Борьба с несовершеннолетней преступностью в годы Великой Отечественной войны
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2015 в 15:14, реферат
Описание работы
Борьба с несовершеннолетней преступностью, детской беспризорностью и безнадзорностью занимала значительное место в деятельности органов внутренних дел в годы войны. Это обуславливалось тем, что работа с несовершеннолетними и подростками в годы Великой Отечественной войны резко изменилась, получила новое содержание и требовала постоянного внимания со стороны органов внутренних дел, учебных учреждений и общественных организаций.
17 Потемкин, В.П. Статьи и речи
по народному образованию / В.П. Потемкин.
- М-Л., 1947; Бубнов, А.С. Статьи и речи о народном
образовании / А.С. Бубнов. - М. : Из-во АПН
РСФСР, 1959; Дейнеко, М.М. 40 лет народного
образования в СССР / М.М. Дейнеко. - М.: Учпедгиз,
1957; Медынский, Е.Н. Народное образование
в СССР / Е.Н. Медынский. - М. : АПН РСФСР,
1952; Королев, Ф.Ф. Успехи народного образования
СССР за 40 лет / Ф.Ф. Королев. - М.: Учпедгиз,
1957.
18 Дейнеко, М.М.Указ. соч. - С. 49.
С середины 50-х годов историки получили
доступ к более широкому кругу документальных
источников, шире развернулась публикация
архивных и статистических данных. Это
было связано с XX съездом КПСС, который
положил начало новой эпохе в историографии
Великой Отечественной войны. Как следствие
произошедших перемен в научный оборот
введено много нового фактического материала,
расширена проблематика исследований
на военную тему (1941-1945 годов), что нашло
отражение в «Очерках истории Великой
Отечественной войны», вышедших в 1955 году,
где впервые был обобщен накопленный опыт
оказания помощи семьям фронтовиков, социально-культурной
работы с их детьми и прочие вопросы.19
Известное место период 1941-1945 годов занял
и в монографических трудах ученых-педагогов,
исследовавших становление и развитие
социалистической школы и развитие народного
образования в
ЛЛ союзных республиках. Выполненные
на глубокой научной основе, эти труды
приобрели значение важного источника:
во-первых, ввели в научный оборот новые
факты, документы, материалы, опубликованные
(или хранившиеся в архивах) исключительно
на языках народов СССР; во-вторых, раскрыли
специфику развития школы в отдельных
национальных республиках; в-третьих,
обеспечили необходимые условия для создания
истории общеобразовательной школы, развития
народного образования по стране в целом.
Но, несмотря на это, работы продолжали
носить, в основном, публицистический
характер. При наличии бесспорных достоинств
и очевидной незаменимости в изучении
проблемы, имели существенный недостаток
- ограниченность рамок исследования как
в тематическом, так и в географическом
плане. Кроме того, данные исследования
не содержали материалов по борьбе с детской
беспризорностью и безнадзорностью в
годы войны.
19 Очерки истории Великой Отечественной
войны 1941-1945. - М., 1955.-С. 67,71,187, 279.
20 Томассон, Э.Э. Школа и педагогика Эстонской
ССР / Э.Э. Томассон, - М. : Советская педагогика,
1967; Сем-баев, А.И. История развития советской
школы в Казахстане / А.И. Сембаев. - М.: Просвещение,
1962.
К 50-60-м годам XX века относится создание
учебных пособий по истории педагогики,
в которых военному периоду посвящены
не
21 большие, но специальные главы.
Однако в них также отсутствует
интересующая нас информация
по беспризорности и безнадзорности
детей.
В период «оттепели» выходят фундаментальные
издания по истории войны, прежде всего,
это шеститомная «История Великой Отечественной
войны Советского союза 1941-1945 годов».22
Однако большой перечень общих проблем
войны не позволил авторам осветить частные
вопросы. Соответственно особых изменений
и существенных сдвигов в изучении вопроса
борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью
так и не произошло. Этот вопрос просто
растворился в демонстрации достижений
программы всеобуча и обеспечения всем
необходимым детей фронтовиков.
Самарские ученые, анализируя историографию
данного периода, отмечают, что «работа
общеобразовательной школы в Поволжье
в годы Великой Отечественной войны на
примере Татарской АССР и Пензенской области
была изучена в кандидатских диссертациях
Н.А. Половниковой и П.Н. Мальцева». Обе
эти диссертации защищены в 1953 году, следовательно,
имеют только позитивные оценки и большую
идеологическую направленность.23
В одной из своих статей E.JI. Храмкова
пишет, что в отечественной литературе,
посвященной вопросам тыла в годы войны,
имеется серьезное отставание в изучении
развития народного образования в России
в обозначенный период.24
21 Гончаров, Н.К. Историко-педагогический
очерк / Н.К. Гончаров. - М. : Педагогика,
1963; Очерки о взаимосвязи народного образования
с народным хозяйством в СССР (1917-1967). -
Томск: ТГУ, 1968.
22 История Великой Отечественной
войны Советского союза 1941-1945 годов
: в 6-ти томах, - М. - 1960-1965.
23 Храмкова, Е.Л. Поволжье в годы Великой
Отечественной войны (1941-1945 годы) : историография
и источниковедение проблемы / Е.Л. Храмкова.
- Самара ; изд-во СГПУ, 1993. - С. 52.
24 Храмкова, Е.Л. «Война и школа» в отечественной
историографии. - С. 16.
Серьезный качественный сдвиг в изучении
общеобразовательной школы России в 1941-1945
годах произошел только во второй половине
60-х - начале 70-х годов XX века, когда героический
период в истории страны нашел отражение
в работах крупнейших ученых-педагогов
и авторских коллективов.25 Появление данных
трудов стало важным этапом в разработке
истории образовательной школы в годы
войны. Однако история школы этого времени
освещалась предельно сжато, неполно и
описательно. Вопрос о борьбе с беспризорностью
и безнадзорностью либо отсутствует вовсе,
либо считается решенным благодаря заботе
партии и правительства, а также самоотверженности
советского народа.
Подобный подход отразился и в трудах
исследователей Орен-26 буржья. К первым
серьезным работам, в которых сделана
попытка осветить роль оренбуржцев в победе
над фашизмом, относятся труды А.З. Безверхнего.
Однако в них, по мнению Л.И. Футорянского,
нет цельной картины по всем вопросам
войны, поэтому издание можно назвать
лишь наброском по теме. Новым крупным
шагом в разработке проблемы участия оренбуржцев
в Великой Отечественной войне явилась
книга В.И. Швыдченко. Автор использовал
более обширный материал, чем А.З. Безверхний
- фонды центральных и местных архивов.
В своей работе В.И. Швыдченко касается
вопросов оказания помощи семьям военнослужащих,
инвалидам войны, эвакуированному населению
и освобожденным районам. А также приводит
небезынтересные для нас факты об устройстве
детей-сирот в семьи орен
25 Басов, В.И. Вопросы финансов народного
образования / В.И. Басов. - М. : Финансы,
1971; История народного образования в Коми-Пермяцком
округе - Пермь : Пермское кн. изд-во, 1976;
Вопросы истории педагогики : сборник
статей. - Томск : ТГУ, 1976; Народное образование
в РСФСР / под ред. М.П. Кашина [и др].- М.:
Просвещение, 1970.
26 Безверхний, А.З. В едином боевом лагере.
Очерк о работе Оренбургской областной
партийной организации в годы Великой
Отечественной войны 1941-1945 / А.З. Безверхний.
- Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во 1965; Швыдченко,
В.И. Оренбургская партийная организация
в годы Великой Отечественной войны Советского
Союза 1941-1945 / В.И. Швыдченко // Ученые записки
ОГПИ. - Оренбург: изд-во ОГПИ. - Вып. 25.- 1967.
27 Футорянский, Л.И. Указ. соч. - С. 13. буржцев.
В частности, автор сообщает, что за 1942
и половину 1943 года органами народного
образования и руководителями детских
учреждений было определено в семьи трудящихся
области 2288 детей, трудоустроено 2123 подростка,
патронируемо 1113.28 Не затрагивая вопроса
о детской беспризорности и безнадзорности,
В.И. Швыдчен-ко указывает на расширение
сети самодеятельных кружков, что соответствовало
задачам, которые автор ставил при освещении
роли партии в организации общественной
жизни Оренбуржья в годы войны. В силу
объективных причин не все приведенные
статистические сведения можно считать
полными и исчерпывающими. Швыдченко,
например, указывает, что значительно
увеличилась сеть детских садов в Чкаловской
области: со 163 в 1940 году она расширилась
до 218 в 1944 году. По его сведениям, «в ясли
весной 1945 года областные организации
смогли определить 8400 детей».29 В докладной
записке о состоянии детских учреждений
мы читаем: «За время войны сеть детских
садов в области значительно расширилась
(с 101 до 260 детсадов), контингент детей
вырос с 7 тыс. до 19571 человек. Выявленное
нами несоответствие не является единичным.
Данные статистики, приводимые Швыдченко,
на протяжении ряда лет уточнялись уважаемыми
исследователями края (в частности, Л.И.
Футорян-ским, А.В. Федоровой, P.P. Хисамутдиновой
и другими). Однако книга Швыдченко положила
начало научному исследованию вопросов
Великой Отечественной войны в Оренбургском
крае, в чем и заключается ее историографическая
ценность.
Таким образом, в 60-е годы XX века историки
Урала начали
3 1 разработку проблем культуры
, народного образования и прочих вопросов
периода Великой Отечественной войны,
но, к сожалению,
28 Швыдченко, В.И. Указ. соч. - С. 141.
29 Там же.-С. 150.
30ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 8. Д. 679. Л. 32.
31 Сайгин, Н.И. Расцвет социалистической
культуры в Оренбургской области I Н.И.
Сайгин. - Оренбург : Южно-Уральское книжное
изд-во, 1959. -48 с. интересующая нас тема
борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью
упоминается только косвенно и не получает
какого-либо подробного освещения.
В 70-80-е годы XX века в историографии намечается
некоторое оживление в изучении вопросов
народного образования. Несмотря на ограниченность
возможностей работы с архивными фондами,
выходят монографии обобщающего характера.
Все эти исследования рассматривают деятельность
общеобразовательных школ в масштабах
страны, содержат информацию, прежде всего,
справочного характера, о тимуровском
движении и заботе о детях партизан и солдат
Красной Армии. Сведения о борьбе с детской
беспризорностью и безнадзорностью отсутствуют,
как и информация о развитии народного
образования в Южно-Уральском регионе.
В частности, в монографии JI.B. Максаковой,
которая посвящена особенностям развития
культуры и искусства военных лет, организации
деятельности культурно-просветительных
учреждений (кино, радио, театра), автор
останавливается на состоянии развития
народного образования в годы Великой
Отечественной войны, подводит итоги работы
высшей и средней школы за 1941-1945 годы, освещает
работу по организации помощи детям-сиротам.
На наш взгляд, особого внимания заслуживает
также работа A.M. Синицына «Всенародная
помощь фронту: О патриотических движениях
Советского народа в годы Великой Отечественной
войны 1941-1945». Данное историческое исследование
содержит богатый архивный материал, на
основе которого автор раскрывает вопрос
организации в тыловых районах страны
помощи фронту, приводит данные и по Южному
Уралу. Большой раздел книги посвящен
заботе о
32 Народное образование в РСФСР
/ под ред. М.П. Кашина [и др.]. - М.: Просвещение,
1970; Советская культура в годы
Великой Отечественной войны : сборник
статей / АНСССР, Йн-т истории СССР. - М.
: Наука, 1976; Культурная жизнь в СССР (1941-1950).
Хроника / сост. С.Н. Базанов [и др.]. - М.:
Наука, 1977; Максакова, Л.В. Культура Советской
России в годы Великой Отечественной войны
/ Л.В. Максакова. - М.: Наука, 1977. семьях и
детях фронтовиков. Ярко показана роль
партии, советских и государственных органов,
профсоюзных, комсомольских и общественных
организаций в оказании помощи семьям
партизан и солдат Красной Армии. Отдельная
глава монографии посвящена всенародной
заботе о детях, оставшихся без родителей.
Эти материалы интересны нам еще и потому,
что имеют непосредственную информацию
по предотвращению беспризорности и безнадзорности
детей. Однако хочется не согласиться
с автором, который пишет, что «в годы Великой
Отечественной войны благодаря решительным
мерам, предпринятым партией и правительством,
в нашей стране не было массо
33 вого беспризорничества». По неполным
данным, по стране к концу войны было около
400 тыс. детей, утративших связь с родителями.
В целом, работа A.M. Синицына имеет безусловную
историческую ценность, так как, пожалуй,
впервые на многочисленных примерах раскрываются
меры, предпринятые советским государством
для борьбы с детской беспризорностью
и безнадзорностью в годы Великой Отечественной
войны.
Из исследований, охватывающих масштабы
Уральского региона, интересным является
сборник «Урал - фронту», где есть раздел
«Народное образование и здравоохранение»,
в котором обозначается проблема беспризорных
и безнадзорных детей, например, говорится
об улучшении работы детских домов в регионе.34
Но у нас вызывают сомнения данные статистики,
которые приводятся в сборнике. В частности:
«Урал принял также огромное количество
эвакуированных семей и детских учреждений.
В Челябинскую, Свердловскую, Оренбургскую
области, в Башкирию прибыло 295 детских
учреждений
35
54610 детей». Мы в своей работе
попытались уточнить данные
33 Синицын, A.M. Всенародная помощь
фронту: О патриотических движениях
Советского народа в годы Великой
Отечественной войны 1941-1945 / A.M. Синицын.
- М.: Воениздат, 1985. - С. 284.
34 Урал - фронту : сб. статей / под ред. А.В.
Митрофановой. - М.: Экономика, 1985. - С. 253-254.
35 Там же.-С. 251. цифры и пришли к выводу,
что они явно занижены. По архивным данным,
в Челябинской области находилось 300 эвакуированных
детских учреждений с контингентом 38 тыс.
человек.36 А в Чкалов-скую область (по данным
на декабрь 1941 года) было эвакуировано
87 детских учреждений с общим числом детей
- 8 5 7 5 . 37 Следовательно, по неполным данным,
на Южный Урал было эвакуировано более
400 детских учреждений.
Осуществляя анализ историографических
работ, мы пришли к выводу, что на протяжении
долгих лет исследования интересующих
нас вопросов носили, в основном, публицистический
характер. На наш взгляд, причина заключается
в отношении к проблемам образования как
второстепенным: довольно длительное
время их рассмат
38 ривали в разделах культуры. Не являлись
основными вопросы народного образования
и в более обобщенных изданиях на военную
тему, выпущенных на данном этапе развития
историографии.39
Еще одна причина сложившегося положения
вещей в конце 80-х годов XX века, как и в
конце 40-х, связана с особой идеологизацией
проблемы. В этой связи достаточно большой
перечень вопросов был нежелателен для
обсуждения и изложения в научных трудах,
например, неоправданность введения раздельного
обучения, использование непосильного
детского труда в сельском хозяйстве и
на производстве, сюда же относился и вопрос
о детской беспризорности и безнадзорности.
Третья, на наш взгляд, не менее серьезная
причина - это отсутствие в большинстве
работ по данной теме серьезной источниковой
36 ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 6. Д. 221. Л. 16.
37 ГАОО. Ф. Р-1893. Оп. 3. Д. 16. Л. 29; ЦДНИОО. Ф.
371. Оп. 7. Д. 354. Л. 3.
38 Советская культура в годы
Великой Отечественной войны. - М.
: Наука, 1976; Культурная жизнь в СССР 1941-1950.
Хроника / сост. С.Н. Базанов [и др.]. - М.,
1977.
39 Советский Союз в годы Великой
Отечественной войны 1941-1945 / В.А. Андилов
[и др.]. - М. : Наука, 1985; История Советского
государства и права / отв. ред. А.П. Косицын.
- М., 1985; История Великой Отечественной
войны Советского Союза 1941-1945 : в 6-ти томах
/ отв. Ред. Г.А. Арбатов. - М. : Воениздат,
1961-1965; История Второй Мировой войны 1939-1945
: в 12-ти томах / отв. ред. Д.Ф. Устинов. - М.:
Воениздат, 1977. базы и историографической
основы. Достаточно отметить, что первые
историографические статьи по проблеме
народного образования появляются только
в 70-е годы XX века.