Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:16, доклад
До недавнего времени учёные придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие - схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.
Новгородская
школа велика роль плетёного
орнамента, бытовых и юмористических фигур.
В середине 15 в. в церковной архитектуре
развиваются архаические тенденции. С
конца 15 в. искусство Новгорода теряет
своеобразие и развивается в общем русле
русской культуры.
Влияние петровских реформ на культуру России.
Петровские реформы положили начало переходу от древнерусской культуры к культуре нового времени. Главное содержание петровских реформ составили секуляризация и европеизация русской культуры, что разрушило ее целостность и породило в ней сложные неоднозначные процессы. Петровские реформы расчленили некогда единую синкретичную «культуру – веру» на культуру и на веру, то есть на две культуры: культуру светскую и религиозную (духовную). При этом религиозная часть культуры уходила на периферию, а новообразовавшаяся светская культура укоренилась в центре. Реформы изменили основные установки в концепции мира русского человека. На место красоты была поставлена польза, приоритета слова – приоритет вещи, церковной книжности – светская книжность, плетению словес (литературный стиль) – деловое письмо.
Петровские реформы носили противоречивый характер, это было обусловлено тем, что одна часть страны еще находилась в средневековье, а другая шагнула в новое время. Посланные на обучение за границу молодые дворяне (прообраз будущей интеллигенции) составляли очень тонкий слой европейско-образованных реформаторов во многом оторванных не только от большинства населения, но и от жизни своего класса.
Петровские реформы носили противоречивый характер, это было обусловлено тем, что одна часть страны еще находилась в средневековье, а другая шагнула в новое время. Посланные на обучение за границу молодые дворяне (прообраз будущей интеллигенции) составляли очень тонкий слой европейско-образованных реформаторов во многом оторванных не только от большинства населения, но и от жизни своего класса.
Помимо социо-культурного раскола, порожденного секуляризацией, петровские реформы заложили еще две конфронтации в русском обществе:
- между просвещенным меньшинством и непросвещенным большинством;
- между прозападнически настроенными реформаторами и их противниками.
Петровские реформы были
противоречивы не только по своим
последствиям, но и противоречивы
внутренне, парадоксально, европеизируя
Россию Петр довел до крайности именно
те элементы государственности и
культуры, которые сближали Россию
именно со странами восточной деспотии.
Внешняя демократизация жизни на
самом деле служила укреплению абсолютизма
восточно-демократического типа, особенно
ярко это проявилось в политике по
отношению к дворянству, которую
можно характеризовать как
Культура XVIII века. Русское Просвещение.
Русская культура XVIII века развивалась в атмосфере нестабильности: это дворцовые перевороты, реформы и контрреформы, интриги, фаворитизм и т.д. Лишь с началом царствования Екатерины II наступил период консолидации сил просвещенного дворянства (правящая + духовная элита). Это особенно ярко отразилось в Русском Просвещении. В России получают распространение идеи Вальтера, Руссо, деизм, масонство, но Русское Просвещение отличалось от западноевропейского тем, что в основном среди русских просветителей (Дмитрий Фонвизин, Николай Новиков, Александр Радищев) не получили распространение материалистические и атеистические идеи. Гораздо больше их занимали вопросы нравственно-религиозные, социальные, эстетические: красота природы, правомерность элитарного положения дворянства, вопросы нравственного совершенствования человека, творческая деятельность. Вопросы социального равенства в несословной ценности человека и другие идеи просвещения вступали в России в неразрешимое противоречие с крепостнической системой, поэтому одновременно в русской культуре XVIII века сосуществовали две взаимоисключающие художественные системы: классицизм и сентиментализм (государство – личность, разум – чувство, общественная польза – частное право, национальная гордость – космополитизм), которые тем не менее обе пропагандировали просветительские идеалы.
АРХИТЕКТУРА
Архитектура Москвы
Значение переходного периода - конца 1790-х - первых лет XVIII столетия. "Нарышкинское барокко" и зодчество Нового времени. Культовое строительство - Меншикова башня (церковь Архангела Гавриила, 1701-1707), вопрос о ее первоначальном состоянии. Церкви Петра и Павла на Новой Басманной и Иоанна Воина на Якиманке. Древнерусская традиция и роль увража как источника для архитектуры этого периода.
Гражданские постройки - Лефортовский (Петровский) дворец (1697-1699, Д.В. Аксамитов). Регулярность и симметрия. Трехчастная композиция и традиции клетского зодчества. Эволюция ордера в обстоятельствах переходного периода. Компромиссный характер трехсветного интерьера и новое размещение религиозного полотна. Усадьба адмирала Ф.А. Головина на Яузе - первый регулярный ансамбль в Москве. Арсенал в Кремле (1702-1736, Д. Иванов, Х. Конрад, М. Чоглоков) и реконструкция его первоначального облика. Триумфальные ворота по поводу петровских викторий, проблемы синтеза архитектуры, живописи, музыки и драматургии в устройстве шествий, празднеств и фейерверков.Роль Москвы в подготовке к восприятию новых архитектурных принципов.
Архитектура Петербурга.
Новый тип русского города. Проекты планировки Петербурга (Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини). Основные зоны застройки и принципы регулярного градостроительства. Роль Канцелярии городовых дел (с 1723 г. Канцелярии от строений) в создании новой столицы. Состав архитекторов. Типология общественного, жилого и культового зодчества.
Деятельность Доменико Трезини (около 1670-1734, в России с 1703 г. до смерти). Петропавловский собор (1712-1733) и его реплики. Здание Двенадцати Коллегий (1722-1742, Д. Трезини, М.Г. Земцов, Дж. Трезини), Летний дворец Петра ( Д. Трезини, А. Шлютер, 1710-1714).
Приемы мазанкового строения.
“Образцовые" проекты жилых домов.
Характерные черты и
СКУЛЬПТУРА
Отношение к объемной пластике в искусстве древней Руси. Традиции церковной деревянной скульптуры.
Обращение к новым темам.
Овладение искусством скульптурного
бюста, монументальной статуи. Роль медальерного
дела. Переход к новым принципам
пропорционального построения, приемам
композиции многофигурного барельефа,
каркасной организации фигуры, характеру
обнаженного тела, укрывающего его
покрова и др. Материалы скульптуры
- восковое и бронзовое литье, белый
камень, мрамор, лепнина из алебастра
(стук), терракота, резьба по дереву. Большая
роль иностранных мастеров в деле
приобщении к этому искусству. Русские
резчики - создатели декорации
Скульптура Летнего сада. Состав мастеров. Роль этого ансамбля в приобщении русского зрителя к новой системе аллегорического мышления.
Декоративные рельефы немецкого скульптора Андеаса Шлютера (1664-1714) в России с 1713 г.) на фасадах Летнего дворца. Резные дубовые панно в кабинете Петра I в Большом Петергофском дворце французского мастера Никола Пино (1684-1754, в России с 1716 по 1726 г.)
ЖИВОПИСЬ
Парсуна (от искаженного слова "персона" - личность). Ее основные особенности и типологические разновидности. Акцент на социальную значимость изображенного, автономный характер образа, специфическое решение проблем "индивидуальное - типическое", "духовное-декоративное". "Портрет-тезис" как сочетание условного иконного пространства и разъясняющих надписей. Особое положение парадного портрета в рост (en pied) и конного (a’ cheval). Портреты царя Алексея Михайловича (1670-е гг., ГИМ), стольника Г.П.Годунова (1686, ГИМ), воеводы И.Е. Власова (1695, Нижегородский худ. музей), боярина Л.К. Нарышкина (1690-е гг., ГИМ), А.Я. Нарышкиной с детьми (неизвестный художник первой четверти XVIII в., ГТГ). Роль парсуны в сложении портрета Нового времени. Ее географический и культурный радиус. Интернациональный характер "парсунных" приемов в условиях принципиально сходного приобщения к искусству Нового времени. Судьба парсунной традиции - своего рода "старицы" - на протяжении XVIII столетия.
Искусство оформления празднеств и шествий, фейерверков и триумфальных ворот. Его роль в пропаганде государственных преобразований и военных побед. Декоративные росписи и полотна панегирического содержания. Особенности иносказательного мышления петровского времени.
Эстетика раннего русского портрета и проблема сходства. Принципиальное различие "портрета-иконы" и светского портрета Нового времени. Основные типологические разновидности портрета и вопросы стилевой ориентации. Экстраординарный дух петровского времени и его отражение в портретной концепции. Проблема "быть" и "казаться" в применении в этому периоду.
ИСКУССТВО КОНЦА XVIII ВЕКА
Экономические, политические
и военные успехи России. Передовые
течения и противоречия в дворянской
культуре. Идеи Просвещения в России.
Развитие представлений о личности
и требование "естественности"
в искусстве. Новое понимание "служения
Отечеству", гражданственности и
патриотизма. Роль античного наследия
как эталона в изображении
Натуры. Новое отношение к
Специфика "павловского классицизма" и теория "барокко" 1790 - х гг.
Сентиментализм и
Академия художеств - учебный и творческий центр. Иерархия видов и жанров. Живопись "большого исторического рода" и класс "домашних упражнений". Методы преподавания. Система пенсионерства. Первые выставки и аукционы. Общеевропейские принципы академического искусства и специфика их претворения в России. Роль эстетического трактата в развитии отечественной школы (труды Д.А. Голицына, П.П. Чекалевского, И.Ф. Урванова).
Классическая русская культура XIX века.
Классическая культура XIX века характеризуется зрелостью и наибольшим числом достижений, которые и определяют «лицо» русской культуры в масштабе мировой. В отличие от Западной Европы, где становление классики пришлось на возрождение, либо просвещение, в России классическая культура начала формироваться поздно, на рубеже XVIII и XIX веков – с процессом пробуждения русского самосознания. Первыми русскими классиками были Карамзин и А.С. Пушкин. Карамзин решил очень важную для русской культуры задачу – проблему национального самоопределения (сделал историю современной России специальным предметом художественного и национального сознания). Пушкин решил принципиально иную проблему (по Достоевскому всемирная отзывчивость) способность национальной культуры отображать идеи и образы других культур. Таким образом были заложены еще две тенденции в русской культуре:
- ориентация на сохранение национального своеобразия;
- направленность на размывание национальной специфики.
Эти две тенденции лежали в основе размежевания русской интеллигенции, которая оформилась в виде западничества и славянофильства. Их бинарность – ведущая роль русской культуры XIX века. Другая бинарная структура XIX века – это противостояние консерваторов – прогрессистам любого толка (либералам, демократам, позже социалистам). В XIX веке ярким проявлением этой бинарности стало восстание декабристов, которое показало неподготовленность российского общества к серьезным преобразованиям на пути сближения с Западом. Дилема Запад-Восток не была разрешена ни при Александре I, ни при Николае I, а к середине XIX века уже хроническое противостояние приобрело характер противостояния дворянской и разночинской культур. При этом необходимо отметить, что разночинская интеллигенция была не социальной, не экономической и не профессиональной группой, а была объединена исключительно социальными идеямиÞ в русской культуре развиваются идеи нетерпимости, крайности и радикализма + значительная роль русской литературы в культуре, которая брала на себя функцию тех сфер, которые не могли развиваться свободно и открыто (политика, философия, общественная мысль). В результате все культурные процессы XIX века в России резко политизируются. В противовес официальной культуре, стоявшей на трех китах «православие – самодержавие – народность», зарождается контркультура, пронизанная революционными идеями, материализмом, нигелизмом, экстремизмом, атеизмом. Характерный лозунг контркультуры – «Никакого примирения!». Существование в русской культуре XIX века двух крайних течений: реакции и радикализма обусловили неудачу в России третьей силы – либерализма, который по своей сути пытался найти компромиссную позицию. Либерализм, как и любые формы серединной культуры, изживался и дискредитировался как справа, так и слева (Салтыков-Щедрин о либерализме: применительно к подлости). Отсюда особая роль насилия в русской культуре, культурное оправдание, насилие, как неизбежное и необходимое средство наведения общественного порядкаÞ идейная подготовка русских революций. Еще один феномен русской культуры: смешение любви и ненависти, которые перестали быть взаимоисключающими понятиями и стали взаимодополняющими. Ненависть признавалась условием и средством достижения всеобщей любви; деспотизм, путем достижения свободы. Особенно ярко это выразилось в гражданской лирике Некрасова: «то сердце не научится любить, которое устало ненавидеть». Любовь и ненависть характерна героям Достоевского, Салтыкова-Щедрина. Все крупные фигуры XIX века избежали либеральной середины, их воззрение – это смесь реакции и радикализма, демократии и консерватизма, такая позиция становилась специфической национальной чертой. Другая бинарность русской культуры: противостояние национальной самобытности и размывание национальной специфики, особенно проявилось в творчестве двух величайших философов второй половины XIX века – Леонтьева и Соловьева. Леонтьев отстаивает идею «цветущей сложности» русской культуры, полагая, что все противоречия российской действительности неразрешимы. В противовес ему Соловьев развивает идею всеединства русской культуры и ищет в своей философии средство предотвращения, расколотости, раздвоенности русской культуры, абсолютизируя способность русской культуры соединять народы, религии, идеалы, добро. Все эти обозначившиеся тенденции русской культуры в XVIII-XIX веках получат новое звучание и трагический смысл в XX веке. Два идеала – «цветущей сложности» и «всеединства», которые представляли неразрешимое противоречие русской культуры, получили противоречивое разрешение в XX веке, который парадоксально соединит два этих идеала.
Информация о работе Зарождение искусства первобытного общества