Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 00:24, курс лекций
Искусство – это образное воспроизведение действительности, это мышление в образах. Произведение искусства отражает жизнь и одновременно является результатом художественной деятельности мастера, создавшего это произведение.
Искусство существует только в человеческом обществе, в животном мире искусства нет.
Когда человек начал выделяться из животного мира, начал создавать орудия труда, у него зарождалась потребность осмыслить окружающий мир и себя самого в этом мире. Люди начинали жить большими племенами, в которых огромную роль играл человеческий род. Родоплеменная жизнь – это первобытный человеческий коллектив, человеческое общество. В нем и рождалась потребность понять окружающий мир, осмыслить его, осознать.
Сценический помост выходил передней частью в зрительный зал. Главным местом действия был этот широкий просцениум, но существовала и задняя стена, отделенная от просцениума занавесом. Те эпизоды, которые игрались здесь, воспринимались как происходящие во внутренних покоях. Имелась еще и малая верхняя сцена в виде балкона; действие, происходящее на ней, воспринималось как действие в башне, на горе или в верхнем окне. Персонажи сами объявляли своими репликами, куда они переходят, а зрители уже в своем воображении видели новое место действия.
Декорацию составлял рисованный задник, изображавший улицу, лес или комнату; на сцене устанавливались детали меблировки или одинокое дерево. По этим признакам зрители понимали, что действие происходит в закрытом помещении или на лоне природы. Сценическая техника оставалась пока еще примитивной. Самой большой хитростью были люки и машины для летания и изображения облаков. Но публику эта бедность не смущала. Она попадала в стремительный вихрь событий и верила всему, что происходило на сцене. Увлекшись игрой актеров, зрители не ощущали грани между актером и сыгранным им героем, поэтому случалось, что актеру, игравшему предателя, не продавали в лавках, если он что-то хотел купить, от него отворачивались. А если он играл благородных героев, ему давали взаймы, приглашали в гости и даже знатные господа заискивали перед ним.
Любовь испанцев к своему театру была неодолимой: мастеровые, торговцы бросали свои дела, чтобы «поглядеть комедию». А спектакли шли почти ежедневно и начинались рано: зимой в 2 часа дня, весной – в 3, летом – в 4 часа дня, потому что театр был под открытым небом. Гостиничные дворы всегда были полны зрителей. Сыграть вяло или фальшиво перед такими зрителями было просто невозможно. От публики часто зависела судьба не только артиста, но и драматурга. Сохранился такой анекдот. Некий молодой драматург написал пьесу и очень боялся, чтобы ее не провалили постоянные посетители театра. Поэтому он решил пойти к мадридскому сапожнику, который был как бы лидером постоянных зрителей, чтобы заручиться его поддержкой. Вместе с пьесой он передал сапожнику мешочек с золотыми монетами. Когда он через несколько дней пришел за ответом, сапожник сказал ему, что, к сожалению, он не может одобрить его пьесы, и возвратил ему вместе с рукописью деньги, и пьеса была провалена.
Ход спектакля обычно бывал таким: актер и актриса выходили на сцену с гитарой и пели популярные песни. После этого появлялся хозяин труппы или первый актер и произносил лоа (хвалу) – пролог, в котором расхваливалась пьеса, ее автор, публика (присутствующие на спектакле городские власти, местные дамы), а в конце он просил зрителей быть снисходительными и благосклонными и одобрить искусство драматурга и актеров. После этого начинался спектакль.
После обязательной любовной завязки с переодеваниями, путаницами начинается интермедия с комическими персонажами фарсового характера. Далее продолжается спектакль по сюжету. Интрига стремительно запутывает все взаимоотношения, невозможно предугадать развязки. Снова следует фарсовая интермедия с плясками и куплетами. Затем снова продолжается основное действие по сюжету в стремительном темпе, и наступает финал: все узлы распутаны, все влюбленные пары бросаются в объятия друг другу, и все завершается свадьбой с песнями и плясками – идет общий танец с куплетами и шутками.
Организация театрального дела в Испании
В 70-80-х гг. XVI века возникает сеть публичных театров и большое количество театральных трупп. В это период в Испании гастролировала итальянская комедия дель арте. Она оказала заметное влияние на расцвет испанского театра, что выразилось не только в актерском искусстве, но сказалось и на эстетике сценического искусства, и на организации театрального дела.
В 1608 г. появилось специальное «Законоуложение о театрах», в котором говорилось о цензуре, о разрешении или запрещении ставить ту или иную пьесу, о создании новых театров, об их статусе. Королевский Совет назначал Протектора – руководителя всех театров, который и ведал, кроме всех перечисленных дел, еще и финансовыми. В «Законоуложении» обращалось внимание на бытовые вопросы жизни труппы, на этику отношений в труппе. В нем, в частности, говорилось:
Конечно, намерения властей были серьёзны. Но некоторые запреты все-таки нарушались.
Актерских трупп было много; одни из них выступали, где придется, вели бродячий образ жизни; другие – так называемые «королевские» – играли в корралях, в домах знатных вельмож. Таких привилегированных трупп в Испании было 12; они играли ведущую роль в испанском театре «золотого века». В труппе было от 10 до 22 актеров (обычно – половина мужчин, половина женщин). Во главе труппы стоял актер – мастер на все руки: он совмещал в себе актера, режиссера, директора, администратора. Испанский актер должен был уметь делать всё: играть в драмах, комедиях, интермедиях, петь, танцевать. Очень ценилось умение импровизировать. От актера требовалась правдивость игры, он должен был вживаться в роль.
За свой труд актеры получали приличное вознаграждение, так что актеры считались богатыми людьми.
Театр будил в людях героический энтузиазм и патриотизм, которые должны побеждать душевную сумятицу. Театр будил воображение, показывая эпизоды рыцарства, чтобы оно вошло в жизнь; показывал страстную, верную любовь, чтобы и в жизнь вошла такая же любовь. Театр, таким образом, пытался улучшать нравы, отражая и преображая жизнь.
Усилия феодально-католической реакции притушили светочи театра испанского Возрождения. Однако, сохранился репертуар Сервантеса, Лопе де Веги, Тирсо де Молины и лучшие творения Кальдерона. Эти пьесы навеки остались великими живыми памятниками «золотого века» испанского театра.
АНГЛИЙСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Английский театр
Культурное движение, возникшее в ряде стран Западной Европы в XIV-XVI в.в. и получившее название Возрождения, было вызвано ростом производительных сил в недрах феодального общества и развитием новых форм общественных отношений; оно знаменовало собой начало разложения феодального строя.
Передовые мыслители и писатели Возрождения боролись за духовное раскрепощение человеческой личности. Они провозглашали право человека на земные радости; прославляли красоту человеческих чувств и необъятные силы и возможности разума человека. В центре их внимания была человеческая личность с ее многосторонними запросами и интересами. Поэтому мыслителей и писателей этой эпохи называют гуманистами (от латинского слова humanitas – человечность или humanus – человечный).
Эта эпоха породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености.
Подлинные культурные ценности и высокие образцы искусства гуманисты видели в культуре и искусстве древней Греции и Рима.
Несмотря на большие
завоевания во всех сферах
человеческой культуры, эпоху Возрождения
было бы неверно представлять
как некий «золотой век»
Прогресс в экономике осуществлялся ценой жесточайших страданий народа.
Прогресс в духовной сфере, в культуре выявляет поразительные контрасты в поведении людей, где жестокость, предательство, подлость, лицемерие соседствуют с благородством, преданностью, добротой, любовью, красотой. Эти контрасты с удивительной прозорливостью подметил Шекспир в сонете № 66 (здесь он в переводе О.В. Румера):
Я смерть зову, глядеть не в силах боле,
Как гибнет в нищете достойный муж,
А негодяй живет в красе и холе;
Как топчется доверье чистых душ,
Как целомудрию грозят позором,
Как почести мерзавцам воздают,
Как сила никнет перед наглым взором,
Как всюду в жизни торжествует плут,
Как над искусством произвол глумится,
Как правит недомыслие умом,
Как в лапах зла мучительно томится
Все то, что называется добром.
Когда б не ты, любовь моя, давно бы
Искал я отдыха под сенью гроба.
Особенности исторического развития Англии в XVI веке
Старинная феодальная знать была ослаблена и несколько оскудела уже с конца ХV века из-за многочисленных и долголетних феодальных войн. Война Алой и Белой розы (1455-1485), развязанная двумя феодальными родами – Ланкастеров и Йорков, – завершилась победой Ланкастеров; младший их представитель Генрих Тюдор – родоначальник династии Тюдоров – стал королем. Его поддержало так называемое «новое дворянство» и крепнущая буржуазия. С 80-х годов XV века в Англии устанавливается система абсолютизма, который в XVI веке, при Генрихе VIII и Елизавете Тюдор, переживает прогрессивный этап своего развития. Королевской власти удалось выйти из-под влияния католической церкви, значительно ослабить феодалов, претендовавших на власть. Абсолютизм этого периода способствовал национальному объединению страны, развитию промышленности, сельского хозяйства и торговли.
Королевская власть опирается на «новое дворянство», которое появляется из среды среднего сельского дворянства, принимавшего участие в развитии промышленности. Создаются также и условия, при которых становится возможным за деньги купить дворянский титул и герб.
Англия известна производством сукна. Для этого требовалось развитие овцеводства, следовательно, нужны были пастбища для овец. Поэтому крестьяне сгонялись с земель, разорялись и пополняли собой армию нищих и бездомных бродяг. Для борьбы с бродяжничеством правительство издает законы, на основании которых бродяг бросают в тюрьмы. Это вызывало рост народного недовольства и, как следствие, народные восстания.
Развитие торговли и мануфактуры требовало новых рынков, расширения международных связей. Англия, имея островное географическое положение, всегда обладала хорошим флотом. Но в XV-XVI вв. на морских путях владычествовала Испания, мореплаватели которой проложили много новых морских путей к новым странам. Столкновение протестантской Англии и католической Испании становится неизбежным. И в 1588 г. в проливе Ла-Манш происходит сражение английского флота с «Непобедимой Армадой» Испании, которое закончилось победой англичан. Это возвысило Англию как морскую державу, у нее завязывались торговые отношения с самыми отдаленными странами, появлялись новые рынки сбыта.
Весьма распространенной формой обогащения было пиратство. Некоторые из них были на службе у королевы (так называемые «королевские пираты»), они приносили немалый доход в казну; капитаны Гаукинс и Френсис Дрейк были пожалованы королевой в адмиралы.
Сильная королевская власть отвечала интересам слагавшейся нации. Но она же подвергла гонениям многих выдающихся мыслителей, поддерживавших ее.
Английские гуманисты
Гуманистическое движение формировалось в Англии в процессе борьбы с католицизмом, который выражал идеологию феодальной реакции. Эту борьбу вела сама королевская власть. Эту борьбу поддерживала буржуазия и новое дворянство: церковные земли переходили в их собственность.
Таким образом, гуманизм имел мощную поддержку и открыто вел свою антиклерикальную критику – с подмостков народного и придворного театров.
Томас Мор (1478-1535) – философ, писатель, автор романа «Утопия», в котором рисует общество, где нет эксплуатации и частной собственности, общество, в котором все равны перед законом. Это первое, во многом наивное представление о социалистическом обществе, за что Томаса Мора называют социалистом-утопистом.
Томас Мор поддерживал королевскую власть; он достиг высокого поста лорд-канцлера. Но Генрих VIII боролся с католической церковью, мешавшей установлению его абсолютной власти. А Томас мор был по вере католиком, и он отказался отречься от своей веры и принять англиканскую церковь. За это он был обвинен в государственной измене и казнен.
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) – философ-материалист. Он придавал огромное значение знаниям, полученным в результате эксперимента, высоко ценил естественные и точные науки (математику, физику, астрономию).
Кристофер Марло (1564-1593) – гениальный драматург, истинный родоначальник английской ренессансной драмы. Сын сапожника, бедняк, обучавшийся на гроши и достигший звания магистра. После окончания Кембриджского университета ему открывалась духовная карьера. Но он отказался от нее в пользу литературной и театральной деятельности. Он отличался не только глубокой начитанностью, но и дерзостным вольномыслием, смелостью, независимостью суждений. В трагедии «Тамерлан Великий» он, по словам своего современника, «изгоняет Бога с небес руками Тамерлана». Королевский Тайный совет усмотрел в этой трагедии призыв к смуте, и по его приказу подосланным агентом Марло был убит.
Томас Кид (1557-1595) – драматург, автор ряда трагедий, положивший начало жанру трагедии мести на английской сцене. В его трагедиях (например, в «Испанской трагедии») герой мстит своим врагам за убийство сына и гибель жены, в конце погибает сам. Ему принадлежит одна из первых версий о Гамлете в драматургии.
Английская драматургия и театр в XVI веке
В английском средневековом театре основными жанрами были не столько мистерии, сколько моралите, а также интерлюдии (это короткие сценки комического, а иногда и сатирического характера, остро высмеивавшие людские пороки. Так именовались в английском театре фарсы).