Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:53, творческая работа
1.Периодизация истории человечества достаточно сложна, имеет несколько вариантов – археологический, геологический и другие. В истории чаще всего пользуются археологической схемой. В соответствии с ней вся история человечества делится на три больших этапа в зависимости от материала, из которого изготавливались орудия труда:
- каменный век (2,6 миллиона лет тому назад – конец III тысячелетия до н.э.);
- бронзовый век ( с II тысячелетия до 1 тысячелетия до н.э.);
32. Касым хан (родился приблизительно в 1445 г., умер в 1518 г.) - казахский хан, сын одного из основателей Казахского ханства Жанибек хана. Сведений о внутренней и внешней политике, методах государственного управления Касым хана сохранилось очень мало.Реальное усиление личной власти Касым хана приходится на начало XVI в. Мирза Хайдар связал время усиления Касым султана со смертью его брата Адик султана, последовавшей вскоре после захвате Шейбани ханом Ташкента в 1503 г.Несмотря на то, что реальная власть в ханстве фактически находилась в его руках, Касым султан как дальновидный политик был осторожен, умел выжидать там, где, как казалось, положение позволяет ускорить решение вопроса.После восшествия Касыма на ханский престол наиболее активным противником в регионе Туркестана оставался правитель Мавераннахра Мухаммед Шейбани хан. Он старался военными и экономическими мерами всячески противодействовать продвижению Касым хана в туркестанские города, не допустить казахов в Мавераннахар. Он также пытался отстоять присырдарьинские города в южной части Туркестана путем превращения этих территорий в барьер, отделяющий Мавераннахр от кочевых районов Восточного Дешт-и-Кыпчака.Касым хан, в свою очередь, как и Шейбани, видел в присырдарьинских городах экономическую и военную опору своей власти над населением кочевых районов. Касым хан постоянно тревожил Шейбанидов в пограничных районах Туркестана и Ташкента. В ответ на его продвижение в Туркестан зимой 1510 г. Шейбани хан предпринял наступление на улус Касым хана, находившийся в предгорьях Улытау. Этот поход оказался неудачным и окончился полным его разгромом, после которого Шейбани хан вынужден был вернуться в Мавераннахр. Гибель Шейбани хана в конце 1510 г. и последовавшая за этим борьба правителей узбеков Шейбанидов с Тимуридом Бабуром отвлекли внимание постоянных соперников казахов от Туркестана. Касым хан не преминул воспользоваться этими обстоятельствами для укрепления своей власти над Южным Казахстаном. Вскоре под власть казахского хана перешел самый крупный город Присыдарьи - Сайрам. Он предпринял попытку овладеть Ташкентом. После того, как в 1511 г. Касым хан пришел к власти, Казахское ханство стало называться Касымовским ханством. Во втором десятилетии XVI в. Касым хан окончательно утвердил свое господство над обширными степными пространствами казахской территории. При нем Казахское ханство, получив дальнейшее развитие и усилив политическое влияние, превратилось в сильное и централизованное государство. По свидетельствам отечественных историков, в тот период происходит расширение территории ханства до почти полного ее совпадения с этническими границами расселения казахов.Численность населения Казахского ханства превышала 1 миллион человек. Свою известность и политическую мощь на европейской арене Казахское ханство получило именно во время правления Касым хана. Первым крупным государством, установившим свои дипломатические отношения с Казахским ханством, было Московское государство. Именно в это время казахи стали известны в Западной Европе как отдельная этническая общность.По данным поздних авторов аль-Гаффари, Хасан бека Румлу и др. Касым хан умер в 930 году хиджры, т.е. в 1523-1524 гг. По словам автора нач. XVII в. Кыдыргали Косын улы Жалайри, Касым хан скончался в г. Сарайчике, на берегу р.Урал. Похоронили его в древнем пантеоне золотоордынских ханов.Известны имена двух сыновей Касым хана - Мамаш и Хакназар. Оба были ханами Касым хан, по отзывам современников - Бинаи, Ибн Рузбихана, Бабура, Мирзы Хайдара - любил и был хорошим знатоком лошадей, отличался военным талантом и способностью вести за собой. Народные предания казахов связывают с именем Касым хана создание узаконений, известных как "Касым ханнын каска жолы" (Чистая дорога хана Касыма), которые никогда не были записаны и до нас не дошли.
33. ХАКНАЗАР-ХАН, СЫН КАСЫМ-ХАНА После смерти Касым-хана ханом казахского ханства был провозглашен его сын Мамаш. Он вскоре погиб в одном из междоусобных сражений. Ханом стал Тахир, племянник Касым-хана, внук Жанибек-хана от девятого сына Адик-султана. Тахир ни мудростью, ни военным искусством не отличался, был жесток и самолюбив. В первый же год своего правления развязал войну с мангытами Ногайской орды и был наголову разбит. Бежал на юг к Могулистану, сохранив под своей властью не более 200 тысяч подданных из миллионного наследства Касым-хана. На новом месте повел себя не лучше. Рассорился с могульским Саид-ханом. В начале зимы 1525-1526 гг. затеял войну с целью захвата Ташкента и вновь потерпел сокрушительное поражение. Бежал к киргизам, жил с ними в союзе, умер в 1533 году. Не лучше сложилось у его преемников. Правитель Могулистана Абд ар Рашид-хан в 1533 году разбил Буйдаш-хана (брата Тахир-хана), а в 1537 году - Тугум-хана, внука Жанибек-хана от четвертого сына Джадика. Поражение казахов было жесточайшим, вместе с Тугум-ханом были убиты 37 султанов, в их числе все его сыновья. Казахи оказались на грани утраты государственности, потеряли все присырдарьинские города, их кочевья сохранились лишь в низовьях Сырдарьи и к северо-востоку от Аральского моря. В это время объявился сын Касым-хана Хакназар-султан, детские и юношеские годы проведший среди ногаев, друзей своего отца. Казахское ханство во второй половине XVI века - в первой половине XVII века Он участвовал в их войнах с башкирами, отличился в них, главенствовал в ряде ногайских общин. После провозглашения его уцелевшими казахскими султанами в 1538 г. ханом Хакназар привлек эти общины на свою сторону и вскоре вернул в ханство кочевья по рекам Сагыс, Эмба, Иргиз, Тургай, расширил кочевья казахов до середины Ишима, потеснив ойратов (калмыков). Перешли в его подданство казахи, кочевавшие в Моголистане. Здесь он в 1560 году нанес поражение войскам Абд ар-Рашид-хана, но в следующем году после неудачного с ними сражения откочевал на Сарысу. Хакназар-хан хотел вновь собрать под свое правление земли, входившие в казахское ханство при его отце. Он был не слабым дипломатом, завязывал союзнические связи с противниками своих противников, например, с Московским государством против Кучум-хана, шейбанидом Абдаллах-ханом против Могулистана, правителем Ташкента против Абдаллах-хана. Хакназар-хан возродил и сильно упрочил Казахское ханство, правил им 42 года, но собрать все земли своего отца под своей властью не удалось, в 1580 году он был вероломно убит своим временным союзником Баба-султаном.
Образование и этнический состав казахских жузов. Основное содержание этнической истории XV-XVI! вв. заключается в завершении формирования казахского этноса, определении территориальных границ, упрочении этнического состава жузов, а также в выработке оптимальных моделей генеалогической иерархии. В этническом составе казахов были представлены почти все тюркские племена и отчасти племена монгольского происхождения. Несмотря на сложную международную обстановку в течение XV-XVII веков, казахам удалось сформировать четкую структуру этноса, которая опиралась на триальные традиции политической организации. Основу этнического организма составляли племена, состоящие между собой в генеалогическом родстве. Большая численность казахов (около 1 млн.), территориальная раздробленность казахских племен обусловили широкую разветвленность, многоступенчатость иерархических связей между элементами этой структуры, основанной на кровнородственных и генеалогических связях. Целый комплекс исторических источников позволяет нам утверждать об окончательном формировании триальной структуры Казахского ханства при легендарном Хакк-Назар хане. Во-первых, ему удалось восстановить могущество государства, возродить основной союз степных племен; известный в источниках как «алаш» (в дальнейшем Средний жуз). Затем Хакк-Назар хану удалось присоединить кочевые племена Семиречья. Сильнейший кризис Могулистана, внутренние проблемы султанов из рода Чагатаидов, многие из которых фактически осели на территории Восточного Туркестана, способствовали вхождению могулов в состав казахов (в дальнейшем Старший жуз). Одновременный распад Ногайской Орды на ряд самостоятельных владений, междоусобная борьба Юсуфа и Исмаила, родных братьев, привели к серьезному кризису, предопределили переход восточных ногайцев в состав казахов (в дальнейшем Младщий жуз). В народной этногонии первостепенным условием появления трех жузов является наличие трех сыновей или, же трех соратников у первопредка казахов Алаша-хана. Как повествует легенда, «первым ханом казахов был Алаша хан, сын Кызыл Арыслан хана. Алаша родился пегим (пестрым), из-за чего его отец (по настоянию байбише - старшей жены, которая завидовала токал) решил избавиться от сына и отправил его вместе с матерью- токал в степь. Алаша в степи встретил легендарного Майкы би. Майкы би был с рождения хромым, ездил в двуколке, в которую запрягали людей. На своей двуколке пегого изгнанника Майкы привез своему народу, устроил по этому поводу великий пир. Через некоторое время он дал пегому мальчику (Алаша) в сопровождение сто джигитов во главе со своим сыном Уйсыном и направил их в Сарыарку (в предании говорится о таких местностях как Улытау, Кышытау, Каракенгир, Сарыкенгир, Айдахарлы). Майкы точно определил, что мальчику суждено стать могучим правителем. «Хан должен быть справедливым, народ же его упорным и терпеливым, и тогда по черной земле они смогут проплыть на корабле», - сказал мудрый би. Так было положено начало казахскому народу. Об этих событиях стало известно Кызыл Арыслан хану. Он захотел вернуть своего сына и отправип к старцам Майкы, Ко тан, Когам, Кондыгеру, Кобану гонцов с требованием вернуть сына. На поиски Алаша и его сотни в степь отправился сын Котана Болат. Вместо того, чтобы возвратить Алаша, прибывшие, поддавшись на уговоры, соблазнившись степным привольем, сами остались в Сарыарке. Уступая требованиям Кызыл Арыслан хана, старцы отправили в степь третью сотню во главе с сыном Когама Алшын и вместе с ними отправили еще тринадцать уважаемых аксакалов У казахов имеется поговорка, что если народ достигнет своим числом 313 человек, то против него никто не устоит, даже если весь свет будет против них. Три сотни джигитов посадили пегого мальчика на алаша /ковер/, подняли на вершину Улытау и провозгласили его ханом: С тех пор потомки старшей сотни во главе с Уйсыном называются Старшим жузом. Остальные между собой договорились, что Старший жуз составит надежный тыл и будет снабжать казахское войско. Вторая сотня стала называться Средним жузом. Во время военных действий они должны были находиться с ханом и оберегать его. И, наконец, те, которые пришли вместе с Алшыном, сыном Когама, стали называться Младшим жузом. Они «не жалея живота своего, первыми должны бросаться на врага». Эта легенда, вероятно, существует многие столетия. Ведь «алаш» - очень древнее понятие, и триальная структура в виде трех жузов (или частей) также существует очень давно. В сюжетах Геродота,посвященных генеалогическим преданиям скифов, отмечалось триальное их происхождение.
34. Тауекел Хан (1582 - 1598) является преемником хана Акназара. Но это было не просто. Ему пришлось на протяжении ряда лет утверждать свое право быть ханом в борьбе с сыновьями Акназара и другими султанами. И, к счастью для казахов, Тауекел вышел победителем из этой длительной борьбы. Само имя «Тауекел», в переводе с арабского означает «упование», дарило казахам надежду, что его правление будет отвечать народным чаяниям. Благодаря уму, предприимчивости и энергии Тауекела, казахи вновь получили независимость, возродили мощь своего государства, сумели не только скинуть ненавистное подчинение иноземцам, но даже покорить, в отместку за причиненные страдания и ущерб, часть чужих владений. Тауекел уничтожил Баба-султана, убившего сыновей хана Акназара, а возможно и его самого. В 1586 году Тауекел покорил города Туркестана, едва не захватил Ташкент. Для более успешной борьбы с узбекским ханом Абдаллахом, хан Тауекел наладил хорошие отношения с Русским государством. Направленные в Москву послы казахского правителя были приняты благосклонно. Русский царь отрядил в казахское государство своих послов. Они также были встречены со всеми почестями. Русские послы внимательно знакомились с жизнью казахов, вникали в особенности их быта и культуры. Такое знакомство способствовало углублению отношений между двумя странами. Помня о помощи, которую оказали русским казахи в завоевании Сибири, русский государь повелел построить в их владении укрепленный город Тару, который надежным щитом закрыл бы степь от иноземных захватчиков. В начале удача сопутствовала казахскому правителю. Он завоевал Ташкент, Андижан, Ахси. Но в одном из сражений Тауекел получил смертельное ранение и скончался в Ташкенте.
Есим Хан (годы правления: 1598–1645 гг.)Есим (год рождения неизвестен – умер в 1645 г.), сын Шигай-хана, сменил на ханском престоле Тауекела. Он является основателем династии казахских ханов Среднего жуза, правивших в XVII-XVIII веках.Сыновья умершего Тауекел-хана были несовершеннолетними, а их дядя по отцу Есим был в тот момент правителем Ташкента и главой многотысячной действующей армии казахов, сосредоточенной в Туркестане. Есим был славным султаном и отважным воином, испытанным в государственных делах мужем и привычным к военному образу жизни полководцем. Поэтому большинство султанов и воинов сошлись в одном – быть ханом казахов Есим-султану. Но у новоизбранного хана в среде казахских султанов были недоброжелатели. Одному из них Турсун-султану в 1613–14 годах удалось узурпировать ханскую власть и править около 13 лет.Пришедший в результате интриг и благоприятного стечения обстоятельств, Турсун хан погиб в 1626–27 году. После его гибели Есим во второй раз стал старшим казахским ханом.Есим был правителем, который и в частной и общественной жизни действовал открыто и честно, не прибегая к интригам, тайным сговорам и коварным поступкам. Он был свободный от гордости и честолюбия, приветливый и простой человек. Иными словами, был достойным ханом, славным и необходимым государству султаном. Обстоятельства сложились так, что он на тринадцать лет был фактически отстранен от власти и жил на чужбине в положении изгоя, Но и там показал себя достойным султаном и заслужил уважение людей.При Есим-хане успешно завершилась длительная борьба за города на Сырдарье, оседло-земледельческие районы у южных, граничащих со среднеазиатскими, пределов. С тех пор этот регион навсегда стал казахстанским. Два столетия в него входили Ташкент с вилайетом. В первые десятилетия своего правления Есим был занят единственной страстью – воевал. Воинственность – не лучшее качество человека. Она необходима только в битвах за родину. Но если солдат, полководец, хан воюют просто потому, что им нравится это занятие, то ни к чему хорошему это не приводит. Постоянные войны пагубно сказывались на благосостоянии простых тружеников, состоянии хозяйства, земледелия, приводили к разрушению городов, селений, ирригационных систем. Казахское же государство приобрело такое гигантское степное пространство и множество городов на Сырдарье, что всякая попытка завоевания новых земель являлась для него бессмысленной и крайне обременительной. Кочевой образ жизни не выносит лишнего. Он безопасен и удобен только в своем замкнутом пространстве движения, если достаточно обильных пастбищ для скота.Жизненной целью Есим-хана было строительство подвластного единому центру целостного государства. В этих целях он выработал и активно претворял в жизнь свою внутреннюю политику, которая нашла отражение в утвердившихся им правилах общественной жизни, обычаях и традициях. Народное предание связывает с его именем создание Уложения, известного как «Старая дорога Есима» («Есим ханнын ески жолы»), которые применялись в качестве правил и норм поведения вплоть до XIX-XX веков.Есим-хан проводил политику единоначалия, беспрекословного подчинения ему народа, а по отношению к соседним странам вел захватническую политику. В своей политике Есим-хан, опираясь на старые патриархальные обычаи, проповедовал такие традиционные институты и законы, как кровь за кровь, око за око, кровная месть, выплата куна, барымта, рабовладение, телесное наказание, многоженство, уплата калыма, аменгерство, зекет, оброк, принудительные штрафы, религиозная нетерпимость. Вероятно, исходя из этого, народ и назвал архаичные методы, применявшиеся Есим-ханом «Старой дорогой…». Есим умер в почтенном возрасте и был похоронен в Туркестане вблизи от мавзолея Ходжи Ахмеда Ясауи в невысоком склепе кубической формы.Хан Есим – один из самых почитаемых казахами правителей. Его имя произносится наравне с именем Касым-хана, а это говорит о многом. Он сохранил в строгой неприкосновенности границы своего государства, отстраивал города, оставил после себя свод законов, в которых развил и укрепил уложения хана Касыма. Одна из его главных заслуг заключается в постановлении, что только избранные судьи – бии – могут вершить суд.После смерти Есима Казахское государство вновь захлестнула мутная волна междоусобиц. Пользуясь этим, Бухарский хан направил свое войско на Ташкент и захватил его. Имамкули-хан передал управление городом одному из своих султанов. Понадобилась длительная, кровавая борьба, чтобы Ташкент вновь стал казахским городом.
35. Тауке хан(годы правления 1680-
Тауке-хан -
один из самых выдающихся государственных
деятелей Казахского ханства, внесший
неоценимый вклад в национальную
историю. С его именем связано
укрепление государственности казахов,
утверждение внешнеполитических позиций
Казахского ханства в системе
международных отношений в