Борьба с несовершеннолетней преступностью в годы Великой Отечественной войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2015 в 15:14, реферат

Описание работы

Борьба с несовершеннолетней преступностью, детской беспризорностью и безнадзорностью занимала значительное место в деятельности органов внутренних дел в годы войны. Это обуславливалось тем, что работа с несовершеннолетними и подростками в годы Великой Отечественной войны резко изменилась, получила новое содержание и требовала постоянного внимания со стороны органов внутренних дел, учебных учреждений и общественных организаций.

Файлы: 1 файл

Борьба с несовершеннолетней преступностью в годы Великой Отечественной войны.docx

— 231.27 Кб (Скачать файл)

58 тельное исследование. На основе  архивных материалов Челябинской, Курганской, Оренбургской и Самарской  областей автор рас

56 Хисамутдинова, P.P. Школы г. Чкалова в годы Великой Отечественной войны : материалы XXI преподавательской и XXXIX студенческой науч.-практ. конф. / P.P. Хисамутдинова.- Оренбург : изд-во ОГПУ, 1997; Ее же Первый учебный год в школах г. Чкалова / P.P. Хисамутдинова // Образование в Оренбуржье: история и современность. - Оренбург, 1997; Федорова, А.В. Оренбург в годы Великой отечественной войны / А.В. Федорова,-Оренбург : Оренбургское кн. изд-во, 1995.

57 Кораблева, Г.В. Школьное строительство  в Оренбуржье: реализация гарантий  Конституции СССР 1936 года (1936-1977) / Г.В. Кораблева. - Оренбург : изд-во ОГПУ, 1998,- С. 11.

58 Она же. Осуществление общих  условий права на образование  в развитии национальной общеобразовательной  школы Урала (1936-1993) / Г.В. Кораблева. - Оренбург: изд-во ОГПУ, 1999. крывает все стороны работы национальных школ в годы Великой Отечественной войны.

Молодые ученые Оренбуржья (О.А.Дорошева, P.P. Хисамутди-нов и др.) также внесли вклад в изучение школьного и профессионального образования в годы Великой Отечественной войны. Но и данные исследования непосредственно не затрагивали вопросы организации и борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью в стране в целом и на Южном Урале в частности.

В рамках педагогических исследований, проводимых по истории народного образования Оренбуржья, существенный вклад в историографию проблемы внес B.C. Болодурин. 59 Его монографии имеют обширный фактологический материал, основанный на документах 12 фондов ГАОО. Виктор Сергеевич, не будучи историком, осуществил огромную работу по анализу и обработке документальных источников по народному образованию с 1735 по 1940 годы. Безусловно, труды автора в большей степени являются педагогическими и освещают решение социальных вопросов в сфере народного образования, кадровую политику, организацию и состояние учебно-методической работы, а также воспитательную работу учащихся в школах Оренбуржья в годы Великой Отечественной войны.

Вместе с тем, одна из монографий B.C. Болодурина содержит раздел о детских домах и спецшколах области, их развитие в годы войны, где освещаются вопросы о работе с эвакуированными детьми образовательных учреждений Оренбургского края. Автор показывает, что «в контингенте воспитанников детских домов шло постоянное движение», «часть детей усыновлялась, часть переводилась из одного детского дома в другой, например, из дошкольных домов в школьные детские дома. Как правило, воспитанники детских домов в зна

59 Болодурин, B.C. История образования в Оренбуржье: учебное пособие / B.C. Болодурин. - Оренбург : изд-во ОПТУ, 2000; Он же. Образование и педагогическая мысль в Оренбуржье. Страницы истории 1735-1940 / B.C. Болодурин. - Оренбург: Южный Урал, 2001. чительном количестве по достижении 14-15 летнего возраста переводились в ремесленные и железнодорожные училища и школы ФЗО системы трудовых резервов».60 Однако не упоминается о побегах детдомовцев, которые также влияли на движение контингента. Нет освещения вопросов о привлечении детей из детских домов к труду на производстве и в сельском хозяйстве.

Наиболее фундаментальной исторической работой по смежной теме исследования в рамках Уральского региона является монография А.В. Сперанского «В горниле испытаний». Несмотря на сжатость и схематичность изложения, автор анализирует на широкой источниковой базе не только развитие общеобразовательных школ, причины отсева учащихся и выполнение закона о всеобуче, но и вопрос о ликвидации детской беспризорности и безнадзорности.61 Бесспорными достоинствами работы являются обобщенные статистические данные по количеству детских домов, численности их воспитанников по всему Уралу, анализ трудностей в решении вопросов сохранения здоровья, организации быта и обучения детей-сирот. Однако в работе отсутствует анализ проблем беспризорности и безнадзорности в годы войны.

Исследователь Н.П. Палецких изучала еще одну смежную проблему - социальную политику на Урале в годы войны.62 На солидной источниковой базе автором рассматривается помощь беспризорным детям, эвакуированному населению, семьям фронтовиков, анализируется вопрос занятости подростков на производстве и в сельском хозяйстве в годы Великой Отечественной войны. Так, по ее мнению, численность подростков, занятых самостоятельным трудом, возросла по сравнению с 1940 годом на 15-20%, также «сдвинулась нижняя

60 Болодурин, B.C. Школа и начальное профессиональное образование в Оренбуржье в годы Великой Отечественной войны : учебное пособие / B.C. Болодурин. - Оренбург: из-во ОГПУ, 2003. - С. 55.

61 Сперанский, A.B. В горниле испытаний. Культура Урала в годы .-С. 130.

62 Палецких, Н.П. Помощь семьям военнослужащих в годы войны : сб. ст. «Южноуральцы в боях и труде» / Н.П. Палецких. - Челябинск : Книга, 1995. - С. 125-144; Она же. Социальная помощь детям и детским учреждениям на Урале в годы Великой Отечественной войны / Н.П. Палецких // Вестник ЧГАУ. - 1993. - № 2. - С. 23-34. граница трудоспособного возраста, возросла не только молодежная,

63 г, но и подростковая занятость». В частности, автор утверждает, что  на Урале имели место нарушения  постановления СНК СССР о запрещении  мобилизовать учащихся 8-10 классов  для работ на заводах и фабриках. Осенью 1942 года по промышленным  центрам Челябинской области  насчитывалось 29 тыс. работающих учеников 7-10 классов (14-16 лет) при общем количестве  старшеклассников в 59 тыс. человек.64 По данным Н.П. Палецких, иногда детдомовцев устраивали на работу в еще более раннем возрасте. В конце 1943 года из детских домов Челябинской области были переданы на работу в ОСМИ-8 100 человек 12-13-ти лет.65 В своих работах автор впервые отмечает, что в годы войны имели место нарушения законодательства об отдыхе подростков и продолжительности рабочего дня, что мешало совмещать работу и учебу в школах рабочей молодежи (ШРМ) и школах сельской молодежи (ШСМ) и влекло за собой массовые дезертирства с производства.

Проблема социальной незащищенности детей, подростков и молодежи в годы войны, поднятая Н.П. Палецких, нашла подтверждение и в работах других авторов (И.Н. Карамашевой, Л.И. Рогачевой и др.).

Не менее интересной работой по смежной проблеме является монография Г.К. Павленко. Автор дает объективный анализ создания трудовых резервов на Южном Урале в годы войны. В работе используется обширный архивный материал, который позволяет представить реальные объемы призыва в школы ФЗО, обучение, условия жизни и быта подростков. На основании этих фактов автор пытается анализировать причины побегов подростков из школ ФЗО. Это, по ее мнению, было связано не только с тяжелым трудом, но и с низкой

63 Палецких, Н.П. Указ. соч. - С. 10.

64 Там же.-С. 11.

65 Там же. зарплатой, плохим снабжением одеждой и продовольствием, страшными условиями быта. Г.К. Павленко утверждает, что на краткосрочные курсы школ ФЗО мобилизовывали, как правило, молодежь мужского пола в возрасте 15-17-ти лет и женского пола в возрасте 16-17-ти лет.66 Для выполнения планов комплектования армии трудовых резервов в школы ФЗО и РУ призывали детей и в более раннем возрасте. В первую очередь, несовершеннолетних, не имеющих родителей, воспитанников детских домов. Тем самым автор показывает специфичность контингента среднего профессионального образования в 1941-1945 гг., который в большинстве случаев формировался из беспризорников.

На данном этапе историографии изучению вопросов образования в годы Великой Отечественной войны уделяется достаточно места и в истории педагогики. Особое внимание исследователи-педагоги уделяют развитию методов и приемов преподавания и обучения в условиях войны. Приводятся биографии ученых, внесших значительный вклад в развитие педагогики 40-х годов XX века, но практически не освещаются вопросы исследуемой нами проблемы.

Более того, в педагогике до сих пор нет исследований, которые бы анализировали степень влияния государства и идеологии на историю развития образования в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на огромное количество изданий по истории педагогики, в них утверждается, что «движение образования по восходящей линии, приращение педагогического знания происходили в социальных условиях, которые затрудняли свободную идейную полемику». 67

На основе анализа педагогических работ мы пришли к выводу, что период с 1941 по 1945 годы, являясь достаточно жестко регламентированным с точки зрения идеологии, имел мало творческих на

66 Павленко, Г.К. Юные гвардейцы  тыла. Трудовые резервы Урала - фронту, 1941-1945 / Г.К. Павленко. - Челябинск : Книга, 2004. - С. 20.

67 История педагогики // под редакцией A. H. Джуринского - М.: Просвещение, 1999. - С. 547. ходок (обучение строилось традиционно). Данный момент снижает привлекательность  этого периода для педагогических  научных изысканий. Следовательно, отсутствуют в них и вопросы  о детской беспризорности и  безнадзорности, не рассматриваются  причины этих явлений и меры  борьбы с ними.

В настоящее время в свете сложившихся новых общественных условий жизни тема детской беспризорности и безнадзорности ако тивно стала разрабатываться социологами и психологами. Они пытаются понять корни проблемы, выявить психологические особенности детей, оказавшихся волей судеб на улице. Разрабатываются пути реабилитации подростков и адаптации их к нормальной жизни в обществе. Защищено несколько диссертаций по теме в смежных специальностях (Н.В. Смирнова, Н.Ф. Сморгунова, Е.Г.Ермаков). Крайне редко публикуются работы, посвященные данному аспекту.69

Предпринятый нами историографический обзор свидетельствует о том, что в рассмотренных трудах освещен и раскрыт широкий круг вопросов по истории тыла в годы Великой Отечественной войны, а именно: вопросы развития народного образования, социальной политики, защиты материнства и детства и пр. Однако, ни в коей мере не умаляя и не принижая достоинств и научной ценности названных исследований и публикаций, нельзя не констатировать, что до сих пор остаются вопросы, которые недостаточно изучены. В частности, проблема борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью в условиях военного времени. Анализ имеющейся литературы позволяет сделать вывод, что данная тема не являлась предметом специального целостного исследования в рамках Южно-Уральского

68 Коновалов, И.И. Беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних: Опыт исследования проблемы в Саратовской области / И.И. Коновалов. - Саратов: изд-во СГУ, 2004; Ящук A.B. Детская беспризорность: теория и практика ее преодоления и предупреждения : монография / A.B. Ящук. - Томск : ТГПУ, 2004.

Ермаков, Е.Г. Организационно-правовые основы деятельности органов внутренних дел по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (1941-1950) / Е.Г. Ермаков. - M. : Мысль, 2002; Перчиков, В.А. Проблемы детской беспризорности и безнадзорности в 1941-1945 годах : материалы межвузовской научной конференции «Проблемы истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» / В.А. Перчиков. - Самара : изд-во «Самарский университет». - Вып. 5. - 1999. - С. 42-44. региона. Некоторые вопросы функционирования детских домов, укомплектования беспризорниками училищ и школ ФЗО, привлечения безнадзорных детей в школу в рамках решения вопроса о всеобуче в той или иной мере затрагивались рядом авторов, но рассматривались они обычно в контексте исследований по культуре, социальной политики, общего или специального образования. Поэтому мы считаем актуальным комплексное изучение вопроса борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью на Южном Урале в годы Великой Отечественной войны.

Источниковую базу исследования составили документы центральных и местных архивов, материалы периодической печати, законодательные акты, сборники документов по истории войны и партийных организаций региона, мемуары. Все источники можно разделить на две группы документов (опубликованные и неопубликованные).

К опубликованным источникам, в первую очередь, относятся партийные и правительственные документы, директивные материалы, отражающие процесс становления и развития советской системы народного образования. Они собраны в многочисленных сборниках документов, директив и постановлений Советского правительства о народном образовании. Эти сборники разных лет издания включают в себя основные правительственные постановления по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью в СССР и РСФСР, а также содержат материалы об осуществлявшихся правительством мерах по поддержке материнства и детства, социальной помощи детям фронтовиков и многое другое.70

70 Директивы ВКП (б) и постановления  Советского правительства о народном  образовании. Сборник документов 1917-1947. Приложение к журналу «Советская  педагогика» / сост. Н.И. Болдырев. М.-Л. : АПИ РСФСР, 1947; Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. - М., 1957; КПСС о культуре, просвещении и науке. Сборник документов- M. : Политиздат, 1963 / Сост. Викторов B.C. [и др.]; Коммунистическая партия в Великой Отечественной войне (июнь 1941-май 1945). Документы и материалы.- М. : Политиздат, 1970; Культурное строительство в РСФСР: документы и материалы. - M. : Советская Россия, 1983; Народное образование в РСФСР в 1943 году. Отчет Наркомпроса РСФСР - М., 1944; Народное образование. Основные постановления, приказы, инструкции / под ред. A.M. Данева, -M., 1948.

Опубликованные документы и материалы, включающие в себя решения местных и областных советов трудящихся областных и городских исполкомов Южно-Уральского региона, а также постановления бюро и пленумов обкомов ВКП(б) и ВЛКСМ, не менее интересны для исследователей. 71

В последние годы активно занимаются издательской деятельностью архивы Южного Урала, пополняя категорию опубликованных источников по истории Великой Отечественной войны новыми документами и материалами специфической категории. В настоящее время активно публикуются и придаются широкой огласке документы так называемых «Особых папок», которые были переданы в архивы только после ликвидации партийных органов на местах. Начиная с 2000 года, их разрешено выдавать исследователям. На сегодняшний момент они частично опубликованы в региональных сборниках документов и были использованы автором в своей работе.

Опубликованные источники дополнены материалами периодической печати (центральных и местных издательств). Газеты и журналы - источниковой комплекс, дающий возможность оценить меры, осуществлявшиеся советским правительством и общественными организациями в борьбе с беспризорностью и безнадзорностью детей.74

71 Башкирия в годы Великой  Отечественной войны (1941-1945) / сост. Т.Х. Ахмадиев [и др.]. - Уфа : изд-во «Китан», 1995; Документы мужества и героизма. Башкирская АССР в годы Великой Отечественной войны. Документы и материалы. - Уфа : БРИЗ, 1980; Культурное строительство в Оренбуржье. Документы и материалы : в 2-х кн. I сост. В.И. Швыдченко [и др.]. - Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1985, 1989; Огненные годы. Документы и материалы об участии комсомола в Великой Отечественной войне. - М. : Политиздат, 1977; Подвиг оренбуржцев : сборник документов и материалов, - Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1969; Юность поколений. Документы и материалы по истории Оренбургской областной организации ВЛКСМ (1919-1970). - Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1973; Курганская партийная организация в Великой Отечественной войне 19411945. Документы и материалы / науч. ред. Л.А. Матвеев. - Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1975.

Информация о работе Борьба с несовершеннолетней преступностью в годы Великой Отечественной войны