Борьба с несовершеннолетней преступностью в годы Великой Отечественной войны
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2015 в 15:14, реферат
Описание работы
Борьба с несовершеннолетней преступностью, детской беспризорностью и безнадзорностью занимала значительное место в деятельности органов внутренних дел в годы войны. Это обуславливалось тем, что работа с несовершеннолетними и подростками в годы Великой Отечественной войны резко изменилась, получила новое содержание и требовала постоянного внимания со стороны органов внутренних дел, учебных учреждений и общественных организаций.
По мнению Е. JI. Храмковой, немаловажную
роль сыграл и тот факт, что написание
исследований по теме требует, чтобы автор
сочетал в одном лице и историка, и педагога,
а это встречается нечасто. Поэтому нередко
в трудах, посвященных школе военной поры,
отсутствует общеисторический подход.40
Серьезная работа по публикации источников
военного времени осуществлена в середине
80-х годов. По плану издания общесоюзной
серии «История культурного строительства
в СССР» были выпущены документы директивного
и отчетного характера, которые отражали
руководящую и организующую роль Коммунистической
партии и Советского государства, их заботу
о развитии народного образования и культуры.
Данные издания активизировали исследовательскую
работу в отдельных регионах и по стране
в целом и позволили широкому кругу лиц
ознакомиться с уникальными документальными
материалами, ранее никогда не публиковавшимися.41
Достоинством этих сборников было то,
что документы располагались в хронологическом
порядке, были снабжены легендами и указанием
подлинности. Ко всем были вводные статьи
с пояснениями от составителей. Несмотря
на то, что публикация документов осуществлялась
и ранее,42 именно сборники 80-х годов продемонстрировали
изменение отношения партии и советского
правительства к вопросам культуры и
40 Храмкова, Е.Л. Указ. соч. - С. 16.
41 Культурное строительство в
РСФСР : документы и материалы. - М. : Советская
Россия, 1983; Культурное строительство
в Оренбуржье : документы и материалы :
в 2-х кн. / сост. В. И. Швыдченко [и др.].- Челябинск:
Юж.-Урал. кн. из-во, 1985, 1989; Социально-культурное
строительство Челябинской области в
годы Великой Отечественной войны (1941-1945).
- Челябинск : Юж. - Урал. Кн. изд-во, 1985.
42 Коммунистическая партия в
Великой Отечественной войне (июнь
1941-май 1945) : документы и материалы М. : Политиздат,
1970; Курганская партийная организация
в Великой Отечественной войне 1941-1945. Документы
и материалы / науч. ред. Л.А, Матвеев. - Челябинск
: Юж.-Урал. изд-во, 1975; Огненные годы. Документы
и материалы об участии комсомола в Великой
Отечественной войне. - М. : Политиздат,
1977; Документы мужества и героизма. Башкирская
АССР в годы Великой Отечественной войны.
Документы и материалы. -Уфа: БРИЗ, 1980. образования
в годы Великой Отечественной войны, что,
разумеется, повысило интерес к этой проблеме
у отечественных исследователей и привело
к появлению первых обобщающих исследований
истори-ко-педагогического характера.43
В них представлено развитие советской
общеобразовательной школы на основе
системного подхода, факты излагаются
проблемно и в хронологическом порядке
освещают развитие народного образования
в годы Великой Отечественной войны не
только в РСФСР, но и в Белоруссии, Украине,
Грузии, Литве и других союзных республиках.
Кроме того, монографии С.А. Черника содержат
информацию о детской беспризорности
и безнадзорности. В частности, он определяет,
что выполнение Закона о всеобуче, организация
досуга детей, появление школ с продленным
днем были эффективными мерами ликвидации
безнадзорности. Еще одним достижением
автора является предложенная впервые
в работе «Советская образовательная
школа в годы Великой Отечественной войны»
периодизация развития образования в
СССР и то, что выделены два этапа борьбы
за школу, которые различаются направленностью
и сущностью самих мероприятий. На первом
этапе (1941-1943 годы) принимались меры, направленные
на борьбу против возникших трудностей
и недостатков, за сохранение существовавшей
школы и системы народного образования.
Особенностью второго этапа (1943-1945 годы)
явились меры по организационно-педагогическому
укреплению школы, повышению качества
всей учебно-воспитательной работы, укреплению
дисциплины и порядка среди учащихся.
Подобная логика рассмотрения истории
советской школы периода 1941-1945 годов, во-первых,
опирается на реальный факт существования
двух этапов в ходе Великой Отечественной
войны и,
43 Черник, С.А. Советская школа в
годы Великой Отечественной войны
/ С.А. Черник. - М.: Педагогика, 1975; Черник,
С.А. Советская общеобразовательная
школа в годы Великой Отечественной
войны / С.А. Черник. - М. : Педагогика, 1984.
во-вторых, позволяет лучше показать их
отличительные черты.44 Но при всех достоинствах
работы С.А. Черника имеют характерную
для того времени идеологическую окраску
и рассматривают советскую школу только
с позитивных позиций, что, в определенной
степени, снижает их значение. Кроме того,
данное исследование является в большей
степени педагогическим трудом, поэтому
содержит подробный анализ методов и приемов
обучения, особенностей воспитательной
работы в школах и других детских учреждениях
и не снимает актуальности исторического
анализа темы диссертационного исследования.
Со страниц произведений научно-популярной
литературы и сравнительно нового для
80-х годов XX века жанра - документальной
беллетристики волнующая нас тема детской
беспризорности и безнадзорности звучит
особенно пронзительно. Эти работы позволяют
восполнить пробелы в изучении данной
тематики профессиональными исследователями
и представляют исторические события
более эмоционально и образно. С начала
перестройки журналисты с охотой берутся
за освещение исторических вопросов с
целью пересмотра сложившейся, зачастую,
догматической точки зрения на отдельные
вопросы истории военного времени.
В конце 80-х годов XX века появляются документально-публицистические
издания не на смежную тематику, а напрямую
связанную с детской беспризорностью
и безнадзорностью в 19411945 годах.45 Благодаря
собранным журналистами и публицистами
воспоминаниям создается обобщенный образ
военного детства.46 Дети войны рассказывают
от первого лица о жизни, быте, рационе
пи
44 Черник, С.А. Советская общеобразовательная
школа в годы Великой Отечественной
войны / С.А. Черник. -M.: Педагогика, 1984. -
С. 9.
45 Дети военной поры / сост. Э. Максимова.
- М.: Политиздат, 1988.
46 Лещинский, М.Я. Дважды рожденные
/ М.Я. Лещинский. - М.: Современник, 1977; Марьяновский,
Г.И. Книга судеб. Документальное повествование
/ Г.И. Марьяновский, - Ташкент: изд-во литература
и искусство, 1978. Кармазин, В.Д. Добро, спасающее
мир / В.Д. Кармазин. - Киев : Украина, 1989;
Бакин, В.С, Детдомовское сороковые. Документальная
повесть / B.C. Бакин. - М.: Молодая Гвардия,
1991. тания, играх и других подробностях,
которые невозможно узнать из хрестоматийных
изданий и монографий о войне. Все эти
произведения позволяют понять положение
детей в годы Великой Отечественной войны
не с позиции сухой статистики, а на основе
живого свидетельства, что для историка
также имеет определенную ценность.
Исследования по истории народного образования
СССР в годы войны продолжали и педагоги,
особенно оживляется эта работа при подготовке
статей к юбилейным датам. Но, как и в более
ранний период, эти публикации изобилуют
статистическими данными о собранных
в фонд обороны средствах, о помощи семьям
участников войны, нет прямых сведений
в борьбе с детской беспризорностью и
безнадзорностью.47
Несмотря на то, что литература, изданная
до середины 80-х годов XX века, очень скупо,
в общих чертах раскрывает вопросы борьбы
с детской беспризорностью и безнадзорностью,
в целом, историография этого периода
имеет ряд достижений. Основная заслуга
исследователей заключается, во-первых,
в том, что они ввели в научный оборот комплекс
ранее неизвестных науке документов, что,
в свою очередь, привело к пересмотру некоторых
традиционных представлений о школе периода
Великой Отечественной войны. Во-вторых,
историки ввели новые перспективные сюжеты
в изучение проблем образования в годы
Великой Отечественной войны. В-третьих,
учеными была сделана попытка рассмотрения
общеобразовательной школы 1941-1945 годов
в системе общего состояния экономики,
социальной политики, культуры, идеологии
существовавшего тогда общества. В-четвертых,
появляются воспоминания о войне,
47 Яркина, Т. Советская школа в годы Великой
Отечественной войны / Т. Яркина II Советская
педагогика. -1965. - № 5. - С.109-118; Раскин, Л.Е.
Героические будни / Л.Е. Раскин // Советская
педагогика. - 1965 - № 5. - С. 121-124; Он же. Героически
будни школ Ленинграда / Л.Е. Раскин // Начальная
школа. - 1965. - № 5. -С.18; Бутько, В Дети войны
/ В. Бутько // Молодой коммунист. - 1971. - №
6. - С. 55-58; Черник, С.А. Борьба за повышение
качества учебно-воспитательной работы
школ в годы Великой Отечественной войны
/ С.А. Черник // Советская педагогика. -
1975. - № 3. - С. 93-102. написанные детьми, бывшими
беспризорниками, выросшими в условиях
детских домов и интернатов.
Со второй половины 80-х годов XX века начался
новый этап историографии, который продолжается
и сейчас. Изменения в обществе, связанные
с развитием гласности, демократизация
общества и плюрализм, позволяющий вести
дискуссии по широкому спектру вопросов
общественно-политической жизни страны,
создали благоприятные условия для более
объективного изучения истории Великой
Отечественной войны. В частности, по-иному
стали рассматриваться вопросы среднего
и профессионального образования, социальной
защиты материнства и детства в военные
годы. Изменилась оценка известных фактов,
обозначились новые проблемы исследования,
которые всесторонне раскрываются и оцениваются
более объективно на основе новых документов
и свидетельств.
С начала 90-х годов научные исследования
стали более критическими. Кроме того,
школу начали рассматривать как один из
важных показателей эффективности социальной
политики в годы войны.48 В этой связи авторы
обратили более пристальное внимание
на причины отсева школьников в 1941-1945 годах,
выявив недостаточность элементарных
вещей - одежды, обуви, школьных принадлежностей,
на что ранее исследователи не обращали
внимание. В это время появилась работа
В.В. Дрыночкина, целиком посвященная проблеме
функционирования системы народного образования
в годы войны.49 В данном исследовании содержится
обстоятельный анализ трудностей, недостатков,
просчетов в осуществлении школьной политики
в 1941-1945 годах, дается объективная и критическая
оценка работы народного образования
в годы войны.
48 Загвоздкин, Г.Г. Цена победы. Социальная
политика военных лет / Г.Г. Загвоздкин.
- Киров : Жизнь, 1990.
49 Дрыночкин, B.B. Восстановление системы
народного образования в прифронтовых
и освобожденных районах страны в годы
Великой Отечественной войны (1941-1945) / В.В.
Дрыночкин. - M. : ИНИОН АН СССР, 1991.
В рамках современного периода историографии
ученые указывают на всеобъемлющую идеологизацию
сферы народного образования в годы Великой
Отечественной войны.50 Отмечается, что
в годы войны не допускалось произвольное
толкование тем, вопросов учебных планов
и программ, самостоятельный анализ выступлений
государственных и партийных руководителей
и т.д. Историки начинают по-новому оценивать
и вопрос об участии в патриотических
движениях учителей и учащихся, выявив
случаи нажима и администрирования.
В публикациях конца 80-90-х годов содержится
более глубокий анализ проблемы педагогических
кадров в годы войны.51 Авторы подчеркивают,
что в военные годы увеличилось число
учителей, не имеющих педагогического
образования, а события военного времени
положили начало феминизации школы. В
целом, историография этого периода отмечает
существенное замедление темпов развития
образования, приведшее к сокращению численности
удельного веса неполных средних школ,
ограничив тем самым возможности осуществления
семилетнего и среднего образования. Сокращение
сроков обучения, сужение программ, учебных
планов, постоянное отвлечение учителей
и школьников на сельскохозяйственные
и иные работы приводили к резкому снижению
качества подготовки учащихся. Довоенный
уровень школьной сети и численности учащихся
в РСФСР был, в основном, восстановлен
в конце 40-х годов. Разумеется, было бы
несправедливо забывать о невиданном
напряжении сил общественности, самоотверженном
труде российского учительства, в определенной
мере ослабивших отрицательное влияние
войны.
50 Сперанский, А.В. Культура Урала
как важнейший фактор Великой
Победы. Уральский научный форум.
Война. Культура. Победа. Роль Урала
как арсенала Победы : III региональная
научно-практическая конференция. «Культура
и искусство Урала в годы Великой Отечественной
войны» / А.В. Сперанский. - Челябинск : ЧЕЛГУ.
-Часть 1.-2005.-С. 149.
51 Кузнецова, C.B. Кадровое обеспечение
образования в Поволжье в условиях
Великой Отечественной войны (1941-1945):
учебное пособие / C.B. Кузнецова. - Самара
: изд-во СГПУ, 2003.
Однако в историографии сохраняются
некоторые недостатки. По-прежнему, школа
периода войны не показывается во всей
ее противоречивости, неоднозначности:
публикации нередко носят описательный,
а не аналитический характер, содержат
поверхностную историографию проблемы.
Объясняется это, во многом, отсутствием
в некоторых работах по теме прочной статистической
и документальной базы.52
В конце 80-х - начале 90-х годов XX века заметно
возрос интерес ученых к проблемам народного
образования и на Южном Урале. В работах
Л.И. Футорянского нашли отражение и вопросы
о развитии народного образования. Так,
в книге «История Оренбуржья» под его
редакцией говорится о том, что «остро
стояла проблема повышения педагогической
квалификации во время Великой Отечественной
войны», упоминаются проблемы развития
специального образования в Оренбургской
области.53 Автор и в других своих работах
анализирует статистику количества учителей,
ушедших в начале войны на фронт, движения
кадров в Чкаловской области и влияния
на этот процесс эвакуации и реэвакуации,
уровня образованности учителей края.
Леонидом Иосифовичем исследованы изменения
в контингенте учащихся, организация заботы
о детях-сиротах, участие учителей и учеников
в уборке урожая в годы войны, и многие
другие вопросы.54
Любопытные данные о функционировании
школ Урала в годы войны опубликованы
в работе И.Ф. Плотникова.55 Материалы по
во
52 Храмкова, Е.Л. «Война и школа» в отечественной
историографии . - С. 16-18.
53 История Оренбуржья : учебное
пособие / под ред. проф, Л.И. Футорянского.-Оренбург:
Оренбургское книжное издательство, 1996.
- С. 300.
54 Футорянский, Л.И. История родного края
/ Л.И. Футорянский. - Челябинск : Южно-уральское
книжное издательство, 1988, Он же. Оренбуржье
- Великой Победе (к 50-летию Победы в Великой
Отечественной войне) / Л.И. Футорянский.
- Оренбург, 1994. - С. 41-45; Он же. Путь твоих
сверстников : материалы по истории комсомольской
организации Оренбуржья / Л.И, Футорянский.
- Оренбург, 1998. - С. 9; Он же. Оренбуржье -
во имя Победы (60 лет разгрома фашистской
Германии) / Л.И. Футорянский. - Оренбург
: Издательство ООИП-КРО,2004.-С. 84-86.
55 Плотников, И.Ф. Народное образование
и культура Урала в период
Великой Отечественной войны (19411945
годах) / И.Ф. Плотников // Развитие школы:
опыт партийного руководства, проблема,
задачи. - Свердловск : МИКС, 1989. - С. 47-61.
просам развития образовательной системы
на Южном Урале содержатся в трудах P.P.
Хисамутдиновой и А.В. Федоровой.56 В их
произведениях освещаются вопросы осуществления
всеобщего обязательного обучения, работа
национальных школ и эвакуированных детских
учреждений, участие учащихся и учителей
в сельскохозяйственном и промышленном
производстве.
В работах Г.В. Кораблевой нашли отражение
вопросы государственного управления
школьным делом в СССР. На основе богатого
архивного материала автор особо выделяет
проблемы создания материальной базы
общеобразовательной школы, а также обеспечения
ее кадрами. Достаточно подробно рассматриваются
вопросы о всеобуче. «Осуществление всеобщего
обучения затормозилось из-за детской
беспризорности, так как тяжелая и напряженная
работа одних родителей на заводах, колхозах,
других на фронте, или их гибель не давала
возможности, в данное время, оказывать
должное внимание воспитанию детей».57
Если исходить из цитаты, получается, что
исследователь как бы объединяет между
собой «беспризорность» и «безнадзорность»,
сводя их в общее понятие. В работе нет
ни характеристик, ни оценок этим явлениям,
что связано, как нам показалось, с тем,
что они не были целью исследования автора
и упоминались лишь в силу исторической
логики изложения. Более удачно автор
раскрывает вопросы осуществления принципов
национальной школы в регионе. Этому вопросу
Г.В. Кораблева посвящает даже самостоя