В народном искусстве  заложено столько воспитывающего заряда (не только в готовых изделиях, радующих глаз, но и в самом процессе, в  технологии их создания), что естественно  возникает вопрос о самом активном его использовании в работе с  дошкольниками.

Задача воспитателя - направлять творческий процесс дошкольников, ориентируя их на изучение образцов народного  декоративно-прикладного искусства. Принцип ориентации на народное искусство  должен быть заложен в основе содержания занятий с дошкольниками различными вицами декоративно-прикладного искусства.

Процесс приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству  осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития.

Если художественно-творческая деятельность детей на уроках в начальной  школе (первый этап художественного  развития) протекает на эмоционально-чувственной  основе, то начиная с V класса (новый  этап художественного развития) она  строится больше на познавательно-аналитическом  уровне, обязательно с сохранением  в ней эмоционально-образного, творческого  начала.

В I-IV классах дети входят в увлекательный мир искусства, осваивая его целостно (здесь исключено  деление на отдельные виды искусства) и во взаимосвязи с окружающим миром. Программное содержание выстраивается  вокруг трех сфер художественной деятельности: изобразительной, конструктивной и  декоративно-прикладной, которые выступают  в адаптированном для детей виде как Изображение, Постройка и  Украшение (как характерные черты  произведений искусства). Дети учатся видеть, различать в процессе восприятия произведений искусства работу Мастеров Постройки, Изображения, Украшения, элементы конструктивности, изобразительности, декоративности. На первом этапе обучения декоративно-прикладное искусство  выступает наравне с другими  видами искусства как один из способов художественного освоения человеком  мира. На уроках в начальной школе  дети встречаются с произведениями крестьянского искусства и народных художественных промыслов, классического  и современного декоративно-прикладного  искусства.

Так, например, в процессе изучения темы «Изображение и фантазия»  второклассники осваивают механизм создания фантастических образов на материале народного (крестьянского) прикладного искусства. Образы русалки - берегини, единорога, птицы Сирина, двуглавого коня и т. д. становятся наглядным  примером проявления щедрой фантазии народных мастеров, дающей ключ к созданию собственных фантазий детей. В III классе дети знакомятся с разнообразными произведениями декоративно-прикладного искусства, окружающими их в повседневной жизни, а также сами изображают, мастерят и украшают посуду, игрушки, платки, обои, кованые ограды, фонари, витрины, маски, театральные костюмы.

Дети учатся создавать  пластически выразительные формы, украшать их, ритмично выстраивая в  единую композицию изобразительные  элементы и цветовые пятна, осваивают  разнообразные техники и материалы.

В IV классе, когда у детей  формируются представления о  многообразии художественного творчества разных народов, знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства  происходит в контексте изучения разных художественных культур.

Четвероклассники в процессе приобщения к искусству своего и  других народов более детально знакомятся с конструкцией, декоративным убранством традиционного жилища (изба, юрта, чум), праздничного костюма царя, знатных  бояр, простолюдинов.

Античный костюм, краснофигурная и чернофигурная керамика, образцы  средневекового литейного искусства, японские фонарики, кимоно -- все это  становится объектом восприятия школьников. Такое «растекание вширь» при  изучении программного материала на первом этапе обучения позволяет  сформировать широкий спектр представлений  школьников о декоративно-прикладном искусстве как особой деятельности художника в союзе с Мастерами, обогатить их восприятие, расширить  познавательный кругозор. Изучая в I классе тему «Памятники архитектуры -- наследие предков», дети рассматривают образ  крестьянского дома как мудро  сработанную конструкцию, как образ силы и мощи в едином ансамбле деревянных строений. В IV классе дети более подробно знакомятся с деревянным миром русской деревни, с общей конструкцией крестьянского жилища, нарядным резным узорочьем в его наружном убранстве, делают первые попытки расшифровать смысл символических элементов в декоре избы.

В практической деятельности закрепляются навыки восприятия (учащиеся украшают, например, узорчатыми деталями вырезанные из цветной бумаги силуэты  изб, которые ритмически располагают  на декоративном панно). Год декоративно-прикладного  искусства закономерно подготовлен  всем предшествующим ходом обучения, а также особенностями раннего  школьного возраста.

К этому времени у учащихся уже сформированы определенные знания, умения и навыки, которые помогают в освоении языка и образного  строя декоративно-прикладного искусства.

Вместе с тем это  период школьного возраста, которому свойственны начало аналитического мышления, новые, более широкие интересы (в том числе интерес к своему собственному «Я»), живая любознательность, потребность рассуждать, выходить на обобщения, наблюдательность, активность, стремление к деятельности.

Младший школьный возраст  еще несет в себе следы детства, игры, однако в нем уже имеет  место направленность на серьезную, ответственную деятельность (у младшего школьника есть огромная потребность  в признании его взрослости окружающими).

 

 

12 билет.1 вопрос. Средневековое искусство. Эстетика: представления о красоте. Романский и готический стиль в искусстве. Архитектура. Скульптура. Живопись. Искусство Византии: спор иконоборцев и иконопочитателей.

Истоки средневековой  культуры во многом берут начало в  эпохе античности. Кроме христианства, Средневековье восприняло от античности некоторые художественные формы, а  также ремесленные навыки.

В VII–VIII вв. существовали школы  при монастырях, где учителями  были монахи, а учениками, которых  было очень немного, – дети рыцарей. Здесь обучали богословию и «семи  свободным искусствам», а также  письму и счету. Из этих школ возникли университеты (от слова «универсум»  – «сообщество»):

1) в Болонье (Италия, 1088);

2) Кордове (Испания, IX);

3) Оксфорде (1209 г.);

4) Сорбонна в Париже (1215 г.);

5) Вене (1348 г.) и т. д.

Науку средневековья открыли  богословы IV–V вв. – так называемые «отцы церкви»:

1) Августин Блаженный;

2) Амвросий;

3) Философ Боэций;

4) Историки Иордан и  Беда Достопочтенный.

В XII–XIII вв. наука продолжает активно развиваться. Основой ее становится схоластика – учение, при  котором действительность постигалась  с помощью логики разума.

Выдающимся ученым Средневековья  был Фома Аквинский, преподаватель, автор 18 трудов по богословию и философии.

Другим знаменитым ученым был Роджер Бэкон – естествоиспытатель, преподаватель математики и философии.

Варвары поклонялись силам  природы, огромную роль в их жизни  играли магические обряды. С возникновением и развитием в Европе государств стержнем жизни и мировосприятия человека становится христианская религия. Вся жизнь рассматривается только как короткий отрезок, полный опасностей для человеческой души. Идеалом становится жизнь без излишеств и порочных радостей, искренняя вера в Бога, соблюдение ритуалов, а также такие  качества, как смирение, терпение, добродетель, вера, надежда и т. д.

Резко увеличилось число  увеселительных и образовательных  мероприятий. Перед соборами выступали  проповедники, проводили дискуссии  профессора и студенты.

 Живопись, архитектура  и скульптура Средневековья .Образцом  для миниатюристов служила римская  живопись.

В эпоху Каролингов необычайного расцвета достигло искусство миниатюры  – книжной иллюстрации. Школ миниатюры  не было, а существовали центры изготовления иллюстрированных рукописей при  монастырях (например, книгописная  мастерская в Ахене).

Каролингские храмы снаружи  были украшены очень скромно, зато внутри блистали настенными росписями –  фресками. Многие исследователи отмечали огромное значение изобразительного искусства  в варварском мире, где большинство  людей не умело читать.

Церкви строили по образцу  римских базилик. Храм, имевший в  плане форму креста, символизировал крестный путь Христа – путь страданий. С Х в. архитекторы постепенно изменяли конструкцию храма –  он должен был соответствовать требованиям  усложняющегося культа.

Название «готическое  искусство» (от слова «готский», по названию германского племени готов) возникло в эпоху Возрождения. Готические соборы значительно отличались от монастырских церквей романского периода. Готический собор устремлен ввысь: здесь  стали использовать новую конструкцию  сводов (свод опирается на арки, а  те – на столбы). Боковое давление свода передается аркбутанам (наружным полуаркам) и контрфорсам (наружным опорам здания). Стены перестали  служить опорой свода, что позволило  проделать в них множество  окон, арок, галерей, появились окна-витражи  – изображения, составленные из скрепленных  между собой цветных стекол.

В Средневековье развивается  и скульптура. На франкских рельефах VII–VIII вв. изображены христианские мученики. С Х в. появляются первые изображения  Христа, Богоматери, святых. Скульптуру в романский период в Германии размещали, как правило, внутри храмов. На фасадах она стала встречаться  лишь в конце XII в.

Информация о работе Шпаргалка по "Искусству"