Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:16, доклад
До недавнего времени учёные придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие - схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.
Барокко
Эпоха барокко - одна из наиболее
интересных эпох в истории мировой
культуры. Интересна она своим
драматизмом, интенсивностью, динамикой,
контрастностью и в то же время,
гармонией, цельностью, единством. Для
нашего времени - смутного, неопределенного,
гипердинамичного, ищущего
стабильности и упорядоченности,
- эпоха барокко необычайно близка по
духу. Именно поэтому мне было
интересно обратиться к этой теме, чтобы
найти в прошлом какие-то ориентиры,
способные помочь поиску себя в
сложных жизненных коллизиях.
Конечно же, рассказать обо всей культуре
барокко все равно, что “объять
необъятное”. Поэтому отдельные грани
(общестилистические черты,
мироощущение эпохи, антиномии в искусстве...)
рассмотрены мной более подробно,
другие - менее.
Новый стиль, прежде всего, утвердился
в церковной архитектуре. Он был призван
прославлять могущество церкви и светской
аристократии, тяготел к парадной торжественности
и пышности. В этот период наблюдается
расцвет архитектуры, выразившийся в создании
грандиозных городских ансамблей и дворцово-парковых
комплексов (Собор и площадь святого Петра
в Риме, образованная колоннадой Бернини
(1657-1663гг)). Основополагающ
Для искусства Барокко характерны: обилие внешних эффектов и элементов, грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. Этот стиль раскрывает сущность жизни в движении и борьбе случайных изменчивых стихийных сил. Для него обычны контрасты, противопоставление земного и небесного, реальности и фантазии, и духовного и телесного, аристократического и народного. Из этих противопоставлений рождается бурная динамика, захватывающие страсти, иллюзорность, контрасты света и тени, масштабов, ритмов, материалов и фактур, асимметрия, монументальность, декоративность, парадность, помпезная пышность.
В своих крайних проявлениях искусство барокко приходит к иррациональному, к мистике, и воздействует на воображение и чувства зрителя драматическим напряжением, экспрессией форм. События трактуются в грандиозном плане: художники изображают сцены мучений, экстазов или панегирики подвигам и триумфам.
Наиболее полное выражение барокко нашло в архитектуре, где этот стиль проявлялся в грандиозности масштабов отдельных сооружений и целых ансамблей, в пышной декоративности их интерьеров и экстерьеров. Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, В. В. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.
Неотъемлемая часть
В изобразительном искусстве
В живописи барокко характеризуется динамизмом, «плотскостью» и пышностью форм; яркий пример — Рубенс. Вместо линии художники стали отдавать предпочтение живописному пятну, живописной массе, светотеневым контрастам. Барокко нарушает принципы прямой линейной перспективы, принципы деления пространства на планы для усиления иллюзии глубины, ухода пространства картины в бесконечность.
В первой половине 18 века — отчасти как поздняя фаза барокко, отчасти (во Франции) как самостоятельный феномен — складывается стиль рококо. Классицизм в его просветительской стадии все чаще подвергает барокко критике за «вычурность» и «безвкусие» (сам термин изначально нес негативный оттенок). Сходя на нет, барокко эпизодически возрождается в историко-романтических стилизациях (таких, как необарокко в зодчестве 19 века).
Классицизм.
Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. Искусство классицизма отражало идеи гармонического устройства общества, но во многом их утрачивало по сравнению с культурой Возрождения. Конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют о сложности искусства классицизма. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.
Для архитектуры классицизма характерны навеянные античными образцами ордерная система, четкость и геометрическая правильность объемов и планировки, выделяющиеся на глади стен портики, колонны, статуи, рельефы. Выдающимся шедевром архитектуры, соединившим классицизм и барокко в единый торжественный стиль, был дворцово-парковый ансамбль в Версале - резиденция французских королей (вторая половина XVII в.).
Скульптура эпохи
классицизма отличается
В живописи главное
значение приобрели логическое
развертывание сюжета, ясная уравновешенная
композиция, четкая передача объема,
с помощью светотени
Во второй половине
XVIII в. живопись обращается к
республиканским идеям
Стилистическое направление в европейском искусстве, важнейшей чертой которого было обращение к античному искусству как эталону и опора на традиции Высокого Возрождения. В изобразительном искусстве и архитектуре проявились общие эстетические принципы – использование форм и образцов античного искусства для выражения современных общественно эстетических взглядов, тяготение к возвышенным темам и жанрам, к логичности и ясности образов, провозглашение гармоничного идеала человеческой личности. Предпосылки возникновения классицизма проявились во второй половине 16 века, в эпоху позднего Возрождения в Италии в работах архитектора и теоретика А.Палладио, а теоритических сочинениях архитектора Виньолы, С.Серлио и др. Все эти авторы стремились привести художественное наследие античности и высокого Возрождения в единую строгую систему. И утвердить в искусстве ряд норм и правил античной эстетики.
Как последовательная система классицизм складывается в первой половине 17 века во Франции. Его характеризует провозглашение идей гражданского долга, подчинение интересов личности интересам общества, торжество разумной закономерности. В это время широко используется темы, образы и мотивы античного и ренессансного искусства. Классицисты стремились к скульптурной четкости форм, пластической завершенности рисунка, к ясности и уравновешенности композиции. При этом для классицизма свойственно тяготение к отвлеченной идеализации, отрыв от конкретных образов современности, к установлению норм и канонов, регламентирующих художественное творчество. Крупнейшей фигурой классицизма был художник и теоретик Н.Пуссен. Для архитектуры французского классицизма 17 века были характерны логичность и уравновешенность композиций, четкость прямых линий, геометрическая правильность планов и строгость пропорций.
Классицизм формировался как антагонистическое направление по отношению к пышному и виртуозному искусству барокко. Но, когда во второй половине 17 века классицизм стал официальным искусством абсолютистской монархии, он вобрал в себя элементы барокко. Это проявилось в архитектуре Версаля, в творчестве живописца Ш.Лебрена, скульптуров Ф.Жирардона, и А.Куазевокса.
Классицизм
возник на гребне общественного подъема
французской нации и французского государства.
Основой теории классицизма был рационализм,
опирающийся на философскую систему Декарта,
предметом искусства классицизма провозглашалось
только прекрасное и возвышенное, этическим
и эстетическим идеалом служила античность.
Создателем классицистического направления
в живописи Франции XVП в. стал Никола Пуссен.
Темы пуссеновских полотен разнообразны:
мифология, история, Новый и Ветхий завет.
Герои Пуссена - люди сильных характеров
и величественных поступков, высокого
чувства долга перед обществом и государством.
Общественное назначение искусства было
очень важно для Пуссена. Все эти черты
входят в складывающуюся программу классицизма.
Искусство значительной мысли и ясного
духа вырабатывает и определенный язык.
Мера и порядок, композиционная уравновешенность
становится основой живописного произведения
классицизма. Плавный и четкий линейный
ритм, статуарная пластика прекрасно передают
строгость и величавость идей и характеров.
Колорит построен на созвучии сильных,
глубоких тонов. Это гармонический мир
в себе не выходящий за пределы живописного
пространства, как в барокко. Первый период
Пуссена кончается, когда в его темы врывается
тема смерти, бренности и тщеты земного.
Это новое настроение прекрасно выражено
в его "Аркадских пастухах".
В 40-50-е годы главный упор Пуссен делает
на рисунок, скульптурность форм, пластическую
завершенность. Из картин уходит лирическая
непосредственность, появляется некоторая
холодность и отвлеченность. Лучшими у
позднего Пуссена остаются его пейзажи.
Художник именно в природе ищет гармонию.
Человек трактуется прежде всего как часть
природы.Вторая половина XVП столетия -
время длительного правления Людовика
XIV, "короля-солнца", вершина французского
абсолютизма. Недаром это время получило
название в западной литературе - "великий
век". Великий - прежде всего по пышности
церемониала и всех видов искусств, в разных
жанрах и разными способами прославлявших
особу короля. С начала самостоятельного
правления Людовика XIV, т.е. с 60-х годов
XVП в., в искусстве происходит очень важный
для дальнейшего его развития процесс
регламентации, полного подчинения и контроля
со стороны королевской власти. Созданная
еще в 1648 г. Академия живописи и скульптуры
находится теперь в официальном ведении
первого министра короля. В 1671 г. основывается
Академия архитектуры. Устанавливается
контроль над всеми видами художественной
жизни. Ведущим стилем всего искусства
официально становится классицизм. Знаменательно,
что для строительства восточного фасада
Лувра в этот период избирается не проект
известного к тому времени во всей Европе
Бернини, а проект французского архитектора
Перро. Колонада Клода Перро с ее рациональной
простотой ордера, математически выверенным
равновесием масс, статичностью, создающей
чувство покоя и величия, более соответствовала
сложившемуся идеалу эпохи. Классицизм
постепенно проникает и в культовую архитектуру
при всей живучести архитектурных традиций
итальянского барокко. Но больше всего
архитекторов занимает проблема соотношения
ансамбля дворца и парка. Луи Лево и Андре
Ленотр впервые пытаются перспективно
решить эту проблему во дворце и парке
Во ле Виконт близ Мелена. Дворец Во справедливо
считается прообразом главного создания
второй половины XVП в. - Версальского дворца
и парка. Он был построен Лево, а на последних
этапах в его строительстве принял участие
Ардуен Мансар. Экстерьер здания классицистически
строг, чередование окон, пилястр, колонн
создает четкий, спокойный ритм. Все это
не исключает пышной декоративной отделки,
особенно в интерьере. Интерьеры дворца
состоят из анфилады роскошно убранных
комнат. Версальский парк являет собой
программное произведение, где во всем
сказывается воля и разум человека. Его
создателем был Ленотр, скульптуры исполняли
Жирардон и Куазевокс. В классицизме второй
половины XVП в. нет искренности и глубины
лорреновских полотен, высокого нравственного
идеала Пуссена. Это официальное направление,
приспособленное к требованиям двора
и прежде всего самого короля, искусство
регламентированное, унифицированное,
расписанное по своду правил, что и как
изображать, чему посвящен специальный
трактат Лебрена. В эти рамках развивается
и жанр портрета. Это, конечно, парадный
портрет. В первой половине века портрет
монументален, величественен, но и прост
в аксессуарах, а во второй половине века,
выражая общие тенденции развития искусства,
портрет становится все более пышным.
Со второй половины XVП столетия Франция
прочно и надолго занимает ведущее место
в художественной жизни Европы. Но в конце
правления Людовика XIV в искусстве появляются
новые тенденции, новые черты, и искусству
XVШ в. предстоит развиваться уже в другом
направлении.
Реализм (от позднелат. realis - вещественный, действительный) в искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе развития искусства реализм приобретает конкретно-исторические формы и творческие методы (например, просветительский реализм, критический реализм, социалистический реализм). Методы эти, связанные между собой преемственностью, обладают своими характерными особенностями. Различны проявления реалистических тенденций и в разных видах и жанрах искусства.
В эстетике отсутствует окончательно установившееся определение как хронологических границ реализма, так и объёма и содержания этого понятия. В многообразии развиваемых точек зрения можно наметить 2 основных концепции. Согласно одной из них, реализм представляет собой одну из главных особенностей художественного познания, основную тенденцию поступательного развития художественной культуры человечества, в которой обнаруживается глубинная сущность искусства как способа духовно-практического освоения действительности. Мера проникновения в жизнь, художественного познания её важных сторон и качеств, и в первую очередь социальной действительности, определяет и меру реалистичности того или иного художественного явления. В каждый новый исторический период реализм приобретает новый облик, то обнаруживаясь в более или менее отчётливо выраженной тенденции, то кристаллизуясь в законченный метод, определяющий особенности художественной культуры своего времени.
Представители другой точки зрения
на реализм ограничивают его историю
определенными хронологическими рамками,
видя в нём исторически и
Информация о работе Зарождение искусства первобытного общества