Идейная эволюция легального народничества во второй половине ХIХ - начале ХХ вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 05:16, автореферат

Описание работы

Актуальность темы. Легальное народничество - это идеология и движение в среде демократической интеллигенции последней трети ХIХ - начала ХХ вв. Его теоретики Н.К. Михайловский, И.И. Каблиц, В.П. Воронцов, С.Н. Кривенко, Л.Е. Оболенский, Я.В. Абрамов отстаивали доктрину мирного, эволюционного пути России к идеалам социализма. В марксистской историографии легальное или, как тогда говорили, «либеральное» народничество ассоциировалось с упадком и вырождением доктрины русского социализма. Идейный рост народничества после разгрома правительством «Народной воли» или вообще отрицался, или ограничивался областью экономической мысли. Теория «малых дел» однозначно оценивалась как примирение народнической интеллигенции с действительностью, отказ от борьбы за «коренные» интересы народа.

Файлы: 1 файл

Идейная эволюция легального народничества- во второй половине ХI.doc

— 416.50 Кб (Скачать файл)


 

 

На правах рукописи

 

 

МОКШИН Геннадий Николаевич

 

 

 

ИДЕЙНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ЛЕГАЛЬНОГО НАРОДНИЧЕСТВА

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ - НАЧАЛЕ ХХ ВВ.

 

 

 

Специальность 07.00.02 - Отечественная история

 

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание  ученой степени 

доктора исторических наук

 

 

 

 

 

 

 

Саратов – 2010

 

Работа выполнена на кафедре  истории России Воронежского

государственного университета

 

Научный консультант:       доктор исторических наук, профессор

                                            Михаил Дмитриевич Карпачёв

 

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

                                              Василий Васильевич Зверев 

                                              (Российская академия государственной службы)

                                             

                                            доктор исторических наук, доцент

                                             Владимир Владимирович Блохин

                                            (Российский университет Дружбы народов)

   

     доктор исторических наук, доцент

                                             Юрий Владимирович Варфоломеев

                       (Саратовский государственный университет

                           им. Н.Г. Чернышевского)

 

Ведущая организация:         Санкт-Петербургский институт истории

                                               Российской академии наук

 

 

 

Защита состоится  9 июня 2010 г. в 14.00 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.243.03 при Саратовском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского по адресу: 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83, корпус ХI, ауд. 516.

 

 

 

С диссертацией можно  ознакомиться в Зональной научной библиотеке Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского по адресу: 410012, г. Саратов, ул. Университетская, 42, читальный зал № 3.

 

 

 

 

Автореферат разослан «___»__________2010 г.

 

 

 

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор исторических наук                                                  Л.Н. Чернова

                                 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность  темы. Легальное народничество - это идеология и движение в среде демократической интеллигенции последней трети ХIХ - начала ХХ вв. Его теоретики Н.К. Михайловский, И.И. Каблиц, В.П. Воронцов, С.Н. Кривенко, Л.Е. Оболенский, Я.В. Абрамов отстаивали доктрину мирного, эволюционного пути России к идеалам социализма.

В марксистской историографии  легальное или, как тогда говорили, «либеральное» народничество1 ассоциировалось с упадком и вырождением доктрины русского социализма. Идейный рост народничества после разгрома правительством «Народной воли» или вообще отрицался, или ограничивался областью экономической мысли. Теория «малых дел» однозначно оценивалась как примирение народнической интеллигенции с действительностью, отказ от борьбы за «коренные» интересы народа.

Реабилитация легально-народнической  доктрины общественных преобразований началась лишь в 90-е гг. ХХ в. Тогда впервые было сказано о преимуществах предложенного правыми народниками реформистского пути развития российского общества; о том, что его теории не были разбиты Г.В. Плехановым и В.И. Лениным и «дожили» до начала ХХ в., став необходимым звеном в становлении идеологии неонародничества.

В настоящее время изучение разрабатываемого легальными народниками механизма трансформации авторитарного общества в демократическое приобретает все большую актуальность. Во-первых, их доктрина самобытной модернизации учитывала историко-культурные традиции страны и, в частности, особенности менталитета ее основного населения. Во-вторых, именно интеллигенция, как наиболее сознательная и граждански активная часть нации, оказалась главной социальной базой и опорой отечественной демократии, причем не только на рубеже ХIХ-ХХ вв., но и сто лет спустя2.

Народничество как тип  общественного сознания не случайно возникло в среде радикальной интеллигенции. Между этими двумя явлениями пореформенной русской жизни существует органическая внутренняя связь, исследование которой может приблизить нас к более глубокому пониманию их первоначального смысла и значения. К сожалению, в современной исторической литературе проблема идейной эволюции народничества и проблема становления и развития самосознания интеллигенции изучаются отдельно друг от друга.

Главным препятствием на пути утверждения нового подхода  к изучению идеологии народнической  интеллигенции является отсутствие у исследователей четкого понимания механизма и движущих сил ее эволюции. Между тем, именно история легально-народнической мысли содержит богатый материал для интерпретации народничества как самостоятельной интеллигентской субкультуры, имеющей собственную (внутреннюю) логику развития. Первые обстоятельные концепции русской интеллигенции, раскрывающие специфику ее мировоззрения, приемов мышления и действия, создали Михайловский, Каблиц и Воронцов. Они же положили начало острейшим дискуссиям о народничестве. На сочинениях теоретиков легального народничества выросла идейно, обретя стройную систему взглядов, передовая русская интеллигенция семидесятых, восьмидесятых и отчасти девяностых годов ХIХ века.

Объектом  исследования является идеология русского легального народничества, предметом - содержание, направленность, движущие силы и механизм идейной эволюции легального народничества (от возникновения до кризиса его идеологии).

Цель  диссертационной работы - разработка социокультурной концепции идейной эволюции легального народничества, основанной на изучении базовых стратегий самореализации легальной демократической интеллигенции и связанных с ними теорий общественных преобразований.

Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд исследовательских задач, которые можно разделить на три группы.

В первую группу входят задачи, связанные с общей характеристикой легального народничества как идеологии пореформенной демократической интеллигенции (этимология и содержание понятия «легальное народничество»; теоретические основы, целевая направленность, структура и функции идеологии легальной демократической интеллигенции; главные идейно-тактические течения легального народничества, истоки и сущность разногласий между их лидерами; место в идеологии народничества учения о новой русской интеллигенции и ее особой исторической миссии).

Вторая группа объединяет задачи по изучению генезиса, развития и кризиса легальной народнической мысли (причины возникновения, основные тенденции и механизмы эволюции идеологии легального народничества; идеи и теории, определившие развитие легально-народнической мысли; периодизация идейной истории легального народничества; внешние и внутренние факторы эволюции взглядов народников-реформистов на задачи «передовой» русской интеллигенции; причины кризиса идеологии народнического реформизма).

И еще одна группа задач связана с общей оценкой идейно-теоретического наследия легальных народников (место и роль легально-народнического этапа в идейной истории народничества; вклад народников-реформистов в развитие общественной мысли пореформенной России).

Хронологические рамки исследования: рубеж 50-60-х гг. ХIХ - начало     ХХ вв. Нижняя граница определяется временем зарождения легальной народнической мысли, верхняя - уходом из жизни последнего крупного ее представителя - В.П. Воронцова (1918 г.).

Историография темы. Изучение общих закономерностей эволюции легального народничества всегда признавалось одной из приоритетных задач отечественного народниковедения. Однако анализ научной литературы свидетельствует об отсутствии целостной парадигмы развития легальной народнической мысли. Корни этой проблемы в персонифицированном характере течений правого народничества. Тенденция к их консолидации проявилась относительно поздно и не привела к смягчению разногласий даже по ключевым вопросам реформистской доктрины общественных преобразований. Все это существенно затрудняет выявление общего направления развития идеологии народников-реформистов.

Первые отзывы на книги  и статьи легальных народников появились в консервативной, либеральной и марксистской литературе в последней трети ХIХ в. Разбор народнических идей и программ, как правило, носил тенденциозный характер, т.к. был подчинен задачам политической борьбы.

Консервативный подход разрабатывался в статьях Л.А. Тихомирова. Главным источником заблуждений народников он считал заимствованную из Европы идею народа (точнее «простонародья») в качестве самостоятельного общественного класса. Ошибочное противопоставление народных и национальных интересов, по мнению Тихомирова, сделало народническую интеллигенцию неспособной стать выразительницей самосознания русской нации3.

Либеральный подход представлен  статьями А.Н. Пыпина, В.А. Гольцева и  Л.З. Слонимского. Отличительными особенностями  народничества они называли самобытничество, признание деревни центром русской жизни; недооценку значения политики как главного рычага прогрессивных изменений; идею слияния умственного и физического труда (с точки зрения либералов - это регресс); идеализацию простонародья и принижение значения культуры (цивилизации).

Наиболее резким нападкам идеи народников 1880-1890-х гг. подвергались со стороны русских марксистов (Г.В. Плеханов, П.Б. Струве, В.И. Ленин,    А.И. Богданович). Они первыми разделили легальных народников на «культурников» и сторонников политической борьбы с самодержавием, отдавая явное предпочтение команде Михайловского4. По убеждению марксистов, программа деятельности, направленная на удовлетворение насущных потребностей деревни, вела к примирению с действительностью, отвлекая народ и демократическую интеллигенцию от борьбы за коренные социальные и политические преобразования России. Поэтому ко всем сторонникам «малых дел» были приклеены ярлыки идеологов мещанства, оппортунистов и реакционеров.

В начале ХХ в. появляются первые обобщающие труды  по истории русской общественной мысли (С.А. Венгеров, Р.В. Иванов-Разумник, Е.А. Соловьев, Д.Н. Овсянико-Куликовский). Большинство исследователей понимало под «народничеством» сложный комплекс теоретических взглядов, настроений и нравственных принципов демократической интеллигенции, объединенной идеей служения «народу». Поэтому возникновение и эволюция народнической мысли интерпретировались сквозь призму сближения интеллигенции с народом, как важнейшей практической задачи того времени. При этом, как правило, выделялись две линии эволюции позднего народничества, связанные с идеализацией «народа» и «интеллигенции» (под влиянием неудачного «хождения в народ» и событий 1881 г.). Первая из них заключалась в приспособлении идеологии народничества к наличному сознанию масс (т.е. к ее фактическому окрестьяниванию). Вторая линия вела к гиперболизации значения интеллигенции как движущей силы социального прогресса.

Октябрьская революция произвела  в сложившейся традиции народниковедения решительный переворот. На смену различным вариантам интерпретации народнических теорий пришел марксизм-ленинизм.

Эволюцию народничества  историки-марксисты связывали с  изменением социальной природы крестьянства - его постепенным обуржуазиванием. Шестидесятники и семидесятники хотели поднять народ на революцию, в 1880-е гг. народническая мысль снизошла до идеологии «малых дел» и «тихой культурной работы». Налицо тенденция к «понижению» ее идейно-теоретического уровня, что оказалось одной из причин перерождения «героического» народничества в «пошлый мещанский оппортунизм». Подобному пониманию эволюции народничества соответствовал известный тезис Ленина о том, что «либеральное» народничество произошло от революционного народничества 1870-х гг.5.

Основная причина не только замалчивания, но и целенаправленного искажения доктрины народников-реформистов (атрибутация ее как реакционной мелкособственнической утопии) чисто идеологическая. Глубокое изучение социальной философии народничества могло посеять сомнения в непогрешимости марксистско-ленинской концепции исторического развития. Поэтому, даже сойдя с политической сцены, народничество заключало в себе потенциальную опасность для новой власти. Не случайно вплоть до начала 1970-х гг. смысл большинства работ по идеологии легального народничества сводился к ее «критике» и «разоблачению» русскими марксистами во главе с Лениным и Плехановым.

В 1920-е - начале 1930-х гг., когда ленинская концепция народничества еще не стала доминирующей, в исторической литературе продолжалась традиция изучения эволюции народнической мысли сквозь призму развития самосознания интеллигенции. Согласно этому подходу, «мещанский социализм» народников 1880-х гг. был одной из первичных форм перерастания идеологии и психологии интеллигентского «отщепенства» двух предшествующих десятилетий6. Ценным вкладом в изучение идейной истории легального народничества стали работы В.Е. Евгеньева-Максимова, Б.П. Козьмина и Н.Ф. Бельчикова о народниках «Отечественных записок», «Недели», «Русского богатства» и «Устоев»7. Они наглядно свидетельствовали о существовании «мирного» народничества до разгрома правительством «Народной воли».

Однако по мере того, как история правого народничества начинает изучаться в контексте его отношений с марксизмом, на первое место выходят «внешние» факторы эволюции. Наиболее ярким примером догматизации ленинских оценок народничества служит одна из статей редактора журнала «Каторга и ссылка» И.А. Теодоровича. Здесь русское народничество уже четко разделяется на «старое» (революционное, демократическое) и «новое» (либеральное, мещанское) и проводится тезис о снижении идейного уровня у народников 1880-1890-х гг. под влиянием «успехов» русского капитализма8.

Информация о работе Идейная эволюция легального народничества во второй половине ХIХ - начале ХХ вв