Шпаргалка по "Истории Искусств"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:32, шпаргалка

Описание работы

1. Анализ работ исторического жанра. Репин.

Репин Илья Ефимович – ист. Живопись, портрет, - критический реализм, - бытовые сцены. Картины: Бурлаки на волге, садко в подводном царстве, Запорожцы, Иван Грозный и его сын, Осенний букет, Плачь пророка Иеремии.

Файлы: 1 файл

Искусство - Билеты.docx

— 232.40 Кб (Скачать файл)

2.Работы Рафаэля.

Рафаэль - итальянский живописец  и архитектор. 
В его творчестве с наибольшей ясностью воплотились гуманистические идеалы Высокого Возрождения о прекрасном и совершенном человеке, живущем в гармонии с миром, характерные для эпохи идеалы жизнеутверждающей красоты. Рафаэль, сын живописца Джованни Санти, учился у художника Перуджино. Произведения этого периода творчества Рафаэля  отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (“Сон рыцаря”, Национальная галерея, Лондон; “Три грации”, “Мадонна Конестабиле”, “Передача ключей святому Петру” в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля “Обручение Марии”

 

Билет 2

 

1.Творчество передвижников(Суриков, Репин).

Репин Илья Ефимович – ист. Живопись, портрет, - критический реализм, - бытовые сцены. Картины: Бурлаки на волге, садко в подводном царстве, Запорожцы, Иван Грозный и его сын, Осенний букет, Плачь пророка Иеремии.

Значительный вклад  в историю русской культуры внес художник Илья Ефимович Репин. И.Е.Репин  принадлежит к числу выдающихся русских художников второй половины 19 века. Его творчество олицетворяет собой высшие достижения живописи передвижников, стремившихся сделать искусство  понятным и близким народу, актуальным, отражающим основные закономерности жизни.

Репин не признавал  «искусства для искусства». «Я не могу заниматься непосредственным творчеством, – писал он, – делать из своих  картин ковры, ласкающие глаз…приноравливаясь к новым веяниям времени. Всеми  своими ничтожными силенками я стремлюсь  олицетворить мои идеи в правде; окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст».

Репин был величайшим реалистом. Окружающим часто приходилось  слышать от него жалобы на бедность фантазии. Но дело не в бедности фантазии художника, а в том, что по характеру  своего дарования он не мог писать «от себя», по воображению, не мог  увлечься придуманным – только многокрасочная жизнь, яркие события и человеческие характеры рождали в нем творческое горение. Но при всей своей любви к зримой красоте материального мира Репин был ярым противником непосредственного творчества. Ему было свойственно глубокое проникновение в существо предметов и явлений. Он выступал (за искусство, «просвещенное светом разума». «Судья теперь мужик», (утверждал художник- демократ Репин и требовал от искусства беззаветного служения интересам народа. Все это позволило художнику создать на глубоко реалистичной основе искусство высокого стиля, отвечающее на большие общечеловеческие вопросы, являющиеся зеркалом своего времени.

Картина Бурлаки на волге: Однажды, еще в бытность Репина в Академии, приятель утащил его кататься на пароходе. День был погожий, погода солнечная – пароход весело шел по Неве. Неожиданно по радостному и светлому полю этой чудной картины поползло какое-то неприятное и зловещее пятно. Пятно приближалось, росло и оказалось ватагой грязных бурлаков, уныло бредущих по песчаному берегу. Резкий контраст между праздничным сиянием дня и внезапным появлением грязных фигур произвел на Репина сильное впечатление. Невозможно было вообразить «более живописной и более тенденциозной картины!» – как писал он впоследствии… К радости моей, весь страх мой оказался напрасным: бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: «Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!» И уж это одно можно поставить в величайшую заслугу художнику».

Картина построена  так, что процессия движется из глубины  на зрителя, но одновременно композиция прочитывается как фризообразная, так что фигуры не заслоняют друг друга. Это сделано мастерски. Перед  нами – вереница персонажей, каждый из которых – самостоятельная  портретная индивидуальность. Репину удалось соединить условность картинной  формы с удивительной натурной убедительностью. Художник разбивает ватагу бурлаков на отдельные группы, сопоставляя  различные характеры, темпераменты, человеческие типы.

Возглавляет ватагу тройка «коренников»: в центре бурлак Канин, лицом напоминавший Репину античного  философа, справа – бородач с  несколько обезьяньей пластикой, олицетворение  первобытной дремучей силы, справа – «Илька-матрос», озлобленным, ненавидящим  взглядом уставившийся прямо на зрителя. Спокойный, мудрый, с несколько лукавым  прищуром, Канин являет собой как  бы серединный характер между этими  двумя противоположностями.

Столь же характерны и другие персонажи: высокий флегматичный старик, набивающий трубку, юноша Ларька, непривычный к такому труду и  словно пытающийся освободиться от лямки, черноволосый суровый «Грек», обернувшийся, словно для того, чтобы окликнуть  товарища – последнего, одинокого  бурлака, готового рухнуть на песок.

Начало и конец  пути, продуманное повествование  о жизни людей, годами существующих рядом, вместе – таков «сверхсюжет» репинских «Бурлаков».

Репин портретист

«Портрет  Н.Н. Ге» выполнен в сумрачных «рембрандтовских» тонах, мелкими, рельефными мазками, близкий по времени портрет Пелагеи Стрепетовой – размашисто, этюдно. Эта «горячая» эскизная живопись прекрасно соответствует сильному, порывистому, даже экзальтированному характеру знаменитой актрисы. Репин всякий раз словно заражается личностью портретируемого, подчиняя свою живописную манеру свойствам характера и стилю поведения модели.

В живописном толстовском  цикле, особенно в таких работах, как, например, «Л.Н. Толстой босой» или же «Л.Н. Толстой на отдыхе в лесу» (обе 1891) художник всячески подчеркивает чувственный характер цвета. Воспроизводимые сцены кажутся наполненными жизненной силой природы, ее токами. Жаркий летний воздух, свежая зелень листвы, густая прохладная тень от дерева, под которым отдыхает с книгой в руках уже немолодой писатель. Или же лесная тропа и на ней – Толстой босиком, в просторной белой блузе со своим очень характерным жестом заложенных за пояс рук – все это увидено и запечатлено художником, программно ищущим значительности пластического образа в естественности, простоте и жизненной полнокровности.

В.Суриков (1848-1916). Ист живопись, портрет. Крит реализм. Баталист. 
         Герой произведений - русский народ. Большие исторические полотна. мастер русской исторической картины; соединил традиции исторического романтизма с живописным новаторством. а из сторон не выходит победительницей. Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах "Меншиков в Березове" (1883) и "Боярыня Феодосия Морозова" (1887; обе картины в Третьяковской галерее), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о далекой сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца Александра Даниловича Меншикова и об увозе в острог верховой дворцовой боярыни и старообрядческой подвижницы Феодосии Прокопьевны Морозовой. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры. Всем этим трем картинам живописца не уступает и полотно Сурикова "Взятие снежного городка".

           Главным действующим лицом в этих картинах выступает народная масса, представленная разнообразными типами, раскрывающими национальный русский характер. Сурикова привлекают сильные яркие личности, концентрирующие в себе бунтарский дух народа - исполненный яростной решимости и неукротимого духа сопротивления рыжебородый стрелец в картине "Утро стрелецкой казни", проникнутая страстью и фанатичной убежденностью подвижничества боярыня Морозова в одноименной картине. С большим мастерством и любовью к созданному народным гением передает художник облик площадей и улиц старой Москвы, заполненных толпой народа, изображает одежду и утварь, вышивку, резьбу по дереву, религиозную архитектуру и деревенские сараи. В своих монументальных по форме картинах Суриков создал новаторский тип композиции, в которой движение людской массы, охваченной сложной гаммой переживаний, выражает глубокий внутренний смысл события. В его произвдениях общий колорит, основанный на гармонии полнозвучных чистых красок, ритм цветовых пятен, фактура и манера наложения красочных мазков служат важным средством передачи общего настроения, атмосферы изображаемого события, психологической характеристики персонажей. 
"Утро стрелецкой казни", "Меньшиков в Березове", "Покорение Ермаком Сибири", "Переход Суворова через Альпы", "Боярыня Морозова" - лицо Морозовой выражает высокое фанатическое напряжение, "Взятие снежного городка" - единственная бытовая картина. 
2.Работы Рембрандта.

Рембрандт писал  картины на исторические, библейские, мифологические и бытовые темы, портреты и пейзажи. Он был крупнейшим в  Европе мастером рисунка и офорта. Для его творчества характерно стремление к философскому осмыслению жизни, честность  к себе и людям, интерес к духовному  миру человека. Нравственная оценка событий  и человека - основной нерв искусства  мастера. Одухотворенность модели и  драматизм события художник великолепно  передавал через эффекты светотени, когда пространство словно тонет  в тени, в золотистых сумерках, а  луч света выделяет отдельные  фигуры людей, их лица, жесты и движения. В этом методе живописного построения картины Рембрандту не было и нет  равных (один лишь только итальянец Караваджо может соперничать с ним по мастерству использования светотени).  

 

Автопортрет, Сусанна и старцы, Побиение камнями святого Стефана, Саския, Саския в виде Флоры, Возвращение блудного сына, Ночной дозор, Похищение Ганимеда, Юнона,  

Еврейская невеста, Философ,Мужчина в золотым шлеме, Портрет Агаты Бас, Старик в кресле, Аристотель, Купающаяся женщина, Вирсавия, Портрет поэта Яна Херманса Крула, Мужчина в доспехах, Портрет матери Рембрандта, Портрет отца Рембрандта, Титус, сын Рембрандта, Андромеда, прикованная к скале, Даная.

 

Билет 1

 

1.Архитектурные стили 18 века в России.

Петровское барокко. Елизаветенское рококо, Екатерининский классицизм. Пётр сам контролировал строительство в Петергофе.Пригласил таких архитекторов: Растрелли, Киавери, Ван Болес. В  это время был построен «Эрмитаж», «Монплезир».  дворец в Стрельне, здания Кунсткамеры и Двенадцати коллегий в Ленинграде, Петровские ворота и собор Петропавловской крепости и др. Первым иностранным архитектором и инженером, прибывшим на берега Невы одновременно с русскими войсками, был итальянец Доменико Трезини.. Крупнейшим архитектором середины XVIII в. являлся Ф.Б. Растрелли.

 Нарядная полихромия зданий, выразительная пластичность архитектурных образов и вместе с тем простота планировочной и объемно-пространственной композиций сооружения, свойственные лучшим произведениям московского барокко XVII в., нашли также воплощение в русской архитектуре середины XVIII в. Именно в середине XVIII в. соборам и церквам повелением императрицы было возвращено традиционное для русского культового зодчества пятиглавие, вновь ставшее господствующей особенностью русского храмостроения.

Несмотря на использование  архитекторами ряда приемов и  форм, вошедших в русскую архитектуру  из общеевропейского стиля барокко (в Италии -- Ф. Барромини; в Германии -- М.Д. Пеппельман; во Франции -- Ж.А. Мансар), все сооружения стиля барокко в России носят специфически национальный характер, что дает основание говорить об архитектуре русского барокко середины XVIII в.  В 1760-х годах в русской архитектуре все заметнее стали проявляться черты нового художественного направления классицизма, в рамках которого еще некоторое время сохранялись отголоски барокко.

2.Росписи Микеланжело.

Идея творчества - способность  человека к героическому подвигу.  
Главные архитектурные создания Микеланджело: собор св. Петра и Капитолийская площадь в Риме.  
Крупнейшие живописные произведения:  
1. "Страшный суд" - фреска на алтарной стене Сикстинской капеллы. Религиозная тема раскрыта как человеческая трагедия космического масштаба (творящий суд Христос).  
2. Роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане.  
Микеланджело считал себя скульптором. Колоссальная статуя "Давид". Гробница папы Юлия II; для гробницы были выполнены статуи двух пленников и статуи Моисея. Обходя "Скованного пленника" зритель сначала ощущает бессилие прикованного тела, но по мере отхода зритель замечает, как тело начинает крепнуть, перед ним уже герой, бросающий гордый вызов. "Умирающий пленник" - прекрасный герой, сломленный в борьбе за освобождение. "Моисей" - образ человека несокрушимой мощи. "Пьетта" и "Распятия" - темы в поздней скульптуре Микеланджело. В "Пьетта Ронданини" прижатые к друг другу, угловато-изломанные тела Христа и богоматери, их лица, едва высовывающиеся из каменной глыбы, кажутся беспокойными. Здесь нет эмоциональных оттенков, присущих флорентийской "Пьетта", доминирует чувство трагического одиночества человека.  
«сикстинская капелла» около 600м. более 4х лет труда и более 300 фигур.

Сцены из жизни моисея, «Отделение света от тьмы», «Сотворение адама», «Евы», «Грехопадение», «Потоп» « Опьянение ноя» . 
Микеланджело. Росписи в Сикстинской капелле в Ватикане. 
В 1508 году Папа Юлий II предложил Микеланджело.расписать потолок Сикстинской капеллы. Среднюю часть плафона занимают девять сцен библейской легенды о сотворении мира и жизни первых людей на земле, по углам каждой из этих композиций изображены семь пророков и пять сивилл (прорицательниц). В остальных частях росписи изображены эпизоды из Библии и так называемые предки Христа. Наделяя главные фигуры большими размерами, Микеланджело добился наилучшего выявления отдельных сцен и фигур. Осмотр начинается с "Опьянения Ноя", а завершается "Отделением света от тьмы", то есть в порядке, обратном последовательности событий в Библии. Идея росписи - апофеоз творческой деятельности человека. В "Сотворении Солнца и Луны" летящий в космическом пространстве Саваоф в бурном порыве творит светила. Драматизм замысла фрески "Потоп" не может поколебать веру в несокрушимость человеческого рода.  
Работа продолжалась 4 года. Изобразительный язык Микеланджело за несколько лет работы пережил некоторую эволюцию: более поздние фигуры крупнее, усилилась их патетическая выразительность, усложнилось их движение, но характерная для Микеланджело повышенная пластичность сохраняется в них в полной мере. 


Информация о работе Шпаргалка по "Истории Искусств"