Зарождение искусства первобытного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:16, доклад

Описание работы

До недавнего времени учёные придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие - схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

Файлы: 1 файл

основы мировой культуры и искусства.docx

— 255.29 Кб (Скачать файл)

В 10—II вв. Киевское государство, став одним из самых значительных, имело торговые и культурные сношения с Англией, Францией и другими  государствами Европы и со странами Востока. Очень быстро культура Киевской Руси достигла высокого уровня, соперничая с культурой не только Западной Европы, но и Византии. Блестящий расцвет  переживал Киев — один из самых  больших и богатых городов  Европы 11 —12 вв. По словам Титмара Мерзе-бургского, немецкого писателя начала 11 в., в  Киеве было несколько сот церквей  и много рынков, что говорит  об оживленной торговле и бурной строительной деятельности.

Христианские храмы появились  на Руси еще в 10 в. Сначала они  были деревянными, что связано с  давними традициями архитектуры, особенно северной. Не случайно древняя летопись отметила деятельность вышгородских зодчих 11 в., мастеров деревянной архитектуры  — Миронега и Ждан-Николы. В конце 10 в. в Новгороде была срублена церковь  св. Софии «о тринадцати верхах», и  была она «честно устроена и украшена». В 1049 г. церковь сгорела, как сгорали  многие десятки тысяч деревянных зданий, возведенных русскими зодчими  в 11 и последующих столетиях.

Не сохранились и древнейшие каменные храмы. Однако раскопки позволили  установить план первого городского киевского собора — Десятинной церкви Успения Богоматери, сооруженной  по желанию князя Владимира (989—996). Сначала Это был трехнефный крестовокупольный  храм; в 1039 г., при князе Ярославе, он был расширен и стал пятинефным. Внешний облик его представить  невозможно. Результаты раскопок позволяют, впрочем, утверждать, что внутри он был богато декорирован фресками и мозаиками. Близ собора находились каменные дворцовые сооружения, также  богато украшенные мрамором, мозаикой, майоликовыми плитками.

При сооружении самого значительного  памятника того времени — Софийского собора в Киеве (11 в.) (рис. на стр. 127 и 129) — древнерусская архитектура  уже обладала своими приемами монументального  зодчества. Византийская система крестово-купольной  церкви, с ясностью ее основных членений и логичностью композиции внутреннего  пространства, легла в основу пятинефного  киевского собора Софии. Однако здесь  был использован не только опыт строительства  Десятинной церкви. От всех византийских храмов собор отличается числом куполов: их тринадцать, то есть столько, сколько  было в несохранившемся деревянном храме Софии в Новгороде. Характерна также конфигурация внешних объемов, которые плавно повышаются к центру, к главному куполу. Принцип постепенного, как бы ступенчатого нарастания массы  здания стал с 11 в. последовательно  проводиться в древнерусском  зодчестве.

Золотым веком древнерусской  культуры киевского периода является время княжения Ярослава Мудрого. Именно его стараниями бы возведен на киевскую кафедру митрополит Иларион. Ярослав  организовал перевод и переписку  книг, создавая тем самым при киевском Софийском соборе первую русскую  библиотеку. Большое внимание князь  уделял развитию православия на Руси. При нем были канонизированы первые русские святые – князья братья Борис и Глеб, погибшие во время усобицы, разгоревшейся в годы молодости Ярослава, когда шла борьба за княжеский престол (1015 г.). Культ святых Бориса и Глеба активно пропагандировался и имел важное политическое значение для своего времени: по мнению академика Д. С. Лихачева, он призван был укрепить единство Руси. Кроме того, культ способствовал возвеличиванию и самого Ярослава, т. к. он приходился братом «невинно убиенным» князьям и выступал как мститель за них. С подачи и под покровительством Ярослава Мудрого было создано «Сказание о Борисе и Глебе», являющееся, по существу, житием святых князей. В «Сказании» воплотились представления о святости братских уз, о ценности братолюбия, весьма распространенные в общественном сознании Древней Руси.

В княжение Ярослава недалеко от Киева возникает Киево-Печерский  монастырь, на долгое время ставший  одним из главных духовных и культурных центров Русской земли. Замечательным  произведением древнерусской литературы является житие св. Феодосия Печерского, одного из первых и самых почитаемых игуменов, составленное в монастыре в конце XI в. Сам Феодосий тоже оставил след в литературе. Им были написаны многочисленные «Слова» богословского содержания: о смирении, о любви и посте, о душевной пользе и т. д.

Одна из характерных черт культуры Древней Руси – большой  интерес к истории. В исторический контекст так или иначе вписывались  сюжеты почти всех литературных произведений. Большой популярностью на Руси пользовались переведенные с греческого исторические сочинения: Хроника Георгия Амартола, Хроника Иоанна Малалы и др., на основании которых в XI в. составляются своды всемирной истории, получившие названия хронографов. Записи исторического характера велись и на Руси. Предположительно самая первая летопись (т. н. Древнейший свод) была создана уже в конце Х – начале XI в. За ней последовало еще несколько летописных сводов: Никоновский свод 1073 г. и Начальный свод 1095, ставший предтечей знаменитой Повести временных лет (1113 г.). Значительная доля исторической информации сохранялась в устных преданиях, часть из которых затем использовалась летописцами, а часть вошла в фольклорную традицию, став основой формирования русского героического эпоса – былин.

Бурный расцвет литературы при Ярославе во многом был обусловлен распространением грамотности не только среди верхов, но и в широких  массах общества. Начало этому было заложено еще князем Владимиром, который  после принятия христианства начал  «поимати» детей у «нарочитой чади» (знати) и насильно отдавать «на  ученье книжное». Ярослав в 1037 г. специально выделил некоторую сумму из своих  доходов для священников с  тем чтобы они обучали людей  грамоте и письму. О широком  распространении грамотности свидетельствуют  найденные при археологических  раскопках берестяные грамоты, содержащие записи самого разного бытового содержания.

Книжное дело, традиции которого были заложены при Ярославе, продолжали развиваться и во II половине XI в. Древнейшей русской рукописью, сохранившейся  до наших дней, считается Евангелие, созданное в 1056 г. в Киеве по заказу новгородского боярина Остромира. Настоящим шедевром является Изборник Святослава 1073 г. Это сборник переводных нравоучительных рассуждений, написанный на больших листах пергамента и богато украшенный. Производство книг в те времена было очень трудоемко, книги считались большой ценностью.

В целом, несмотря на большое  влияние Византии, русская культура уже с первых шагов своего развития обнаруживает заметные черты своеобразия, это проявилось и двоеверии –  причудливом сплаве, который образовало греческое православие и славянское язычество, и в многоглавии первых русских соборов, и в эпосе, и  в самом строе повседневной жизни, оставшемся неизменным у подавляющего большинства населения. Глубокие традиции древней славянской культуры, питавшей своими корнями зарождавшуюся культуру русскую, позволяли творчески преобразовывать  перенимаемые у соседей достижения, закладывая тем самым основу будущего развития.

 

                         

 

 

                           Иконопись.

Древнерусская живопись - одна из самых высоких вершин мировой  культуры. Интерес к ней огромен, как огромны и трудности ее восприятия для нас. В древней  Руси ее живопись была доступна всем, она  воплощала слово, образ христианского  вероучения. Живопись приближала человека к истине слова, к глубине вероучения.

Для выполнения этой задачи искусство православного мира выработало своеобразные приемы. Эта художественная система позволила полно и  ясно воплотить христианское слово  в живописный образ. “Образ” по-гречески - икона. В широком смысле иконой является все созданное этой живописью: мозаики, фрески, иконы, книжные миниатюры.

На огромных просторах  Российского государства сложилось  несколько школ иконописи, одна из них - псковская. Особенности этой школы  и составили предмет исследования данной работы.

Большинство памятников древней  живописи не дошли до наших дней, но северные русские земли стали  в этом смысле исключением. Они не подверглись в 13 веке такому разрушению, как остальные. Псков и Новгород сохранили основы своей культуры, но количество икон, дошедших до наших  дней, весьма ограничено.

В 16 в. Псков вошел в  состав Московского государства. С  этого времени в псковской  живописи сочетаются московские и местные  традиции. Правда, это не привело  к утрате своеобразия псковской  живописи. Псковский искусствовед И.Родникова  пишет: “... жизнестойкость собственных  традиций почти всегда оказывалась  сильнее; псковское искусство избежало нивелировки и в лучших образцах не обнаруживает признаков упадка, оставаясь значительным художественным явлением”.

Иконопись Пскова близка к  новгородской школе, это объясняется  тем, что новгородская живопись приобрела  общерусское влияние, а Псков  долгое время являлся “ младшим  братом “ Новгорода.

Новгородские мастера  умели виртуозно распоряжаться  всем арсеналом своих художественных средств, но им присуща некоторая  сдержанность, даже суровость.

Псковские иконы не имеют  такого твердого рисунка и виртуозности, они как бы лишены внешнего блеска. Выполненный нами геометрический анализ подтверждает это. На псковских иконах центр композиции может быть смещен, сама композиция не так стройно вписывается  в розетки, но это не умаляет их достоинств. Псковская икона всегда поэтична.

Владимиро-суздальская школа  одна из наиболее значительных художественных школ древнерусского изобразительного искусства и архитектуры. Сложилась в северо-восточной Руси в период усиления Владимиро-Суздальского княжества (XII - первая половина XIII вв.). Отталкиваясь от традиций художественной культуры Киевской Руси, зодчие Владимиро-суздальской школы создали произведения, отмеченные особой утончённостью художественного облика, гармоничностью и чеканностью форм, нарядным декором. Величавая статичность масс, суровая скупость убранства ранних построек (Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, 1152-60; церковь Бориса и Глеба в Кидекше, 1152) вскоре сменяются новыми архитектурными формами, в которых органически сливаются классическое совершенство конструкции, ясность пропорций, продуманность системы декора (Успенский собор во Владимире, 1158-60, перестроен в 1185-89). Точно найденные соотношения масс в сочетании с виртуозно выполненными, идущими, видимо, от романского стиля резными порталами, аркатурно-колончатыми поясами, рельефными композициями определяют архитектурные образы торжественного и величественного княжеского дворца в Боголюбове (1158-65), стройной и изящной Покрова на Нерли церкви (1165), монолитного, чуть грузноватого Дмитриевского собора во Владимире (1194-97). В строительстве XIII в. усиливается живописно-декоративное начало: появляются килевидные закомары, шаровидные "бусины" на порталах (Рождественский собор в Суздале, 1222-25), резные орнаменты и многофигурные композиции почти сплошь заполняют поверхности фасадов (Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, 1230-34). В росписях (фрески Дмитриевского собора во Владимире, около 1197, с участием византийских мастеров) и отдельных сохранившихся иконах ("Дмитрий Солунский", конец XII - начало XIII вв., ГТГ) изысканный колорит, пластичная цветовая лепка подчёркивают монументальную значительность и одновременно тонкую одухотворённость образов. Наследие Владимиро-суздальской школы в XIV-XV вв. послужило одним из главных источников для возникновения и развития московской школы древнерусского искусства.

 

Новгородская школа (2-я треть 12 — начале 16 вв.), одна из наиболее значительных школ древне-русского искусства, сложившаяся в Новгороде в период феодальной раздробленности и сыгравшая большую роль в развитии русской культуры. Активность и известный демократизм общественной жизни Новгородской феодальной республики определили особую полнокровность искусства Новгородская школа, сравнительно свободное проникновение в него отголосков современной жизни, ясность, конкретность и энергичный лаконизм стиля. Монументальной простотой, пластической мощью, компактностью объёмов выделялась уже архитектура периода Киевской Руси при относительной сложности её пространственных композиций. Более скромны, интимны небольшие одноглавые 4-столпные храмы 2-й половины 12 в. (Спаса на Нередице, 1198; Петра и Павла на Синичьей горе, 1185—92; Георгия в Старой Ладоге, 2-я половина 12 в.). В живописи 12 в. наряду с ориентацией на искусство Византии и Киева (фрески Софийского и Николо-Дворищенского соборов, церкви Георгия в Старой Ладоге; иконы «Устюжское благовещение», Третьяковская галерея, Москва, и «Ангел Златые власы», Русский музей, Ленинград) проявился самобытный демократизм местного искусства — главным образом во фресках церквей Благовещения в Аркажах (1189), Спаса на Нередице (1199) с их психологической напряжённостью и грубоватой силой, резкой графичностью бликов. Связь с народным творчеством, мажорная красочность и обобщенность, декоративная графичность отличают ряд икон 13 — начала 14 вв. («Еван, Георгий и Власий», Русский музей). С конца 13 — начала 14 вв. зодчие Новгорода, ставшего крупнейшим культурным центром Руси, стремятся усилить выразительность архитектурной композиции, используя иногда элементы романского стиля, применяя трёхлопастные завершения фасадов (церкви: Николы на Липне, 1292; Успения на Волотовом поле, 1352, см. Волотово). В стройных торжественных сооружениях 2-й половины 14 — начала 15 вв. (Федора Стратилата церковь, 1360—61; Спаса на Ильине церковь, 1374) известная нарядность, свободное использование декоративных элементов сочетаются с тектонической ясностью объёма. Фрески церквей Спаса на Ильине улице (1378, Феофан Грек), Федора Стратилата на Ручье (2-я половина 14 в.), Успения на Волотовом поле (между 1363 и 1390) поражают одухотворённой патетикой, стремительностью и свободой движения, драматической экспрессией письма; линейно-графические иконописные приёмы ощущаются во фресках церквей Спаса на Ковалеве (1380), Рождества на кладбище (1380—1390-е гг.). В иконописи конца 14—15 вв. отразились народные представления и верования, события истории города («Флор и Лавр», «Битва новгородцев с суздальцами» — в Третьяковской галерее); замечательны в ней артистическая выразительность строгих, обобщённых линий, сияющая чистота красок, лаконизм и чёткость силуэтов. В миниатюре и декоративном искусстве.

Информация о работе Зарождение искусства первобытного общества