Зарубежный театр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 00:24, курс лекций

Описание работы

Искусство – это образное воспроизведение действительности, это мышление в образах. Произведение искусства отражает жизнь и одновременно является результатом художественной деятельности мастера, создавшего это произведение.
Искусство существует только в человеческом обществе, в животном мире искусства нет.
Когда человек начал выделяться из животного мира, начал создавать орудия труда, у него зарождалась потребность осмыслить окружающий мир и себя самого в этом мире. Люди начинали жить большими племенами, в которых огромную роль играл человеческий род. Родоплеменная жизнь – это первобытный человеческий коллектив, человеческое общество. В нем и рождалась потребность понять окружающий мир, осмыслить его, осознать.

Файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ ТЕАТРА - ЛЕКЦИИ.doc

— 2.39 Мб (Скачать файл)

С 1594 г. Шекспир вступил в труппу, руководимую Ричардом Бербеджем (в театре «Глобус»). Он играл небольшие роли (тень отца Гамлета, слугу Адама в комедии «Как вам это понравится»). Но важное место, которое он занимал в труппе, определялось не актерской его деятельностью, а драматургической. Он был основным драматургом труппы театра «Глобус». В этот же период Шекспир пишет много сонетов. Но ни сонеты, ни пьесы Шекспир не печатал: пьесы предназначались для театра, а сонеты – для тех, кому они посвящались. И если они оказывались напечатанными, то это происходило помимо, а то и против воли Шекспира.

Шекспир нашел покровительство у графа Саутгемптона. Поэт и юный граф сдружились. Шекспир был вхож во дворец графа и мог наблюдать нравы «высшего» лондонского общества. Графу Шекспир посвятил свои поэмы и целый ряд сонетов. Ему открывался путь славы и успеха: он мог стать модным поэтом, создающим произведения для избранных, получать от них богатые подарки. Но его влек к себе театр. Он желал писать для театра. Этот путь не сулил ни богатства, ни признания у вельмож. Но именно на этом пути и развернулся во всю ширь талант Шекспира.

Шекспир написал две поэмы, 154 сонета и 37 пьес. Всё это дошло до нас. Пьесы Шекспира украшают репертуар многих театров мира.

 

Творчество Шекспира

 

Творчество Шекспира можно разделить на три периода.

Первый период (1590 – 1600) называют оптимистическим.

После победы над «Непобедимой Армадой» страна еще не вполне успокоилась от того огромного напряжения, которое помогло ей одолеть опасность, и переживала жизнерадостный подъем, сопровождающий большую победу. Царил оптимизм, притуплялись общественные противоречия и политическая борьба. На фоне эти настроений и отражая их, развертывалось творчество Шекспира в атмосфере народного оптимизма. Но чтобы эти настроения претворялись в художественные образы, нужно было, чтобы эти настроения проходили через какую-то уже сложившуюся идеологию, хорошо воспринятую художником. Такой идеологией был гуманизм, который владел умами передовых людей английского общества. Он пришел в Англию из Италии и уже давно (со времен Генриха VIII) оказывал влияние на драматургию. Теперь гуманизм в Англии был на новом этапе.

Для Шекспира гуманизм, воспринимавшийся на фоне общественного покоя и крепкой уверенности в завтрашнем дне, давал великолепные творческие импульсы. Шекспир полон мечты и надежд. В нем сильна вера в природную доброту человека, доверие к свободному развитию личности; он живет надеждой на скорое торжество всеобщей гармонии. Таково его мировоззрение в этот период.

Он пишет исторические хроники, комедии, сонеты, одну драму, две трагедии. Хроники составляют целую серию, охватывающую события от начала XIII до конца XV века, от короля Джона Безземельного до воцарения Генриха VII Тюдора (1485). В хрониках Шекспир показывает все противообщественные и противонародные тенденции, которые сталкивались между собой, принося вред развитию государства и беды народу. Он показывает, как эти усобицы действуют на человеческую природу. А шекспировские характеристики королей дают определенное представление о его решении проблемы королевской власти.

Исторические хроники: «Генрих VI» ч. 2,3,1; «Ричард III», «Ричард II», «Король Джон», «Генрих IV» ч. 1,2; «Генрих V».

Комедии: «Комедия ошибок», «Укрощение строптивой», «Два веронца», «Тщетные усилия любви», «Сон в летнюю ночь», «Много шуму из ничего», «Как вам это понравится», «Виндзорские кумушки», «Двенадцатая ночь».

Трагедии: «Ромео и Джульетта», «Юлий Цезарь».

Драма – «Венецианский купец».

Сонеты.

Сонет как устойчивая лирическая стихотворная форма из 14 строк с определенным порядком рифмовки зародился в Италии в XIII веке. Он стал излюбленной формой лирической поэзии великих поэтов Возрождения и получил общеевропейское распространение.

Цикл сонетов Шекспира состоит из 154 стихотворений. Впервые они были опубликованы в 1609 г. Но известны они были с 1598 г.: один из современников поэта писал о «сладостных сонетах Шекспира, известных кругу его друзей». Они создавались на протяжении целого ряда лет и отразили серьёзные изменения, происходившие в мировоззрении и творчестве поэта. Попытки исследователей творчества Шекспира по сонетам реставрировать факты биографии поэта не дали результатов. Ясно только, что большинство их посвящено другу (графу) и некой смуглянке.

В сонетах Шекспир воспевает дружбу, красоту и радость счастливой любви и муки любви отвергнутой. Однако, отвергнутая любовь не делает человека мстительным, в нем живет благородство души. В сонетах нашли выражение глубокие философские вопросы – что есть Прекрасное, в чем смысл жизни, смысл творчества художника, что есть Время для человека и т.п. 

Комедии Шекспира имеют свои особенности:  они полны радости, смеха, веселья, поэтической любви, – это праздник личности Возрождения, свободной и прекрасной. В них совершенно отсутствует сатирический элемент.  Шекспир никого не высмеивает. Его комедии могут содержать грубоватый юмор (от фарса), но сатиры в них нет. Комедии открывают и прославляют красоту земли и человека, красоту его души. Образы Шекспира многогранны и ярки. Место действия – чаще всего Италия, Франция, иногда Испания, но по существу это всегда «веселая Англия» (merry England), родина весельчаков-простолюдинов. В комедиях люди не только веселятся, они спорят, влюбляются, философствуют, негодуют, воюют с врагами. Здесь возвышенно-романтические чувства соседствуют с насмешливым здравомыслием, буффонада – с драматическими событиями, фантазия – с реалистической достоверностью.

Источниками комедий послужили – античная комедия, средневековый фарс, традиции народных празднеств, английский фольклор. Так, сюжет «Комедии ошибок» заимствован у Плавта и основан на путанице близнецов. У Шекспира – две пары близнецов: два господина – близнецы и их слуги близнецы. Но одна пара – Антифол и его слуга Дромио – из Сиракуз, а другая пара – тоже Антифол и его слуга тоже Дромио – из Эфеса. Понятно, что это давало возможность невероятных путаниц, когда путают не только господ или слуг, но когда сам господин путает своего слугу со слугой своего двойника.

В комедии «Укрощение строптивой» можно увидеть соединение «ученой» комедии (линия Люченцо и Бьянки) и народного фарса (линия Катарины и Петруччо). У господ имена итальянские, а у слуг – английские.

«Два веронца» – романтическая комедия, фарсовые сцены здесь на втором плане. В центре – романтика высоких чувств, странствий, приключений.

«Сон в летнюю ночь» – поэтическая пьеса, основанная на образах мифологии и фольклора.

В основе комедии «Двенадцатая ночь» народные обычаи – розыгрыши, которые можно было устраивать в течение двенадцати дней и ночей от Рождества Христова.

А комедия «Много шуму из ничего» – о тайных доносах, способных убить человека.

Кроме комедий, Шекспир в этот период творчества пишет исторические хроники, трагедии. Чем вызван интерес к истории? Обращение к прошлому важно для мыслителей Возрождения, так как позволяло по нему судить о настоящем и мерить им будущее. Историческая драма была популярна.

В хрониках центральное место занимает конфликт королевской власти с феодальными баронами, которые хотят сохранить свои права на власть.

Политический идеал Шекспира заключался в том, что он приветствовал целостное государство, управляемое мудрым, народолюбивым королем. Личность монарха постоянно занимает Шекспира. По его мнению, идеальный король тот, кто сочетает государственный ум и волю с моральным совершенством. Он ищет в английской истории такого короля – и не находит.

Первые хроники Шекспира – о Генрихе VI и Ричарде III – отразили события феодальной войны Алой и Белой Розы (1455-1485). Драматург изображает трагедию народных бедствий, раздоров, мятежей, охвативших Англию. Самые тяжкие страдания выпадают на долю  народных масс. Доведенные до отчаяния голодом и нуждой, крестьяне восстают. Ими предводительствует Джек Кед. Он обещает народу, что «изменит все порядки», что «всё в королевстве будет общим», «денег тогда вовсе не будет». Народное восстание представлено, как бессмысленный бунт, приводящий к новым кровавым жертвам. Сам Джек Кед – обманщик, подкупленный одной из феодальных партий. Поэтому положение народа, поверившего ему,  еще трагичнее. Шекспир не верит в способность народных масс распоряжаться своей судьбой. Но, провозглашая необходимость государственного единства, хроники Шекспира объективно выразили интересы народа, тяжко страдавшего от феодальных распрей.

Монархи, изображенные в первых хрониках, не отвечают идеалу Шекспира. Генрих VI добр, человечен, но слабоволен, не способен справиться с феодальным своеволием.

Его убийца герцог Глостер, будущий Ричард III, – человек стальной воли и огромного ума. Но он рожден уродом, хромым горбуном. И один способ вознаградить себя за неполноценность для него, утвердить себя как личность – это захват престола. Ему неведомы сомнения, муки совести. Он обладает даром подчинять людей своей воле. Он испытывает наслаждение, играя судьбами людей.

Рисуя эту сильную личность, Шекспир, в отличие  от Марло, мерит достоинство человека не силой личности, а тем, на что эта сила направлена. Поэтому нет ему прощения. И когда Ричард уже на троне, к нему приходит страх – первая расплата за преступления. И гибель его неотвратима: против него поднято восстание, возглавляемое Ричмондом, будущим Генрихом VII.

Через все хроники проходит мысль Шекспира о том, что благосостояние государства не может покоиться на крови, через преступления нельзя прийти к общественному благу. Высокая цель – интересы английского государства – должна отстаиваться с помощью нравственно безупречных средств.

Трагедия «Юлий Цезарь» тоже говорит о власти, о монархе. Но и в античной истории своего идеала Шекспир не находит.

Трагедия «Ромео и Джульетта» стоит особняком. В ней нет гнетущей безысходности. И хотя «нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте», всё же на могиле погибших влюбленных происходит примирение враждовавших семейств, – в этом оптимизм трагедии.

Однако, на рубеже XVI – XVII вв. Шекспир всё острее ощущает противоречия жизни, во многом он разочаровывается. В стране происходит смена монарха после смерти Елизаветы. Ее наследником был сын Марии Стюарт шотландский король Яков VI. В Шотландии царил совсем другой политический уклад: там не было гражданской войны, которая в Англии привела к уничтожению верхушки старого феодального дворянства. Шотландские феодалы окружали короля и были опорой его власти. Существовало опасение, что произойдет поворот на старые феодальные пути. Эту тревогу разделяли все гуманисты, в том числе и Шекспир.

 В мировоззрении Шекспира  и всего английского гуманизма  наступает трагический перелом. Корни его – в противоречивости исторического процесса, породившего гуманистические иллюзии, а затем в ходе своего развития беспощадно опровергшего их. 

 Ярче всего умонастроение этого периода выражено в сонете № 66 (здесь приводится два перевода этого сонета). Шекспир утрачивает веру в светлые идеалы Возрождения, разочаровывается в любви и дружбе, испытав два предательства – и любимой женщины и любимого друга.

Я смерть зову, глядеть не в силах боле,   

Как гибнет в нищете достойный муж,

А негодяй живет в красе и холе;

Как топчется доверье чистых душ,

Как целомудрию грозят позором,

Как почести мерзавцам воздают,

Как сила никнет перед наглым взором,

Как всюду в жизни торжествует плут,

Как над искусством произвол глумится,

Как правит недомыслие умом,

Как в лапах зла мучительно томится

Все то, что называется добром.

Когда б не ты, любовь моя, давно бы

Искал я отдыха под сенью гроба.

                  (Перевод О.В. Румера)

                                                                          Измучась всем, я умереть хочу.

                                      Тоска смотреть, как мается бедняк

                                       И как шутя живется богачу,

                                       И доверять, и попадать впросак,

                                       И наблюдать, как наглость лезет в свет

                                       И честь девичья катится ко  дну,

                                       И знать, что ходу совершенствам  нет,

                                                                   И видеть мощь у немощи в плену,

                                       И вспоминать, что мысли заткнут  рот,

                                       И разум сносит глупости хулу,

                                       И прямодушье простотой слывет,

                                       И доброта прислуживает злу.

                                       Измучась всем, не стал бы жить  и дня.

                                       Да другу трудно будет без  меня.

                                                             (Перевод Б. Пастернака)

Каждый перевод интересен, в каждом звучит боль о том, как трагически несовершенен мир, как попраны все гуманистические идеалы недавнего прошлого, насколько бессилен человек, чтобы изменить мир. Глубокая скорбь о трагическом несоответствии идеала и действительности усугублялась и потерями в личной жизни: изменой в любви, смертью сына.

 

В творчестве Шекспира наступает новый период – трагический (1601 – 1608). В этот период Шекспир создает свои великие трагедии: «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Антоний и Клеопатра», «Кориолан», «Тимон Афинский», «Перикл».

К этому же периоду относятся две комедии: «Конец – делу венец» и «Мера за меру», а также сонеты, в которых звучат философские мотивы – тема Времени, не подвластного человеку, тема Красоты и Прекрасного и др.

По мнению известного театроведа профессора Г.Н. Бояджиева, три трагедии – «Гамлет», «Отелло» и «Король Лир» – можно представить в виде «трилогии». В самом деле, «Гамлет» – это трагедия сознания, «Отелло» – трагедия сердца, а «Король Лир» – трагедия духа.  Сознание (то есть, разум человека), его сердце и его дух – это и есть составляющие Личности Человека. Вот почему справедливо называть эти трагедии «трилогией».

Информация о работе Зарубежный театр