Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:16, доклад
До недавнего времени учёные придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие - схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.
Из-за переходного характера
эпохи Возрождения
Итальянское Возрождение
представляет собой не одно общеитальянское
движение, а ряд либо одновременных,
либо чередующихся движений в разных
центрах Италии. Раздробленность
Италии служила здесь не последней
причиной. Наиболее полно черты Возрождения
проявились во Флоренции, Риме. Милан,
Неаполь и Венеция также
Термин «Renissance» (Возрождение) был введен мыслителем и художником самой эпохи Джорджо Вазари («Жизнеописание знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»). Так он назвал время с 1250 по 1550 гг. С его точки зрения это было время возрождения античности. Для Вазари античность предстает идеальным образом.
В дальнейшем содержание термина эволюционировало. Возрождение стало означать эмансипацию науки и искусства от богословия, охлаждение к христианской этике, зарождение национальных литератур, стремление человека к свободе от ограничений католической церкви. То есть Возрождение, в сущности, стало означать гуманизм.
Итак, эпоха Возрождения - это обращение к античности. Но вся культура этого периода лишний раз доказывает, что Возрождения в чистом виде, Возрождения как такового не бывает. Мыслители-возрожденцы видели в античности то, что хотели. Поэтому совсем не случайно особой интеллектуальной разработке подвергся в эту эпоху неоплатонизм. А.Ф.Лосев блестяще показывает в своей книге «Эстетика Возрождения» причины особой распространенности этой философской концепции в эпоху итальянского Возрождения. Античный (собственно космологический) неоплатонизм не мог не привлечь внимание возрожденцев идеей эманации (исхождения) божественного смысла, идеей насыщенности мира (космоса) божественным смыслом, наконец, идеей Единого как максимально конкретного оформления жизни и бытия.
Бог становится ближе к человеку. Он мыслится пантеистически (бог слит с миром, он одухотворяет мир). Поэтому-то мир и влечет человека. Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из главных мировоззренческих задач эпохи Возрождения.
Культура итальянского возрождения дала миру целую плеяду блестящих деятелей, неизмеримо обогативших сокровищницу мировой культуры. Среди них необходимо назвать имена Данте Алигьери (1265-1321), живописца Джотто ди Бондоне (1266-1337), поэта гуманиста Франческо Петрарки (1304-1374), поэта, писателя гуманиста Джованни Бокаччо (1313-1375), архитектора Филиппо Брунеллески, скульптора Донателло Донато ди Николло ди Бетто Барди (1386-1466), живописца Мазаччо Томмазо ди Джованни ди Симоне Гвиди (1401-1428), гуманиста писателя Лоренцо Валлу (1407-1457), гуманиста писателя Пико делла Мирандолу (1463-1494), философа гуманиста Марсилио Фичино (1433-1499), живописца Сандро Боттичелли (1445-1510), живописца, ученого Леонардо да Винчи (1452-1519), живописца скульптора, архитектора Микеланджело Буонароти (1475-1564), , живописца Джорджоне (1477-1510), живописца Тициано Вечеллио ли Кадоре(1477-1566), живописца Рафаэля Санти (1484-1520), живописца Якопо Тинторетто (1518-1594) и многих других.
Под «северным Возрождением»
Этот термин достаточно условен. Его применяют по аналогии с итальянским Возрождением, но если в Италии он имел прямой первоначальный смысл – возрождение традиций античной культуры, то в других странах в сущности, ничего не “возрождалось": там памятников и воспоминаний античной эпохи было немного. Искусство Нидерландов, Германии и Франции (главных очагов северного Возрождения) в XV веке развивалось как прямое продолжение готики, как ее внутренняя эволюция в сторону «мирского». Конец XV и XVI столетие были для стран Европы временем громадных потрясений, самой динамичной и бурной эпохой их истории. Повсеместные религиозные войны, борьба с господством католической церкви – Реформация, переросшая в Германии в грандиозную Крестьянскую войну, революция в Нидерландах, драматический накал на исходе Столетней войны Франции и Англии, кровавые распри католиков и гугенотов во Франции. Казалось бы, климат эпохи мало благоприятствовал становлению ясных и величавых форм Высокого Ренессанса в искусстве. И действительно: готическая напряженность и лихорадочность в северном Возрождении не исчезают. Но, с другой стороны, распространяется гуманистическая образованность и усиливается притягательность итальянского искусства. Сплав итальянских влияний с самобытными готическими традициями составляет своеобразие стиля северного Возрождения.
Главная же причина, по которой термин
«Возрождение» распространяется на
всю европейскую культуру этого
периода, заключается в общности
внутренних тенденций культурного
процесса. То есть – в повсеместном
росте и становлении
Период так называемого «
Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего столетия, не производя, впрочем, ничего особенно замечательного.
Второй период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно от 1500 по 1580 год. В это время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших артистов Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художествам. При этом папе и его ближайших преемниках, Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся перлами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство водворяются вместо игривой красоты, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства.
Третий период Возрождения, так называемый период «позднего Ренессанса», отличается каким-то страстным, беспокойным стремлением художников совсем произвольно, без разумной последовательности, разрабатывать и комбинировать античные мотивы, добиваться мнимой живописности утрировкой и вычурностью форм. Признаки этого стремления, породившего стиль барокко, а затем, вXVIII столетии, стиль рококо, выказывались ещё в предшествовавшем периоде в значительной степени по невольной вине великого Микеланджело, своим гениальным, но слишком субъективным творчеством давшего опасный пример крайне свободного отношения к принципам и формам античного искусства; но теперь направление это делается всеобщим.
Развитие науки в XlV—XVIl века
Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Боденна и Николло Макиввелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Благодаря интересу к античности были восстановлены многие античные тексты, многие гуманисты занимались изучением латыни. Успехи естественных наук постепенно привели к мысли о возможности научного, рационального познания мира, взамен религиозному познанию, которому следовало христианство средних веков. Развитие этих идей в дальнейшем позволило Фрэнсису Бэкону и Рене Декарту сформировать основополагающие принципы науки нового времени.
Италия - страна многочисленных городов, и каждый уже тогда был по-своему прекрасен и неповторим. Тем не менее, на заре эпохи Возрождения, т. е. в начале XV в., культурного наибольшего расцвета достигла Флоренция. Именно здесь в полную силу раскрылся талант Лоренцо Гиберти (1378-1455), первого великого скульптора эпохи Возрождения. В 1402 г. власти города объявили конкурс на изготовление бронзовой, украшенной многочисленными рельефами (т. е. выпуклыми литыми или чеканными, как на монетах, изображениями) двери в баптистерий кафедрального собора. Его выиграл Гиберти; на представленном им проекте приносящий жертву Исаак был вылеплен нагим, с развитой, как у древнего бога, мускулатурой, что решительно противоречило христианскому аскетизму искусства средних веков.
Скульптурные двери работы Гиберти стали главным украшением баптистерия Флорентийского собора, а из его мастерской вышло много талантливых скульпторов. Один из них - Донателло (ок. 1386- 1466) - даже превзошел учителя; его работы, вдохновленные классическими образцами, удивительно реалистичны. "Давид" (1430-е гг.) - изящно выполненный из бронзы торжествующий победитель, поставивший ногу на отсеченную голову поверженного Голиафа, - стал первым со времен античности скульптурным изображением свободно стоящей человеческой фигуры в натуральную величину.
Закономерно, что время,
придавшее центральное значение «богоравному»
человеческому творчеству, выдвинуло
в искусстве личностей, которые — при
всем обилии тогдашних талантов — стали
олицетворением целых эпох национальной
культуры (личностей-«титанов», как их
романтически именовали позднее). Олицетворением
Проторенессанса стал Джотто, противоположные
аспекты кватроченто — конструктивную
строгость и задушевный лиризм — соответственно
выразили Мазаччо и Анджелико с Боттичелли.
«Титаны» Среднего (или «Высокого») Возрождения
Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело
— это художники — символы великого рубежа
Нового времени как такового. Важнейшие
этапы итальянской ренессансной архитектуры
— ранний, средний и поздний — монументально
воплощены в творчестве Ф. Брунеллески,
Д. Браманте и А. Палладио. В эпоху Возрождения
на смену средневековой анонимности приходит
индивидуальное, авторское творчество.
Огромное практическое значение получает
теория линейной и воздушной перспективы,
пропорций , проблемы анатомии и светотеневой
моделировки. Центром ренессансных новаций,
художественным «зеркалом эпохи» явилась
иллюзорно-натуроподобная живописная
картина, в религиозном искусстве она
вытесняет икону, а в искусстве светском
порождает самостоятельные жанры пейзажа,
бытовой живописи, портрета (последний
сыграл первостепенную роль в наглядном
утверждении идеалов гуманистической
virtu). Окончательную самоценность получает
искусство печатной гравюры на дереве
и металле, в период Реформации ставшее
поистине массовым. Рисунок из рабочего
эскиза превращается в отдельный вид творчества;
индивидуальная манера мазка, штриха,
а также фактура и эффект незаконченности
(нон-финито) начинают цениться как самостоятельные
художественные эффекты. Картинной, иллюзорно-трехмерной
становится и монументальная живопись,
получающая все большую зрительную независимость
от массива стены. Все виды изобразительного
искусства теперь так или иначе нарушают
монолитный средневековый синтез (где
главенствовала архитектура), обретая
сравнительную независимость. Формируются
типы абсолютно круглой, требующей специального
обхода статуи, конного монумента, портретного
бюста (во многом возрождающие античную
традицию), складывается совершенно новый
тип торжественного скульптурно-архитектурного
надгробия.
В период Высокого Возрождения,
когда борьба за гуманистические ренессансные
идеалы обрела напряженный и героический
характер, архитектура и изобразительное
искусство были отмечены широтой общественного
звучания, синтетической обобщенностью
и мощью образов, полных духовной и физической
активности. В постройках Донато Броманте, Рафаэля, Антонио
да Сангалло достигли своего апогея совершенная
гармония, монументальность и ясная соразмерность;
гуманистическая наполненность, смелый
полет художественного воображения, широта
охвата действительности характерны для
творчества крупнейших мастеров изобразительного
искусства этой эпохи – Леонардо да Винчи,
Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне, Тициана.
С 2-й четверти 16 века, когда Италия вступила
в пору политического кризиса и разочарования
в идеях гуманизма, творчество многих
мастеров приобрело сложный и драматический
характер. В архитектуре Позднего Возрождения
(Джакомо да Виньола, Микеланджело, Джулио Романо) возрос интерес
к пространственному развитию
композиции. Живопись и скульптура Позднего
Возрождения обогатились пониманием противоречивости
мира, интересом к изображению драматического
массового действия, к пространственной
динамике (Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто, Якопо-Бассано); небывалой глубины,
сложности, внутреннего трагизма достигла
психологическая характеристика образов
в поздних произведениях Микеланджело
и Тициана.
Идеи гуманизма - духовная основа расцвета искусства эпохи Возрождения. Искусство Возрождения проникнуто идеалами гуманизма, оно создало образ прекрасного, гармонически развитого человека. Итальянские гуманисты требовали свободы для человека. "Но свобода в понимании итальянского Ренессанса -писал его знаток А.К.Дживелегов,- имела ввиду отдельную личность. Гуманизм доказывал, что человек в своих чувствах, в своих мыслях, в своих верованиях не подлежит никакой опеке, что над ним не должно быть силой воли, мешающий ему чувствовать и думать как хочется". В современной науке нет однозначного понимания характера, структуры и хронологических рамок ренессанского гуманизма. Но безусловно, гуманизм следует рассматривать как главное идейное содержание культуры Возрождения, неотделимой от всего хода исторического развития Италии в эпоху начавшегося разложения феодальных и зарождения капиталистических отношений. Гуманизм был прогрессивным идейным движением, которое способствовало утверждению средства культуры, опираясь прежде всего на античное наследие. Итальянский гуманизм пережил ряд этапов: становление в XIV веке, яркий расцвет следующего столетия, внутреннюю перестройку и постепенные упады в XVI веке. Эволюция итальянского Возрождение была тесно связана с развитием философии, политической идеологии, науки, других форм общественного сознания и, в свою очередь, оказало мощное воздействие на художественную культуру Ренессанса.
Возрожденные на античной основе гуманитарные знания, включавшие этику, риторику, филологию, историю, оказались главной сферой в формировании и развитии гуманизма, идейным стержнем которого стало учение о человеке, его месте и роли в природе и обществе. Это учение складывалось преимущественно в этике и обогащалось в самых разных областях ренессанской культуры. Гуманистическая этика выдвинула на первый план проблему земного предназначения человека, достижения счастья его собственными усилиями. Гуманисты по-новому подошли к вопросу социальной этики, В решении которых они опирались на представления о мощи творческих способностей и воли человека, о его широких возможностях построения счастья на земле. Важной предпосылкой успеха они считали гармонию интересов индивида и общества, выдвигали идеал свободного развития личности и неразрывно связанного с ним совершенствования социального организма и политических порядков. Это придавало многим этическим идеям и учениям итальянских гуманистов ярко выраженный характер.
Гуманистическое мировоззрение стало одним из крупнейших прогрессивных завоеваний эпохи Возрождения, оказавшим сильное влияние на все последующее развитие европейской культуры.
Информация о работе Зарождение искусства первобытного общества