Борьба с несовершеннолетней преступностью в годы Великой Отечественной войны
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2015 в 15:14, реферат
Описание работы
Борьба с несовершеннолетней преступностью, детской беспризорностью и безнадзорностью занимала значительное место в деятельности органов внутренних дел в годы войны. Это обуславливалось тем, что работа с несовершеннолетними и подростками в годы Великой Отечественной войны резко изменилась, получила новое содержание и требовала постоянного внимания со стороны органов внутренних дел, учебных учреждений и общественных организаций.
Такой интенсивный рост числа детских
домов, в свою очередь, требовал от государства
новых значительных затрат. СССР на протяжении
всех лет войны выделял на содержание
детских домов крупные суммы, которые
из года в год возрастали. Так, если в довоенном
1940 году на содержание детских домов было
ассигновано 900 млн. рублей, то уже в 1944
году — 1700 млн. рублей, а в 1945 году - 2237 млн.
рублей, или в два с лишним раза больше,
чем до войны. 222 млн. рублей израсходовали
на содержание детей, оставшихся без родителей,
профсоюзные организации. Кроме того,
крупные суммы средств на содержание
детских домов отчисляли многие предприятия,
учреждения, колхозы и совхозы, а также
общественные организации страны.
В годы войны продолжала существовать
еще одна форма детских учреждений, куда
помещались беспризорные дети, уже совершившие
противоправные действия, административные
проступки или преступления, — детские
колонии НКВД. В Чкаловской области в годы
войны размещались две колонии: в городе
Бузулуке на 500 человек (трудовая колония)
и городе Медногорске на 300 человек (воспитательная
колония). В колониях детей от 11 до 16 лет
было 509 человек, старше 16 лет — 148 человек,
В Челябинске в 1943 году была открыта ДВК,
которая приняла 250 человек, хотя планировалось
разместить там 500 человек. В Челябинской
области в 1944 году планировалось открыть
еще одну колонию на 600 человек в городе
Кыштыме на базе ремесленного училища
Кг 12. В Курганской области также в 1944 году
было открыто две колонии: в Шааринскеи
Иковске. Для сокращения безнадзорности
малолетних ребят разрабатывается новый
режим работы детских садов и яслей. Их
количество увеличилось с 23999 в 1940 году
до 28436 в 1945 году. Соответственно выросли
бюджетные ассигнования на их содержание:
с 76,4 млн. рублей в 1940 году до 193,8 млн. рублей
в 1945 году. Это подтверждает высокую степень
заботы партии и советского правительства
в СССР о женщинах и детях, несмотря на
сложные условия военного времени. В сельской
местности практиковалось создание сезонных
дошкольных учреждений. Так, в 1943 году
в колхозах Челябинской области на время
полевых работ было открыто 1018 яслей и
1262 детские площадки с охватом 67390 детей.
А в Чкаловской области по состоянию на
1 июня 1944 года открыто 595 сезонных яслей,
в которых размещалось 14875 детей. Для школьников
создаются интернаты и школы продленного
дня, а при школах действуют консультационные
пункты. Более того, на первом этапе войны,
когда государственных средств катастрофически
не хватало на содержание детских учреждений
интернатного типа, появилась идея создания
инициативных интернатов. Так, на заводе
имени В.П. Чкалова в городе Орске в октябре
1943 года был организован интернат на 15
детей, в Златоусте было открыто два интерната
на 90 человек: при заводе № 259 (60 чел.) и
металлургическом заводе (30 чел,), а в Миассе
при заводе имени Сталина на 100 человек.
Одной из важных мер по преодолению детской
безнадзорности в годы Великой Отечественной
войны было улучшение учебно-воспитательной
работы в неурочное время. Она имела решающее
значение для профилактики безнадзорности
подрастающего поколения, В 1942 году в стране
работали 553 Дворца и Дома пионеров, 211
станций юных техников, 97 станций юннатов,
11 станций юных туристов, 12 Домов художественного
воспитания детей. Естественно, охватить
всех детей внешкольной работой эти учреждения
не могли, но даже то, что было сделано,
стало большим достижением в годы войны.
Широкое распространение на Южном Урале
получило и тимуровское движение, по неполным
данным, в годы войны здесь действовало
более б тысяч тимуровских команд, которые
объединяли более 76 тысяч пионеров и школьников.
Итак, в годы Великой Отечественной войны
вопросы детской безнадзорности и беспризорности
решались комплексно. Проводились мероприятия
по активизации работы школьных, дошкольных
и внешкольных учебных заведений, а также
учрежден и й для детей-сирот и малолетних
преступников.
В заключении подведены итоги диссертационного
исследования, представлены основные
результаты и выводы.
В работе нам не только удалось представить
целый комплекс архивных документов по
Южному Уралу, но и дать историческую ретроспективу
развития советского законодательства
по данному вопросу, определить сущность
и причины социально-исторического явления
детской беспризорности н безнадзорности
в условиях военного времени.
Бесспорной новизной исследования является
то, что был систематизирован и представлен
основной перечень государственных мероприятии
по борьбе с детской безнадзорностью и
беспризорностью, проанализировал их
реализацию на примере Южного Урала.
К результатам исследования можно отнести
произведенные нами подсчеты числа беспризорных
и безнадзорных детей на Южном Урале в
годы Великой Отечественной войны. На
основании этих расчетов мы пришли к выводу,
что в данном регионе количество безнадзорных
детей превышало число беспризорни*
ков. Так, по неполным данным, на Южном
Урале в 1942 году было выявлено и изъято
с улицы 15779 безнадзорных и 6373 беспризорных
ребенка. По данным Чкаловекой и Челябинской
областей, 6665 несовершеннолетних были
привлечены к уголовной ответственности
за совершенные преступления. Более 40%
из привлеченных к ответственности подростков
были беспризорными.
Таким образом, в ходе осуществляемых
в Южно-Уральском регионе мероприятий
по борьбе с безнадзорностью число таких
детей сократилось всего на 5%, полностью
ликвидировать это социальное явление
за годы войны не удалось, более того, количество
беспризорных и безнадзорных детей имело
тенденцию к увеличению. Так, в 1945 году
в регионе изъято 10659 беспризорников и
20969 безнадзорных детей. На наш взгляд,
эти цифры свидетельствуют не о том, что
осуществляемые меры были неэффективны,
а скорее, о том, что представители местных
органов власти стали внимательнее относиться
к этой работе, в частности, добросовестнее
стали составлять отчеты.
Проведенный в диссертационном исследовании
анализ мероприятий по борьбе с детской
беспризорностью и безнадзорностью на
Южном Урале в условиях войны свидетельствует
о том, что многие черты этого явления
были присущи стране в целом и неразрывно
связаны с процессами, происходившими
в регионе в этот период. Причины роста
детской беспризорности и безнадзорности,
вскрытые диссертантом, были характерны
для всех регионов Советского Союза и
продиктованы объективными условиями
военного времени.
Мероприятия по борьбе с детской безнадзорностью
и беспризорностью, проводимые в 1941-1945
гг., имели общесоюзные масштабы, следовательно,
были типичны и для Южно-Уральского региона,
а именно:
- социально-экономические условия
военного времени обусловили
рост детской безнадзорности
и беспризорности;
- с 1942 года созданы отделы по
борьбе с детской безнадзорностью
и беспризорностью, а также специальные
детские комиссии;
- в годы Великой Отечественной
войны расширилась сеть детских
учреждений на Южном Урале. Изменились
графики их работы;
- детская безнадзорность и беспризорность
порождали детскую преступность.
Были созданы специализированные
учреждения закрытого типа для
размещения несовершеннолетних
преступников;
- поощрялось семейное воспитание
детей, однако усыновление не
получило широкого распространения
на Южном Урале в 194Î-1945 гг.;
- с 1943 года возобновляется деятельность
внешкольных учреждений: Домов пионеров,
станций юных техников и кружков,
— которые привлекали ребят
к общественной деятельности
в свободное от учебы время.
* активизирована воспитательная работа
и массовое привлечение школьников и детей-сирот
к производственному труду на полях совхозов,
пришкольных участках, в производственных
мастерских.
Все эти мероприятия способствовали
приостановлению детской безнадзорности
и беспризорности, а также служили профилактикой
детской преступности, но не позволили
ликвидировать эти явления полностью
до конца Великой Отечественной войны.
Работа над темой диссертации продолжается
в целях углубленного изучения имеющегося
в России опыта преодоления детской безнадзорности
и беспризорности и возможного использования
в современных условиях.
Основное содержание диссертации отражено
в следующих публикациях:
1. Романович, C.B. Образование в годы
Великой Отечественной войны 1941-1945
(на примере г. Орска) : сборник научных
трудов «Южный Урал в годы Великой Отечественной
войны» / C.B. Романович — Орск : Издательство
ОГТИ, 2005.-С.25-37.
2. Романович, C.B. Забота о педагогических
кадрах в годы Великой Отечественной
войны. Южный Урал — Великой
Победе : материалы региональной научно-практической
конференции, посвященной 60-летию Победы
над гитлеровской Германией / C.B. Романович
- Оренбург : Издательство ИПК ГОУ О ГУ,
2005. — С. 150-155.
3. Романович, C.B. Состояние педагогических
кадров Чкаловской области в
начале Великой Отечественной
войны : материалы внутри вузовской научно-
практической конференции ОГТИ (филиал)
ГОУ ВПО ОГУ / C.B. Романович. — Часть II. -
Орск : Издательство ОГТИ, 2005. - С. 19-22.
4. Романович, C.B. Ликвидация неграмотности
и развитие школьного образования
в Орском уезде : сборник научных
трудов «Из истории города Орска (к 270-летию)»
/ C.B. Романович. - Орск : Издательство ОГТИ,
2005. - С. 20-26.
5. Романович, C.B. Ликвидация неграмотности
и вопросы всеобуча в 3040-е годы
XX века : сборник научных трудов «Из истории
города Орска (к 270-летию)»/C.B. Романович.
- Орск : Издательство ОГТИ, 2005.-С. 14-20.
6. Романович, C.B. Социальные проблемы
детских домов Южного Урала
в годы Великой Отечественной
войны. Теории, содержание и технологии
высшего образования в условиях
глобализации образовательного
процесса : материалы XXVII преподавательской
научно-практической конференции ОГПУ
/C.B. Романович. - Оренбург : Издательство
ОГПУ. - Часть 8. (Исторические науки). —
2006.-С. 187-197.
7. Романович, C.B. Социальная проблема
беспризорности и безнадзорности
и ее решение в имперской
России : сборник статей. III Всероссийской
научно-практической конференции. Нравственность
и религия / C.B. Романович. -Пенза : Приволжский
Дом Знаний, 2006. - С. 100-102.
8. Романович, C.B. Борьба с беспризорностью
и безнадзорностью на Южном
Урале в годы Великой Отечественной
войны : сборник научных трудов молодых
ученых « Исто рико-архео логические изыскания»
/ C.B. Романович. -Самара : Издательство
СГПУ. - Вып. 9. - 2006. - С. 99-105.
9. Романович, C.B. Беспризорность и
безнадзорность на Южном Урале
в 1941-1945 годах : историография проблемы
: материалы внутри вузовской научно-практической
конференции ОГТИ (филиал) ГОУ ВПО ОГУ
/ C.B. Романович. - Часть II. - Орск : Издательство
ОГТИ, 2006. - С. 42-46.
10. Романович, C.B. Борьба с детской
беспризорностью и безнадзорностью
на Южном Урале в годы Великой
Отечественной войны : источниковедческий
аспект : материалы внутривузовской научно-практической
конференции ОГТИ (филиал) ГОУ ВПО ОГУ
/ C.B. Романович. - Часть II. - Орск : Издательство
ОГТИ, 2006. - С. 46-47.
Подписано в печать 23.11.2006. Формат 60x84
Бумага писчая. Усл. печ. л. 1,0. Тираж 100 экз.
Заказ 243.
Издательство Орского гуманитарно-технологического
института
(филиала) Государственного образовательного
учреждения высшего профессионального
образования «Оренбургский государственный
университет» 462403, г. Орск, пр. Мира, 15 А.
Оглавление научной работыавтор диссертации
— кандидата исторических наук Романович,
Светлана Вячеславовна
Глава I
Глава II
Список сокращений
Введение диссертации2006 год, автореферат
по истории, Романович, Светлана Вячеславовна
Директивные документы и законодательство
по 51 вопросу борьбы с детской безнадзорностью
и беспризорностью в 1941-1945 годах Влияние
военного времени на изменения в советском
51 законодательстве
Упрочение законодательной базы и устройство
детей- 71 сирот в семью через усыновление,
опеку или попечительство
Меры борьбы с детской безнадзорностью
и беспри- 89 зорностью на Южном Урале в
годы Великой Отечественной войны
Организационные мероприятия по борьбе
с безнад- 89 зорностью, беспризорностью
и детской преступностью Размещение детей
в специальных учреждениях как ос- 117 новная
мера предупреждения беспризорности в
19411945 годах
Способы предотвращения детской безнадзорности
в 158 годы Великой Отечественной войны
Заключение 186
Список использованных источников и
литературы 196 Приложения 215
БГТО
Беседчики
Б/н Б/п
Воентрибунал ВКП(б)
ВЖСМ
ВЦИК
ВЦСПС
ВЧК ГК
Горсовет
ГСО
ГТО
Госплан
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
Будь готов к труду и обороне» - комплекс
физических упражнений
Специалисты из ГК ВЛКСМ, проводящие
беседы на определенные темы
Безнадзорные
Беспризорные
Военный трибунал
Всероссийская Коммунистическая партия
(большевиков)
Всесоюзный Ленинский Коммунистический
Союз Молодежи
Всероссийский Центральный Исполнительный
комитет
Всероссийский Центральный Совет Профессиональных
Союзов
Всероссийская чрезвычайная комиссия
Городской комитет
Городской совет
Готов к санитарной обороне»
Готов к труду и обороне» - комплекс физических
упражнений
Государственная плановая комиссия
Госпоставки Горстройтрест д.
Д/д
Л/с Д/я дек дтк
Дезокамера Детбаза
ДК (Деткомиссия)
Детприемник
ДС (Детсовет)
Детучреждение
ЖУ
Завуч
ИЗО
Коопторг
Крайоно
Л,
Государственные поставки продовольствия
и товаров широкого потребления
Городской строительный трест
Дело
Детский дом Детский сад Детские ясли
Детская воспитательная колония Детская
трудовая колония Дезинфекционная камера
Детская база по снабжению Детская комиссия
Детский приемник-распределитель Детский
совет Детское учреждение Железнодорожное
училище Заведующий учебной частью Изобразительное
искусство Кооперативная торговля Краевой
отдел народного образования Лист
Наркомат
Народный комиссариат
НКЗ (Наркомздрав) Народный комиссариат
здравоохранения