Борьба с несовершеннолетней преступностью в годы Великой Отечественной войны
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2015 в 15:14, реферат
Описание работы
Борьба с несовершеннолетней преступностью, детской беспризорностью и безнадзорностью занимала значительное место в деятельности органов внутренних дел в годы войны. Это обуславливалось тем, что работа с несовершеннолетними и подростками в годы Великой Отечественной войны резко изменилась, получила новое содержание и требовала постоянного внимания со стороны органов внутренних дел, учебных учреждений и общественных организаций.
Отдел по борьбе с детской беспризорностью
и безнадзорностью НКВД СССР областной
отдел народного образования
Областной потребительский союз
Областной Совет
Областной торговый отдел
Областное управление
Объединенное государственное политическое
управление
Особая строительно-монтажная часть
Пленум Верховного Совета СССР Политический
отдел
Проднаряды Профобуч Районо РК
РККА РСФСР
РУ
Сельхозпоставки
Сельхозработы
Спецпропускник
Спецшкола
Спецучилище
СЕК (Совнарком)
СССР
СЮН
СЮТ
Трудколония Трудрезервы УНКВД
Продовольственные наряды
Профессиональное обучение
Районный отдел народного образования
Районный комитет
Рабоче-крестьянская Красная Армия
Российская Советская Федеративная Социалистическая
Республика
Ремесленное училище
Сельскохозяйственные поставки
Сельскохозяйственные работы
Специальный пропускник
Специальная школа
Специальное училище
Совет Народных Комиссаров
Союз Советских Социалистических республик
Станция юных натуралистов
Станция юных техников
Трудовая колония
Трудовые резервы
Управление Народного комиссариата внутренних
дел ф.
ФЗО ФЗУ
Физкультруководители
Хозинвентарь
ЦИК
ЦК
ЦСУ
ШРМ
ШСМ
ЮЖУРАЛВО
Фонд
Фабрично-заводское обучение Школа фабрично-заводского
ученичества Руководители физической
культурой Хозяйственный инвентарь Центральный
исполнительный комитет Центральный комитет
Центральное статистическое управление
Школа рабочей молодежи Школа сельской
молодежи Южно-Уральский военный округ
ВВЕДЕНИЕ
Великая Отечественная война вошла в
историю России как небывалое по трагичности
событие, которое во все времена будет
предметом пристального внимания исследователей.
Чаще всего усилия историков концентрируются
на изучении хода боевых действий, подвигов
тружеников тыла, самоотверженности крестьянства,
вклада интеллигенции в дело Великой победы
и пр. Интерес к Великой Отечественной
войне определяется, прежде всего, неудовлетворенностью
ответами, которые предлагались ранее
на малоизученные вопросы данного этапа
истории, отчасти это связано с тем, что
многие сведения в течение 50-ти лет имели
гриф «секретно». Срок запрета выдачи
документов из некоторых секретных фондов
Великой Отечественной войны закончился
в 1995 году. Его конец совпал с политическими
процессами в стране, которые привели
к смене общественного строя и форм собственности.
Демократические изменения, произошедшие
в России в 90-е годы XX века, обусловили
необходимость иного прочтения истории
развития советского общества и, в частности,
истории Великой Отечественной войны.
На основе ранее не доступных исследователям
источников пересматриваются хорошо известные
страницы героического периода нашей
страны. Появляются публикации, в которых
даются новые оценки и выводы, приводятся
совершенно неожиданные, а иногда шокирующие
факты.
Так, за последние десять лет наиболее
тщательно изучались вопросы социальной
политики, народного образования и культуры
в 1941-1945 гг. Была проанализирована в новом
контексте роль Советов в организации
деятельности тыла и формировании трудовых
резервов. Но изобилие научных и публицистических
работ не снижает интереса к вопросам
Великой Отечественной войны. Героический
и одновременно драматический период
всегда будет волновать своей уникальностью
исследователей разных поколений.
Наш интерес к периоду Великой Отечественной
войны обусловлен изучением вопроса детской
беспризорности и безнадзорности. В годы
тяжелых испытаний для советского общества
правительство находило время и средства
не только обсуждать эту социальную проблему,
но и искать пути ее решения. Был разработан
комплекс мероприятий, и осуществлялся
жесткий контроль за их исполнением. Всесторонний
анализ проделанной ЦК ВКП(б) и правительством
в 1941-1945 годах работы, на наш взгляд, позволит
более эффективно решать аналогичные
социальные проблемы в нынешнем российском
обществе. Сегодня продолжается поиск
мер, которые способствовали бы эффективному
преодолению беспризорности, безнадзорности
и детской преступности на современном
историческом этапе.
Актуальность исследования. Потрясения
90-х годов XX века существенно подорвали
относительное благополучие миллионов
российских граждан, что, в первую очередь,
отразилось на семейных отношениях и осложнило
заботу о детях.
По свидетельству независимых общественных
организаций Российской Федерации, подростки
и молодые люди сегодня в структуре населения
нашей страны составляют 1/5 часть - 32 млн.
человек. За 10 лет численность подростков
в возрасте до 16-ти лет сократилась на
10%, а их смертность только за последние
три года возросла почти на 40%. Ежегодно
заканчивают жизнь самоубийством примерно
2 тыс. детей, 6 тыс. убегают из детских домов
и интернатов. В общей сложности 25-26 тыс.
несовершеннолетних ежегодно становятся
жертвами преступных посягательств. Примерно
из 30 млн. детей, подростков и молодых людей
около 7 млн. не заняты ни учебой, ни работой,
лишены источников нормального существования
и развития.1 Важность тщательного рассмотрения
вопроса о борьбе с детской беспризорностью
и безнадзорностью в 1941-1945 годах особенно
актуальна сегодня, когда 700 тыс. детей
в РФ являются сиротами.
1 Полянских, Н.Г. К проблеме о
месте детских и юношеских
общественных объединений в жизненном
пространстве современного подростка
/ Н.Г. Полянских // Подросток и общественные
объединения : реалии детства. - Орск; Оренбург:
изд-во ОГТИ, 2003. - С.5.
По данным МВД России, в настоящее время
произошел рост детской преступности.
Каждое десятое преступление в РФ совершается
подростками или при их соучастии. Только
за 2005 год несовершеннолетние совершили
20 тыс. тяжких преступлений.
В апреле 2006 года в докладе министра внутренних
дел Российской Федерации Рашида Нургалиева
было сказано, что предметом особого внимания
органов внутренних дел является профилактика
правонарушений среди детей. Министерство
выступило с инициативой создания под
председательством МВД РФ государственной
комиссии по делам несовершеннолетних,
и эта идея нашла поддержку у Президента
России. В настоящее время в школах и колледжах
29-ти регионов страны в тесном контакте
с преподавателями индивидуальной профилактикой
детской преступности и правонарушений
занимаются свыше 2 тыс. специально подготовленных
сотрудников милиции.
Р. Нургалиев также отметил, что решение
этой, без преувеличения, важнейшей и необоснованно
отошедшей в последние годы на второй
план социальной задачи только силовыми
мерами правоохранительных органов невозможно.
Требуется активное и деятельное участие
всех структур общества. Поэтому свою
профилактическую работу отделам внутренних
дел следует координировать с деятельностью
служб социальной защиты, здравоохранения
и образования, религиозными конфессиями
и иными общественными организациями;
необходимо также продолжить совершенствование
института школьных инспекторов.
Изучив опыт прошлого, можно сделать
вывод, что описанных выше мер недостаточно
для профилактики правонарушений и преступлений
подростков. Проблему нужно рассматривать
шире, так как в целом общество стало более
демократичным, что во многом способствовало
трансформации старых моральных ценностей,
а новые находятся еще в стадии становления.
Общее равнодушие к чужим проблемам и
духовное обнищание привели к подрыву
христианских устоев. Семья утратила свое
былое значение. Зачастую родители не
уделяют должного внимания проблемам
своих детей, многие вообще не занимаются
их воспитанием и образованием. Ежегодно
90 тыс. детей и подростков в России убегают
из дома. Ребята страдают от жестокого
обращения взрослых: только за 2005 год 1068
детей погибли от рук своих родителей.
Причины подобных современных социальных
проблем сложны и противоречивы. Во-первых,
отсутствуют специальные государственные
программы, позволяющие решать вопросы
жизнедеятельности детей-сирот, а существующие
законы поддержки семьи, материнства,
отцовства и детства не всегда достигают
цели. В годы Великой Отечественной войны
такие программы не только создавались,
но и неукоснительно выполнялись.
Во-вторых, родители, оставшиеся без стабильного
заработка в ходе экономического кризиса
90-х годов XX века, в поисках работы вынуждены
оставлять детей без присмотра. Сегодня
досуг ребенка могут организовать только
те родители, которые имеют определенный
материальный достаток. Тогда как в годы
войны (с 1943 года), да и в послевоенное время,
кружки по интересам, спортивные секции,
театральные студии были совершенно бесплатны
и доступны всем детям.
В-третьих, современный российский бизнес
диктует условия труда, где зачастую присутствует
ненормированное рабочее время. Многим
приходится из своих регионов выезжать
на заработки в столицу или другие крупные
промышленные центры. Таким образом, теряется
связь с семьей, и воспитание детей отходит
на последний план. В годы войны интернаты
и полуинтернаты позволяли временно передать
детей на попечение государства, сегодня
и эта система доступна далеко не всем.
В-четвертых, нецивилизованный переход
к новым рыночным отношениям в России
привел к появлению людей, которые стали
вести асоциальный образ жизни, обрекая
не только себя, но и своих детей на бродяжничество.
Иные умышленно заставляют ребят попрошайничать,
затем отнимают скудный детский заработок
и используют его для своих нужд.
Далеко не полный перечень современных
проблем, связанных с социальным сиротством,
позволяет сделать вывод, что причины
безнадзорности детей, да и их последствия,
в XXI веке иные, чем в годы Великой Отечественной
войны. Мы, безусловно, понимаем, что невозможно
копировать в современных условиях тоталитарные
порядки, традиции и даже мероприятия
военной поры. Но, накопленный в 1941-1945 годах
положительный опыт по организации и развитию
школ интернатного типа, школ с продленным
днем, а также внеклассной работы в структуре
внешкольного обучения может пригодиться
и сегодня в целях профилактики негативных
социальных процессов.
Надо отметить, что детская беспризорность
и безнадзорность -проблема уникальная,
существующая в России на протяжении многих
веков. Она не определяется только политическим
режимом, или формой правления. Обострение
этой проблемы связано с появлением социальной
нестабильности, напрямую зависящей от
кризисных явлений в экономике, а также
от падения нравственности в обществе.
В последние годы проблема беспризорности
и безнадзорности, на наш взгляд, требует
изучения и переосмысления имеющегося
в России исторического опыта с целью
его практического использования на современном
этапе.
Актуальность предпринятого нами исследования
обусловлена также тем, что вопросы борьбы
с детской безнадзорностью и беспризорностью
в 1941-1945 годах на Южном Урале не получили
должного всестороннего освещения в исторической
литературе. Данная проблема поднималась
и описывалась в рамках более широкой
темы -развития народного образования
в годы Великой Отечественной войны. На
наш взгляд, тема нуждается в самостоятельном
изучении и научном обобщении, что до сих
пор не было сделано в масштабе Южно-Уральского
региона.
Объектом исследования является детская
беспризорность и безнадзорность на Южном
Урале в 1941-1945 годах.
Беспризорность детская - отсутствие
у детей и подростков постоянного места
жительства, определенных занятий, семейного
или государственного попечения и систематического
воспитательного воздействия в результате
потери родителей, ухода из семьи, бегства
из воспитательного учреждения и по другим
причинам. Детская беспризорность создает
угрозу правильному развитию ребенка
и приводит в ряде случаев к появлению
у него антиобщественных взглядов и привычек.
Обычно такие дети бросают школу, не стремясь
получить образование, и чаще попадают
под негативное влияние, приводящее к
недисциплинированности или даже к совершению
преступлений. Беспризорность опасна
тем, что дети, оказываясь под влиянием
преступного мира, не верят, что жизнь
может быть лучше, и поэтому не спешат
расстаться с принявшим их преступным
сообществом.
Безнадзорность детская - ослабление
или отсутствие наблюдения за детьми и
подростками (их поведением и занятиями)
и воспитательного воздействия на них
со стороны родителей или лиц, их заменяющих.
Безнадзорность не предполагает жизнь
ребенка на улице или в неприспособленных
для этого местах. Он может быть внешне
вполне благополучным и жить с родителями,
но никакого влияния на его воспитание,
особенно духовное, родители не оказывают.
Утрата внимания, заботы и контроля со
стороны родителей приводит ребенка на
улицу, где он знакомится с «романтикой»
беспризорной, а иногда и преступной жизни.
Беспризорность и безнадзорность могут
быть как сопутствующими, так и самостоятельными
явлениями. Однако там, где появляется
детская безнадзорность, непременно, рано
или поздно, появится и беспризорность.
Там, где есть беспризорники, распространяется
и детская преступность. Все эти процессы
были характерны для России военного времени
(1941-1945 гг.).
Предмет исследования - мероприятия государственных
и партийных органов по борьбе с детской
безнадзорностью и беспризорностью в
годы Великой Отечественной войны.
Хронологические рамки обозначены достаточно
четко: 19411945 годы - период Великой Отечественной
войны, который внес существенные изменения
в жизнь советских граждан. Период нашего
исследования начинается с июня 1941 года,
когда перед советским правительством
и партийными органами встала важная задача
спасения жизни детей. Это время связано
с началом эвакуации на Южный Урал семей,
а также интернатов, детских садов, детских
домов и прочих детских учреждений. С первых
дней войны страна несла людские потери,
в результате которых большое количество
детей потеряло родителей или на время
утратило с ними связь. Поэтому вплоть
до конца войны (май 1945 года) осуществлялись
мероприятия по созданию условий, при
которых ребята могли вернуться в семью,
или хотя бы иметь возможность получить
достойное воспитание и образование. В
ходе войны 1941-1945 года была сохранена и
расширена база учебно-воспитательных
и социальных учебных заведений, которые
решали вопросы быта, обучения и трудоустройства
безнадзорных и беспризорных детей.