Идейная эволюция легального народничества во второй половине ХIХ - начале ХХ вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 05:16, автореферат

Описание работы

Актуальность темы. Легальное народничество - это идеология и движение в среде демократической интеллигенции последней трети ХIХ - начала ХХ вв. Его теоретики Н.К. Михайловский, И.И. Каблиц, В.П. Воронцов, С.Н. Кривенко, Л.Е. Оболенский, Я.В. Абрамов отстаивали доктрину мирного, эволюционного пути России к идеалам социализма. В марксистской историографии легальное или, как тогда говорили, «либеральное» народничество ассоциировалось с упадком и вырождением доктрины русского социализма. Идейный рост народничества после разгрома правительством «Народной воли» или вообще отрицался, или ограничивался областью экономической мысли. Теория «малых дел» однозначно оценивалась как примирение народнической интеллигенции с действительностью, отказ от борьбы за «коренные» интересы народа.

Файлы: 1 файл

Идейная эволюция легального народничества- во второй половине ХI.doc

— 416.50 Кб (Скачать файл)

В последние годы тенденция  к сближению народнического эволюционного  социализма и идеологии социального  либерализма рассматривается исследователями как отражение общей линии развития общественной мысли второй половины ХIХ - начала ХХ вв. Формированию полусоциалистической, полулиберальной системы ценностей способствовал тот факт, что социал-реформизм (с его стремлением примирить либерализм в политике и социально ориентированную экономику) не был жестко связан с какой-либо определенной доктриной37.

В зарубежной историографии идейная эволюция легального народничества специально не изучалась. Тем не менее, взгляды Н.К. Михайловского, И.И. Каблица, В.П. Воронцова на проблемы социального прогресса, интеллигенции, капитализма (особенно в контексте споров народников с русскими марксистами) неоднократно привлекали внимание специалистов по российской истории38. Большинство из них видит задачу изучения народнических идей в реконструкции процесса самоидентификации интеллигенции, т.е. рассматривает идеологию народничества как продукт ее субъективного самосознания.

Таким образом, исследователи больше не интерпретируют историю правого народничества в свете упадка и перерождения революционно-народнической идеологии. Становление легального народничества началось еще в эпоху «хождения народ». С самого начала у этого течения были свои специфические общественные задачи, стратегия и тактика общественных преобразований и свои идеологи, а, следовательно, и своя внутренняя логика развития. Поэтому изучение идейной эволюции легального народничества от анализа влияния на этот процесс внешних факторов (изменение условий общественной деятельности, обуржуазивание крестьянства), в конце концов, должно было придти к акцентированию внимания на внутренних закономерностях его развития.

До недавнего времени считалось, что расцвет легально-народнической мысли пришелся на вторую половину 1880-х - начало 1890-х гг., после чего наступает общий кризис идеологии классического народничества, спровоцированный голодом 1891-1892 гг. Дальнейшее изучение истории легального народничества с точки зрения развития внутренних противоречий между его главными фракциями (взгляд «изнутри») способствовало возникновению новых концепций идейной эволюции народнической мысли в последней трети ХIХ - начале ХХ в. Прежде всего, это концепция поступательного развития легального народничества, подробно обоснованная в работах Балуева и Касторнова. Данная концепция строится на преемственности между «критическим» народничеством группы Михайловского и народными социалистами начала ХХ в. Тем самым отрицается сама идея упадка и вырождения легального народничества. Еще одна концепция (Зверева) рассматривает его историю как противоборство двух противоположных тенденций развития (политической и культурнической). От позиции Харламова и Хороса, взгляды которых развивает Зверев, концепцию поляризации народничества 1880-1890-х гг. отличает признание верности социалистическим идеалам только за народниками-политиками во главе с Михайловским.

Принципиальным недостатком этих концепций является то, что они базируются на принципе линейности развития легально-народнической мысли. Общее направление ее эволюции выделяется на основе какого-то одного признака (чаще всего - отношения к политике, как решающему фактору развития страны в конце ХIХ - начале ХХ в.). На наш взгляд, такой подход не учитывает особую роль противоречий между ведущими течениями легального народничества как движущей силы развития его идеологии. Под их влиянием в идейной истории правого народничества имели место не только разнонаправленные линейные процессы, но и цикличность, т.е. движение по кругу39.

Методология работы основана на общих принципах исторического познания. В соответствии с принципами научной объективности и историзма народнические идеи и теории изучаются и интерпретируются на основе первоисточников в контексте своего времени, а не исходя из априорных схем, как это было в недавнем прошлом. Принцип системности предполагает целостность изучения избранного объекта, установление взаимосвязи и взаимодействия между всеми входящими в него компонентами. Этот подход дает возможность найти у внешне противоречивых идейно-тактических течений легального народничества общие черты, из которых складываются отличительные особенности его идеологии.

При разработке темы особое внимание уделяется социокультурному подходу. Он основан на изучении взаимосвязи между способами общественных изменений и самосознанием их субъектов. Главное преимущество данного подхода в том, что он позволяет реконструировать механизм идейной эволюции народничества и его движущие силы.

Поскольку диссертационная  работа носит конкретно-исторический характер, при разработке поставленных задач применялись специальные научные методы. Одним из важнейших является ретроспективный метод, позволяющий взглянуть на проблему идейной эволюции как бы изнутри, глазами самих идеологов народничества, образно говоря, проникнуть в их интеллектуальную лабораторию. Чтобы не попасть в зависимость от идей и решений, созданных персоналиями данного исследования, их необходимо сравнивать не только между собой, но и с аналогичными идейными построениями противников народничества (метод сравнительно-исторического анализа). Критические суждения со стороны полезны для выяснения сильных и слабых сторон народнических теорий. Третий метод - проблемно-хронологический создает возможность выделить основные этапы эволюции народнической мысли на значительном временном промежутке.

Идеологи легального народничества использовали в своих текстах понятия «народ», «интеллигенция», «прогресс», «культурная работа» и т.д., не совпадающие по смыслу и значению. Для выявления этих различий в работе применялись приемы дискурсивного анализа. Определенную помощь в реконструкции легально-народнического учения об интеллигенции оказали социологический, аксиологический (ценностный) и коммуникативный подходы к пониманию ее социальной природы и роли в обществе.

В исторической литературе о легальном народничестве прочно утвердился персонифицированный подход к изучению взглядов его теоретиков, т.к. это течение общественной мысли не было оформлено организационно, т.е. не имело своих партий и организаций в современном их понимании. Важность использования этого подхода в работе определяется тем, что легально-народническую мысль можно трактовать как совокупность персонифицированных идей и теорий.

Источники. Основным источником для написания работы послужили научно-публицистические труды теоретиков легального народничества. Это статьи, обозрения и рецензии, опубликованные в периодических изданиях второй половины ХIХ - начала ХХ в. («Отечественные записки», «Русское богатство», «Дело», «Неделя», «Мысль», «Северный вестник», «Новое слово», «Сын Отечества», «Русская мысль»). Большинство публикаций принадлежит Н.К. Михайловскому, И.И. Каблицу, В.П. Воронцову, С.Н. Кривенко, Л.Е. Оболенскому и Я.В. Абрамову, как ведущим разработчикам реформистских концепций общественных преобразований и соответствующих им программ практической деятельности. Важное значение для понимания идейно-тактических разногласий между основными народническими фракциями имеют статьи Н.В. Шелгунова, П.П. Червинского, Н.Н. Златовратского, М.А. Протопопова, К.В. Лаврского, В.В. Бирюковича, Е.Д. Максимова, Н.А. Энгельгардта, С.Н. Южакова.

Наиболее подробное  обоснование идеологии легального народничества содержится в книгах И.И. Каблица «Социологические очерки. Основы народничества» (1882) и «Интеллигенция и народ в общественной жизни России» (1885) и обстоятельном труде В.П. Воронцова «Наши направления» (1893), призванном обновить народническую доктрину. Другие легальные народники, как правило, разрабатывали отдельные аспекты народнической теории и практики и далеко не всегда стремились систематизировать свои взгляды. Из отдельных изданий следует также выделить работы С.Н. Кривенко «Физический труд как необходимый элемент образования» (1879), Я.В. Абрамова «Что сделало земство и что оно делает» (1889) и А.С. Пругавина «Запросы народа и обязанности интеллигенции в области умственного развития и просвещения» (1890). Каждый из этих трудов оказал определенное влияние на развитие народнических взглядов. Кроме того, при изучении идейного наследия Михайловского и Кривенко использовались их собрания сочинений, опубликованные в начале ХХ века40. После 1917 г. труды легальных народников практически не переиздавались.

Для анализа  идейных истоков легального народничества важное значение имеют труды мыслителей второй трети ХIХ в. В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, И.А. Пиотровского, Ю.Г. Жуковского.

Учитывая, что формирование и развитие идеологии  легального народничества проходило в тесном взаимодействии с революционным народничеством конца 1860-х - начала 1880-х гг., в работе использовались сочинения М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева, а также революционные программы и статьи, опубликованные в подпольных изданиях «Вперед!», «Земля и воля», «Народная воля». При изучении идейной борьбы народников-реформистов с представителями консервативной, либеральной и марксистской мысли анализировались труды А.С. Суворина, И.С. Аксакова, К.Н. Леонтьева, И.И. Фуделя, Л.А. Тихомирова, А.Н. Пыпина, В.А. Гольцева, В.С. Соловьева, В.И. Ленина, Г.В. Плеханова, А.И. Богдановича. Для характеристики взаимоотношений между главными идейными направлениями пореформенной России большой интерес представляют обзоры периодической печати в журналах «Русское богатство», «Русское обозрение», «Русская мысль», «Вестник Европы», «Мир божий».

Исследование периода общего кризиса легально-народнической мысли предполагает анализ работ А.В. Пешехонова, Р.В. Иванова-Разумника, А.Б. Петрищева, Н.И. Ракитникова, С.Я. Елпатьевского, а также публицистов и философов Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, М.О. Гершензона, С.Л. Франка, А.С. Изгоева.

Следующая категория источников - художественно-публицистические произведения Г.И. Успенского, В.Г. Короленко, М.Е. Салтыкова-Щедрина, роман «Знамения времени» Д.Л. Мордовцева, беллетристическая повесть Н.К. Михайловского «Вперемежку», рассказы и очерки Н.Н. Златовратского. Художественное творчество народников - важный инструмент пропаганды их взглядов. Не случайно оно вызывало не менее острые споры, чем обсуждение вопросов социально-экономической и политической жизни страны.

Существенную  помощь в воссоздании общей атмосферы  эпохи, а также портретных характеристик  наиболее ярких представителей легального народничества оказало изучение мемуарной литературы. Особый интерес представляют воспоминания народников-реформистов Н.М. Астырева, П.В. Засодимского, С.Н. Кривенко, Е.Д. Максимова, Л.Е. Оболенского, А.М. Скабичевского; активных участников революционно-народнического движения Е.К. Брешко-Брешковской, Н.В. Васильева, А.И. Иванчина-Писарева, С.Ф. Ковалика, Н.А. Морозова, Н.С. Русанова, Н.А. Чарушина, В.М. Чернова; а также мемуары писателей и общественных деятелей конца ХIХ - начала ХХ в. В.В. Бартенева, И.В. Гессена, П.П. Перцова, И.И. Петрункевича, В.А. Поссе, Э.К. Пименовой.

Ценным источником для изучения разногласий в народническом лагере служат «открытые письма» В.П. Воронцова, Н.Н. Златовратского, К.В. Лаврского, А.Н. Энгельгардта, В.И. Яковенко. Сюда же относятся письма читателей в редакцию «Недели» и «Русского богатства» по вопросу о переселении интеллигенции в деревню. Из личной переписки «по общественным вопросам» следует выделить письма Х.Д. Алчевской, С.С. Голоушева, С.М. Кравчинского, В.Г. Короленко, И.С. Тургенева, А.П. Чехова, А.И. Эртеля.

Особым типом источников являются некрологи и посмертные статьи о     И.И. Каблице, Н.К. Михайловском, С.Н. Кривенко, Н.Н. Златовратском,          Л.Е. Оболенском. Они содержат оригинальные оценки идейных позиций бывших идеологов правого народничества.

Из архивных источников в работе использовались материалы, хранящиеся в ГАРФ, ОР РГБ, РГАЛИ, РГВИА, РГИА, РО ИРЛИ, РО РНБ, ГАВО. В основном они связаны с политическими биографиями легальных народников.

Наиболее ценные источники находятся в личных архивных фондах народников и идейно близких к ним писателей и общественных деятелей41:

- личная и деловая  переписка Н.К. Михайловского,  С.Н. Кривенко, В.П. Воронцова, И.И. Каблица, Я.В. Абрамова, П.В. Засодимского, Е.Д. Максимова. Особо следует отметить письма Л.Е. Оболенского к Михайловскому середины 1880-х гг. (РО ИРЛИ. Ф. 181), в которых дается весьма нелицеприятная характеристика одного из главных вождей народнической интеллигенции;

- автобиографии И.И.  Каблица, Л.Е. Оболенского, А.С.  Пругавина (РО ИРЛИ. Ф. 377) и К.В. Лаврского (РГАЛИ. Ф. 602), содержащие ценную информацию о формировании и эволюции их народнических взглядов, включая пробуждение симпатий к народу;

- письмо Н.Н. Златовратского  к литературоведу П.Н. Сакулину с изложением его взглядов на народничество («Кредо») и отношения между интеллигенцией и народом в конце 60-х - 70-е гг. ХIХ в. (РО ИРЛИ. Ф. 111);

- автографы неопубликованных  статей С.Н. Кривенко по поводу  событий 1905 г. (РГАЛИ. Ф. 2173); материалы к статьям о народе В.С. Пругавина   (РГАЛИ. Ф. 418) и Н.Н. Златовратского (РО ИРЛИ. Ф. 111);

- материалы по истории  народнического движения, собранные Е.Д. Максимовым (РО РНБ. Ф. 1029), Е.Е. Колосовым (РГАЛИ. Ф. 2173), П.С. Ивановской (РГАЛИ. Ф. 234). Помимо фактической информации в них содержится много ценных наблюдений и выводов42.

Важные сведения по истории  раскола в народническом «Русском богатстве» середины 1890-х гг. сохранились в архиве этого журнала (РО ИРЛИ. Ф. 266). Это материалы редакционных совещаний, обращение в редакцию В.П. Воронцова, переписка между членами редакции.  

В архивах III-го Отделения, Департамента полиции, Министерства юстиции содержатся:

- материалы о студенческих  беспорядках на рубеже 1860-1870-х  гг., в которых принимали участие многие будущие идеологи легального народничества (ГАРФ. Ф. 109);

- следственные дела  «О лекаре В.П. Воронцове» (ГАРФ. Ф. 102); «Об отставном подпоручике С.Н. Кривенко и др.» (РГИА. Ф. 1405), которые проливают свет на связи главных теоретиков умеренного народничества с революционным подпольем 1870-х - начала 1880-х гг.;

Информация о работе Идейная эволюция легального народничества во второй половине ХIХ - начале ХХ вв