Система Станиславского в работе над исполнительской трактовкой произвед

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 22:43, реферат

Описание работы

Не так давно, в xix веке, эстрадную музыку называли «легкой». Наверное, потому, что она была доступна и понятна почти каждому слушателю, который хотел ее услышать и понять. Эстрадное исполнительство – это в первую очередь цыганские песни и романсы, всевозможные направления джаза, рок-музыка со всеми ее ответвлениями, фольклорная и камерная музыка, современная легкая музыка, танцевальная, бытовая, городской романс. Одним словом, песенный жанр во всем своем разнообразном калейдоскопе.

Файлы: 1 файл

Реферат на тему.docx

— 32.51 Кб (Скачать файл)

 

             

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     Реферат на тему:

Система    Станиславского  в работе над  исполнительской трактовкой                                                                                 

                                произведений эстрадного жанра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                      выполнила студентка  4 курса

                                                                                      специальности: муз.искусство

                                                                                      ИКИ  им.Т.Г. Шевченка

                                                                                      Кондратюк Ирина

                                                            2013

            Не так давно, в xix веке, эстрадную музыку называли «легкой». Наверное, потому, что она была доступна и понятна почти каждому слушателю, который хотел ее услышать и понять. Эстрадное исполнительство – это в первую очередь цыганские песни и романсы, всевозможные направления джаза, рок-музыка со всеми ее ответвлениями, фольклорная и камерная музыка, современная легкая музыка, танцевальная, бытовая, городской романс. Одним словом, песенный жанр во всем своем разнообразном калейдоскопе.  
           Но современная эстрадная практика вышла на более высокий и качественный уровень и предъявляет новые, повышенные требования к исполнителю, по - этому возникает потребность для углубления и саморазвития, становления и преобразование голоса, как инструмента, выявление закономерностей развития выразительных и технических возможностей голоса. Изучения творческих принципов выдающихся исполнителей и педагогов, ознакомление с педагогическими   школами.

  Так что же такое исполнительская деятельность?  Прежде всего - это специально организованная, творчески активная форма самовыражения певца, направленная на достижение художественно-звукового результата и его эстетического восприятия. Исполнительская деятельность — это специфическая сфера творческой деятельности вокалиста, она вторична по отношению к творчеству и выступает с ним в неразрывном единстве, отличаясь в то же время своей  собственной структурой, содержанием и характером. 
             Исполнительская деятельность артиста эстрады (вокал) отличается следующими общими характерными особенностями: 
         — певец в системе игрового процесса выступает не только субъектом, но и объектом своей деятельности, то есть посредником между композитором и слушателями; 
         — вокальное исполнительство связано как с целенаправленным и длительным процессом овладения соответствующей той, или иной техники (искусство импровизации) музыкальной выразительности, так и с проявлением различных психических мотиваций и физических нагрузок; 
          — исполнительство имеет тенденцию к постоянному развитию и совершенствованию; 
         — в процессе исполнительской практики у вокалиста  проявляется интерес  к эстраде,  любовь к зрителю, желание воздействовать на публику путём  исполнительской деятельности со сцены. 
         — главная исполнительская цель заключается в достижении максимального художественно-звукового результата, мастерства, в проявлении высокого "чувства эстрадности" и артистизма; 
        — исполнительство характеризуется созданием специфических для вокала вида творчества музыкально-художественных ценностей, эталонов интерпретации вокального  произведения; 
        — исполнительство  предполагает объективные условия вариантной множественности воспроизведения вокального  произведения (интерпретацию); 
        — исполнительство представляет собой специфическую форму сотворчества определенных межличностных и профессиональных отношений между певцами и музыкантами, а также одну из форм слушательского восприятия; 
       — исполнительство способствует формированию особого состояния, охватывающего певца в момент исполнения, творческого вдохновения, которое представляет собой феномен особого наивысшего напряжения и подъема чувств, необычных по своей интенсивности. 
           В общей системе вокального творчества исполнительская деятельность определяется двумя не идентичными понятиями, то есть как собственно "исполнение" и как "интерпретация". Однако исполнение — это более общий случай, представляющий воплощение нотного текста в живом звучании. Интерпретация — особый, частный случай, когда певец, желая сохранить произведение  мастера, преподносит  его в собственной огранке,  с присущем только ему, певцу, индивидуальными особенностями, тембром голоса, амплуа, артистизмом,  внутреннему сопереживанию, огромной актёрской работы.  
          Следует отметить, что современный эстрадный вокалист, в процессе концертной и исполнительской деятельности должен быть не только хорошим исполнителем, но и хорошим музыкально - драматическим режиссёром и конечно же актёром. По этому певцу необходимо воспитывать и развивать в себе умение мыслить образами и категориями режиссёрской  и актёрской профессии .  

  В этой связи, необходимо  рассмотреть некоторые компоненты  «системы Станиславского». Имя Константина Сeргeeвича, реформатора русского театра, выдающегося режиссера и артиста, по праву стоит в ряду великих имен мировой культуры.

            Его система представляет собой научно обоснованную теорию сценического искусства, метода актерской техники. Она строится по законам самой жизни, где существует нерасторжимое единство физического и психического, где самое сложное духовное явление выражается через последовательную цепь конкретных физических действий. Знание дает уверенность, уверенность порождает свободу, а она, в свою очередь, находит выражение в физическом поведении человека. Внешняя свобода — результат свободы внутренней.

                          Принципы системы Станиславского следующие:

  • Принцип жизненной правды — первый принцип системы, который является основным принципом любого реалистичного искусства. Это основа основ всей системы. Но для искусства необходим художественный отбор. Что же является критерием отбора? Отсюда вытекает второй принцип.
  • Принцип сверхзадачи — то, ради чего художник хочет внедрить свою идею в сознание людей, то, к чему он стремится в итоге. Мечта, цель, желание. Идейность творчества, идейная активность. Сверхзадача — это цель произведения. Правильно используя сверхзадачу, художник не ошибется в выборе технических приемов и выразительных средств.
  • Принцип активности действия — не изображать образы и страсти, а действовать в образах и страстях. Станиславский считал, что кто не понял этого принципа, тот не понял систему и метод в целом. Все методологические и технологические указания Станиславского имеют одну цель — разбудить естественную человеческую природу актера для органического творчества в соответствии со сверхзадачей.
  • Принцип органичности (естественности) вытекает из предыдущего принципа. В творчестве не может быть ничего искусственного и механического, все должно подчиняться требованиям органичности.
  • Принцип перевоплощения — конечный этап творческого процесса — создание сценического образа через органическое творческое перевоплощение.

           Система включает в себя ряд приемов сценического творчества. Станиславский протестовал против такого подхода. «я в предлагаемых обстоятельствах» — формула сценической жизни по Станиславскому. Стать другим, оставаясь самим собой — эта формула выражает диалектику творческого перевоплощения по Станиславскому. Если актер становится другим — это представление, наигрыш. Если остается самим собой — это самопоказывание. Нужно совместить оба требования. Все как в жизни: человек взрослеет, развивается, но тем не менее остается самим собой.

          Творческое состояние складывается из взаимосвязанных элементов:

  • Активная сосредоточенность (сценическое внимание);
  • Свободное от напряжения тело (сценическая свобода);
  • Правильная оценка предлагаемых обстоятельств (сценическая вера);
  • Возникающее на этой основе желание действовать (сценическое действие).
  1. Сценическое внимание является основой внутренней техники актера. Станиславский считал, что внимание — это проводник чувства. В зависимости от характера объекта различается внимание внешнее (вне самого человека) и внутреннее (мысли, ощущения). Задача актера — активная сосредоточенность на произвольном объекте в пределах сценической среды. «вижу, что дано, отношусь, как задано» — формула сценического внимания по Станиславскому. Отличием сценического внимания от жизненного является фантазия — не объективное рассмотрение предмета, а его преобразование.
  1. Сценическая свобода. Свобода имеет две стороны: внешнюю (физическую) и внутреннюю (психическую). Внешняя свобода (мышечная) — это состояние организма, при котором на каждое движение тела в пространстве затрачивается столько мускульной энергии, сколько это движение требует. Знание дает уверенность, уверенность порождает свободу, а она, в свою очередь, находит выражение в физическом поведении человека. Внешняя свобода — результат свободы внутренней.
  2. Сценическая вера. Зритель должен верить тому, во что верит актер. Сценическая вера рождается через убедительное объяснение и мотивировку происходящего — то есть через оправдание (по Станиславскому). Оправдать — значит объяснить, мотивировать. Оправдание происходит при помощи фантазии.
  3. Сценическое действие. Признаком, отличающим одно искусство от другого и определяющим таким образом специфику каждого искусства, является материал, которым пользуется художник (в широком смысле этого слова) для создания художественных образов. В литературе — это слово, в живописи — цвет и линия, в музыке — звук. В актерском искусстве материалом является действие. Действие — волевой акт человеческого поведения, направленный к определенной цели — классическое определение действия. Актерское действие — единый психофизический процесс достижения цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами малого круга, выраженный каким-то образом во времени и пространстве. В действии наиболее наглядно появляется весь человек, то есть единство физического и психического. Актер создает образ при помощи своего поведения и действий. Воспроизведение этого (поведения и действий) и составляет сущность игры.

               Инструмент актера – его внутренние (психические) и внешние (физические) данные, называемые Станиславским «элементами творчества». Тело актера, голос, нервы, темперамент являются его орудием труда, объединяя творца и материал в единое целое. Профессиональное сценическое действие возможно лишь при условии виртуозного владения всем спектром своих психофизических данных. К элементам творчества  Станиславский относит: органы восприятия – зрение, слух и т.д.; воображение; логичность и последовательность действий и чувств; память на ощущения; сценическое обаяние; чувство перспективы действия и мысли; мышечная свобода; пластичность; владение голосом; чувство фразы; ощущение характерности; умение действовать словом; восприятие партнера и воздействие на него; и т.д. постоянное совершенствование этих элементов составляет содержание «работы актера над собой» (первый раздел системы Станиславского), предполагающую ежедневный тренинг и муштру, направленные на совершенствование актерской техники. Владение своим «инструментом» – психофизикой – позволяет актеру полноценно и профессионально работать на сцене вне зависимости от вдохновения, а вернее – входить в нужное творческое состояние именно тогда, когда это необходимо; волевым усилием достигать правильного творческого самочувствия. Только на основе базовых постоянных занятий актерской техникой возможна полноценная «работа актера над ролью» (второй раздел системы).

              В связи с этим можем сказать, что думающий эстрадный вокалист должен быть хорошим исполнителем, музыкально-драматическим режиссёром и актёром. Должен воспитать и развить в себе умение мыслить образами. В процессе работы над вокальным произведением, ставить перед собой главную задачу - подчинить исполняемое произведение общей, продуманной и аргументированной художественной идее.

              Процитируем прежде всего самого Станиславского. «Сверхзадача и сквозное действие,— пишет Станиславский,— главная жизненная суть, артерия, нерв, пульс пьесы... Сверхзадача (хотение), сквозное действие (стремление) и выполнение его (действие) создают творческий процесс переживания».

             Станиславский постоянно говорил, что подобно тому, как из зерна вырастает растение, так точно из отдельной мысли и чувства писателя вырастает его произведение. 
Мысли, чувства, мечты писателя, наполняющие его жизнь, волнующие его сердце, толкают его на путь творчества. Они становятся основой пьесы, ради них писатель пишет свое литературное произведение. Весь его жизненный опыт, радости и горести, перенесенные им самим и наблюденные в жизни, становятся основой драматургического произведения, ради них он берется за перо.

             Определение сверхзадачи — это глубокое проникновение в духовный мир писателя, в его замысел, в те побудительные причины, которые двигали пером автора. 
Сверхзадача должна быть «сознательной», идущей от ума, от творческой мысли актера, эмоциональной, возбуждающей всю его человеческую природу и, наконец, волевой, идущей от его «душевного и физического существа». Сверхзадача должна пробудить творческое воображение артиста, возбудить веру, возбудить всю его психическую жизнь. 
Одна и та же верно определенная сверхзадача, обязательная для всех исполнителей, пробудит у каждого исполнителя свое отношение, свои индивидуальные отклики в душе.

               Актер должен идти к своему образу не по маленьким задачам, действиям, а по большим эпизодам и крупным действиям, указывающим, наподобие фарватера, направление творческого пути. 
 
             Пока эпизоды, задачи и действия пьесы (этюда) и ролей разрозненны и существуют отдельно, вне общей связи с целым, нельзя говорить о наличии спектакля. «Разбейте статую Аполлона на мелкие куски и показывайте каждый из них в отдельности. Едва ли осколки захватят смотрящего»1.

           Надо все эпизоды подобрать друг к другу по их внутренней сути и пронизать одной общей сквозной линией. 

              Абсолютно такие же задачи необходимо ставить перед собой и вокалистам, для достижения высокохудожественных результатов в своём исполнении

             Итак авторская сверхзадача в конечном итоге поможет определить исполнителю партитуру «физических действий» кусков, наполненных событиями и определить сквозное действие.

              Вокалисту – интерпретатору всегда в работе над произведением необходимо помнить, что действие без предлагаемых обстоятельств невозможно. Поэтический текст вокального произведения должен быть разбит на несколько кусков или представлять собой одно единственное событие, но внутри интерпретатор обязан выстроить цепочку других второстепенных событий, дополняющих главное. Задача интерперетатора – выстроить эти куски в логическую последовательность и отыграть их, объеденив в единое целое.

             Режиссёру – исполнителю необходимо всегда помнить, что любое произведение – это беспрерывно изменяющиеся обстоятельства, события, по этому работу надо сконцентрировать на доскональном анализе предлагаемых обстоятельств.

               Также вокалисту необходимо точное осознание таких понятий как установка внимания, оценка, отношение, событие. Между событиями лежит процесс называемый оценкой. Сам по себе этот процесс можно определить как реакцию на событие. Сама же оценка раскладывается на составные периоды:

Информация о работе Система Станиславского в работе над исполнительской трактовкой произвед