Зарождение искусства первобытного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:16, доклад

Описание работы

До недавнего времени учёные придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие - схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

Файлы: 1 файл

основы мировой культуры и искусства.docx

— 255.29 Кб (Скачать файл)

 

 

 

   Экспрессионизм ( от фр. expression - выразительность) - модернистское течение в западноевропейском искусстве, главным образом в Германии, первой трети 20 века, сложившееся в определенный исторический период - в преддверие первой мировой войны. Мировоззренческой основой экспрессионизма стал индивидуалистический протест против уродливого мира, все большее отчуждение человека от мира, чувства бесприютности, крушения, распада тех начал, на которых, казалось, так прочно покоилась европейская культура. Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм. Художественные приемы, характерные для экспрессионизма: отказ от иллюзорного пространства, стремление к плоскостной трактовке предметов, деформация предметов, любовь к резким красочным диссонансам, особый колорит, заключающий в себе апокалиптический драматизм. Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций. Предшественниками экспрессионизма считаются Венсент Ван Гог - голландец, развивший свою особую художественную манеру на почве французской школы, постимпрессионист, Джеймс Энсор - бельгийский художник - символист, Эдвард Мунк - норвежский художник - символист, чье творчество некоторые исследователи склонны относить к экспрессионистскому течению. В экспрессионизме выделяют два периода: до первой мировой войны и после. Первый период. К первому периоду относят творчество немецких художников Пауля Клее, Альфреда Кубина и Оскара Кокошки, объединений "Мост", "Синий всадник". Ранний экспресионизм. Германия. Художники обеднения "Мост" (1905-1912гг.). Основатели - студенты архитектурного факультета города Дрездена: Эрнст Людвиг Кирхнер , Фриц Блейль, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуфф. Они сознательно противопоставляли себя реализму, импрессионизму и стилю "модерн" (югендстиль). Впоследствии к ним присоединились Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, швейцарец Куно Амье, финн Аксель Галлен - Калола и другие. Первая выставка "Моста" состоялась в 1906 году в Дрездене, в магазине ламп, но вопреки обилию вокруг осветительных приборов оказалась замеченной. Скандал разгорелся через шесть лет на большой выставке "Моста" в Кельне, когда новое течение отвергли и академические художники и импрессионисты. Художественный язык был обусловлен установкой на своеобразную интуитивную "варварскую" непосредственность: тяжелые массы пастозных мазков, положенные на крупнозернистые холсты в черных рамах. В картинах выражено предчувствие какого-то ужаса через деформацию предметов, природных форм, как бы разрушается и дискредитируется все, что казалось незыблемым. Художники обращаются к литературным темам, иллюстрируют романы Ф.М. Достоевского. ( Э.Хеккель "Двое мужчин за столом", 1912г. Литературная подоснова: "Идиот", сцена первого визита князя Мышкина в дом Рогожина.) Художники объединения "Синий всадник". Предыстория возникновения объединения такова: в 1909 году В.Кандинским и А.Явленским было основано "Новое художественное объединение" в противовес отказавшемуся принимать произведения "авангардистских" художников "Мюнхенскому Сецессиону". Вскоре В.Кандинский и Франц Марк основали альмонах "Синий всадник". В одном из интервью 1930 года Кандинский рассказал навязчивому журналисту, почему возникло такое название: оба основателя любили синий цвет, кроме того, Марк любил лошадей, а Кандинский всадников. В конце 1911 года редакция альманаха открыла в одной из галерей выставку картин В. Кандинского, Ф.Марка, А. Макке и др., которая положила начало объединению "Синий всадник". Для "Синего всадника", в противоположность объединению "Мост", было характерно тяготение к абстрактному искусству, к отказу от передачи видимого окружающего мира. Их творчество было призвано выражать чувства, раскрывая трансцендентную сущность вещей. Скульптура экспрессионизма. Скульпторы Эрнст Барлах, тяготевший к реалистичной манере и Вильгельм Лембрук, создававший пластические образы "надломленной, как бы смертельно раненой грации" (А. Тихомирова), в которых были преувеличенно удлинены пропорции. Второй период: экспрессионизм периода первой мировой войны и в послевоенные годы. К началу нового периода объединения "Мост" и "Синий всадник" распались, Франц Марк (в 36 лет) и Август Макке (в возрасте 27 лет) погибли во время мировой войны. Герман Бар писал об этом периоде: "Вопль искусства в темноту, оно вопит о помощи, зовет дух: это экспрессионизм". Экспрессионистические тенденции этого периода выразились в творчестве Макса Бекмана ( офорты "Ночь", "Морг" и др.), Карла Хофера и Отто Дикса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Древняя Русь.

 

 

   Истоки древнерусского искусства восходят к искусству восточных славян, населявших в 1 тысячелетии н. э. европейскую территорию России. Искусство Это было связано с языческим культом, носило магически-анимистический характер и широко входило в повседневный быт древних славян. Начальные стадии искусства восточных славян пока еще мало изучены, но, вероятно, в своем становлении оно соприкасалось с искусством скифо-сарматов и античных колоний Северного Причерноморья.

Культура народа неразрывно связана с его историей. Отправным моментом развития русской культуры (возникшей на основе культуры восточнославянской) является эпоха возвышения городов (IX–X вв.), ставших сначала центрами союзов племен, а затем основой первых русских государств – земель-волостей.

Славяне издревле были земледельческим  народом. В южной части ареала их расселения было распространено пашенное земледелие. Основным орудием труда были соха и плуг. Выращивались пшеница, рожь, гречиха, ячмень и просо. В северных лесистых районах восточнославянской территории долгое время сохранялось подсечно-огневое земледелие. О развитости земледелия свидетельствуют частые находки при археологических раскопках железных наральников (наконечников для сох), мотыг, серпов, кос и прочего сельскохозяйственного инвентаря. Об уровне земледелия у славян красноречиво говорит тот факт, что в языке соседей славян, венгров, сравнительно поздно перешедших от кочевого скотоводства к оседлому образу жизни, вся земледельческая терминология заимствована из славянских языков.

Среди огородных культур  самой популярной в Древней Руси была репа. Она заменяла в рационе  средневекового человека нишу современной  картошки. Кроме того, имели широкое  распространение капуста, лук, чеснок, хмель и технические культуры: лен, конопля.

Архитектура восточных славян 1 тысячелетия н. э- стала известна по археологическим раскопкам и  скудным литературным данным. Материалом для сооружения жилищ и храмов служило дерево. Араб Ибн Фадлан, описавший свое путешествие в  начале 10 в. в Болгар на Волге, указывает, что купцы-русы рубили там «большие дома из дерева». Другой автор 10 в., Ибн  Русте, сравнивает «остроконечные кровли»  домов в Киеве с «кровлей христианских церквей».

Больших высот достигла в  Х–XI вв. архитектура. Ее развитие также  неразрывно связано с распространением христианства. До принятия православия  все постройки в древнерусских  городах возводились из дерева. Вместе с новой религией на Русь пришла каменная архитектура. Строительство  было обусловлено нуждами церкви – строились прежде всего храмы. Самая первая кирпичная церковь Покрова Богородицы (Десятинная) была заложена князем Владимиром сразу после возвращения из Корсуни в 989 г.

На Руси получил распространение  так называемый крестово-купольный  тип храма. Модель эта пришла на Русь из Византии. Крестово-купольными храмы  этого типа называли потому, что  центральные (поперечный и продольный) своды храма, перекрещиваясь, образовывали крест, увенчанный куполом. Изнутри  своды и купол поддерживались четырьмя колоннами.

Еще вчера языческая, а  ныне соперничающая с самой Византией  в вопросах веры Русь остро нуждалась  в монументальном подтверждении  своего высокого статуса. Архитектурным  убранством Киев стремился подражать  Константинополю-Царьграду. При Ярославе Мудром по всей Руси разворачивается  обширное храмовое и гражданское  строительство. Для ведения работ  приглашаются лучшие константинопольские  мастера. В Киеве возводится величественный Софийский собор (1037 г.). Отличительной чертой храмов, строившихся на Руси, было многоглавие, Софию киевскую венчали 13 куполов. Вслед за Киевом своими соборами обзавелись Новгород и Полоцк. По-видимому, строила эти соборы та же самая артель, которая возвела собор в Киеве: в них много сходных черт. Все три собора освящены в честь св. Софии. Название такое было выбрано не случайно – главный городской храм Константинополя тоже Софийский. В Киеве, помимо храмов, строятся новые городские стены с башнями, одна из которых, носившая название «Золотые ворота» (опять же по примеру Константинополя), служила торжественным въездом в город.

Храмы украшались мозаиками  и фресками. Византийская живописная традиция так называемого комниновского  периода (получившего свое название по правящей в Константинополе династии Комнинов), пришедшая на Русь вместе с христианством и храмовым строительством, отличалась одухотворенностью и  строгой каноничностью. Художественная система, созданная в Византии, наиболее четко соответствовала средневековому мировосприятию. Статичные, плоскостные, но при этом чрезвычайно выразительные  образы призваны были воплотить идею превосходства духа над плотью. Прекрасные мозаики сохранились в центральных  помещениях киевского Софийского собора. Новгородская София была расписана фресками. Считается, что в создании фресок могли принимать участие и русские мастера.

К глубокой древности относится  возникновение крестьянского жилища — избы с ее простыми и целесообразными  формами, соответствующими суровому климату.

Скульптура находилась у  древних славян в зачаточном состоянии. Идол (10 в.), найденный в реке Збруч,—  грубое изображение четырехликого  божества, увенчанного княжеской  шапкой. Выполненное в технике  плоской резьбы, произведение это  не лишено выразительности.

Произведения прикладного  искусства — бронзовые и серебряные украшения, расцвеченные эмалью застежки — фибулы, височные кольца — колты, бусы, гребешки с фигурками животных — отмечены развитым вкусом народных мастеров. В изделиях древних славян орнамент большей частью очень спокоен, а изображения не внушают человеку страха. Житель бескрайних дебрей, древний  славянин видел в фантастических существах, населявших, как он верил, леса, воды и болота, не столько своих  врагов, сколько покровителей. Они  защищали, «берегли» его. Он чувствовал себя причастным к их жизни, а потому и в искусстве стремился подчеркнуть  эту. нерасторжимую связь. В некоторых  изображениях (бронзовая фибула из окрестностей Зенькова, 8 в.; бронзовая  пластинка из Бело-горского кургана, 10—11 вв., и др.) слияние человеческих фигур с различными животными  образует самые фантастические сочетания.

Сформировавшиеся тогда  художественные вкусы и навыки не исчезли со становлением феодализма и принятием христианства. Влияние  древнеславянского творчества на древнерусское  искусство сказалось не только в  сохранении технических приемов, но и в слиянии традиционных языческих  представлений с образами христианского  пантеона. Магический смысл многих изображений был с течением времени  забыт, но как мотивы они продолжали жить в скульптуре, миниатюре, резьбе, вышивках и ювелирном искусстве.

Обычно считается, что  древние славяне не имели письменности. Однако, по некоторым данным утверждение  это не совсем верно. Так, например, болгарский автор Х в. Черноризец Храбр свидетельствует, что в  древности славяне использовали для записи «черты и резы» (очевидно, примитивная азбука наподобие скандинавских  рун), а также буквы греческого и латинского алфавитов. Настоящая  письменность появилась у них  только после принятия христианства. Получившая распространение на Руси азбука кириллица была изобретена в IX в. братьями Кириллом и Мефодием по заказу западнославянского князя Ростислава, правителя Великоморавской державы. При помощи этой азбуки были записаны переведенные на славянский язык греческие богослужебные книги. С тех пор кириллица распространилась по всему славянскому миру, а после крещения Руси вошла в обиход и восточнославянского населения.

Азбука – не единственное приобретение, которое Русь получила вместе с христианством. Крещение Руси князем Владимиром (988 г.) является одним из самых значительных, поворотных событий в русской культуре. Выбором греческого православия был во многом определен путь развития России на много столетий вперед. Христианство, развивавшееся в одном из самых культурных государств средневекового мира – Византии, вобрало в себя огромный потенциал, унаследовав достижения многих цивилизаций. Эта религиозная система по многим параметрам превосходила традиционное славянское язычество. Вместе с письменностью на Русь пришла обширная литература: множество переводных (с греческого) сочинений, прежде всего, конечно, богословского характера: Библия, богослужебные книги, произведения «отцов церкви» (Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Василия Великого), жития святых. Книги эти были написаны в основном на древнеболгарском языке. Болгария приняла христианство раньше, чем Русь, и к концу Х в. там было сделано большое количество переводов необходимой в церковном обиходе литературы. Этот язык, (который часто именуется церковнославянским) хотя и отличался от древнерусского весьма существенно, но был хорошо понятен русским читателям. Он стал официальным языком богослужения в русской православной церкви и оказал огромное влияние на литературный язык Древней Руси.

Знакомство с переводной литературой дало толчок развитию литературы оригинальной. Самое, пожалуй, древнее  из известных произведений древнерусской  литературы – «Слово о Законе и Благодати». Его автором был митрополит киевский Иларион, оратор, писатель, церковно-политический деятель. Это был первый русский человек, занявший киевский митрополичий престол, до него на это место патриархом константинопольским обычно назначались греки. «Слово» отличается исключительной важностью идейно-политического содержания и совершенством формы. Это блестящий религиозно-философский трактат в лучших традициях византийской образованности. В нем, помимо вопросов сугубо богословских, рассматриваются темы церковно-политические. Иларион пишет ярко и убедительно, использует многочисленные библейские метафоры и исторические примеры. Основной идеей «Слова» является апология Русской земли и утверждение превосходства совсем еще молодого русского православия над старым византийским. Митрополит возносит хвалы князю Владимиру, крестителю Руси, уподобляя его знаменитому императору Константину.

Восточнославянские языки  относятся к славянской группе индоевропейской  языковой семьи. Считается, что в  глубокой древности они составляли некое единство, один язык. Затем  восточнославянская ветвь распалась  на ряд близких друг другу племенных  диалектов. Разница между языком различных племенных объединений  была не очень сильна, представитель  племени полян вполне мог понимать, например, кривича, но не без труда. С возникновением русского государства  возникла потребность в выработке  среднего наречия, одинаково понятного  для всех племен. Потребность эта  была обусловлена необходимостью центральной  власти поддерживать связь с регионами. И такой диалект сложился на основании  диалекта полян, жителей столичного Киева. В него кроме южных по происхождению  слов (таких, например, как «вол», «брехати», «лепый») вошли и много северных («лошадь», «векша», «изба», «обилье»). Этот усредненный диалект, так называемое киевское койне, стал основой древнерусского литературного языка.

Процесс феодализации привел в 9 в. к образованию Киевской Руси, крупного государства, быстро получившего  известность во всем тогдашнем мире. Не только соседи, испытавшие военную  мощь нового славянского государства, должны были считаться с его интересами, но и в далеких странах Западной Европы, а также в Багдадском халифате возникло желание установить с Киевом экономические и культурные отношения. С киевскими князьями стали заключать  договоры, направлять к ним дипломатов, ученых и миссионеров.

Для Киевской Руси прогрессивное  значение имело принятие христианства. Оно способствовало более органичному  и глубокому усвоению всего лучшего, чем обладала передовая для того времени Византия. С 10 по 15 в. древнерусское  искусство имело очень тесные связи с византийским. Из Византии привозились иконы, ткани, ювелирные  изделия и многое другое. Некоторые  памятники византийского искусства  стали подлинной русской святыней, например знаменитая икона Владимирской Богоматери. Греки принимали участие  в украшении многих древнерусских  храмов и часто находили на Руси свою вторую родину. Творчество этих художников обретало на русской почве черты, свидетельствующие о сильнейшем воздействии местных художественных вкусов. Большое значение в формировании искусства и культуры Киевской Руси на первых этапах имела и тесная связь с болгарским государством, переживавшим в начале 11 в. свой расцвет.

Информация о работе Зарождение искусства первобытного общества