Сравнительная характеристика пластического мышления Греции и Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 22:41, контрольная работа

Описание работы

Древнегреческая культура оказала огромное влияние на развитие европейской цивилизации. Достижения греческого искусства частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох. Без греческой философии, особенно Платона и Аристотеля, невозможно было бы развитие ни средневековой теологии, ни философии нашего времени. До наших дней в своих основных чертах дошла греческая система образования. Древнегреческая мифология и литература уже много столетий вдохновляет поэтов, писателей, художников, композиторов. Трудно переоценить влияние античной скульптуры на скульпторов последующих эпох.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………стр. 2
Пластическое искусство Греции …………………….стр. 5
Пластическое искусство Рима ………………………...стр. 13
Заключение ………………………………………………………………стр. 16
Библиография ………………………………………………………….стр. 20

Файлы: 1 файл

История искусств.docx

— 45.32 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Факультет искусств

Кафедра Хорового дирижирования

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине: История искусств

Тема: «Сравнительная характеристика пластического мышления Греции и Рима»

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение ……………………………………………………………………стр. 2

    • Пластическое искусство Греции …………………….стр. 5
    • Пластическое искусство Рима ………………………...стр. 13

Заключение ………………………………………………………………стр. 16

Библиография ………………………………………………………….стр. 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Античной (от латинского слова antiques-древний) назвали итальянские гуманисты эпохи Возрождения греко-римскую культуру, как самую раннюю из известных им. И это название сохранилось за ней и поныне, хотя открыты с тех пор и более древние культуры. Сохранилось как синоним классической древности, то есть того мира, в лоне которого возникла наша европейская цивилизация. Сохранилось как понятие, точно отделяющее греко-римскую культуру от культурных миров Древнего Востока.

Создание обобщенного человеческого облика, возведенного к прекрасной норме-единству его телесной и духовной красоты, - почти единственная тема искусства и главное качество греческой культуры в целом. Это обеспечило греческой культуре редчайшую художественную силу и  ключевое значение для мировой культуры в будущем.

Древнегреческая культура оказала огромное влияние на развитие европейской цивилизации. Достижения греческого искусства частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох. Без греческой философии, особенно Платона и Аристотеля, невозможно было бы развитие ни средневековой теологии, ни философии нашего времени. До наших дней в своих основных чертах дошла греческая система образования. Древнегреческая мифология и литература уже много столетий вдохновляет поэтов, писателей, художников, композиторов. Трудно переоценить влияние античной скульптуры на скульпторов последующих эпох.

Значение древнегреческой культуры столь велико, что недаром мы называем времена ее расцвета «золотым веком»  человечества. И теперь, спустя тысячелетия мы восхищаемся идеальными пропорциями архитектуры, непревзойденными творениями скульпторов, поэтов, историков, ученых. Эта культура – самая человечная, она и до сего времени дарит людям мудрость, красоту и мужество.

Периоды, на которые принято делить историю и искусство античного мира:

    • Древний период - эгейская культура: III тысячелетие - XI в. до н. э.
    • Гомеровский и раннеархаический периоды: XI - VIII вв. до н. э.
    • Архаический период: VII - VI вв. до н. э.
    • Классический период: с V в. до последней трети IV в. до н. э.
    • Эллинистический период: последняя треть IV - I в. до н. э.
    • Период развития племен Италии; этрусская культура: VIII - II вв. до н. э.
    • Царский период Древнего Рима: VIII - VI вв. до н. э.
    • Республиканский период Древнего Рима: V - I вв. до н. э.
    • Императорский период древнего Рима: I - V вв. н. э.

Объектом нашей работы было выбрана скульптура Античности.

Предметом контрольной являются пластическое искусство Греции и Рима.

Целью нашей работы является выявление особенностей греческой и римской скульптуры.

Исходя из цели работы, мы ставим перед собой следующие задачи:

    • Рассмотреть греческое искусство в его связи с философией;
    • Выявить особенности греческой скульптуры;
    • Рассмотреть особенности пластического искусства Рима;
    • Сравнить скульптуру Греции и Рима.

Тема достаточно широко освещена в литературе.

Основными источниками нашей работы стали монография В.П. Шестакова «История истории искусства». В книге рассматривается развитие теории искусства от античности до наших дней. Поскольку греческое искусство напрямую связано с философией, мы не могли не рассмотреть в работе эстетические принципы греческого искусства.

Учебное пособие «Основные этапы истории европейского искусства» Г.В.Варакиной – посвящена вопросам формирования крупнейших стилевых систем европейского искусства. Несмотря на сжатый объем, учебник очень содержателен  дает полное представление об особенностях искусства античности.

Из числа исследований посвященных греческому искусству и его сравнению с римским, можно выделить книгу М.А. Алпатова «Художественные проблемы истории искусства Древней Греции». Автор описывает работы греческих мастеров с большим поэтическим чувством. Книга насыщенна иллюстрациями.

В книге М.Т. Кузьминой, Н.А. Мальцевой «История зарубежного искусства» так же прекрасное описание греческого искусства. При этом у всех авторов предпочтение было отдано грекам, а не римлянам. Явно прослеживается мысль о преемственности римскими скульпторами греческих традиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пластическое искусство Греции

 

Для самых ранних этапов античной мысли об искусстве была характерна тесная связь с философскими школами: пифагореизмом, стоиками, софистами. Для пифагорейской эстетики было характерно стремление к изучению числовых пропорций, лежащих в основе строения космоса и искусства, как отражения мировых закономерностей. К пифагореизму примыкает одна из первых попыток теоретического осмысления законов скульптуры, предпринятая скульптором Поликлетом. Сохранились свидетельства, что прежде чем создать свою скульптуру «Канон», Поликлет написал специальное сочинение с тем же названием. Об этом мы читаем у Галена (De temper, I 9): «Хвалят статую Поликлета, называемую „Канон", которая получила название вследствие точной симметрии всех частей относительно друг друга. Дело в том, что, показав нам в этом сочинении все симметрии тела, Поликлет показал на деле свое учение, сделав статую по правилам своего учения и назвав и саму статую, как и сочинение, Каноном». То же самое говорит о Поликлете и Плиний Старший в «Естественной истории» (XXXIV 55). Все это свидетельствует, что по канонам пифагорейской эстетики греческие скульпторы создавали свои статуи.

Другому греческому философу Демокриту принадлежит одна из первых формулировок теории мимезиса, представления о том, что искусство по своему происхождению и характеру представляет собою подражание. «От животных мы путем подражания научились важнейшим делам: а именно, мы – ученики паука в ткацком и портняжном ремеслах, ученики ласточек в построении жилищ и ученики певчих птиц, лебедей и соловья в пении». В дальнейшем принцип подражания получил широкое распространение в античной теории искусства. Демокриту принадлежит также и идея о поэтическом вдохновении. По свидетельству Цицерона, «Демокрит говорит, что без безумия не может быть ни один великий поэт: то же самое говорит и Платон».

Философу Гераклиту принадлежит представление о диалектическом характере гармонии, лежащей в основе всякого искусства – живописи и музыки. «Природа стремится к противоположностям и из них, а не из подобных (вещей) образуется созвучие... Живописец делает изображение, соответствующее оригиналам, смешивая белые, желтые и красные краски. Музыка создает единую гармонию, смешав в (совместном пении) звуки различных голосов: высокие и низкие, протяжные и короткие».

Вместе с тем, Гераклит говорит о двух видах гармонии – «скрытой и явной», утверждая, что «скрытая гармония сильнее явной», она является более содержательной и выразительной. Гераклит признавал относительный характер оценок в области прекрасного. Об этом свидетельствуют три его фрагмента: «У бога все прекрасно, хорошо, справедливо; люди же считают одно справедливым, другое несправедливым» (В 102), «Мудрейший из людей по сравнению с богом кажется обезьяной и по мудрости, и по красоте, и по всему прочему» (В 83) и, наконец, «Самая прекрасная обезьяна безобразна по сравнению с родом людей» (В 82). Эти высказывания имели широкое хождение в античной философии, демонстрируя относительный характер красоты и ее оценок.

В Древней Греции существовало еще одно направление в философии, которое, исходя из идей диалектики, приходило к релятивизму, к выводу о том, что все человеческое познание относительно и критерия истины не существует. Представители этого направления называли себя софистами. Для эстетики представляет интерес небольшой трактат, названный «Dialexeis». Одна из глав этого трактата специально посвящена вопросу об относительности прекрасного и безобразного.

«Двойные речи говорятся и относительно прекрасного, и безобразного. Одни утверждают, что прекрасное одно, а безобразное другое, внося различие, как того требует и название; другие же считают, что прекрасное и безобразное – одно и то же. Я же попытаюсь рассуждать следующим образом. Украшаться, намазываться благовониями и обвешиваться золотыми вещами мужчине безобразно, женщине же прекрасно. Благодетельствовать друзьям – прекрасно, врагам – безобразно. Убегать от неприятелей безобразно, а на стадионе от соперников – прекрасно. Друзей и граждан убивать безобразно, неприятелей же – прекрасно. И это во всем... Думаю, что если бы кто-нибудь приказал всем людям снести в одно безобразное, что каждый таковым считает и опять из этой кучи взять прекрасное, что каждый признает, то ничего бы не осталось, все люди все и разобрали бы, так как все думают по-разному».

Этот трактат – замечательный образец софистики, которая признавала не только наличие противоположностей, но и тождества прекрасного и безобразного. Очень часто софисты превращали диалектику в софистику, в бессодержательную игру противоположностями. Так, например, софист Горгий считал, что в основе искусства трагедии лежит обман, поскольку поэт пользуется иллюзией. И чем глубже обман, тем большее удовольствие получают зрители.

С опровержением релятивизма софистов выступил философ Сократ, который, владея искусством диалектики и иронии, признавая относительность нашего знания, доказывал, что критерий истины все-таки существует. Таким критерием является знание. Если человек знает, что такое добро, он не сможет добровольно совершать дурные поступки. Все злое, несовершенное, безобразное является результатом незнания.

Сократ развивал свое учение в устной форме, и поэтому о нем мы знаем только по свидетельству других философов, в частности по работе Ксенофонта «Воспоминание о Сократе». Здесь Сократ развивает учение об искусстве как подражании, придавая ему глубокое, психологическое значение. Об этом свидетельствует следующий отрывок из «Воспоминаний о Сократе»:

«Однажды Сократ пришел к скульптору Клитону и в разговоре с ним сказал: „Прекрасны твои произведения, Клитон, – бегуны, борцы, кулачные бойцы, панкратиасты: это я вижу и понимаю; но как ты придаешь статуям то свойство, которое особенно чарует людей при взгляде на них, что они кажутся живыми?"

Клитон был в недоумении и не сразу собрался ответить. Тогда Сократ продолжал: Не оттого ли в твоих статуях видно больше жизни, что ты придаешь им сходство с образами живых людей?

Конечно, – ответил Клитон.

Так вот, воспроизводя то опущение или поднятие при разных телодвижениях, то сжатие, то растяжение, то напряжение или ослабление, ты придаешь статуям больше сходства с действительностью и больше привлекательности.

Совершенно верно, – отвечал Клитон.

А изображение душевных эффектов у людей при разных действиях разве не дает наслаждение зрителю?

Надо думать, что так, – отвечал Клитон.

В таком случае у сражающихся в глазах надо изображать угрозу, у победителей в выражении лица должно быть торжество?

Именно так, – отвечал Клитон.

Стало быть, – сказал Сократ, скульптор должен в своих произведениях выражать состояние души» (III10).

Помимо важной идеи об искусстве как подражании, Сократ высказывает здесь мысль, что мимесис доставляет человеку наслаждение, даже если искусство подражает неприятным предметам или эффектам.

Вопросы эстетики и искусства постоянно обсуждаются в диалогах Платона, таких как «Пир», «Федон», «Ион», «Гиппий Больший», «Государство».

В диалоге «Гиппий Больший» Платон, пользуясь сократической иронией, рассказывает о дискуссии между Сократом и софистом Гиппием о том, что такое прекрасное. Гиппий не может дать удовлетворительный ответ на этот вопрос, предлагая такие определения, что прекрасное – это красивая девушка, кобылица, горшок, золото, наконец, нечто пригодное или то, что доставляет удовольствие. Отвергая все эти определения, Сократ приходит к выводу, что прекрасное – это не конкретная вещь, удовольствие или польза, а идеальная сущность, идея.

Платон – философ-идеалист. В духе идеализма он интерпретирует многие принципы античной теории искусства, в том числе и концепцию мимесиса. Платон признает, что подражание составляет сущность всякого искусства – поэзии, живописи, музыки, театра. Но искусство подражает только миру чувственных вещей и поэтому является только слабым и неполноценным отблеском красоты вечных идей.

По мнению Платона, существуют

1) вечные  идеи,

2) их  воплощения,

3) воспроизведения этих воплощений.

Эту мысль Платон объясняет на примере со скамьей. По его словам, существуют три вида скамьи: та, истинным творцом которой является бог. Подражая этой идее, ремесленник строит скамью, а живописец, который рисует скамью, является уже вторым по порядку подражателем, поскольку он подражает «подражанию», изображает не сущность вещи, а ее видимый образ. Поэтому по отношению к скамье живописец заслуживает не имя «творца», а только «подражателя», «значит подражательное искусство далеко от действительности. Поэтому-то, сдается мне, оно и может воспроизводить все, что угодно: ведь оно только чуть-чуть касается любой вещи, да и тогда выходит лишь призрачное ее отражение» («Государство» 598 с).

Информация о работе Сравнительная характеристика пластического мышления Греции и Рима