Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 00:24, курс лекций
Искусство – это образное воспроизведение действительности, это мышление в образах. Произведение искусства отражает жизнь и одновременно является результатом художественной деятельности мастера, создавшего это произведение.
Искусство существует только в человеческом обществе, в животном мире искусства нет.
Когда человек начал выделяться из животного мира, начал создавать орудия труда, у него зарождалась потребность осмыслить окружающий мир и себя самого в этом мире. Люди начинали жить большими племенами, в которых огромную роль играл человеческий род. Родоплеменная жизнь – это первобытный человеческий коллектив, человеческое общество. В нем и рождалась потребность понять окружающий мир, осмыслить его, осознать.
Театр испанского Возрождения развивался на основе драматургии (в отличие от итальянского). Театр был овеян духом народного героизма и питался великими традициями народной поэзии. Этот театр впервые вывел на сцену героя, в котором был выражен гуманистический идеал.
Национальная история испанского театра начинается с труппы Лопе де Руэды – актера, литератора, руководителя бродячей труппы. Он оказал услугу испанскому театру тем, что на практике утвердил реальную тему как исходное начало драматического творчества, сумел в своих пьесах наметить живые психологические образы, использовать богатство народной речи и, что самое главное, сделал театр достоянием народа.
Вот как описывает Сервантес бродячий театр Лопе де Руэды:
«Во времена этого славного испанца всё театральное имущество помещалось в одном мешке и состояло примерно из четырех белых, обшитых золотом полушубков, четырех бород и париков и четырех пастушеских посохов… Сцену представляли образовавшие квадрат четыре скамьи, на которых настелены четыре или шесть досок, и она возвышалась над полом всего на четыре пяди… Декорацией служило державшееся на двух верёвках старое одеяло, отделявшее подмостки от того, что теперь именуется актерской уборной, и скрывавшее хор, который без всякого аккомпанемента пел какой-нибудь старинный романс».
Но «золотой век» испанского театра связан с именами Сервантеса, Лопе де Веги, Кальдерона, Тирсо де Молины. О значении театра, его влиянии на публику писали эти великие драматурги.
Сервантес свои мысли о театре вложил в уста своего Дон Кихота:
« Мне бы хотелось, чтобы ты оценил и полюбил комедию, а следственно, и тех, кто ее сочиняет, ибо все они суть орудия, приносящие государству великую пользу: они беспрестанно подставляют зеркало, в коем ярко отражаются деяния человеческие, и никто так ясно не покажет вам различия между тем, каковы мы суть, и тем, каковыми нам быть надлежит, как комедия и комедианты».
А Лопе де Вега в трактате «Новое
руководство к сочинению комедий»
пишет:
За ними темы доблести идут, –
Испанская сцена была богата пьесами самых различных жанров – здесь показывались исторические драмы на мотивы героических легенд, кровавые трагедии в духе Сенеки, комедии с невероятными путаницами, пьесы о святых, фарсы. Но все они были лишены значительного содержания, целостных характеров.
Зачинателем новой драматургии был гениальный автор «Дон Кихота» Мигель де Сервантес Сааведра (1547-1616). Он считал, что комедия должна быть зеркалом человеческой жизни, примером нравов, образцом истины. Он был участником войн, которые вела Испания, попал в плен к маврам, а когда вернулся на родину, познав все тяготы рабства, решил рассказать о пережитом. Он пишет две трагедии – «Алжирские нравы» и «Нумансия», в которых воспевает стойкость, достоинство испанцев, ведущих борьбу с врагами-завоевателями.
Кроме больших пьес, Сервантес написал восемь интермедий (одноактных комедий). Действующими лицами здесь были разорившиеся чванливые идальго, блудливые монахи, ловкие мошенники, веселые девицы, ревнивые старики, глупые мужья, актеры, студенты и прочий городской люд. Лучшая из интермедий – «Саламанкская пещера». В ней глупый мужик-крестьянин оказывается обманутым, так как не может из-за своего невежества и суеверия раскрыть наглый обман студента и догадаться, что черти, которых тот якобы вызвал из Саламанкской пещеры, не кто иные, как поклонники его жены и служанки – сакристан (т.е. священник) и цирюльник. Мораль тут простая и здоровая: если человек нарушает законы природы или прозябает в невежестве, он несет за это кару.
Лопе Фелис де Вега Карпьо (1562-1635) – величайший поэт Испании, имя которого по праву стоит рядом с именами Шекспира и Мольера. Лопе де Вегу называли «самодержцем театральной империи». В его творчестве есть что-то легендарное. Им написано 2500 пьес (по другим источникам – около 3000). Сохранилось лишь 500, но и эта цифра рекордна, ибо ни один драматург мира не написал больше. Легендарна и лёгкость, с какой он сочинял пьесы в стихах: акт – за одно утро, пьесу – за два-три дня. Рано пробудившаяся способность к поэзии была не только результатом природной одаренности. Он получил блестящее образование в мадридской коллегии иезуитов, а затем – в Королевской академии. Он изучал историю, философию, литературу античности, штудировал трактаты итальянских гуманистов, зачитывался итальянскими поэтами. Его интересовали и другие науки – математика, астрономия. Но главным источником его вдохновения была его страстная, деятельная натура, его неуёмная жажда жизни. Так же, как Сервантес, он вступил добровольцем в армию, сражался с португальцами, принимал участие в походе «Непобедимой армады» и вернулся среди уцелевших в этой битве.
На испанской сцене в то время игрались бытовые комедии и комедии вымысла. Но первые отличались вульгарностью повседневности, а вторые содержали немало нелепостей и наряду с правдоподобными характерами – аллегорические фигуры (жанр моралите).
Лопе де Вега изгнал нелепости из героических сюжетов и поднял бытовую тематику до уровня поэзии.
Язык комедий Лопе де Веги, сохранив благородную поэтичность, достиг простоты разговорной речи.
Лопе де Вега ликвидировал традиционное противопоставление трагедии и комедии. Его герои совершали подвиги и были полны благородства.
Разная степень драматизма конфликтов его пьес позволяет говорить о новом жанре – о героической драме (драме рыцарской чести, народно-эпической драме).
Народно-эпическая драма – «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник»). Это драма о борьбе народа против феодалов. Крестьяне деревни Фуэнте Овехуна восстают против узурпатора и насильника – командора ордена Калатравы и находят поддержку у короля, который заинтересован в обуздании дворянства. События и основной конфликт определяют эту пьесу как героическую драму.
В основе драмы – действительные исторические события.
Фуэнте Овехуна – местечко в северо-западной части провинции Кордовы, на границе с Эстремадурой с давних пор состояло в числе владений города Кордовы, но в 1460 г. было пожаловано королем Энрике IV магистру духовно-рыцарского ордена Калатравы дону Педро Хирону. Городской совет Кордовы опротестовал этот акт королевского своеволия. В конце 1463 г. король был вынужден изъять Фуэнте Овехуну из-под власти ордена и вернуть Кордове. Однако в 1468 г. командор ордена Калатравы Фернан Гомес де Гусман силой оружия внезапно захватил местечко, объявил его снова перешедшим под власть ордена и устроил там свою резиденцию. Только в 1475 г. городское управление Кордовы получило королевскую грамоту о восстановлении его прав на Фуэнте Овехуну и в следующем году оказало, по-видимому, помощь ее населению, восставшему против жестокой власти командора. В результате восстания, вспыхнувшего в Фуэнте Овехуне 23 апреля 1476 г. местечко было возвращено во владение Кордовы и тем самым в непосредственное ведение королевской власти.
Что такое – орден Калатравы?
В конце XII века в Кастилии были учреждены три духовно-рыцарских ордена: Калатравы, Сантьяго и Алькантары, первоначальной целью которых была борьба с маврами. С течением времени они превратились в могущественные феодальные организации. Во главе каждой из них стоял великий магистр, избиравшийся советом ордена и утверждавшийся в этом звании римским папой. Ему были подчинены командоры, управляющие отдельными округами. Резиденцией магистров Калатравы был город Альмагро, на юге Новой Кастилии.
Ведя борьбу с феодальной аристократией, противившейся государственной централизации страны, короли Фердинанд и Изабелла приняли меры к ликвидации самоуправления рыцарских орденов и к концу своего царствования добились признания за короной права на верховное магистерство во всех орденах.
Наиболее значительными постановками этой драмы являются:
7 марта 1876 г. – Москва, Малый театр. В роли Лауренсии – М.Н. Ермолова.
1 мая 1919 г. – Киев, режиссер-постановщик Константин Марджанов (Котэ Марджанишвили).
28 июня 1933 г. – Испания, Валенсия,
режиссер Федерико Гарсиа
«Драма чести» в ее рыцарском варианте – это «Звезда Севильи» (1623) – лучшая из пьес этого жанра.
Честь и нравственная доблесть в представлении Лопе де Веги стоят в одном ряду, потому что чувство чести заключало в себе все требования высокой морали. Чувство чести должно было определять общественное поведение человека; оно диктовало принципы отношения человека к государству, т.е. становилось уже внутренним осознанием общественного долга. Честь и доблесть были высшим мерилом в личной, семейной жизни человека; законами чести охранялась верность в любви и дружбе, а доблесть, способность к самопожертвованию проверяли силу этих чувств. Гуманистическое представление о новом идеальном человеке в условиях Испании выразилось в образе человека чести.
Но сохранилось и иное, феодальное толкование идеи чести в такой сословной трактовке: обладать честью мог только человек высокого происхождения, а не простолюдин или крестьянин. В этой трактовке идея чести означала требование подчинить свои чувства долгу перед королем, даже если служение королю вступало в противоречие с голосом собственной совести.
В конфликте драмы «Звезда Севильи» столкновение двух концепций чести – как выражения нравственной доблести и как беспрекословного выполнения долга перед королем.
В комедиях «плаща и шпаги» Лопе де Веги обострен драматический элемент. В любовный сюжет включаются не только мотивы ревности, но и ситуации, когда честь героя оказывается под угрозой («Учитель танцев»). В «Собаке на сене» вопрос чести тоже в центре внимания. Здесь речь идет о равенстве в любви, но этому мешают сословные границы, диктующие нормы, обычаи, установленные в обществе; они мешают любящим соединиться: честь знатной дамы (графини Дианы) задета, любящим необходимо расстаться. Но хитроумная авантюра слуги спасает положение, и вместо разлуки влюбленные играют свадьбу.
Кроме названных пьес, популярны комедии «Валенсианская вдова», «Девушка с кувшином», «Дурочка» и другие.
Тирсо де Молина (1583-1648) был прямым продолжателем традиций Лопе де Веги, отличался от него более прозаическим взглядом на жизнь.
Гуманистическое мировоззрение вступало в свою критическую полосу. Вера в гармоническую природу человека подрывалась торжеством эгоистических, собственнических устремлений, поэтому чуткий к жизненным впечатлениям драматург изображал героев нового времени без поэтического ореола, который был свойствен персонажам Лопе де Веги. Но, выступая критиком современных нравов, Тирсо де Молина сохранял жизнерадостность: он считал, что пороки проистекают не из самой человеческой натуры, а являются результатом нравственной распущенности, которую можно обуздать посредством морального и религиозного осуждения.
Тирсо де Молина был духовным лицом и занимал видные церковные должности. Писание пьес доставляло ему немало неприятностей, но он продолжал свою литературную деятельность.
Самая прославленная его комедия – «Севильский озорник, или Каменный гость», в которой дана первая разработка сюжета о похождениях Дон Жуана. Сюжетом стала народная легенда о некоем знатном идальго Хуане Тенорьо – знаменитом покорителе женских сердец, пригласившим к себе на ужин каменную статую командора Гонсало. Тирсо де Молина сурово осуждает своего героя за то, что им движет не искреннее чувство влюбленности, а хитрость; за то, что он добивается удовлетворения своих страстей обманом, при этом сам он остается холоден и расчетлив во всем. Он грешник и наказывается за грехи, позднее раскаяние его не спасает.
Другой веселой пьесой является «Дон Хиль Зеленые штаны»; это – комедия с переодеваниями, розыгрышами, путаницами. Сюжет развивается стремительно, он приобретает первенствующее значение. Страсти героев раскрываются не столько в психологическом плане, сколько в их действиях, поступках. Сила любви определяется не чувствами, а той предприимчивостью и изобретательностью, с которой герои добиваются своих целей.
Педро Кальдерон де Барка (1600-1681) – последний великий поэт испанского Возрождения. С его именем связано возвращение на сцену глубокой философской мысли – о жизненном идеале, о нормах общественного поведения, о смысле бытия, о героическом самопожертвовании, о жизни и смерти.
Его творчество началось с комедий с их путаницами, переодеваниями. Но затем, в свой зрелый период он пишет философские драмы. В его драмах идея чести окрашивается в суровые, аскетические тона, но при этом сохраняет свой смысл нравственного и общественного идеала.
Наиболее известные комедии Кальдерона – «Дама-невидимка», «Игра любви и случая» и другие; драмы – «Стойкий принц», «Врач своей чести», «Саламейский алькад» и другие.
Устройство театра и организация театральных зрелищ.
Народ страстно любил зрелища. В мрачной католической стране сцена была единственным местом, где открыто восхвалялись земные радости. Актерские труппы играли в театрах Валенсии, Сарагосы, Саламанки, Кордовы, Толедо, не говоря уже о Мадриде.
В Мадриде театральные зрелища находились в руках двух религиозных братств, получивших монопольное право нанимать гостиничные дворы и сдавать их актерским труппам.
Гостиничный двор (корраль) был удобен для сценических представлений. Это был обширный двор, имевший с четырех сторон двух- или трёхэтажные дома, окна которых служили ложами и галереями. Пристроенные по нижнему цоколю зданий скамьи составляли своеобразный амфитеатр. Перед самой сценой располагались скамейки для знатных лиц, а дальше оставалось большое пространство двора, которое заполняла толпа простолюдинов. Существовали и специальные ложи для женщин. Знатные лица и алькады, наблюдавшие за порядком в зале, располагались по бокам сцены. Здесь же находились и музыканты.