Идейная эволюция легального народничества во второй половине ХIХ - начале ХХ вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 05:16, автореферат

Описание работы

Актуальность темы. Легальное народничество - это идеология и движение в среде демократической интеллигенции последней трети ХIХ - начала ХХ вв. Его теоретики Н.К. Михайловский, И.И. Каблиц, В.П. Воронцов, С.Н. Кривенко, Л.Е. Оболенский, Я.В. Абрамов отстаивали доктрину мирного, эволюционного пути России к идеалам социализма. В марксистской историографии легальное или, как тогда говорили, «либеральное» народничество ассоциировалось с упадком и вырождением доктрины русского социализма. Идейный рост народничества после разгрома правительством «Народной воли» или вообще отрицался, или ограничивался областью экономической мысли. Теория «малых дел» однозначно оценивалась как примирение народнической интеллигенции с действительностью, отказ от борьбы за «коренные» интересы народа.

Файлы: 1 файл

Идейная эволюция легального народничества- во второй половине ХI.doc

— 416.50 Кб (Скачать файл)

- брошюры революционного  содержания о задачах русской  интеллигенции (РГИА. Ф. 1410);

- дело «О подчинении  журнала «Эпоха» строжайшему  цензурному наблюдению» (ГАРФ. Ф. 102).

Для характеристики отношения  русского крестьянства к убийству народовольцами Александра II в работе использована летопись Покровской церкви села Данково (Воронежский уезд Воронежской губернии), составленная в начале ХХ в. священником Иоанном Ферронским (ГАВО. Ф. И-84).

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

- разработана социокультурная  концепция идейной эволюции легального  народничества;

- обоснована новая  типология течений легально-народнической  мысли;

- впервые разработана  подробная периодизация идейной  истории правого народничества;

- существенно расширен круг источников за счет привлечения к анализу идейной эволюции народничества трудов народников-реформистов т.н. «второго плана» (Л.Е. Оболенский, Г.З. Елисеев, М.А. Протопопов, В.С. Пругавин,       С.А. Раппопорт, А.И. Фаресов, Е.Д. Максимов и другие);

- выделены две основные тенденции развития идеологии легального народничества и проанализированы их общие составляющие;

- изучены механизм, динамика и закономерности эволюции легально-народнической мысли;

- реконструирована доктрина народнического реформизма и ее важнейшая составная часть - учение о новой русской интеллигенции;

- обобщены ключевые положения культурнической теории умеренного народничества и определены ее место и роль в развитии народнической мысли;

- уточнены причины кризиса идеологии легального народничества;

- установлен вклад теоретиков легального народничества в развитие русской общественно-политической мысли.

Основные  положения, представляемые к защите:

- идейная эволюция легального народничества (ее содержание, общая направленность и динамика) определялась изменениями в способах разрешения противоречий между его ведущими идейно-тактическими направлениями. Переход от их противостояния к попыткам интеграции (на основе индуктивной верификации исходных положений идеологии «действенного» народничества) был связан с развитием самосознания демократической интеллигенции;

- в легальном народничестве существовало три ведущих идейно-тактических направления: социальное (И.И. Каблиц), политическое (Н.К. Михайловский) и центристское (В.П. Воронцов, С.Н. Кривенко). Наличие сторонников консолидации (синтеза) идей «правого» и «левого» народничества позволяет интерпретировать его идейную историю как результат взаимодействия двух противоположных тенденций: центробежной, т.е. ведущей к распаду народничества, и центростремительной, пытающейся помешать развитию этого процесса;

- определяющее влияние  на идейную эволюцию легального  народничества оказали три концепции общественных преобразований (политическая, социальная и социально-политическая). Эти концепции основывались на представлениях демократической интеллигенции о движущих силах и механизме общественных преобразований, а различия в их интерпретации определялись разными стратегиями ее самореализации (участие в политической борьбе, занятие «малыми делами» или «культурной работой» в широком смысле этого слова);

- важнейшим итогом идейной эволюции легального народничества стало учение об «органической культурной работе» как основе культурно-исторического прогресса. «Культурная работа» рассматривалась народниками как лучшее средство для создания предпосылок к мирному обновлению социального и политического строя России на основе совместной работы для народа власти и общества. Это позволяет сделать вывод о том, что «культурничество» - существенный шаг вперед по пути преодоления противоречий между социальной и политической концепциями общественных преобразований и выработки нового (надпартийного, надклассового) типа мышления и действия.

Структура работы основана на сочетании проблемного и хронологического принципов. Диссертация состоит из введения, шести глав и семнадцати параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы, включающего около 750 наименований.

В первой главе разработан алгоритм решения проблемы идейной эволюции легального народничества. Во второй главе исследован процесс возникновения легального народничества и формирования его основных идейных течений. В третьей и четвертой главах реконструированы главные положения легально-народнического учения о движущих силах и механизме общественных преобразований. В пятой главе проанализированы взгляды на практические задачи русской интеллигенции сторонников и противников теории «малых дел» и попытки их примирения теоретиками умеренного народничества. В шестой главе изучены причины кризиса легально-народнической мысли на рубеже ХIХ-ХХ вв.

Практическая  значимость исследования. Методология, предложенная в данной диссертации, применима для дальнейшего изучения идеологии и истории народничества. Материалы исследования могут использоваться при подготовке обобщающих трудов по истории общественной мысли России второй половины ХIХ - начала ХХ вв., для разработки и чтения спецкурсов по Отечественной истории в высших учебных заведениях. Исследование способствует лучшему пониманию основных закономерностей развития самосознания пореформенной российской интеллигенции.

Апробация результатов диссертации. Основные положения и выводы исследования изложены в 3 монографиях и 56 статьях и докладах на научных конференциях в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Иваново, Липецке и Воронеже. Общий объем публикаций составляет более 70 п.л. Отдельные положения диссертации внедрены в учебный процесс43.

Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедры истории России исторического факультета Воронежского государственного университета.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Во введении обосновывается выбор темы и ее актуальность; определяются основные понятия, объект и предмет исследования, его цели, задачи и хронологические рамки; устанавливается степень изученности темы; формулируются методологические принципы диссертационной работы, ее обеспеченность источниками и научная новизна.

Первая глава диссертации «Народнический реформизм как идеология демократической интеллигенции» состоит из двух параграфов. В § 1 анализируются этимология и содержание понятия «легальное народничество». Этот термин введен в употребление Г.В. Плехановым в 1883 г., чтобы показать различия в средствах и методах деятельности между «социалистами-революционерами» и «социальными реформаторами». Сами правые народники понимали под «легальной работой» не только пропаганду народнических идей в легальной печати, но и практическую деятельность интеллигенции культурно-просветительского и политического характера.

Народническая идеология основана на учении А.И. Герцена о русском социализме и особом (некапиталистическом) пути России44. Легальные народники разработали доктрину реформистского пути  к социализму45 через создание соответствующих предпосылок (развитие самосознания народа и общественной самодеятельности, укрепление и модернизация «народного производства», выработка легальных механизмов воздействия на власть и т.д.). Теоретическим обоснованием их отказа от попыток непосредственного перехода к социализму стала теория эволюционного развития общества, основанная на принципе постепенных, непрерывно-поступательных его изменений.

На основе анализа структуры, социальной базы и функций идеологии  легального народничества установлено, что ее возникновение обусловлено не только потребностью в модернизации российского общества. Главное назначение любой общественной идеологии (как теоретически обоснованной системы взглядов и идей, выражающих определенный взгляд на мир) - выработка типов мышления, поведения и программ социального действия, соответствующих интересам и представлениям конкретной социальной группы (в данном случае легальной демократической интеллигенции). Однако связь между идеологией и самосознанием ее непосредственных творцов и носителей не была явной и прямой. Вырастая из определенной социальной группы, идеология народничества обращалась ко всему обществу, убеждая его через своих теоретиков и пропагандистов в том, что она выражает общенародные интересы. На самом деле, идеологи народничества интерпретировали интересы народа с точки зрения достаточно узкой группы народнической интеллигенции.

Острые идейно-тактические  разногласия в легальном народничестве, оказавшие влияние на весь ход развития народнической мысли, заставляют обратить пристальное внимание на их характер и причины. Решению этой задачи служит новая типология течений легального народничества. Наряду с правым и левым крылом в нем предлагается выделить группу центра, представители которой стремились к примирению крайностей позиций Н.К. Михайловского и И.И. Каблица-Юзова. Данная типология отражает наличие в народническом дискурсе46 двух способов разрешения противоречий: первый - абсолютизация одной из крайностей, второй - их взаимопроникновение и синтез нового знания.

В § 2 обосновывается авторский подход к изучению темы. Он опирается на методологию социокультурного анализа механизма общественной эволюции.

Социокультурный подход фиксирует  понимание общества как социокультурной системы, которая возникает и изменяется в результате взаимодействия культуры и социальности. Обоснованием данного подхода служит рефлексивность истории, т.е. особая роль в ее развитии идей, норм, ценностей, мотиваций, которые часто идут впереди социальных изменений. Отсюда особое внимание субъекту действия и его системе ценностей (идеалы, идеи, этические нормы), выраженных в ментальности47. По убеждению сторонников такого подхода, именно ментальностью, которая непосредственно влияет на выбор способов решения проблем, определяется парадигма (тип и темп) социального развития. Иными словами, главными факторами исторических изменений является не «способ производства», а менталитет общества и входящих в него социальных групп вместе с их особой психологией, идеологическими системами, нравственными идеалами и ценностями.

Для понимания механизма  социокультурного развития принципиальное значение имеют понятия «инверсия» и «медиация» как два противоположных способа преодоления «дуальных оппозиций».

Дуальная или бинарная оппозиция - это основа содержательного мышления и базовый принцип объяснения социальных явлений. Мысль движется через полюса оппозиции, т.к. это главное условие различных интерпретаций одного и того же явления. Однако амбивалентность человеческого мышления чревата абсолютизацией разрыва между полюсами и расколом общества. Поэтому его существование и воспроизводство возможно только при условии постоянного разрешения столь же постоянно возникающих социокультурных противоречий. Данное условие нормального развития и функционирования общества сформулировано А.С. Ахиезером в виде основного социокультурного закона48.

Инверсия - способ развития, при котором конфликтная ситуация снимается путем «мгновенного»  перехода от одного полюса дуальной оппозиции к другому. Инверсионную логику мышления характеризует монизм, т.е. признание возможности существования только одной (истинной) точки зрения. Мысль движется от тезиса к антитезису и обратно подобно маятнику, образуя инверсионные циклы развития. Очевидно, что господство инверсии имманентно порождает в обществе раскол. Поэтому в истории мышления инверсия постоянно дополняется медиацией - уходом от принятия одного из полюсов в качестве единственно возможного. Медиация есть способ развития, основанный на синтезе, примирении противоположностей, их взаимопроникновении, которое обеспечивает выход за рамки сложившихся дуальных оппозиций и формирование культурной инновации в виде «срединной культуры»49.

Переход от инверсии к медиации предполагает существенные изменения в менталитете общества, которое должно выйти за рамки своей традиционной культуры. Движущая сила этого процесса - правящая и духовная элита общества (интеллигенция). Социокультурная функция этих групп - критика почвы, народа, т.е. массового сознания, как необходимый элемент их развития. Причем у народнической интеллигенции эта критическая функция была в значительной степени ослаблена из-за страха «отпадения» от народа (тотема)50.

В данной работе развитие народнической идеологии рассматривается с точки зрения необходимости интеграции расколотого российского общества. Теоретики легального народничества пытались решить эту медиационную задачу путем внедрения в сознание общества гибридного идеала эволюционного социализма, призванного примирить интересы различных общественных групп.

Для построения социокультурной модели идейной эволюции легального народничества необходимо произвести следующие действия:

1) выявить дуальные  оппозиции и их влияние на  сформирование главных идейно-тактических  направлений в легальном народничестве;

2) типологизировать легально-народнические  концепции общественных преобразований страны и установить их связь с различными стратегиями самореализации демократической интеллигенции;

3) выделить основные  этапы развития самосознания  народнической интеллигенции и соответствующие им механизмы разрешения противоречий между главными течениями легально-народнической мысли;

4) определить  общее направление идейной эволюции легального народничества;

5) проанализировать динамику  развития легально-народнической  мысли и установить ее тип.

 Таким образом, в данной работе идейная эволюция легального народничества изучается в контексте истории ее репрезентации интеллигенцией, т.е. как история саморефлексии этой социальной группы.

Вторая глава - «Генезис легального народничества в 1860-х - начале   1880-х гг.». В § 1 изучается проблема возникновения легального народничества. На наш взгляд, поиски мирных путей к социализму начались после крушения надежд на то, что крестьянство вступит на путь преобразований народной жизни по собственному почину. Народ оказался не готов к борьбе за «Землю» и «Волю». Поэтому в начале 1860-х гг. зарождается идея использовать для его просвещения и организации легальные средства (печать, земство, кооперация и т.‍п.), предоставленные реформами Александра II.

Гносеологические корни народнического реформизма следует искать в трудах демократов-просветителей эпохи отмены крепостного права. А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбова призывали не только к революции, но и к просвещению народа, развитию местного самоуправления, созданию артелей и товариществ. В 60-е гг. ХIХ в. к разработке идейных основ эволюционного социализма оказалась причастна целая плеяда писателей и общественных деятелей (А.П. Щапов, Г.З. Елисеев, Н.В. Шелгунов, Д.Л. Мордовцев, В.В. Берви-Флеровский, А.Н. Энгельгардт). Впоследствии многие из них стали видными теоретиками легального народничества.

Информация о работе Идейная эволюция легального народничества во второй половине ХIХ - начале ХХ вв