Древняя Индия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 19:34, контрольная работа

Описание работы

1. Какими видами ремесел ославилась Древняя Индия? Охарактеризуйте основные достижениях древнеиндийской науки.
2. Как на протяжении веков менялись формы землевладения в Западной Европе, эксплуатации крестьян и виды их зависимости от феодалов?
3. Охарактеризуйте проблемы и перспективы европейской интеграции.

Файлы: 1 файл

История экономики контрольная работа.docx

— 37.91 Кб (Скачать файл)

Вариант 1

  1. Какими видами ремесел ославилась Древняя Индия? Охарактеризуйте основные достижениях древнеиндийской науки.
  2. Как на протяжении веков менялись формы землевладения в Западной Европе, эксплуатации крестьян и виды их зависимости от феодалов?
  3. Охарактеризуйте проблемы и перспективы европейской интеграции.

1

Уже в III тысячелетии до н. э. основным занятием жителей долины Инда было земледелие. Выращивали пшеницу, ячмень, горох, просо, джут и, впервые в мире хлопчатник и сахарный тростник.

Хорошо было развито животноводство. Индцы разводили коров, овец, коз, свиней, ослов, слонов. Конь появился позже.

Индцы были хорошо знакомы с металлургией. Основные орудия труда делали из меди. Из нее выплавляли ножи, наконечники копий и стрел, мотыги, топоры и многое другое. Не было для них секретом художественное литье, мастерская обработка камня, сплавы, среди которых особое место занимала бронза. Индцам были известны золото и свинец. Но железа в это время они не знали.

Развито было и ремесло. Важную роль играло прядение и ткачество. Впечатляет мастерство ювелиров. Они обрабатывали драгоценные металлы и камни, слоновую кость и раковины.

Высокого уровня достигла морская и сухопутная торговля. В 1950 г. археологи нашли первый в истории порт для стоянки кораблей во время отлива моря.

Наиболее активно шла торговля с Южным Междуречьем. Сюда из Индии привозили хлопок, ювелирные изделия. В Индию привозили ячмень, овощи, фрукты. Были торговые связи с Египтом и островом Крит. Вероятно, индцы обменивались и с соседними кочевыми народами и даже построили город на реке Амударья.

С упадком индской культуры замерла хозяйственная жизнь. Появившиеся в середине II тысячелетия до н. э. арии были кочевниками и значительно отставали от индцев в хозяйственном развитии. Единственное, в чем арии опережали индцев, так это в использовании лошади.

Только на рубеже II — I тысячелетий до н. э. новое население Индии — индийцы — вновь перешло к земледелию. Появились посевы пшеницы, ячменя, проса, хлопчатника и джута. Особенно большие урожаи собирали земледельцы долины реки Ганг.

Наряду с лошадью и крупным рогатым скотом важное место в хозяйстве занял слон. С его помощью люди успешно боролись с непролазными джунглями.

Развивается металлургия. Быстро освоив бронзу, уже в начале I тысячелетия до н. э. индийцы научились добывать железо. Это значительно облегчило освоение новых земель, ранее занятых болотами и джунглями.

Возрождается и ремесло. Снова видное место в хозяйстве занимают гончарное дело и ткачество. Особенно славились индийские хлопчатобумажные ткани, изделия из которых можно было продеть через маленькое колечко. Эти ткани были очень дорогими. В честь богини пашни Ситы их назвали ситец. Были и более простые дешевые ткани.

Только торговля оставалась на низком уровне. Она ограничивалась обменом товарами между соседними общинами.

Таким образом, древние индийцы подарили человечеству такие сельскохозяйственные культуры, как хлопчатник, сахарный тростник. Они приручили самое крупное животное в мире слона.

К основным достижениям науки Древней Индии можно отнести следующее. Древние индийцы знали, что Земля вращается вокруг Солнца и своей оси, о существовании атома и умели его измерять, ввели число «нуль». Большинство естесвеннонаучных знаний в Древней Индии передавалось в мифологической форме. Примером тому может послужить перечень последовательных обличий одного из индийских богов Вишну, которые он, согласно мифу, принимал для зашиты Земли от демонов. Сначала это была рыба, спасшая первого человека от потопа, затем, черепаха для поиска напитка бессмертия; кабан, поднявший Землю из преисподни; человеко-лев, сокрушивший очередного демона; Парашурама - человек яростного и необузданного нрава; Рама - человек благородный; Кришна — богочеловек. На этом примере можно проследить эволюцию хордовых в биологии, а четыре последних воплощения - с социальной эволюцией. 
Индийская математика в соответствии с общей установкой древнеиндийской культуры возникает из нужд культа. "Алтари ориентировались по сторонам света: основания ихстроились по точно установленным фигурам, например равнобедренным трапециям с заданными соотношениями сторон. Между основаниями алтарей соблюдались соотношения двух видов: либо основания были подобны, а площади относились, как первые числа натурального ряда, либо основаниями алтарей служили равновеликие по площади, по различные по форме многоугольники". При этом возникала потребность в решении различных геометрических задач: "построения прямого угла, квадрата, целочисленных прямоугольных треугольников, получения из последних, удвоения, утроения данного квадрата, преобразование квадрата площади (a) в квадрат площади (n*a), преобразования прямоугольника в равновеликий квадрат и некоторых других. Была известна и теорема Пифагора". Однако стиль мышления древнеиндийской математики был не геометрическим, а, скорее, алгебраическим. Поэтому в отличие от греческой индийская математика спокойно относилась к иррациональности и вычисляла корень из 2 с точностью до шестого знака. Если современная геометрия имеет свой исток в Древней Греции, то арифметика берет начало в Индии. Столь привычная для нас десятичная позиционная система счисления индийского происхождения. Индийские математики также сделали первые шаги в создании символической алгебры, а также разработали некоторые чисто алгебраические методы решения задач. 
Особое место занимала в структуре древнеиндийской науки лингвистика. Связано это было с глубоким пиететом перед устной речью, присущим древнеиндийской культуре. Как вы помните, в философской школе мимансиков утверждалось, что естественное существование мира поддерживается благодаря жертвоприношениям, что жертвоприношение является как бы фундаментом мира, мировой осью. В жертовоприношении же важнейшая роль отводилась произнесению магических формул, священных текстов. Роль произносимого голосом текста отчетливо видна при обучении, в котором заучмвание составляло очень существенный элемент. Недоверие к записанному слову является важной характеристикой древнеиндийской ментальности. "Письменность, появившаяся в Индии около I тысячелетия до н.э., долгое время использовалась лишь для хозяйственных и юридических целей. Вся духовная культура - религиозная поэзия, философия, литература и наука - передавались устно. Даже в более позднее время, когда письменность получила широкое распространение, мнемоника продолжала быть главным средством хранения информации. Чтение по написанному тексту, например, считалось позорным как один из "шести недостойных способов чтения". 
Особо успеха достигла древнеиндийская медицина (аюрведа), которая была заложена в 3 веке до н.э. Аюрведа - это больше, чем медицина, это - наука о жизни. В ней есть основы естествознания, физики, химии, биологии и космологии. Основным отличием аюрведы от медецины (в современном понимании) состоит в использовании целостного подхода при рассмотрении заболеваний человека, так болезнь рассматривалась не только как заболевание физического тела, но и исследовалось духовное и психическое состояние пациента. Человек был представлен как целостная психофизическая единица Космоса. 
Аюрведу можно считать прародительницей всех медицинских направлений, она дала основу медицине китайской, тибетской, арабской. В Древнюю Грецию Аюрведа пришла целостной системой, но греки разделили физическое и психическое в человеке, поэтому сейчас западная медицина имеет только физическую направленность.

2

Раннее Средневековье (V - X вв.). В этот период появились первые признаки феодализма: земля концентрировалась у высших слоев общества, т.е. происходило формирование крупной феодальной собственности, формировался слой зависимого крестьянства, устанавливались вассально-ленные отношения, крестьяне утрачивали личную свободу. Этот период характеризуется феодальной раздробленностью и междоусобными войнами королей и феодалов, преобладанием аграрного сектора, слабым развитием ремесла и торговли, низким уровнем представлений о внешнем мире (уступающим даже античным знаниям).

Крупнейшим феодалом в Европе была христианская церковь, служители которой принимали активное участие в хозяйственной и политической жизни страны. Религиозные догмы оказывали влияние на хозяйственную жизнь страны: забота о мирских благах, богатстве греховна, так как истинная цель верующего - царствие небесное; все люди равны перед Богом, поэтому все должны были трудиться, самым почетным занятием считалось земледелие, христианину грешно было заниматься торговлей. К тому же постоянное ожидание конца Света парализовало деловую активность.

2. Высокое Средневековье (XI - XV вв.) - это расцвет феодализма  в Западной Европе. В этот период  успешно развивается не только  сельское хозяйство, но и возрождаются  города, превращающиеся в центры  ремесла и торговли.Рост продуктивности сельского хозяйства создал избыток продуктов в деревне, и появилась возможность выделения группы людей, занимающихся ремеслом, обменивающих свою продукцию на продукты сельского хозяйства. Со временем сельские поместные ремесленники превратились в профессионалов, работающих на заказ, и рамки поместья стали им тесны, поэтому они стали образовывать свои поселения. Оптимальное место для производства и сбыта ремесленной продукции должно было обеспечить беспрепятственную встречу продавца и покупателя, водоснабжение, защиту. Поэтому все средневековые города стоят на реках или озерах, защищены крепостными стенами, и у них обязательно есть мост. Несмотря на скученность, эпидемии, незащищенность от пожаров, города получили большое преимущество перед деревней - стены и рынок. Стены защищали от произвола феодала, человек, проживший в городе один год и один день, считался свободным от феодальной зависимости. Рынок обеспечивал городу экономическое управление феодальной деревней: он устанавливал цены, поэтому феодальное поместье приспосабливалось к городскому рынку. Именно город разрывал замкнутость натурального хозяйства, создавая открытую экономику, втягивая производителей аграрного сектора в товарно-денежные отношения. Он становился движущей силой развития экономики благодаря своей роли рынка, крупного торгового узла.[7;с25]

В этот период многие города добиваются самостоятельности, поскольку плата за землю и объем повинностей, выполняемых в пользу сеньоров, были очень велики. В своей борьбе города опирались на поддержку королей, заинтересованных в ослаблении сеньоров и понимавших роль и значение города как источника финансовых и человеческих ресурсов. К началу XIV в. большинство городов добилось независимости от сеньоров, но власть оказалась в руках городской аристократии - крупных купцов, домовладельцев, ростовщиков и землевладельцев. В результате так называемой «коммунальной революции» в них создавались советы самоуправления, решавшие главные вопросы городского хозяйства.

Основой жизни города было товарное производство - ремесло и продажа изделий. Во второй половине XIV в. насчитывалось до 50 отраслей производства, 300 видов ремесел, наиболее развитыми были сукноделие, металлообработка, изготовление льняных и шелковых тканей и красителей для них. Широкое распространение получило книгопечатание.

Как и везде в феодальной Европе, формой организации ремесленного производства был цех, организация которого регламентировалась уставом, он насильственно объединял ремесленников той или иной отрасли в пределах данного города. Система мастеров, подмастерьев, учеников создавала в цехах сословную иерархию. Устав строго регламентировал все условия производства и сбыта продукции, цены; устанавливал число подмастерьев и учеников, регламентировал отношения мастеров, подмастерьев и учеников, сроки и условия ученичества; определял объем и качество производимой продукции, ее внешний вид, упаковку; продолжительность рабочего дня, а также время и место продажи. Целью данной организации было не получение прибыли, а добывание средств к существованию в условиях простого воспроизводства, связанного ограниченностью местного рынка.

В ремесленных мастерских было занято два-четыре человека, не считая мастера. Исключение составляли более многочисленные строительные организации. Разделение труда в мастерской отсутствовало, каждый работник производил конечную продукцию, поэтому были высоки требования к профессиональному мастерству. Например, при вступлении в кузнечный цех в Германии необходимо было изготовить подкову для лошади без снятия мерки. Для выполнения подобной работы необходима была длительная подготовка.

Одновременно цехи выполняли функции касс взаимопомощи, заботились о вдовах и сиротах, несли охранную и пожарную службу, защищали стены родного города, активно участвовали в религиозной жизни. Таким образом, в период расцвета средневековья цеховая организация играла прогрессивную роль: способствовала повышению качества продукции, ее стандартизации, стабилизации цен, воспитывала ответственность за конечный результат, подготавливая высококвалифицированных работников, приучала к организованности и дисциплине.

3

    Западная Европа  с точки зрения развития торговых  отношений представляет собой кольцевую структуру с ярко выраженным  центром  —  Европейским  Союзом(ЕС) и достаточно мощными центростремительными силами.  Объективные  причины обусловили   активное    развитие    торгово-экономических    отношений    и интеграционных процессов между  странами  Западной  Европы.  Первыми  начали движение к объединению небольшие страны: Бельгия, Люксембург  и  Нидерланды.

Позднее  активную  роль  в  этом  процессе  стали   играть   более   крупные

европейские страны. В настоящее время ЕС занимает сильные позиции в  мировой экономике  и  международной  торговле.  Кроме   того, большинство   других европейских стран связаны с ЕС соглашениями о зонах свободной торговли и  т.п. В результате все государства региона  в  той  или  иной  мере  подвержены торгово-экономическому влиянию ЕС.

Европейский союз.

    Современная история  образования  и  развития  Европейского  союза  (ЕС)

начинается с 1951 г. В апреле этого года был подписан договор о  Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в который  вошли  шесть  стран  —  Франция,ФРГ, Италия,  Бельгия,  Нидерланды,  Люксембург.  Это  была   своего   рода предыстория западноевропейской интеграции. Реальный отсчет ее  возникновения и развития начинается с 1957 г., когда те же  страны  подписали  договоры  о создании  Европейского  экономического  сообщества  (ЕЭС)   и   Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). В состав сообществ вошли  страны  с высоким  уровнем  развития,  что  во  многом  определило  высокие  темпы  их экономического  роста   на   протяжении   последующих   15   лет.   Развитие западноевропейской  интеграции  с  конца  50-х  гг.  до  настоящего  времени протекало неравномерно и относительно противоречиво. Вместе  с  тем  цели  и

задачи,  поставленные  при  образовании  ЕЭС,   реализовывались   достаточно последовательно и успешно.

    Процесс  развития  западноевропейской  экономической  интеграции  можно условно подразделить на четыре этапа.

    Первый этап (конец 50-х – середина 70-х гг.) считается  «золотым  веком»

в жизни Сообщества. Он ознаменовался досрочным созданием таможенного  союза, сравнительно успешным формированием единого аграрного рынка,  вступлением  в ЕЭС трех новых стран: Великобритании, Дании, Ирландии.

Конкретными целями создания  ЕЭС,  или,  как  его  часто  называли,  «Общего рынка», были:

- постепенное  устранение  всех  ограничений  в  торговле  между  странами-

   участницами;

-  установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;

-  ликвидация ограничений для свободного  передвижения  «людей,  капиталов,

Информация о работе Древняя Индия