Зарубежный театр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 00:24, курс лекций

Описание работы

Искусство – это образное воспроизведение действительности, это мышление в образах. Произведение искусства отражает жизнь и одновременно является результатом художественной деятельности мастера, создавшего это произведение.
Искусство существует только в человеческом обществе, в животном мире искусства нет.
Когда человек начал выделяться из животного мира, начал создавать орудия труда, у него зарождалась потребность осмыслить окружающий мир и себя самого в этом мире. Люди начинали жить большими племенами, в которых огромную роль играл человеческий род. Родоплеменная жизнь – это первобытный человеческий коллектив, человеческое общество. В нем и рождалась потребность понять окружающий мир, осмыслить его, осознать.

Файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ ТЕАТРА - ЛЕКЦИИ.doc

— 2.39 Мб (Скачать файл)

 Это связано с тем, что в Англии рано начали  развиваться города в силу относительной слабости английского феодализма.

Моралите – пьесы аллегорически-назидательного содержания, где, наряду с живыми персонажами, действовали условные фигуры, олицетворения отвлеченных пороков и добродетелей (Ложь, Добро, Жалость, Ревность, Надежда, Жадность и пр.).  При этом моралите, включая в себя, помимо религиозных и аллегорических персонажей, исторических действующих лиц, разрасталось до размеров мистерии. А если в моралите сохранялся чисто религиозный сюжет, то в него вставлялись бытовые комические эпизоды, в которых звучали и сатирические мотивы.

Борьба против католичества при Генрихе VIII окончательно подорвала престиж религиозной драматургии. А при Елизавете мистерии были вообще запрещены.

Гуманист Джон Растелл в своей «Интерлюдии о природе четырех стихий» (1519) вместо традиционных фигур моралите вводит такие персонажи, как Жажда знания, Дама Природа, Опыт, которым противопоставлены дьявол Невежество, блудница Жажда удовольствий. Борьба завершается победой просвещения, торжеством науки над богословием и суеверием.

В иных случаях в моралите вводилась социальная тематика, что делало возможным постепенное формирование  внутри драматургии жанра исторической хроники. Но наполнение аллегорических фигур, действующих в моралите, новым идейным и политическим содержанием не могло породить нового искусства. Схематизм и условность старых форм превращали исторические события в некую отвлеченную театральную игру.

Школьная драма тоже была популярна. Профессора и преподаватели университетов и колледжей сочиняли пьесы, в которых пытались подражать  образцам античной трагедии. В этих пьесах играли студенты и школьники.

Но всё это были подступы к будущему развитию драматургии. Её стремительное развитие началось в 80-х годах XVI века и завершилось творчеством Шекспира. Предшественниками Шекспира были Грин, Кристофер Марло, Томас Кид и ряд других драматургов. Они – творцы новой драмы сами были выходцами из демократической среды и стали независимыми профессиональными писателями, смелыми вольнодумцами, близкими по духу народной аудитории. Их называли «университетскими умами», потому что все они учились в университетах и были весьма образованными людьми.

И деятелями площадного театра стали люди высокой культуры.

«Буйным гением Возрождения» называют истинного родоначальника ренессансной драмы Кристофера Марло (1564-1593). Его трагедия «Тамерлан Великий» (1587-1588) представляет собой драматизированную биографию знаменитого восточного завоевателя конца XIV века. Марло придал ему силу и облик легендарного богатыря. Но он отступил от исторической правды, превратив Тамерлана из знатного феодала в «низкородного пастуха», который только силой своей воли, энергии и ума поднялся над законными правителями. В борьбе Тамерлана против «владык земли» Марло интересуют не реальные военные события прошедших веков, а величественный пример превосходства личного достоинства человека над высокородным происхождением. Победа Тамерлана – это торжество нового человека, вырвавшегося на широкий простор жизни, человека, осознавшего свою огромную силу, свой творческий гений. Но пафос утверждения сильной личности, по сути, сводится к эгоистическому самоутверждению, при котором человек оказывается свободным от законов морали. Поправ власть, Тамерлан сам становится деспотом, жаждет стать властелином мира, божьим бичом, устрашающим народы. Таким образом, Тамерлан утверждает право сильного подавлять слабого. Автор не осуждает своего героя, напротив, он возвеличивает его.

В «Трагической истории доктора Фауста» (1588) сила человеческой личности раскрывается в другом  аспекте. Здесь герой жаждет знаний и радостей жизни. Продав свою душу Мефистофелю, он обретает знания, которые делают его всемогущим. Но в замыслах Фауста нет стремления познать противоречия нового времени (это станет главной чертой философских героев Шекспира).

Освобожденное сознание Фауста приводит его только к личному самоутверждению и не спасает от трагического одиночества и потери веры в свои силы. Драма завершается раскаянием Фауста. И, несмотря на традиционный финал средневекового сюжета (раскаяние за свой грех), Марло сумел выразить в духовном облике Фауста титаническую силу борьбы за свободу мысли.

Трагедия «Эдуард II» – последняя пьеса Марло. Она основана уже не на легендах, а на материале исторических хроник. Здесь герои обрисованы реалистичнее, и язык их более прост и сдержан.

Впоследствии этот жанр получит блистательное развитие у Шекспира.

Пьесы Томаса Кида (1557-1595) во многом сохранили традиции «кровавой драмы». И в «Испанской трагедии» (1587) и в «Гамлете» разрабатывается тема мести. Здесь отчетливо ощущается влияние Сенеки: изобилие жестокостей, кровавых эпизодов, смертей. Но это искупается большими достоинствами. Впервые четко и с огромным правдоподобием дана интрига. Пьесы отличаются композиционным мастерством, искусством показать развитие характера, вплетенное в действие. В его «Испанской трагедии» впервые появляется фигура драматического злодея.

Второй выдающийся современник Марло – Роберт Грин (1558-1592), создав несколько исторических пьес под влиянием Марло, достиг наибольшей оригинальности в своей героической комедии «Джордж Грин, векфильдский полевой сторож» (1592).

Предшественники Шекспира заложили основы нового типа ренессансной трагедии и комедии; с подмостков народной сцены прозвучали важные идейные, философские и моральные истины, был показан титанический герой, овеянный духом времени, мужественный, дерзкий человек нового склада. Но в этой ильной индивидуальности еще не было заинтересованности судьбой народа, не было связи между личным самоутверждением и осознанием ответственности перед обществом. Величие человека пока что утверждалось только как способность выйти из феодального или теологического подчинения. Такие идеи, как борьба за народную правду, за гуманистический идеал перед героями драм, написанных до Шекспира, еще не стояли.

                                                            

 

Театр

 

До 70-х годов XVI в. постоянных общедоступных театров в Англии не было. Существовал придворный театр для короля, его семьи и приближенных. А для широкой публики – странствующие труппы актеров, которые останавливались в городах, поселках, иногда в замках вельмож, если их туда допускали.

Ведя бродячий образ жизни, актеры подпадали под суровые законы против бродяг, а значит, они могли быть брошены в тюрьму за бродяжничество. Чтобы этого избежать, актеры искали покровительство знатных особ, именами которых они называли свои труппы (в этих случаях их называли Слугами лорда … или графа…).

В 1576 г актером и театральным деятелем Джеймсом Бербеджем (а ранее – плотником) был построен театр в предместье Лондона, на берегу Темзы, за городской чертой. Он получил название «Глобус». Это место было захолустьем. Чтобы попасть в театр, люди должны были переправляться через Темзу на лодках.

 Постепенно стали возникать  и другие театральные здания, и в конце 90-х годов их было уже девять. Самый большой из них – «Глобус». Впоследствии актером, драматургом и пайщиком этого театра станет Шекспир.

«Глобус» был общедоступным театром, его зрителями были и простолюдины, в отличие от частных театров, которые были для избранной  публики.

 

Устройство театра

 

Театр представлял собой многогранник, обнесенный высокой стеной. Крыши он не имел. Вдоль внутренних стен помещались крытые галереи и ложи для более богатой публики; публика победнее занимала пространство между сценической площадкой и ложами и смотрела спектакль стоя.

Представление шло при дневном свете, поэтому передняя часть сценической  площадки находилась тоже под открытым небом.

Занавеса не было. Задняя часть сцены была под навесом; задняя стена служила декорацией. Это была стена «костюмного дома», где актеры переодевались и гримировались.

Не было в этом театре и декораций, и место действия обозначалось шестом с табличкой, на которой значилось, где происходит действие («лес», «тронный зал», «берег моря» и т.д.). Представление шло без антрактов.

В английском театре не было женщин-актрис: женские роли играли мужчины, девушек – мальчики-подростки. К 90-м годам выдвинулось несколько выдающихся актеров: трагик Ричард Бербедж, сын Джеймса Бербеджа, комик Уильям Кемп и другие. Состав труппы был невелик – от 8 до 14 человек, которым иногда приходилось играть в спектакле несколько ролей, так как действующих лиц бывало до 20.

Своей вершины театр европейского Возрождения достиг на английской почве – в творчестве величайшего драматурга Уильяма Шекспира. Театр Шекспира был не только итогом развития национального английского театра, но и суммировал достижения всей предшествующей драматургии древнего и нового времени.

 

ШЕКСПИР (23 апреля 1564 – 23 апреля 1616)

 

О личности Шекспира сохранились очень скудные сведения. Отдельные даты и факты его биографии восстановлены по отрывочным свидетельствам, косвенным данным. Почему? Теперь Шекспир признан одним из величайших писателей мира. Он – гордость человечества. Но в глазах современников Шекспир не был значительной величиной, его не считали великим. Свои произведения он писал для общедоступного народного театра. А театр считался развлечением сравнительно низкого рода. Достаточно сказать, что в пределах Лондона городские власти не разрешали строить театры и давать публичные представления. Они видели в театрах источник разложения нравов. Театры строились за городской чертой.

Хотя актеров жаловали при дворе и приглашали туда давать представления, зрители не интересовались, кто сочинил ту или иную пьесу. Первые издания Шекспира были анонимными (так было принято). Автор продавал свою пьесу театру, и она становилась собственностью театра. Как правило, театральная труппа пьес своего репертуара не продавала издателям, чтобы их не ставили театры-конкуренты. Но издатели добывали популярные пьесы «пиратским» путем, иногда просто выкрадывали, а порой подсылали в театр на спектакль своих стенографов записать текст пьесы. Поэтому в печати выходили пьесы с большим количеством ошибок в тексте пьесы, с искажениями  фамилии автора.

Классиком Шекспира признали лишь в XVIII веке благодаря немецким просветителям. Не удивительно, что никому из его современников не пришло в голову собрать сведения о нем и написать его биографию. К тому же жанр биографий деятелей культуры начал развиваться спустя четверть века после смерти Шекспира (в конце XVII в.), а до этого существовали жизнеописания только царственных особ. При жизни Шекспира и после его смерти биографические данные о нем оставались почти неизвестными. Нет ничего удивительного в том, что время от времени возникают гипотезы, отвергающие авторство Шекспира. Недобросовестные исследователи пытаются доказывать, что все творчество Шекспира – это миф, что авторами великих трагедий являются иные люди – аристократы с университетским образованием и т.д. и т.п.

Сомнения в авторстве Шекспира зародились давно. Начиная с 60-70гг. XIX в., в шекспироведении возникало множество гипотез, которые сводились к тому, что шекспировские пьесы написаны не актером Шекспиром, а человеком, который обладал более широким систематическим образованием. Первая гипотеза принадлежит Делии Бэкон, которая высказала предположение, что в то время существовал кружок, во главе которого стоял великий философ Фрэнсис Бэкон, а в кружке участвовал Уолтер Ролей, знаменитый моряк, историк и поэт, друг Марло. Под их коллективным руководством в кружке писались пьесы, которые поступали в театр через посредство Шекспира и им подписанные. Однако тщательная проверка показала, что факты противоречат гипотезе Делии Бэкон.

Но гипотезы не перестали появляться. В 20-30 гг. ХХ в. появились новые, которые приписывали авторство шекспировских пьес образованным представителям английской придворной аристократии: то лорду Рэтланду, то лорду Окфорду, то лорду Дерби. Эти же «гипотезы» вновь появились в конце 80 – начале 90-х гг. ХХ в.  Ни одна из них признания не получила. Наука остается при тех фактах, которые никем не опровергнуты. Пьесы Шекспира написаны Шекспиром.

Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 г. в Стрэтфорде-на-Эйвоне, маленьком городке, окруженном лесами. Его отец, Джон Шекспир, был состоятельным торговцем и ремесленником, занимался выделкой кож, впоследствии – фермером. Мать, Мэри Арден, происходила из обедневшей дворянской семьи. Семи лет Уильям был отдан в местную грамматическую школу, где учеников знакомили с основами риторики, логики, латыни, греческого языка, с античной литературой и мифологией. Школа елизаветинских времен предлагала учащемуся столько знаний о литературе, сколько можно было  предложить в то время начинающему литератору. На первом году обучения латынь изучалась как иностранный язык, а со второго года обучения все преподавание велось на латыни. А знание латыни – ключ не только к античным источникам, но и ко всем европейским языкам. Университеты мало что могли к этому добавить, так как в их задачу входило обучение молодых людей медицине, праву и прежде всего богословию. «Грамматическая школа в Стрэтфорде могла дать всё, что требовалось. Чудо заключается в чем угодно, только не в этом, – это старое как мир чудо гениальности». (Так пишет об образовании Шекспира американский шекспировед С. Шенбаум, обстоятельно и научно объективно излагая документальные свидетельства, собранные в течение нескольких веков. – С. Шенбаум. Шекспир. Краткая документальная биография. – М.: «Прогресс», 1985, с. 110,111.).

Творения греческих и римских писателей стали с тех пор любимыми книгами Шекспира, источниками сюжетов и образов его будущих пьес и поэтических произведений.

Одним из источников была итальянская новелла. В Англии ее хорошо знали по переводам, а Шекспир, вероятно, мог читать ее и в оригинале, потому что он изучал итальянский язык по самоучителю Флорио. Новелла имела не только ценность сюжетной сокровищницы. Он была проводником гуманистической идеологии для читателей, которые жили вне Италии. Заимствуя в новеллах сюжеты, Шекспир, как и другие английские драматурги, черпал в них и идейное содержание.

Другим источником творчества Шекспира был греческий историк Плутарх, оставивший нам биографии греческих и римских деятелей. У Плутарха Шекспир находил биографии тех людей, которых он выводил в своих пьесах: Кориолана, Антония, Цезаря и его окружение и др. Но у Шекспира эти герои обретали плоть  и кровь и начинали жить подлинной реальной жизнью.

Следующим весьма значительным источником была английская хроника Голинштэда, в которой рассказывалась история английских королей, крупных и мелких персонажей английской истории, начиная от легендарных времен вплоть до событий второй половины XVI века. Голинштэд тоже любил останавливаться на биографических подробностях исторических героев. Шекспир перевоплощал эти бледные тени в такие фигуры, как Ричард II и его соперник Болинброк, Генрих V, Генрих VI, Ричард III… Хроника из сухого документа превращалась летопись человеческой жизни и человеческих деяний.

Еще одним источником была английская драматургия, созданная до Шекспира. Эти пьесы снабжали его сюжетами, подсказывали композицию. Так возникли «Ричард III», «Комедия ошибок», «Укрощение строптивой», «Король Джон», «Генрих V», «Гамлет», «Король Лир».

Важным источником его поэзии были также впечатления детских и юношеских лет, оставленные замечательной природой родного Стрэтфорда и его окрестностей, поэтическими легендами и балладами об историческом прошлом Англии. Здесь он слышал живую народную речь, наблюдал быт и нравы английской провинции.

С 16 лет юноше пришлось зарабатывать деньги самому, так как материальное положение семьи ухудшилось. В 18 лет он женился и выделился из семьи отца. Но жизнь в Стрэтфорде его не удовлетворяла. И в 1587 или 1588 г. он покинул Стрэтфорд. Возможно, он присоединился к одной из странствующих трупп актеров. По другой версии он в Лондоне сначала присматривал за лошадьми джентльменов, приезжавших на театральные представления, а потом стал актером.

Так или иначе, но известно, что он поступил в конце 80-х гг. в труппу лорда Стрэнджа,  которая играла в Лондоне, и вскоре на столичной сцене были поставлены его первые драматические опыты (драматические хроники «Генрих VI» части 2,3,1; комедии – «Комедия ошибок», «Укрощение строптивой», «Два веронца»). В это же время он написал две поэмы («Венера и Адонис» и «Лукреция»).

Информация о работе Зарубежный театр