Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:53, творческая работа
1.Периодизация истории человечества достаточно сложна, имеет несколько вариантов – археологический, геологический и другие. В истории чаще всего пользуются археологической схемой. В соответствии с ней вся история человечества делится на три больших этапа в зависимости от материала, из которого изготавливались орудия труда:
- каменный век (2,6 миллиона лет тому назад – конец III тысячелетия до н.э.);
- бронзовый век ( с II тысячелетия до 1 тысячелетия до н.э.);
Расцвет
кипчакского государства. В
Кыпчаки, жившие
на территории Казахстана, образовали
более централизованное
Кризис кыпчакских
государств. В конце XII в. кыпчаки
переживают период кризиса.
Западные
кыпчаки в этот период терпят
ряд поражений от русских
Кыпчаки
были не только кочевниками-
16. Государство Каракитаев (1125 – 1212 гг.)Улусы Найманов и Кереитов (кереев) – Каракитай – потомки Киданских племен Центральной Азии, Северного Китая и Маньчжурии. В 924 году Кидани создают государство Ляо в Китае. В 1125 году оно пало и Кидани во главе с Елюй Даши вторглись в пределы Жетысу. Причины вторжения: завоевание тюркоязычными племенами исконных земель Каракитаев; упадок государства Караханидов.В 1125 году Елюй Даши захватил центральные районы Жетысу и Баласагун. Столица – города Гуз-Орда. С 40-х годов XII века Каракитаи стали
захватывать земли Караханидов.
В 1137 году разгром под Ходжентом
войск Караханидов. 1141 год – разгром
Караханидо-Сельджукского
В Каракитае сохранили систему управления Караханидов, но внесли особенности: правом наследования центральной власти стали обладать женщины (Бусуган – дочь Елюй Даши); охрана границ вменялась в обязанности местных приграничных племен; управление войском на местном уровне.
Улусы Найманов и Кереев.
В XII веке конфедерация найманов – крупное
государственное объединение. Вопрос
о происхождении и ранней истории
мало изучен. Предположительно термин
«найман» – означает «8», по числу
племен конфедерации. Граничили на
западе с Канглы и Кыпчаками, на севере
– с Еничейскими кыргызами, на
востоке с Кереями, на юге –
с уйгурами. Этнический состав конфедерации
кереев – неоднороден. Наиболее ранние
сведения – Х век. В 1007 году кереи
вместе с найманами принимают
христианство несторианского толка. Они
поддерживали тесные связи с Канглы,
уйгурами, монголами, каракитаями. При
дворе Тогрул-хана воспитывались
вожди племен, в том числе и
Тимучин. Найманы и кереи оформились
в самостоятельные
17. В начале XI века в Центральной Азии возвысилось кочевое племенное объединение киданей, западная ветвь которой стала именоваться карахытай. В начале XII века карахытаи проникли в пределы Семиречья и части Средней Азии.
Глава этой племенной
конфедерации именовался
Проникновение карахытаев
на территорию Казахстана не
изменило существенно местной
системы управления и
Господство карахытаев
было непродолжительным.
Улусы найманов и
кереитов в начале XIII века являлись
этнополитическими
В XII в. в найманском
улусе имелось
государствами и народами.
Не случайно, в источниках того времени
применительно к найманам и кереитам
употреблялись термины, говорящие
о государственной организации.
Это государства «
18. Средневековые города
Южный Казахстан и Жетысу на протяжении всего средневековья были центрами городской культуры. Города здесь появились еще в кангарское и усуньское время, однако наибольший расцвет их приходится на VH-X1I1 вв. В этот период можно выделить несколько основных центров развития городской культуры: Среднее течение Сырдарьи - один из наиболее древних центров развития городской культуры, В верховьях реки Арыс находился округ
Испиджаб - столица Южного
Казахстана в IX-XII вв. В среднем течении
располагался округ Кенджид, а при
слиянии Арыса и Сырдарьи -округ
Фараб или Отрар. Ниже по течению
находился округ Ясы-
Нижнее течение Сырдарьи - города Янгикент, Сыгнак, Дженд, Барчынлыкент, имевшие большое экономическое и культурное значение для кочевников.
Юго-западное Жетысу -
регион междуречья Таласа и
Шу. В верховьях Таласа раскинулся
округ Шельджи, население
Северо-восточное Жетысу.
Сюда входили города Ики-Огуз,
Каялык, Алмалык и другие крупные
торговые пункты на
Долина Ертиса. Арабские
и персидские источники
Центральный Казахстан.
К сожалению, собственные
Древние города Казахстана:
Алматинская область:
Карамерген, Актам, Тальхир, Лабан, Ики-огуз, Каялык и другие.
Атырауская область:
Сарайчик . Лаэти.
Жамбылская область:
Городище Тараз (Фараб) на территории современного города Тараза.
Кулан – на месте современного села Кулан (в советское время Луговое), в районе имени Турара Рыскулова.
Мерке — на месте современного села Мерке, в Меркенском районе
Саудакент – на месте современного села (в советское время Байкадам), в Сарысуском районе.Всего более двадцати городищ.
Акыртас или Ахырташ — руины недостроенного буддийского или несторианского монастыря в 4 км южнее станции Ак-Чулак, по другой версии крепость.
Кызылординская область
Городища и крепости Джетыасарской культуры: Алтын-Асар и другие (всего не менее 20), конец I тыс. до н.э — VIII в н.э
Дженд (Джанд, Джент, Жент) на Жанадарье — родина суфия Муаиддина Джанди (умер примерно 1291 году н. э.).
Чирик-Рабат [1](Чиркрабат) на
Жанадарье — столица
Янгикент (Жанкент) в 15 км от Казалинска — столица государства огузов
Сыгнак (Саганак, Сыганак) — столица Белой Орды, затем Казахского ханства
Два городища, найденных на обнажившемся дне Аральского моря
Всего несколько десятков городищ и крепостей.
Мангистауская область:
Городища и крепости на полуострове Мангышлак:
Шеркала
Южно-Казахстанская область
Туркестан (Шавгар, Яссы) — сохранился мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави, реконструированы городские стены и ряд мавзолеев.
Отрар
Сайрам (древний Исфиджаб, Испиджаб) — единственное в Казахстане место, где сохранилась комплексная средневековая застройка
Сауран
Сузак — севернее хребта Каратау, рядом с городищем современное село
Манкент — городище на месте современного села
городище Шымкент — в центре современного города Шымкент.
19. Абу Наср Мухаммед ибн
Туфайля, ибн Рушда, а также
на философию и науку
Юсуф Хас Хаджиб Баласагуни (кирг. Жусуп Кас Кажып Баласагын, уйг. يۈسۈپ خاس ھاجىپ, узб. Yusuf Xos Hojib, Юсуф Хос Ҳожиб) — тюркский писатель. Жил в XI веке в государстве Караханидов, в городе Кашгар, где и похоронен. Юсуф родился в столице государства Караханидов городе Баласагун. В возрасте 50 лет он завершил поэму «Кутадгу Билиг» («Благадатное знание»), а затем подарил её кагану Сулейману Арслану и был удостоен звания «Хасс Хаджиб». Юсуф Хас-Хаджиб Баласагунский писал как он сам называл: на тюркском языке, караханидской эпохи. «Кутадгу Билиг» — первое произведение, написанное на языке древних тюрков и полностью сохранившееся. Многие тюркоязычные народы по праву могут считать это произведение истоком или первым шедевром своей письменной литературы. Умер в 1075 году в возрасте 54 лет. Похоронен в мавзолее в городе Кашгар. Он был противником тех, кто, пренебрегая своим родным языком, говорил и писал на арабском и персидском языках. Начал писать свою книгу в Баласагуне и закончил в Кашгаре.