Борьба с несовершеннолетней преступностью в годы Великой Отечественной войны
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2015 в 15:14, реферат
Описание работы
Борьба с несовершеннолетней преступностью, детской беспризорностью и безнадзорностью занимала значительное место в деятельности органов внутренних дел в годы войны. Это обуславливалось тем, что работа с несовершеннолетними и подростками в годы Великой Отечественной войны резко изменилась, получила новое содержание и требовала постоянного внимания со стороны органов внутренних дел, учебных учреждений и общественных организаций.
58 тельное исследование. На основе
архивных материалов Челябинской,
Курганской, Оренбургской и Самарской
областей автор рас
56 Хисамутдинова, P.P. Школы г. Чкалова
в годы Великой Отечественной войны : материалы
XXI преподавательской и XXXIX студенческой
науч.-практ. конф. / P.P. Хисамутдинова.-
Оренбург : изд-во ОГПУ, 1997; Ее же Первый
учебный год в школах г. Чкалова / P.P. Хисамутдинова
// Образование в Оренбуржье: история и
современность. - Оренбург, 1997; Федорова,
А.В. Оренбург в годы Великой отечественной
войны / А.В. Федорова,-Оренбург : Оренбургское
кн. изд-во, 1995.
57 Кораблева, Г.В. Школьное строительство
в Оренбуржье: реализация гарантий
Конституции СССР 1936 года (1936-1977) / Г.В.
Кораблева. - Оренбург : изд-во ОГПУ, 1998,-
С. 11.
58 Она же. Осуществление общих
условий права на образование
в развитии национальной общеобразовательной
школы Урала (1936-1993) / Г.В. Кораблева.
- Оренбург: изд-во ОГПУ, 1999. крывает
все стороны работы национальных школ
в годы Великой Отечественной войны.
Молодые ученые Оренбуржья (О.А.Дорошева,
P.P. Хисамутди-нов и др.) также внесли вклад
в изучение школьного и профессионального
образования в годы Великой Отечественной
войны. Но и данные исследования непосредственно
не затрагивали вопросы организации и
борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью
в стране в целом и на Южном Урале в частности.
В рамках педагогических исследований,
проводимых по истории народного образования
Оренбуржья, существенный вклад в историографию
проблемы внес B.C. Болодурин. 59 Его монографии
имеют обширный фактологический материал,
основанный на документах 12 фондов ГАОО.
Виктор Сергеевич, не будучи историком,
осуществил огромную работу по анализу
и обработке документальных источников
по народному образованию с 1735 по 1940 годы.
Безусловно, труды автора в большей степени
являются педагогическими и освещают
решение социальных вопросов в сфере народного
образования, кадровую политику, организацию
и состояние учебно-методической работы,
а также воспитательную работу учащихся
в школах Оренбуржья в годы Великой Отечественной
войны.
Вместе с тем, одна из монографий B.C. Болодурина
содержит раздел о детских домах и спецшколах
области, их развитие в годы войны, где
освещаются вопросы о работе с эвакуированными
детьми образовательных учреждений Оренбургского
края. Автор показывает, что «в контингенте
воспитанников детских домов шло постоянное
движение», «часть детей усыновлялась,
часть переводилась из одного детского
дома в другой, например, из дошкольных
домов в школьные детские дома. Как правило,
воспитанники детских домов в зна
59 Болодурин, B.C. История образования
в Оренбуржье: учебное пособие / B.C. Болодурин.
- Оренбург : изд-во ОПТУ, 2000; Он же. Образование
и педагогическая мысль в Оренбуржье.
Страницы истории 1735-1940 / B.C. Болодурин.
- Оренбург: Южный Урал, 2001. чительном количестве
по достижении 14-15 летнего возраста переводились
в ремесленные и железнодорожные училища
и школы ФЗО системы трудовых резервов».60
Однако не упоминается о побегах детдомовцев,
которые также влияли на движение контингента.
Нет освещения вопросов о привлечении
детей из детских домов к труду на производстве
и в сельском хозяйстве.
Наиболее фундаментальной исторической
работой по смежной теме исследования
в рамках Уральского региона является
монография А.В. Сперанского «В горниле
испытаний». Несмотря на сжатость и схематичность
изложения, автор анализирует на широкой
источниковой базе не только развитие
общеобразовательных школ, причины отсева
учащихся и выполнение закона о всеобуче,
но и вопрос о ликвидации детской беспризорности
и безнадзорности.61 Бесспорными достоинствами
работы являются обобщенные статистические
данные по количеству детских домов, численности
их воспитанников по всему Уралу, анализ
трудностей в решении вопросов сохранения
здоровья, организации быта и обучения
детей-сирот. Однако в работе отсутствует
анализ проблем беспризорности и безнадзорности
в годы войны.
Исследователь Н.П. Палецких изучала
еще одну смежную проблему - социальную
политику на Урале в годы войны.62 На солидной
источниковой базе автором рассматривается
помощь беспризорным детям, эвакуированному
населению, семьям фронтовиков, анализируется
вопрос занятости подростков на производстве
и в сельском хозяйстве в годы Великой
Отечественной войны. Так, по ее мнению,
численность подростков, занятых самостоятельным
трудом, возросла по сравнению с 1940 годом
на 15-20%, также «сдвинулась нижняя
60 Болодурин, B.C. Школа и начальное профессиональное
образование в Оренбуржье в годы Великой
Отечественной войны : учебное пособие
/ B.C. Болодурин. - Оренбург: из-во ОГПУ, 2003.
- С. 55.
61 Сперанский, A.B. В горниле испытаний.
Культура Урала в годы .-С. 130.
62 Палецких, Н.П. Помощь семьям военнослужащих
в годы войны : сб. ст. «Южноуральцы в боях
и труде» / Н.П. Палецких. - Челябинск : Книга,
1995. - С. 125-144; Она же. Социальная помощь
детям и детским учреждениям на Урале
в годы Великой Отечественной войны / Н.П.
Палецких // Вестник ЧГАУ. - 1993. - № 2. - С.
23-34. граница трудоспособного возраста,
возросла не только молодежная,
63 г, но и подростковая занятость».
В частности, автор утверждает, что
на Урале имели место нарушения
постановления СНК СССР о запрещении
мобилизовать учащихся 8-10 классов
для работ на заводах и фабриках.
Осенью 1942 года по промышленным
центрам Челябинской области
насчитывалось 29 тыс. работающих учеников
7-10 классов (14-16 лет) при общем количестве
старшеклассников в 59 тыс. человек.64
По данным Н.П. Палецких, иногда детдомовцев
устраивали на работу в еще более раннем
возрасте. В конце 1943 года из детских домов
Челябинской области были переданы на
работу в ОСМИ-8 100 человек 12-13-ти лет.65 В
своих работах автор впервые отмечает,
что в годы войны имели место нарушения
законодательства об отдыхе подростков
и продолжительности рабочего дня, что
мешало совмещать работу и учебу в школах
рабочей молодежи (ШРМ) и школах сельской
молодежи (ШСМ) и влекло за собой массовые
дезертирства с производства.
Проблема социальной незащищенности
детей, подростков и молодежи в годы войны,
поднятая Н.П. Палецких, нашла подтверждение
и в работах других авторов (И.Н. Карамашевой,
Л.И. Рогачевой и др.).
Не менее интересной работой по смежной
проблеме является монография Г.К. Павленко.
Автор дает объективный анализ создания
трудовых резервов на Южном Урале в годы
войны. В работе используется обширный
архивный материал, который позволяет
представить реальные объемы призыва
в школы ФЗО, обучение, условия жизни и
быта подростков. На основании этих фактов
автор пытается анализировать причины
побегов подростков из школ ФЗО. Это, по
ее мнению, было связано не только с тяжелым
трудом, но и с низкой
63 Палецких, Н.П. Указ. соч. - С. 10.
64 Там же.-С. 11.
65 Там же. зарплатой, плохим снабжением
одеждой и продовольствием, страшными
условиями быта. Г.К. Павленко утверждает,
что на краткосрочные курсы школ ФЗО мобилизовывали,
как правило, молодежь мужского пола в
возрасте 15-17-ти лет и женского пола в возрасте
16-17-ти лет.66 Для выполнения планов комплектования
армии трудовых резервов в школы ФЗО и
РУ призывали детей и в более раннем возрасте.
В первую очередь, несовершеннолетних,
не имеющих родителей, воспитанников детских
домов. Тем самым автор показывает специфичность
контингента среднего профессионального
образования в 1941-1945 гг., который в большинстве
случаев формировался из беспризорников.
На данном этапе историографии изучению
вопросов образования в годы Великой Отечественной
войны уделяется достаточно места и в
истории педагогики. Особое внимание исследователи-педагоги
уделяют развитию методов и приемов преподавания
и обучения в условиях войны. Приводятся
биографии ученых, внесших значительный
вклад в развитие педагогики 40-х годов
XX века, но практически не освещаются вопросы
исследуемой нами проблемы.
Более того, в педагогике до сих пор нет
исследований, которые бы анализировали
степень влияния государства и идеологии
на историю развития образования в годы
Великой Отечественной войны. Несмотря
на огромное количество изданий по истории
педагогики, в них утверждается, что «движение
образования по восходящей линии, приращение
педагогического знания происходили в
социальных условиях, которые затрудняли
свободную идейную полемику». 67
На основе анализа педагогических работ
мы пришли к выводу, что период с 1941 по
1945 годы, являясь достаточно жестко регламентированным
с точки зрения идеологии, имел мало творческих
на
67 История педагогики // под редакцией
A. H. Джуринского - М.: Просвещение, 1999. -
С. 547. ходок (обучение строилось традиционно).
Данный момент снижает привлекательность
этого периода для педагогических
научных изысканий. Следовательно,
отсутствуют в них и вопросы
о детской беспризорности и
безнадзорности, не рассматриваются
причины этих явлений и меры
борьбы с ними.
В настоящее время в свете сложившихся
новых общественных условий жизни тема
детской беспризорности и безнадзорности
ако тивно стала разрабатываться социологами
и психологами. Они пытаются понять корни
проблемы, выявить психологические особенности
детей, оказавшихся волей судеб на улице.
Разрабатываются пути реабилитации подростков
и адаптации их к нормальной жизни в обществе.
Защищено несколько диссертаций по теме
в смежных специальностях (Н.В. Смирнова,
Н.Ф. Сморгунова, Е.Г.Ермаков). Крайне редко
публикуются работы, посвященные данному
аспекту.69
Предпринятый нами историографический
обзор свидетельствует о том, что в рассмотренных
трудах освещен и раскрыт широкий круг
вопросов по истории тыла в годы Великой
Отечественной войны, а именно: вопросы
развития народного образования, социальной
политики, защиты материнства и детства
и пр. Однако, ни в коей мере не умаляя и
не принижая достоинств и научной ценности
названных исследований и публикаций,
нельзя не констатировать, что до сих пор
остаются вопросы, которые недостаточно
изучены. В частности, проблема борьбы
с детской беспризорностью и безнадзорностью
в условиях военного времени. Анализ имеющейся
литературы позволяет сделать вывод, что
данная тема не являлась предметом специального
целостного исследования в рамках Южно-Уральского
68 Коновалов, И.И. Беспризорность и безнадзорность
несовершеннолетних: Опыт исследования
проблемы в Саратовской области / И.И. Коновалов.
- Саратов: изд-во СГУ, 2004; Ящук A.B. Детская
беспризорность: теория и практика ее
преодоления и предупреждения : монография
/ A.B. Ящук. - Томск : ТГПУ, 2004.
Ермаков, Е.Г. Организационно-правовые
основы деятельности органов внутренних
дел по борьбе с детской беспризорностью
и безнадзорностью в годы Великой Отечественной
войны и послевоенный период (1941-1950) / Е.Г.
Ермаков. - M. : Мысль, 2002; Перчиков, В.А. Проблемы
детской беспризорности и безнадзорности
в 1941-1945 годах : материалы межвузовской
научной конференции «Проблемы истории
Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»
/ В.А. Перчиков. - Самара : изд-во «Самарский
университет». - Вып. 5. - 1999. - С. 42-44. региона.
Некоторые вопросы функционирования детских
домов, укомплектования беспризорниками
училищ и школ ФЗО, привлечения безнадзорных
детей в школу в рамках решения вопроса
о всеобуче в той или иной мере затрагивались
рядом авторов, но рассматривались они
обычно в контексте исследований по культуре,
социальной политики, общего или специального
образования. Поэтому мы считаем актуальным
комплексное изучение вопроса борьбы
с детской беспризорностью и безнадзорностью
на Южном Урале в годы Великой Отечественной
войны.
Источниковую базу исследования составили
документы центральных и местных архивов,
материалы периодической печати, законодательные
акты, сборники документов по истории
войны и партийных организаций региона,
мемуары. Все источники можно разделить
на две группы документов (опубликованные
и неопубликованные).
К опубликованным источникам, в первую
очередь, относятся партийные и правительственные
документы, директивные материалы, отражающие
процесс становления и развития советской
системы народного образования. Они собраны
в многочисленных сборниках документов,
директив и постановлений Советского
правительства о народном образовании.
Эти сборники разных лет издания включают
в себя основные правительственные постановления
по борьбе с детской беспризорностью и
безнадзорностью в СССР и РСФСР, а также
содержат материалы об осуществлявшихся
правительством мерах по поддержке материнства
и детства, социальной помощи детям фронтовиков
и многое другое.70
70 Директивы ВКП (б) и постановления
Советского правительства о народном
образовании. Сборник документов 1917-1947.
Приложение к журналу «Советская
педагогика» / сост. Н.И. Болдырев. М.-Л.
: АПИ РСФСР, 1947; Директивы КПСС и Советского
правительства по хозяйственным вопросам.
- М., 1957; КПСС о культуре, просвещении и
науке. Сборник документов- M. : Политиздат,
1963 / Сост. Викторов B.C. [и др.]; Коммунистическая
партия в Великой Отечественной войне
(июнь 1941-май 1945). Документы и материалы.-
М. : Политиздат, 1970; Культурное строительство
в РСФСР: документы и материалы. - M. : Советская
Россия, 1983; Народное образование в РСФСР
в 1943 году. Отчет Наркомпроса РСФСР - М.,
1944; Народное образование. Основные постановления,
приказы, инструкции / под ред. A.M. Данева,
-M., 1948.
Опубликованные документы и материалы,
включающие в себя решения местных и областных
советов трудящихся областных и городских
исполкомов Южно-Уральского региона, а
также постановления бюро и пленумов обкомов
ВКП(б) и ВЛКСМ, не менее интересны для
исследователей. 71
В последние годы активно занимаются
издательской деятельностью архивы Южного
Урала, пополняя категорию опубликованных
источников по истории Великой Отечественной
войны новыми документами и материалами
специфической категории. В настоящее
время активно публикуются и придаются
широкой огласке документы так называемых
«Особых папок», которые были переданы
в архивы только после ликвидации партийных
органов на местах. Начиная с 2000 года, их
разрешено выдавать исследователям. На
сегодняшний момент они частично опубликованы
в региональных сборниках документов
и были использованы автором в своей работе.
Опубликованные источники дополнены
материалами периодической печати (центральных
и местных издательств). Газеты и журналы
- источниковой комплекс, дающий возможность
оценить меры, осуществлявшиеся советским
правительством и общественными организациями
в борьбе с беспризорностью и безнадзорностью
детей.74
71 Башкирия в годы Великой
Отечественной войны (1941-1945) / сост. Т.Х.
Ахмадиев [и др.]. - Уфа : изд-во «Китан»,
1995; Документы мужества и героизма. Башкирская
АССР в годы Великой Отечественной войны.
Документы и материалы. - Уфа : БРИЗ, 1980;
Культурное строительство в Оренбуржье.
Документы и материалы : в 2-х кн. I сост.
В.И. Швыдченко [и др.]. - Челябинск : Юж.-Урал.
кн. изд-во, 1985, 1989; Огненные годы. Документы
и материалы об участии комсомола в Великой
Отечественной войне. - М. : Политиздат,
1977; Подвиг оренбуржцев : сборник документов
и материалов, - Челябинск : Юж.-Урал. кн.
изд-во, 1969; Юность поколений. Документы
и материалы по истории Оренбургской областной
организации ВЛКСМ (1919-1970). - Челябинск
: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1973; Курганская партийная
организация в Великой Отечественной
войне 19411945. Документы и материалы / науч.
ред. Л.А. Матвеев. - Челябинск : Юж.-Урал.
кн. изд-во, 1975.