Борьба с несовершеннолетней преступностью в годы Великой Отечественной войны
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2015 в 15:14, реферат
Описание работы
Борьба с несовершеннолетней преступностью, детской беспризорностью и безнадзорностью занимала значительное место в деятельности органов внутренних дел в годы войны. Это обуславливалось тем, что работа с несовершеннолетними и подростками в годы Великой Отечественной войны резко изменилась, получила новое содержание и требовала постоянного внимания со стороны органов внутренних дел, учебных учреждений и общественных организаций.
военного времени на Южном Урале. Па примере
мероприятий, разработанных Обкомами
ВКП(б) и
ВЛКСМ, ОБДББ при ПКВД и других организаций,
мы попытались
систематизировать и представить весь
спектр государственных мер
по борьбе с детской безнадзорностью
и беспризорностью (см. При ложение В 2).
К новым результатам исследования можно
отнести произведен ные автором подсчеты
числа беспризорных и безнадзорных детей
на
Южном Урале. Па основании этих расчетов
мы пришли к выводу,
что в нашем регионе количество безнадзорных
детей превышало
ЧИСЛО беспризорных. Часто эти дети становились
участниками пре ступных групп и были
привлечены к ответственности за преступле
ния различной тяжести. Несмотря на то,
что в ходе осуществляемых в Южно-Уральском
регионе мероприятий по борьбе с безнадзорностью
число таких де тей сократилось, полностью
ликвидировать это социальное явление
не удалось. Более того, количество беспризорных
и безнадзорных
детей имело тенденцию к увеличению.
Это, па наш взгляд, связано с
тем, что большинство мероприятий осуществлялись
нерегулярно
(например, рейды, месячники, декадники).
Проводились они, как
правило, после проверок вышестоящих
оргапов. Затем наступало за тишье, длившееся
до очередного обнаружения недостатков,
и все
повторялось сначала. На наш взгляд, пришло
время, когда осмысление исторического
опыта, анализ эффективности мер борьбы
с беспризорностью и без надзорностью
в условиях войны стало крайне необходимо.
Разруше ние нравственных принципов, созданных
обществом в советский пе риод, а еще ранее
выхолащивание христианской морали из
сознания
русского человека, привело к разрущению
семейных устоев и даже
самого института семьи. В результате
чего, по последним данным
Прокуратуры РФ, 200 детей ежегодно гибнут
от рук своих родителей. Общее падение
нравственности привело к тому, что в условиях
мир ного времени число детей-сирот в два
раза превышает их числен ность в годы
Великой Отечественной войны. Поэтому
опыт прошло го нужен в решении современных
вопросов безнадзорности и бес призорности
детей. Необходимо определить, что из опыта
военных
лет можно использовать в современных
условиях, не забывая о не возможности
копирования мер тоталитарного режима
в системе де мократических преобразований.
В ходе работы над темой диссертационного
исследования мы
пришли к умозаключению, что беспризорность
и безнадзорность яв ляются социальными
явлениями, характерными не только для
воен189
ного Времени, но и для любого этапа развития
страны, которые свя заны с социально-экономической
нестабильностью. Так, в 1910 году
количество беспризорных по стране составило
2,5 млн., в 1921 - 4,5
млн., в 1922 - 7 млн. детей, в 1945 - 400 тыс., в
2006 - 700 тыс. де тей. Проведенный в диссертационном
исследовании анализ борьбы с
детской беспризорностью и безнадзорностью
на Южном Урале сви детельствует о том,
что многие моменты этого явления были
нераз рывно связаны с процессами, происходившими
в Южно-Уральском
регионе с 1941 по 1945 годы. А причины его
появления носили, в
основном, объективный характер и были
продиктованы условиями
военного времени. Осуществляемые в годы
Великой Отечественной
войны мероприятия по борьбе с детской
безнадзорностью и беспри зорностью имели
общесоюзные масштабы и осуществлялись
одно временно по всей стране. Их можно
хронологически условно разде лить на
три периода. Первый период (1941 - начало
1942 года) связан с ростом бес призорных
и безнадзорных детей. Он носил «лавинообразный»
ха рактер и напрямую был связан с большими
людскими нотерями и
обострением, в связи с перестройкой
экономики на военный лад, со циальных
вопросов. В свою очередь, осуществлять
сразу комплекс ные меры и бороться с беспризорностью
и безнадзорностью страна
не имела ни сил, ни времени, ни материальных
возможностей, ни
людских ресурсов. Проводимые в 1941-1942
годах мероприятия пар тии и правительства
были лишены системы и целенаправленности,
следовательно, не всегда были эффективными.
Па первых порах го сударство направило
все силы на спасение детей, эвакуируя
их на
Урал и Сибирь. Паряду с эвакуированными
детскими учреждениями,
на Южный Урал прибыло больщое количество
детей, которые в пути
потеряли своих родителей. По заниматься
персонально судьбой каж дого такого ребенка
в 1941 году просто не успевали. Большинство
из
НИХ были предоставлены сами себе. Эти
дети пополняли ряды бес призорников,
появившихся в это время в городах Южного
Урала, ко торые дислоцировались на вокзалах,
рынках и других людных мес тах. Стихийно
осуществлялась в начале войны работа
по выявлению
детей и изъятию их с улицы. Создавались
комсомольские группы,
которые под руководством милиции и специализированных
отделов
НКВД проводили рейды по задержанию беспризорников.
Но так как
эта работа была несогласованна с возможностями
детских учрежде ний Южного Урала, то часть
детей вновь оказывалась на улицах и
вокзалах. Ряды беспризорников пополняли
и безнадзорные дети. Всеобщая занятость
населения, отсутствие в достаточном количестве
детских садов и яслей, размещение в зданиях
школ и внешкольных
детских учреждениях общежитий для эвакуированных,
госпиталей и
других нужных для войны учреждений,
приводили к тому, что дети,
имеющие родителей, оказались без присмотра
старших. Утратив
связь со школой, они бесцельно шатались
по улицам городов и по селков, попадали
под влияние преступных элементов. Большой
про цент беспризорных и безнадзорных
детей вставал на путь преступ лений. Второй
этап организации борьбы с детской беспризорностью
и
безнадзорностью связан с коренным переломом
в ходе Великой Оте чественной войны (1942
- ноябрь 1943 года). Уже в начале 1942 года,
оправившись от шока начала молниеносной
войны, страна проводит
анализ слолсившейся в тылу ситуации
по детскому вопросу. Нрове денные обследования
на местах имели неутешительные результаты.
Поэтому создаются специальные ОБДББ
и комиссии по устройству
детей на уровне республик, краев, областей,
а также детские адрес ные столы, которые
должны были облегчить поиск потерянных
детей. Воссоздаются и вновь открываются
детские комнаты и прием ники-распределители.
Однако этого было явно недостаточно.
Партия и правительство разрабатывают
законодательные меры
по ликвидации упущений и просчетов в
вопросах, связанных с деть ми, оставшимися
без родителей или временно утративших
с ними
связь. Эти видоизмененные законодательные
меры борьбы с детской
беспризорностью и безнадзорностью стали
носить более жесткий ха рактер. В частности,
родителей, допустивших безнадзорность
ребен ка, привлекали к ответственности
(вплоть до уголовной); ранее ро дители
отвечали только за совершение ребенком
противоправных
деяний. На Южном Урале большинство родителей
(90%) или лиц, их
заменяющих, привлекались, как правило,
к административной ответ ственности,
чаше всего власти ограничивались предупреждением.
Только в Чкаловской области применялись
меры уголовного наказа ния, но и здесь
этот вид наказания не имел массового
характера. Так,
в 1942 году 7% родителей было привлечено
к уголовной ответствен ности, а в 1945 году
- только 3%. Возможно подобное сокраш,ение
связано с активизацией индивидуальной
работы с родителями, кото рую осуществляли
комсомольские, профсоюзные, партийные
органи зации после очередных московских
проверок. Ответственность за
побеги из детских домов, интернатов,
колоний несли теперь персо нально директора
этих учреждений, а за рост беспризорных
и без надзорных детей на улицах - председатели
областных, городских и
поселковых Советов народных депутатов.
На данном этапе проводится целый ряд
мероприятий, направ ленных не только
на изъятие детей с улицы, вокзалов, рынков
и про чих людных мест, но и определение
их в специализированные дет ские учреждения.
Особое внимание в организации борьбы
с детской
беспризорностью и безнадзорностью теперь
стали уделять приемни кам-распределителям,
так как именно от этих учреждений зависело,
сможет ребенок адаптироваться к жизни
в детском сообшестве или
нет, сможет ли найти себе место учебы
или работы. Большинство де тей определяли
в детские дома; если ребенок был малолетним,
то он
помещался в Дом ребенка или дошкольный
детский дом; если под192
росток был старше 14-ти лет, его определяли
в школу ФЗО, РУ или
ЖУ. Те дети, которые были замечены в преступной
деятельности,
направлялись в колонии. Параллельно
с этой работой широко проводилась пропаганда
по
устройству детей в семью. В годы войны
развивается система опеки
и патроната. Государство пооп];ряет принятие
детей на воспитание. Однако на Южном Урале
принятие детей в семью не получило долж
ного распространения. С большим желанием
здесь создавались ини циативные детские
дома и интернаты, которые содержались
на день ги рабочих и колхозников. Третий
этап (конец 1943 - май 1945 годы) связан с коренным
переломом в войне. Это привело к изменению
общей ситуации на
фронтах, что в свою очередь коренным
образом изменило экономи ческую структуру
страны. Лучше стали снабжаться продуктами
пи тания детские дома, интернаты, детские
колонии. Появляется воз можность увеличить
продовольственные нормы для детей. С
1943
года хлеб выдается по 600 грамм на человека,
количество крупы на 1
человека увеличивается по норме на 188%,
а мяса на - 375%. Однако
новые нормативы выполнялись не везде.
Больше внимания стали уделять здоровью
детей. Но начавшая ся реэвакуация вновь
привела к росту беспризорных и безнадзорных
детей на Южном Урале. Главной задачей
в этот период была борьба
с «возвратпой» беспризорностью. В первую
очередь, было решено
организовать жизнь и досуг детей таким
образом, чтобы им не захо телось вновь
оказаться на улице. Расширяются плош;ади
детских учреждений. Строятся столовые,
бани, прачечные при детских домах. Организуется
занятость детей
на производстве, в мастерских при интернатах
и колониях, а также
работа на приусадебных участках и полях
ближайших колхозов и
совхозов. На данном этапе особенно важным
ключевым вопросом стано вится выполнение
Закона о всеобуче и привлечение детей-сирот.
воспитанников детских домов и интернатов
в школу для получения
ими семилетнего образования. Не менее
важной мерой борьбы с дет ской безнадзорностью
в годы Великой Отечественной было зачисле
ние детей в школу с семи лет, так как для
детских садов они были
уже взрослыми. Школы, выполняя Закон
о всеобуче, организовывали
группы с продленным днем, проводили
индивидуальную работу с
детьми, по разным причинам не поседлавшим
школу. Для детей -
воспитанников детских домов и интернатов,
обучавшихся в обычных
школах, создавались кружки, организовывались
инициативные груп пы, создавались условия
для группового и индивидуального чтения
художественной литературы. Кроме того,
с 1943 года начинают ор ганизовываться
специальные комнаты в детских домах,
предназна ченные для выполнения домашних
заданий, где воспитатели должны
были оказывать помош;ь отстаюп];им в
подготовке уроков. Детские сады переходят
на увеличенный график работы, появ ляются
круглосуточные группы. Расширяется и
сеть детских домов и
интернатов. Партия и правительство находили
средства для откры тия новых детских
учреждений. Для того чтобы изъять детей
с улицы, с 1943 года возобновля ется деятельность
внешкольных учреждений, домов нионеров,
СЮТ,
СЮН и пр., которые задействовали детей
и привлекали их к обш;ест венной деятельности
в свободное от учебы время. Для организации
зимних каникул создавались в городах
и поселках Южного Урала
детские зимние площадки с горками и
катками. Организовывались
городские и школьные елки с театрализованными
представлениями и
вручением подарков. А летом создавались
летние площадки, пионер ские и трудовые
лагеря для отдыха, поправки здоровья
и организа ции досуга детей. Активизация
воспитательной работы и массовое привлечение
школьников и детей-сирот к производственному
труду на полях сов хозов, пришкольных
участках, в производственных мастерских
так194
же способствовали ликвидации детской
безнадзорности. В годы вой ны особенно
широко распространяется тимуровское
движение. Южный Урал, в годы Великой Отечественной
войны находив шийся в глубоком тылу, имел
свои специфические особенности
борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью.
Удаленность
от театра военных действий, наличие
промышленной базы определи ли Уралу место
одного из основных центров размеш;ения
эвакуиро ванного населения. Именно с
этим связаны следуюш;ие специфиче ские
особенности борьбы с детской беспризорностью
и безнадзорно стью в Южно-Уральском регионе.
Во-первых, большой поток беженцев усиливал
и поток беспри зорных детей, который был
практически постоянным на протяжении
всей войны (с 1941 по 1942 -в связи с эвакуацией,
а с 1943 по 1945 -
с реэвакуацией);
Во-вторых, недостаток площадей не позволял
создавать необ ходимые условия для детских
комнат и приемников-распределителей,
а также для детских домов и интернатов,
что приводило к постоян ным передислокациям
и объединениям этих детских учреждений.
Эта проблема, в свою очередь, порождала
и другие, а именно, спо собствовала бегству
воспитанников. В детских домах практически
отсутствовали комнаты для подготовки
домашних заданий, что сни жало уровень
обученности и, как следствие, нарушало
выполнение
Закона о всеобуче. Эта же проблема приводила
к тому, что детей 14-
16-ти лет приходилось трудоустраивать,
не дожидаясь получения
ими семилетнего образования, а многие
из них отставали в учебе в
связи с беспризорностью. В-третьих, большинство
преднриятий Южного Урала имели