Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 00:24, курс лекций
Искусство – это образное воспроизведение действительности, это мышление в образах. Произведение искусства отражает жизнь и одновременно является результатом художественной деятельности мастера, создавшего это произведение.
Искусство существует только в человеческом обществе, в животном мире искусства нет.
Когда человек начал выделяться из животного мира, начал создавать орудия труда, у него зарождалась потребность осмыслить окружающий мир и себя самого в этом мире. Люди начинали жить большими племенами, в которых огромную роль играл человеческий род. Родоплеменная жизнь – это первобытный человеческий коллектив, человеческое общество. В нем и рождалась потребность понять окружающий мир, осмыслить его, осознать.
Трагедии этого периода заметно отличаются от трагедий первого периода творчества: они несут в себе глубокую философию автора, его раздумья о смысле жизни, о несовершенстве мира, в котором порок господствует, о невозможности этому противостоять.
Однако тяжелые восемь лет жизни проходят. Шекспир понимает, что этот мир не может быть изменён искусством, оно бессильно. Но веру в благотворную роль театра он еще не утрачивает.
Наступает третий период творчества – романтический (1609-1613).
Шекспир пишет пьесы фантастико-романтического и философского характера. Это – «Цимбелин», «Зимняя сказка», «Буря», хроника «Генрих VIII». Эти пьесы – уход от действительности в мир нереальный, сказочный, фантастический. Но эта иллюзорность мира осмыслена Шекспиром философски. Он теперь понимает, что обрести гармонию человек может только в мире иллюзии.
Этот период знаменит еще тем, что появляются опубликованные сонеты.
Больше ничего для театра, кроме названных выше пьес, Шекспир не пишет: то ли он разочаровался в возможности влияния театра на души людей, то ли исчерпал себя.
Но еще одно событие, по-видимому, повлияло на Шекспира: в 1613 году сгорело здание театра «Глобус». Причиной пожара было использование в спектакле трюка с выстрелом пушечного ядра. Ядро упало на крышу галереи и вызвало пожар. Здание театра не стали восстанавливать.
Правительство пуритан, вскоре пришедшее к власти, недовольное театром как рассадником безнравственности, свободомыслия, вообще уничтожило все английские театры в середине XVII века. И почти на полстолетия прервалось развитие английского театра.
Шекспир в 1613 г. возвращается в родной Стрэтфорд. Его лира замолкла. Больше он ничего не писал для театра. А в день своего рождения, 23 апреля 1616 г. Шекспира не стало. Он умер 52 лет от роду там же, где родился.
Английский театр после Шекспира
Драматургия Шекспира возникла не на пустом месте. Вокруг Шекспира – целая плеяда талантливых современников.
В социально-политической жизни Англии чем больше углублялась феодальная реакция при Стюартах, чем дальше отходили гуманистические идеалы и ближе надвигалась угроза гражданской войны, тем беспринципнее становилась драматургия. Публика посещает театры. Драматургов и пьес много. Но в пьесах – идейный и художественный упадок: утрачивается реализм в изображении жизни. Тенденция – развлекать во что бы то ни стало.
Первые десятилетия XVII века отмечены обострением социальных противоречий между растущей буржуазии и увядающим дворянством. Это не могло не оказывать влияния на всю английскую гуманистическую культуру и, конечно, на театр. В театре отмечается пестрота жанров, сюжетов, характеров. Среди множества идейно-художественных течений можно выделить два основных направления в ренессансной драматургии: демократическое и аристократическое.
Самым значительным художником демократического направления является Бен Джонсон (1573-1637), сын каменщика, затем студент, солдат, актер, драматург. Он был образованнейшим человеком своего времени, знатоком античной классики. В историю театра он вошел как создатель английской сатирической комедии. Его комедии отразили крах ренессансных иллюзий, трагическое отрезвление. На смену жизнерадостной поэтической шекспировской комедии пришла бытово-достоверная обличительная комедия Бена Джонсона.
Бен Джонсон опирался на традиции античной комедии, изучал теоретические труды римских и современных итальянских авторов и создал свою теорию комедии. Он требовал от комедии открытой дидактической тенденции, жизненного правдоподобия, последовательной типизации характеров. Особенно его занимала проблема комического характера. Он ввел в теорию комедии новое понятие, предвещавшее классицистский принцип построения характера, – юмор. По его мысли, юмор – ведущая черта комического характера, главная причуда, определяющая характер (у него даже две комедии имеют юмор в названии: «Всяк в своем юморе» и «Всяк вне своего юмора»).
Чаще всего основой юмора персонажей является гипертрофированный индивидуализм. Развенчание этого индивидуализма стало основной темой комедий Джонсона. Например, комедия «Вольпоне, или Лис» (1606). Здесь погоня за богатством – единственный побудительный мотив действий всех персонажей, их общий «юмор», главная страсть века.
Вольпоне – не мелкий жулик, он гений плутовства, философ стяжательства. Он притворяется смертельно больным и наслаждается тем, как вокруг него разгорается борьба вокруг его наследства. Чтобы завладеть наследством, надо угодить Вольпоне, и люди идут на все: юрист попирает законы, старик лишает сына наследства, муж тащит свою жену в постель Вольпоне. Все поглощены жаждой наживы. Здесь нет ни одного честного человека – все мошенники. Основная мысль комедии – несовместимость гуманистических представлений с действительностью. Отсюда сарказм, и смех его карающий.
Френсис Бомонт (1584 – 1616) и Джон Флетчер (1579 – 1625) – драматурги аристократического направления в английской драме. Они снисходительны к циничному индивидуализму современного человека. В их произведениях – проповедь аристократического гедонизма, чувственного наслаждения. Герои их комедий лишены подлинного душевного благородства, живут бездумно, спешат получить от жизни максимум удовольствий, ими управляют потребности плоти, а не духа.
Комедия Флетчера «Укрощение укротителя» (1606) писалась как полемический ответ Шекспиру. Ему показалось, что Шекспир проповедует рабскую покорность женщины мужчине. У Флетчера не Петруччио укрощает Катарину, а новая жена Петруччио, Мария, укрощает его самого. У Шекспира главное – любовь, и Петруччио укрощает Катарину не грубой силой, а любовью. А у Флетчера речь идет не о любви, а о ловкости: кто кого перехитрит. А в любви герои видят только плотскую сторону. В комедии Флетчера – блестящая интрига, веселая чехарда путаниц и смешных положений.
Самый распространенный жанр в творчестве Бомонта и Флетчера – трагикомедия, самая знаменитая – «Филастер» (1610), написанная в соавторстве.
В трагикомедиях Бомонта и Флетчера главное – внешняя занимательность сюжета, нагромождение событий, случайностей вместо раскрытия психологии персонажей. Они были поклонниками испанской драмы «плаща и шпаги», а также той особенности в содержании пьесы, что король – неприкосновенная фигура для театра и драмы.
Но эти пьесы благодаря своей театральности пользовались большим успехом у лондонской публики.
Итак, с Шекспиром ушли большие проблемы.
С Беном Джонсоном ушли последние остатки гуманистических идеалов.
С Деккером и Хейвудом (драматургами после Шекспира) кончилось реалистическое искусство.
Бомонт и Флетчер принесли с собой политическое раболепство.
«Трагедия ужасов» наводнила сцену мелодраматическими жестокостями, лишенными всякого жизненного смысла.
Значение английского театра Возрождения
Высокий реализм театра Шекспира был предопределен не только личным гением поэта. Всё его творчество было тесно связано с народной и национальной традицией. Он выражал взгляды передовых слоев общества, разделяющих гуманистические позиции.
Сила шекспировского реализма в способности к широчайшим историческим обобщениям, в обнажении глубочайших противоречий времени, в сохранении неиссякаемой веры в человека.
Таким образом, английский театр, развившись позже итальянского и испанского, создал на рубеже XVI-XVII в.в. искусство, идейная зрелость которого предопределялась зрелостью самого исторического процесса – процесса решительной ломки феодальных форм жизни и закладки новых основ буржуазного общества.
С закатом Возрождения аристократические тенденции в английском театре заняли господствующее положение. На сцене царили кровавые, мрачные трагедии ужасов, полные безысходности и предчувствия надвигающейся катастрофы. Всё более грозным становился голос пуритан, давно воевавших с театром, требовавших его закрытия как рассадника безбожия и разврата. В 1642 г., когда пуританская буржуазия захватила в Англии политическую власть, парламент издал акт о запрещении всех публичных зрелищ. Развитие английского театра было прервано на годы.
Однако пуритане не могли уничтожить память о великой эпохе английского театра.
Прошло время, и драматургия английского Возрождения, прежде всего драматургия Шекспира, вошла в плоть и кровь мировой театральной культуры, стала ее неотъемлемой частью, во многом определила путь ее развития. Сегодня нет ни одной страны, где бы ни ставились на сцене творения Шекспира. Великий английский поэт и драматург актуален в любую историческую эпоху.
Французский театр развивался под влиянием итальянской комедии дель арте. Но весь XVI век во Франции – нескончаемые феодальные войны, которые мешали развитию искусства и, в частности, становлению и развитию театра. Искусство может развиваться в обстановке стабильности общественной жизни, а стабильности не было. Стабилизация наступила в результате установления абсолютной монархии. Начало абсолютной монархии положено Генрихом IV, продолжено в годы правления кардинала Ришелье и завершено Людовиком XIV (прозванным «солнцем Франции»).
Абсолютная монархия как форма дворянской диктатуры явилась объединяющим началом общества, потому что Людовику удалось урегулировать интересы дворянства и буржуазии: были урегулированы политические противоречия, и в обществе сложилось равновесие политических сил. Каждому сословию в политической и экономической жизни было отведено соответствующее место. Это первое важное политическое завоевание абсолютной власти. Второе заключалось в том, что абсолютная монархия предоставила возможность для развития производства. Таким образом, прекратились войны, в обществе наступил мир, стало развиваться производство. Всё это породило веру в государство как «разум нации», и король – олицетворение этого разума.
Мыслители и художники положительно оценили идею «разумности государства», так как создались условия и для развития искусства, для творчества.
Идея «разумности» при Людовике XIV проникает во все сферы жизни. Устанавливается строгая регламентация (т.е. нормы общественного поведения) во всех областях жизни. От гражданина требуется выполнение государственных обязанностей – это долг гражданина перед государством (например, служба в государственном учреждении или служба в армии). Всё, что не соответствует государственным интересам, объявляется неразумным.
Господство разума устанавливается везде, в том числе и в литературе и искусстве.
В искусстве господство разума выразилось в новом художественном направлении, которое получило название классицизм (лат.classicus – образцовый).
Теоретики классицизма считали, что существует некая идеальная красота и абсолютный вкус. Воплощение идеальной красоты и вкуса они находили в произведениях античных писателей и художников – Гомера, Эсхила, Софокла и др. – и стремились подражать им в своем творчестве. Античное искусство – это образец для художников, писателей и поэтов. И самих поэтов, писателей, художников называли классицистами.
Классицизм как художественный стиль, и в особенности его ведущий жанр – классицистская трагедия, имеет отчетливое политическое содержание; в его основу положено прославление борьбы с эгоистическими страстями и проповедь самоотречения как высшее проявление героизма.
Основной трагической коллизией является столкновение между личным чувством и долгом.
Будучи стилем абсолютной монархии, классицизм характеризуется применением сословного принципа к различным жанрам (т.е., как в обществе существует иерархия сословий, так и в искусстве устанавливается иерархия жанров). Жанры делятся на «высокие» и «низкие»; к «высоким» относится трагедия; ее герои – короли, полководцы, придворные и т.д. В «низком» жанре – комедии героями могли быть горожане, простые люди. Герои трагедии призваны были растрогать зрителя своими страданиями, а герои комедии могли только смешить («смешные горожане» и «несчастные короли»)
Поскольку ведущим жанром классицизма стала трагедия, то мы рассмотрим все нормы классицизма на примере драматургии.
1. Итак, строгое деление искусства на жанры еще означало и строгие границы жанров; невозможность проникновения элементов одного жанра в другой.
2. Сюжет трагедии должен опираться на сюжеты античных писателей и поэтов. Основной трагический конфликт – борьба между личным чувством и долгом перед обществом, перед государством.
3. В драматургии устанавливается
4. В герое трагедии интересы государства должны превалировать над личными; он должен подавлять страсти силой разума; нравственный долг личности, нравственная ответственность перед обществом в том, что он интересы государства ставит выше личных и укрощает свои страсти, мешающие ему выполнить свой долг.
5. Как правило, в характере героя – одна ведущая черта, заслоняющая все остальные.
6. В сюжете должно быть немного внешних событий, побочных сюжетных линий быть не должно. На сцене совершается одно крупное событие, об остальных, случившихся за пределами сцены, персонажи только говорят, обсуждают их.
7. Главное средство воздействия в трагедии – слово. Речь героев возвышенна; это поэтическая речь. Ее создавал александрийский стих, которым писались трагедии. Это 12-стопный ямб с паузой посередине, чётко разделяющий строку на полустишия; строки рифмуются попарно.
Пример: П. Корнель «Сид», сцена из 3 акта (Химена – Эльвира).