Зарубежный театр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 00:24, курс лекций

Описание работы

Искусство – это образное воспроизведение действительности, это мышление в образах. Произведение искусства отражает жизнь и одновременно является результатом художественной деятельности мастера, создавшего это произведение.
Искусство существует только в человеческом обществе, в животном мире искусства нет.
Когда человек начал выделяться из животного мира, начал создавать орудия труда, у него зарождалась потребность осмыслить окружающий мир и себя самого в этом мире. Люди начинали жить большими племенами, в которых огромную роль играл человеческий род. Родоплеменная жизнь – это первобытный человеческий коллектив, человеческое общество. В нем и рождалась потребность понять окружающий мир, осмыслить его, осознать.

Файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ ТЕАТРА - ЛЕКЦИИ.doc

— 2.39 Мб (Скачать файл)

Химена. Мы, наконец, одни, и я могу свободно

                Явить перед тобой, как стражду  безысходно,

                Могу печальный вздох не подавлять  в тиши,

                Могу тебе раскрыть всю скорбь моей души.

                Да, мой отец убит; Родриго дерзновенный

                Омыл свой первый меч в его  крови священной. 

8. Искусство должно пропагандировать  существующую общественную мораль: герой, борясь за свою цель, служит общей идее, создает некий моральный кодекс (борьба за свое личное достоинство, за свою честь, а более широко – за достоинство нации, за ее свободу).

 

Теорию трех единств впервые сформулировали итальянские гуманисты в XVI веке. Филолог и критик Лодовико Кастельветро впервые (1570 г.) сформулировал «три единства» в своих комментариях к «Поэтике» Аристотеля и показал их взаимозависимость. Главное единство – единство действия – он выводит из второстепенных (места и времени); оно их венчает, они его обусловливают.

Затем, спустя почти сто лет, в 1657 г. аббат  Д’ Обиньяк в своем труде «Практика театра» обосновал эти три единства как важнейшее условие драмы.

И только в 1674 г. Н. Буало, подводя итоги художественной практике французского театра, в своем поэтическом произведении «Поэтическое искусство» утвердил закон трех единств как важнейший, обеспечивающий художественную целостность произведения. (О процессе формирования классицизма подробнее сказано в разделе о сценическом искусстве).

 

Драматургия классицизма

 

Самыми яркими представителями классицистской трагедии являются Пьер Корнель и Жан Расин. Однако их произведения нельзя считать иллюстрацией теории трех единств; они стремились отражать правду жизни.

 

Пьер Корнель (1606-1684) начал с написания комедий и трагедий, которые имели успех. Вершина его творчества – трагедия «Сид» (1636) – написана не на античный сюжет, а является переделкой пьесы испанского драматурга Гильена де Кастро «Юные годы Сида». В основе – рыцарский сюжет о борьбе любви и долга. Дон Диего, отстаивая честь своего рода, требует, чтобы его сын Родриго отомстил за него. Родриго вызывает на дуэль графа Гормаса, оскорбившего его отца, и убивает его. Но граф – отец его возлюбленной – Химены. Личная честь – антагонист любви. Если бы Родриго не смыл кровью оскорбление, нанесенное его отцу, он был бы недостоин любви Химены.  Химена должна возненавидеть его. Но в ней вспыхнула затаённая любовь. Подчиняясь дочернему долгу, она требует смерти Родриго, но не может побороть свою любовь, потому что Родриго, совершив подвиг чести, стал в ее глазах еще более достоин любви.

Оба они защищают честь своего рода.

Но Родриго, подчиняя свои чувства долгу, следует велениям разума; убив графа, он восстанавливает идею человеческого достоинства.

А месть Химены  преследует только личную цель. Но Химену восхищают  нравственные достоинства Родриго – суровая неподкупность, честность, искренность, военная доблесть, – всё это идеальные нормы человеческого характера. И она протягивает руку Родриго. 

Спектакль имел огромный успех. Но против трагедии ополчилась Французская Академия по указанию Ришелье. После шестимесячного изучения трагедии было опубликовано «Мнение Академии»:

  • нарушены все единства: действие охватывает не 24, а 36 часов; протекает не в одном определенном месте, а на всей территории города; в единую линию событий вклинивается эпизодическая тема любви инфанты к Родриго;
  • завязка трагедии (пощечина) недостойна высокого жанра трагедии;
  • события нагромождены одно на другое;
  • нарушается александрийский стих в некоторых местах;
  • сюжет не античный; академики считали, что «лучше разработать сюжет вымышленный, но разумный, чем правдивый, но не отвечающий требованиям разума»;
  • более того: Ришелье усмотрел в этом еще и политические мотивы – во время войны Франции с Испанией автор вывел на сцене в героическом плане испанское рыцарство, чем оказал услугу партии королевы-матери, враждебной кардиналу.

И трагедия была запрещена. На сцену она возвратилась спустя несколько лет.

 

Жан Расин (1639-1699) обогатил жанр классицистской трагедии глубокой этической проблематикой и психологической обрисовкой характеров. Сюжеты его трагедий более просты.

Особенностью его трагедий было следующее. Высшим критерием оценки общественного поведения человека было не его служение государству, а моральная  стойкость и верность нравственному долгу.

Ранние трагедии написаны в духе Корнеля.

Первая трагедия зрелого драматурга – «Анромаха» – имела большой успех. (Чистая и мужественная Андромаха сумела устоять против угроз и страсти царя Пирра).  Это был намек в сторону короля Людовика XIV. Борьба Андромахи и Пирра имела глубокий общественный смысл: столкновение деспотического своенравия и гражданских прав. 

Другие трагедии тоже написаны на античные сюжеты.

Гражданская тема в трагедиях Расина заменяется моральной, так как гражданские начала во второй половине XVII века изжили себя. Расина волнует теперь моральное совершенство человека. Он критикует человеческую порочность, а не общественное устройство. Но, поднимая семейные темы, он доводит их до такой трагедийной высоты, что в них отражаются общественные стороны жизни.

«Федра» (1677) – по мотивам Еврипида и Сенеки – наиболее совершенная его трагедия.  Героиня наделена благородным рассудком, но одержима непреодолимой страстью. Трагический конфликт выражен в столкновении морали и страстей. Федра любит своего пасынка Ипполита, любит страстно, слепо, без надежды на счастье. Она понимает греховность своей страсти, переживает величайшую муку, но не может пойти на компромисс с совестью.

Федра не общественную мораль приспосабливает к себе, а себя подчиняет морали и тем самым утверждает естественную нравственность как общественную норму поведения людей.

После множества трагических ситуаций. Не видя выхода из них, Федра убивает себя.

В «Федре» поэтический талант Расина достиг своей вершины, но именно в это время завистники нанесли ему жесточайший удар, добившись провала «Федры». Расин надолго ушел из театра. Впоследствии им были написаны еще две трагедии, новаторские по сути. Но Людовик XIV выразил неудовольствие, и Расин больше уже не писал.

Трагические спектакли Корнеля шли в театре «Марэ», Расина – в театре «Бургундский Отель».

                                                     

МОЛЬЕР

 

Жан-Батист Мольер (13.01.1622 – 17.02.1673) – величайший драматург французского и мирового театра.

Настоящее имя – Жан-Батист Поклен. Он родился в очень состоятельной семье королевского обойщика, получил хорошее образование, которое позволяло ему заняться юриспруденцией. Но он увлекся театром. В 1643 г. он организовал любительскую труппу, которую назвал «Блистательный театр». Однако через два года этот театр развалился, оказался в огромных долгах. Руководителю театра грозила долговая тюрьма, и отцу пришлось заплатить все долги сына. Отец надеялся, что этот провал отрезвит сына, и тот «возьмется за ум». Но сын остался верен театру.

С 1645 г. начинается провинциальный период в жизни Мольера, который продлился до 1658 года. Он вступил в бродячую труппу Шарля Дюфрена, взял себе псевдоним Мольер. И начался очень важный период в его творческой жизни – период накопления мастерства. Мольер сменил амплуа, стал играть комические роли. К нему скоро пришла популярность. С 1650 г. он становится руководителем этой труппы. И как руководитель он понял, что театр должен иметь свое лицо, а для этого нужен свой репертуар. И Мольер решил сам создавать комедии для своей труппы. Первые его пьесы были подражательными комедии дель арте. В них был персонаж – ловкий слуга Маскариль. Слава театра росла и достигла Парижа. Мольер решил ходатайствовать перед королем о возможности выступить в Лувре.

24 октября 1658 г. труппа Мольера впервые  выступила в Лувре перед королем. Показанная трагедия не имела  успеха, но после нее актеры  сыграли комедию, успех которой  был таков, что король распорядился  оставить театр в Париже.

С 1658 г. начался парижский период в жизни Мольера. Однако театру Мольера было предложено играть в театре Пти-Бурбон, в очередь с итальянской труппой комедии дель арте («Комеди Итальен»). Это «соревнование» было не в пользу Мольера: у итальянцев была намного выше актерское мастерство, богаче костюмы, реквизит. Но театр с этими трудностями справлялся.

В 1659 г. была показана премьера первой парижской комедии «Смешные жеманницы». Она имела оглушительный успех и породила первый скандал. Мольер использовал приемы фарса, чтобы высмеять нравы аристократов. (В комедии слуги переодеваются в платья своих господ и начинают вести себя, подражая своим господам. Это было узнаваемо, многие аристократы узнали себя и потребовали запрещения комедии).

По содержанию комедия имела большое общественное значение; это была сатирическая карикатура на аристократию.

В 1660 г. одноактная комедия «Мнимый рогоносец или Сганарель» имела также большой успех и привлекла внимание короля, но вызвала неприязнь аристократов. Труппу Мольера стали пытаться выжить из театра «Пти-Бурбон» и под предлогом ремонта Лувра (а здание «Пти-Бурбон» примыкало к Лувру) труппу перевели в театр «Пале-Рояль». Однако здание «Пале-Рояль» нуждалось в капитальном ремонте. Целый год, пока шел ремонт, труппа не играла, но никто из актеров не покинул труппы. Через год возобновились спектакли. Но первый спектакль после годового перерыва ознаменовался провалом. Зато следующий дал огромный успех.

1662 г. – появились две комедии: «Школа мужей» и «Школа жен». Это уже – «высокая комедия». В этих пьесах критиковалась эгоистическая мораль и семейный деспотизм. Широкая публика горячо приняла их, а привилегированные слои общества обвинили Мольера в дурном вкусе.

Ответом на критику стала комедия «Критика школы жен», в которой Мольер высмеивал своих противников, но самое главное – устами своих персонажей он развернул целую программу нового направления в драматургии.

Мольер противопоставляет своих живых героев надуманным героям Корнеля и Расина.

Мольер считает, что гораздо легче говорить о высоких чувствах, воевать в стихах с фортуной, чем приглядеться к смешным чертам в человеке и показать пороки общества так, чтобы это было занимательно. Этим самым Мольер противопоставил свое живое  творчество драматургам-классицистам с их условностями характеров и обстоятельств.

На Мольера нападали не только те, кто узнавал себя в комедиях, но и коллеги (Ж. Расин). Сложности были еще и оттого, что Мольер (как и Расин) привлекался для устройства королевских увеселений, но «придворные» пьесы славы ему не прибавили, а жизнь усложнили и борьбу его обострили.

Период с 1664 по 1669 гг. – время наиболее отрой борьбы с противниками и время написания самых острых сатирических комедий.

1664 г. – «Тартюф» - 1-я редакция; 1667 г. – 2-я редакция; и только в 1669г. пьеса появляется на сцене.

1665 г. – «Дон Жуан».

1666 г. – «Лекарь поневоле», «Мизантроп».

1668 г. – «Амфитрион», «Жорж Данден», «Скупой».

1669 г. – «Господин де Пурсоньяк».

1670 г. – «Мещанин во дворянстве»

1671 г. – «Плутни Скапена».

1672 г. – «Ученые женщины».

1673 г. – «Мнимый больной».

В этих пьесах Мольер подвергает осмеянию и обличению  в с е социальные силы – духовенство, аристократию, буржуазию – на которые опиралась абсолютная власть.

17 февраля 1673 г. шло четвертое представление  «Мнимого больного». Мольер чувствовал себя плохо, а зрителям казалось, что он очень натурально играет. Но ему стало совсем плохо. Актеры на носилках донесли его до дому, где он через некоторое время скончался. У его постели не было ни врача, ни священника. Церковь запретила хоронить Мольера на кладбище. Разразился скандал, и пришлось вмешаться королю. Мольера похоронили за оградой кладбища, где хоронили обычно бродяг и собак. Лишь через много лет прах Мольера будет перенесен в достойную усыпальницу.

 

Значение творчества Мольера велико. Мольер создал французскую классическую комедию, отличающуюся полнокровностью, жизнерадостностью, здоровым народным юмором, в то же время глубокую, насыщенную передовыми идеями своего времени. С именем Мольера в драматургию пришла «высокая» комедия.

Герои Мольера не были оторваны от жизни, они жили и действовали под влиянием жизненных, а не надуманных страстей; они не рассуждали, а действовали.

Мольер создал типы людей.

Театр Мольера отличался самобытностью, жизненной достоверностью. От актеров он требовал строить образ на житейской наблюдательности, исходить из жизненной правды, а не придуманной условности.

Мольер вошел в мировую комедиографию и занимает достойное место в мировой драматургии, наряду с Лопе де Вегой и Шекспиром.

 

 

Классицизм в искусстве актера и в сценографии.

(О том, как  шел процесс развития театра  классицизма)

Информация о работе Зарубежный театр