Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 15:19, курсовая работа
Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах. Хореографические отделения в школах искусств и хореографические школы показали себя на практике как перспективная форма эстетического воспитания детей и подростков, в основе которой лежит приобщение их к хореографическому искусству. Оно обеспечивает более полное развитие индивидуальных способностей детей, и поэтому обучение в хореографических коллективах должно быть доступно значительно большему кругу детей и подростков.
Введение
Глава I Теоретические обоснования проблемы в воспитании культуры детей на занятиях хореографии.
1.1 Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания дошкольников.
1.2 Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе
Глава II Возрастные и индивидуальные особенности обучения детей искусству хореографии.
2.1 Анализ возрастных и индивидуальных особенностей детей
2.2 Методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
Глава I Теоретические обоснования проблемы в воспитании культуры детей на занятиях хореографии.
1.1 Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания дошкольников.
1.2 Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе
Глава II Возрастные и индивидуальные особенности обучения детей искусству хореографии.
2.1 Анализ возрастных и индивидуальных особенностей детей
2.2 Методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей
Заключение
Список использованных источников
Введение
Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах. Хореографические отделения в школах искусств и хореографические школы показали себя на практике как перспективная форма эстетического воспитания детей и подростков, в основе которой лежит приобщение их к хореографическому искусству. Оно обеспечивает более полное развитие индивидуальных способностей детей, и поэтому обучение в хореографических коллективах должно быть доступно значительно большему кругу детей и подростков. Они любят искусство танца и посещают занятия в течение достаточно длительного времени, проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений. Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность детей, преподаватели хореографии имеют возможность проводить большую воспитательную работу.
Актуальность исследования. В основе педагогических требований к определению содержания, методики и организационных форм занятий с детьми по хореографии лежит принцип воспитывающего обучения. Воспитание и обучение представляют неразрывное единство. Педагогический процесс строится таким образом, чтобы дети, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременно формировали свое мировоззрение, приобретали лучшие черты характера. Занятия по танцу содействуют эстетическому воспитанию детей, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры, поэтому можно утверждать, что хореографическое искусство имеет богатую возможность широкого осуществления воспитательных задач. Именно поэтому очевидна актуальность и востребованность выбора данной темы.
Объект исследование - педагогические основы в хореографическом искусстве.
Предмет исследования - особенности воспитания детей искусством хореографии.
Цель исследования - Изучение особенностей воспитания детей искусством хореографии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. На основании теоретического анализа психологической педагогической и методической литературы раскрыть ключевые понятия.
2. Определить роль хореографического искусства в воспитании культуры детей;
3. Рассмотреть хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей;
4. Определить формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе;
Методы исследования - анализ и обобщение.
Практическая значимость данного исследования заключается в изучении особенностей процесса воспитания детей посредством искусства хореографии.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. Теоретическая часть представляет собой обзор педагогических, психологических исследований, позволяющих наиболее полно раскрыть тему работы.
Глава I Теоретические обоснования проблемы в воспитании культуры детей на занятиях хореографии.
1.1 Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей.
В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть это на балетных спектаклях, в художественных альбомах, видеофильмах. Последующие их самостоятельные мнение и суждение порой заслуживают уважения. Доктор Селия Спарджер, автор книги «Анатомия и балет», бывший консультант Королевского балета Англии, писала, что «балет является слишком сложным средством воспитания осанки, дисциплинированного и красивого движения, быстрой мозговой реакции и сосредоточенности, чтобы ограничить его изучение лишь для немногих избранных» [13, с. 112].
Хореография – средство эстетического воспитания широкого профиля, её специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Решая те же задачи эстетического и духовного развития и воспитания детей, что и музыка, танец даёт возможность еще и физического развития. Это становится особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. В российском образовании уроки по хореографии становятся обязательными. Они воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты.
Дисциплинированность, трудолюбие и терпение - те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту. Эти качества годами воспитываются педагогами-хореографами и определяют успех во многих делах.
Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего в танце, нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в зависимости другие, нельзя не выучить, не выполнить, не доработать.
Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы в хореографическом классе переносится и на внешний вид детей в школе. Они выделяются не только своей осанкой, но и прической, чистотой и элегантностью ношения самой обыкновенной одежды.
Воспитание этикета является одной из сторон на занятиях по хореографии. Приятно видеть, что дети из хореографического класса никогда не пройдут впереди старшего, мальчики подадут руку при выходе из автобуса, сумки и портфели девочек - в руках у мальчиков. Внимание и забота о других - необходимое качество в характере детей, и занятия хореографией решают эти задачи.
Хореографическое искусство у ребенка является дополнением и продолжением его реальной жизни, обогащая ее. Занятия этим искусством приносят ему такие ощущения и переживания, которых он не мог бы получить из каких-либо иных источников [8, с. 110].
Классический танец.
Классический танец воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая движение. Включение классического тренажа в урок и занятие способствует воспитанию опорно-двигательного аппарата, уравновешивая право- и левостороннее развитие всех мышц корпуса и конечностей, развитию сложной координации движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и сердечно-сосудистой системы, повышая тем самым жизненную активность организма ребёнка.
Но не надо забывать, что ребенок, который занимается два раза в неделю по часу, не может и не должен сталкиваться с заданиями в объеме программы хореографического училища[8,c10]. Необходимо отобрать лишь те первичные элементы балетного урока, которые окажутся под силу ребёнку и помогут ему выработать устойчивость, координацию и музыкальность. К тому же слишком долгое изучение классического тренажа в итоге может вызвать скуку, и даже отвращение к занятиям. Нужна правильная пропорция по отношению ко всему уроку, особенно для младших воспитанников.
Народный танец.
Профилактический и лечебный эффект народного
танца основан на единстве пространственно-
Однако следует обратить внимание и на то, что не любой народный танец хорош и приемлем для детского исполнения, зачастую народные пляски заключают чуждое ребенку содержание. Можно назвать целый ряд русских танцев, которые построены на ухаживании юноши за девушкой, на том, что девушки хотят показать парням свою стать, свою красу, а парни покоряют партнерш удалью, виртуозностью и ловкостью. В Северной Осетии, например, существует прекрасный в своей торжественности танец «Симд», полный рыцарственного преклонения мужчины перед женщиной. Конечно, дети настолько восприимчивы, что могут внешне механически освоить и заучить танцы такого рода. Однако дети ещё не могут передать всю сущность такого танца, потому как его характер не соответствует ни возрастным, ни психологическим особенностям ребёнка.
Образцы народной хореографии, изучаемые на занятиях, восстанавливают собственные этнические связи ребёнка, воспитывают этническую толерантность. Анализируя характер движений, пространственное построение народного танца, его ритмический рисунок, особенности костюма, дети могут пополнить свои знания по географии, истории, музыкальной культуре, этнографии народа. Необходимо только уметь точно выбрать определенный материал, интерпретировав его в доступных ребенку приемах и формах.
Современный танец.
Современные танцы с их стремительными ритмами, необычными и сложными положениями тела наиболее интересны для детей. Необходимо сделать так, чтобы современный танец стал привлекательным не только для исполнителя, но и для зрителя. Любой танец может заиграть красками, если хореограф наделен богатой фантазией и хореографической изобретательностью.
Изобретательность отнюдь не означает уменье «наворачивать» эффекты, поражать детей и зрителей какими-то танцевальными трюками и сложностями. Хореографическая изобретательность может проявляться в таланте сочинения танца, танца со своей «изюминкой» и сюжетом. Например, одна только школа может подсказать хореографу множество идей: это взаимоотношения девочек и мальчиков, школьные праздники, спорт, юмор и многое другое.
В подобных танцах всегда очень важны ясное, драматургически легкое развитие сюжета и обязательный показ главных стадий действия, непременно завершаемого результатом. Современный танец – это не набор модных движений, как зачастую думают сами ребята, он должен нести смысловую нагрузку и воспитывать.
Таким образом, в процессе работы из всего многообразия практического материала, предлагаемого разными жанрами и направлениями хореографического искусства, можно выделить движения классического, народного, современного и историко-бытового танцев, наиболее влияющих на разностороннее развитие личности и доступные для освоения детям, не обладающих хореографическими способностями.
Творческая личность - важнейшая цель как всего процесса обучения, так и эстетического воспитания. Без него, без формирования способности к эстетическому творчеству, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности. Совершенно очевидно, что каждый педагог посредством эстетического воспитания готовит детей к преобразовательной деятельности. Педагог-хореограф должен сформировать, развить и укрепить у детей потребность в общении с искусством, понимание его языка, любовь и хороший вкус к нему.
Влияние хореографии на гармоничное развитие ребенка.
Исследователь Фокина Е.Н. в работе «Хореография в общеобразовательной школе как средство гармонизации развития личности» выявляет критерии развития ребёнка[22 c102]. Данные признаки позволяют говорить об уровне гармонизации общего развития ребёнка, на которого оказывают недостаточное влияние традиционные школьные предметы. Критерии можно разделить на две группы.
Критерии первой группы, позволяющие отследить качества, на развитие которых хореография влияет непосредственно, и выявляющие степень гармонизации развития ребёнка.
1. критерии общефизического и двигательного развития;
2. критерии музыкально-ритмического и эмоционального развития;
3. критерий здоровья;
4. критерии развития моторной, слуховой и образной памяти;
5. критерий развития коммуникативных навыков.
Вторая группа – критерии,
позволяющие отследить
1. критерий развития зрительной памяти;
2. критерий развития творческого потенциала личности;
3. критерий общекультурного развития.
Рассмотрим подробнее
влияние перечисленных
В процессе занятий хореографией значительно улучшается общефизическое и двигательное развитие учащихся, навык сохранения правильной осанки, повышается уровень развития координации движений. Также хорошо прослеживается в течение года рост уровня темповых и силовых нагрузок. Заметные изменения происходят под влиянием занятий танцем и в способности детей ориентироваться в пространстве.
На основании критериев общефизического и двигательного развития по результатам итоговых занятий можно сделать следующие выводы: