Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 05:16, автореферат
Актуальность темы. Легальное народничество - это идеология и движение в среде демократической интеллигенции последней трети ХIХ - начала ХХ вв. Его теоретики Н.К. Михайловский, И.И. Каблиц, В.П. Воронцов, С.Н. Кривенко, Л.Е. Оболенский, Я.В. Абрамов отстаивали доктрину мирного, эволюционного пути России к идеалам социализма. В марксистской историографии легальное или, как тогда говорили, «либеральное» народничество ассоциировалось с упадком и вырождением доктрины русского социализма. Идейный рост народничества после разгрома правительством «Народной воли» или вообще отрицался, или ограничивался областью экономической мысли. Теория «малых дел» однозначно оценивалась как примирение народнической интеллигенции с действительностью, отказ от борьбы за «коренные» интересы народа.
- брошюры революционного содержания о задачах русской интеллигенции (РГИА. Ф. 1410);
- дело «О подчинении журнала «Эпоха» строжайшему цензурному наблюдению» (ГАРФ. Ф. 102).
Для характеристики отношения русского крестьянства к убийству народовольцами Александра II в работе использована летопись Покровской церкви села Данково (Воронежский уезд Воронежской губернии), составленная в начале ХХ в. священником Иоанном Ферронским (ГАВО. Ф. И-84).
Научная новизна диссертации заключается в следующем:
- разработана социокультурная
концепция идейной эволюции
- обоснована новая
типология течений легально-
- впервые разработана
подробная периодизация
- существенно расширен круг источников за счет привлечения к анализу идейной эволюции народничества трудов народников-реформистов т.н. «второго плана» (Л.Е. Оболенский, Г.З. Елисеев, М.А. Протопопов, В.С. Пругавин, С.А. Раппопорт, А.И. Фаресов, Е.Д. Максимов и другие);
- выделены две основные тенденции развития идеологии легального народничества и проанализированы их общие составляющие;
- изучены механизм, динамика и закономерности эволюции легально-народнической мысли;
- реконструирована доктрина народнического реформизма и ее важнейшая составная часть - учение о новой русской интеллигенции;
- обобщены ключевые положения культурнической теории умеренного народничества и определены ее место и роль в развитии народнической мысли;
- уточнены причины кризиса идеологии легального народничества;
- установлен вклад теоретиков легального народничества в развитие русской общественно-политической мысли.
Основные положения, представляемые к защите:
- идейная эволюция легального народничества (ее содержание, общая направленность и динамика) определялась изменениями в способах разрешения противоречий между его ведущими идейно-тактическими направлениями. Переход от их противостояния к попыткам интеграции (на основе индуктивной верификации исходных положений идеологии «действенного» народничества) был связан с развитием самосознания демократической интеллигенции;
- в легальном народничестве существовало три ведущих идейно-тактических направления: социальное (И.И. Каблиц), политическое (Н.К. Михайловский) и центристское (В.П. Воронцов, С.Н. Кривенко). Наличие сторонников консолидации (синтеза) идей «правого» и «левого» народничества позволяет интерпретировать его идейную историю как результат взаимодействия двух противоположных тенденций: центробежной, т.е. ведущей к распаду народничества, и центростремительной, пытающейся помешать развитию этого процесса;
- определяющее влияние
на идейную эволюцию
- важнейшим итогом идейной эволюции легального народничества стало учение об «органической культурной работе» как основе культурно-исторического прогресса. «Культурная работа» рассматривалась народниками как лучшее средство для создания предпосылок к мирному обновлению социального и политического строя России на основе совместной работы для народа власти и общества. Это позволяет сделать вывод о том, что «культурничество» - существенный шаг вперед по пути преодоления противоречий между социальной и политической концепциями общественных преобразований и выработки нового (надпартийного, надклассового) типа мышления и действия.
Структура работы основана на сочетании проблемного и хронологического принципов. Диссертация состоит из введения, шести глав и семнадцати параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы, включающего около 750 наименований.
В первой главе разработан алгоритм решения проблемы идейной эволюции легального народничества. Во второй главе исследован процесс возникновения легального народничества и формирования его основных идейных течений. В третьей и четвертой главах реконструированы главные положения легально-народнического учения о движущих силах и механизме общественных преобразований. В пятой главе проанализированы взгляды на практические задачи русской интеллигенции сторонников и противников теории «малых дел» и попытки их примирения теоретиками умеренного народничества. В шестой главе изучены причины кризиса легально-народнической мысли на рубеже ХIХ-ХХ вв.
Практическая значимость исследования. Методология, предложенная в данной диссертации, применима для дальнейшего изучения идеологии и истории народничества. Материалы исследования могут использоваться при подготовке обобщающих трудов по истории общественной мысли России второй половины ХIХ - начала ХХ вв., для разработки и чтения спецкурсов по Отечественной истории в высших учебных заведениях. Исследование способствует лучшему пониманию основных закономерностей развития самосознания пореформенной российской интеллигенции.
Апробация результатов диссертации. Основные положения и выводы исследования изложены в 3 монографиях и 56 статьях и докладах на научных конференциях в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Иваново, Липецке и Воронеже. Общий объем публикаций составляет более 70 п.л. Отдельные положения диссертации внедрены в учебный процесс43.
Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедры истории России исторического факультета Воронежского государственного университета.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается выбор темы и ее актуальность; определяются основные понятия, объект и предмет исследования, его цели, задачи и хронологические рамки; устанавливается степень изученности темы; формулируются методологические принципы диссертационной работы, ее обеспеченность источниками и научная новизна.
Первая глава диссертации «
Народническая идеология основана на учении А.И. Герцена о русском социализме и особом (некапиталистическом) пути России44. Легальные народники разработали доктрину реформистского пути к социализму45 через создание соответствующих предпосылок (развитие самосознания народа и общественной самодеятельности, укрепление и модернизация «народного производства», выработка легальных механизмов воздействия на власть и т.д.). Теоретическим обоснованием их отказа от попыток непосредственного перехода к социализму стала теория эволюционного развития общества, основанная на принципе постепенных, непрерывно-поступательных его изменений.
На основе анализа структуры, социальной базы и функций идеологии легального народничества установлено, что ее возникновение обусловлено не только потребностью в модернизации российского общества. Главное назначение любой общественной идеологии (как теоретически обоснованной системы взглядов и идей, выражающих определенный взгляд на мир) - выработка типов мышления, поведения и программ социального действия, соответствующих интересам и представлениям конкретной социальной группы (в данном случае легальной демократической интеллигенции). Однако связь между идеологией и самосознанием ее непосредственных творцов и носителей не была явной и прямой. Вырастая из определенной социальной группы, идеология народничества обращалась ко всему обществу, убеждая его через своих теоретиков и пропагандистов в том, что она выражает общенародные интересы. На самом деле, идеологи народничества интерпретировали интересы народа с точки зрения достаточно узкой группы народнической интеллигенции.
Острые идейно-тактические разногласия в легальном народничестве, оказавшие влияние на весь ход развития народнической мысли, заставляют обратить пристальное внимание на их характер и причины. Решению этой задачи служит новая типология течений легального народничества. Наряду с правым и левым крылом в нем предлагается выделить группу центра, представители которой стремились к примирению крайностей позиций Н.К. Михайловского и И.И. Каблица-Юзова. Данная типология отражает наличие в народническом дискурсе46 двух способов разрешения противоречий: первый - абсолютизация одной из крайностей, второй - их взаимопроникновение и синтез нового знания.
В § 2 обосновывается авторский подход к изучению темы. Он опирается на методологию социокультурного анализа механизма общественной эволюции.
Социокультурный подход фиксирует понимание общества как социокультурной системы, которая возникает и изменяется в результате взаимодействия культуры и социальности. Обоснованием данного подхода служит рефлексивность истории, т.е. особая роль в ее развитии идей, норм, ценностей, мотиваций, которые часто идут впереди социальных изменений. Отсюда особое внимание субъекту действия и его системе ценностей (идеалы, идеи, этические нормы), выраженных в ментальности47. По убеждению сторонников такого подхода, именно ментальностью, которая непосредственно влияет на выбор способов решения проблем, определяется парадигма (тип и темп) социального развития. Иными словами, главными факторами исторических изменений является не «способ производства», а менталитет общества и входящих в него социальных групп вместе с их особой психологией, идеологическими системами, нравственными идеалами и ценностями.
Для понимания механизма социокультурного развития принципиальное значение имеют понятия «инверсия» и «медиация» как два противоположных способа преодоления «дуальных оппозиций».
Дуальная или бинарная оппозиция - это основа содержательного мышления и базовый принцип объяснения социальных явлений. Мысль движется через полюса оппозиции, т.к. это главное условие различных интерпретаций одного и того же явления. Однако амбивалентность человеческого мышления чревата абсолютизацией разрыва между полюсами и расколом общества. Поэтому его существование и воспроизводство возможно только при условии постоянного разрешения столь же постоянно возникающих социокультурных противоречий. Данное условие нормального развития и функционирования общества сформулировано А.С. Ахиезером в виде основного социокультурного закона48.
Инверсия - способ развития,
при котором конфликтная
Переход от инверсии к медиации предполагает существенные изменения в менталитете общества, которое должно выйти за рамки своей традиционной культуры. Движущая сила этого процесса - правящая и духовная элита общества (интеллигенция). Социокультурная функция этих групп - критика почвы, народа, т.е. массового сознания, как необходимый элемент их развития. Причем у народнической интеллигенции эта критическая функция была в значительной степени ослаблена из-за страха «отпадения» от народа (тотема)50.
В данной работе развитие народнической идеологии рассматривается с точки зрения необходимости интеграции расколотого российского общества. Теоретики легального народничества пытались решить эту медиационную задачу путем внедрения в сознание общества гибридного идеала эволюционного социализма, призванного примирить интересы различных общественных групп.
Для построения социокультурной модели идейной эволюции легального народничества необходимо произвести следующие действия:
1) выявить дуальные
оппозиции и их влияние на
сформирование главных идейно-
2) типологизировать легально-
3) выделить основные этапы развития самосознания народнической интеллигенции и соответствующие им механизмы разрешения противоречий между главными течениями легально-народнической мысли;
4) определить
общее направление идейной
5) проанализировать динамику
развития легально-
Таким образом, в данной работе идейная эволюция легального народничества изучается в контексте истории ее репрезентации интеллигенцией, т.е. как история саморефлексии этой социальной группы.
Вторая глава - «Генезис легального народничества в 1860-х - начале 1880-х гг.». В § 1 изучается проблема возникновения легального народничества. На наш взгляд, поиски мирных путей к социализму начались после крушения надежд на то, что крестьянство вступит на путь преобразований народной жизни по собственному почину. Народ оказался не готов к борьбе за «Землю» и «Волю». Поэтому в начале 1860-х гг. зарождается идея использовать для его просвещения и организации легальные средства (печать, земство, кооперация и т.п.), предоставленные реформами Александра II.
Гносеологические корни
Информация о работе Идейная эволюция легального народничества во второй половине ХIХ - начале ХХ вв