Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:53, творческая работа
1.Периодизация истории человечества достаточно сложна, имеет несколько вариантов – археологический, геологический и другие. В истории чаще всего пользуются археологической схемой. В соответствии с ней вся история человечества делится на три больших этапа в зависимости от материала, из которого изготавливались орудия труда:
- каменный век (2,6 миллиона лет тому назад – конец III тысячелетия до н.э.);
- бронзовый век ( с II тысячелетия до 1 тысячелетия до н.э.);
Махмуд ибн аль-Хусейн ибн Мухаммед ал-Кашгари (1028 или 1029, Азык, близ Кашгара — 1101 или 1126, Опал, близ Кашгара) — выдающийся тюркский филолог и лексикограф. Родился в государстве Караханидов. Известен благодаря созданному им «Собранию тюркских наречий» (Диван Лугат ат-Турк) — словарю-справочнику различных тюркских языков. Махмуд Кашгари родился в городе Кашгар[1] в Восточном Туркестане (ныне территория Синьцзян-Уйгурского автономного района в Китае). По другим данным[каким?], его родиной является город Барсхан на берегу Иссык-Куля (ныне территория Киргизии), где его отец был эмиром, правителем этого города.[2][неавторитетный источник? 52 дня] По предположению О. Прицака, Махмуд Кашгарский был сыном Хусейна ибн Мухаммада, эмира города Барсгана (на берегу Иссык-Куля), внука Харуна (ал-Хасана) ибн Сулеймана Бограхана
Ходжа Ахме́д Ясави́ (Йассауи; каз. Қожа Ахмет Йассауи, узб. Xoja Ahmad Yassaviy, туркм. Hoja Ahmet Ýassawiy, в народе также известен как Хазрет Султан каз. Әзірет Сұлтан, узб. Хазрат Султон; 1103, Сайрам — 1166, Туркестан[1]) — суфийский поэт, один из первых суфийских мистиков в тюркоязычном мире. По происхождению считается тюрком. По одним сведениям он писал на чагатайском языке]. По другим - на кипчакском диалекте тюркского языкаЕго биография достоверно неизвестна, однако о нём существует множество легенд. Родился в 1093 году в Сайраме на территории современного Казахстана. Его отец шейх Ибрагим[5] умер, когда он был ещё мальчиком, и его семья переместилась в город Яссы (современный Туркестан). Там он стал учеником Арыстан-Баба[5]. Когда его учитель умер, он направился в Бухару и стал учеником Юсуфа Хамадани.
21. Вопросам религиозного мировоззрения в научной литературе до недавнего времени не придавалось специального значения, так как в системе духовной культуры бывшего советского общества о религиозном мировоззрении и говорить не приходилось. В идеологии преобладал критический анализ в контексте религиоведения и атеизма, а к ценностям духовной культуры относили лишь образования, науку и искусство.Среди традиционных духовных ценностей, веками формировавших национальный менталитет казахского народа, есть культ вселенческого космическогог божества – Тенгри. Тенгри – как бог, писал Валиханов.В просторечье Тенгри казахами используется как синоним мусульманского «аллаха» и персидского «кудая». Выражения типа: « Тэнiр жарылкасын! – да благословит тебя Тенгри», «иттiн иесi болса, тулкiнiн тэнiрi бар» – «если у собаки есть хозяин, то у лисы есть Тенгри»; собственные имена(Тэнiрберген, Хан-Тенгри) указывают на глубокое проникновение культа тенгри в различные сферы жизни народа. В прошлом веке, когда Ш.Уалиханов сетовал по поводу двоеверия казахов, то он имел в виду в качестве альтернативы исламу именно тенгри.Основной религией древних тюрков было поклонение Тенгри(Небу). Именно по воле Неба правили каганы, которые именовались «Небоподобными и на Небе рожденными»: «Небо, которое, чтобы не пропало имя и слава тюркского народа, возвысило моего отца-кагана и мою мать-катун, Небо, дарующее (каганам) государства, посадило меня самого, надо думать, каганом, чтобы не пропало имя и слава тюркского народа», - так пишет Бильге-каган о своем восшествии на престол. По воле Неба тюрки одерживали победы или терпели поражения. Небо и Земля-вода спасали тюркский народ в лихую годину. Тюркские ханы в своих подписях постоянно призывают Небо быть благосклонным к ним.Следующее по значению было женское божество Умай – покровительница домашнего очага и детей. Культ Умай еще сохранялся у некоторых тюркоязычных народностей Алтая в конце 19в. Вместе с тем, Умай входила в триаду высших божеств тюрков и покровительствовала всем их делам; это видно, например, из памятника в честь Тоньюкука, где при описании одного из удачных походов говорится: «Небо, (богиня) Умай, священная Земля-Вода, вот они, надо думать, даровали нам победу!»Наряду с собственными древними верованиями , в 6-9в.в. среди тюркоязычного населения Центральной Азии, и, вслед затем, Средней Азии и Казахстана, получили распространение религиозные системы, созданные иными цивилизациями: буддизм, манихейство, христианство, иудаизм.Самая молодая мировая религия – ислам, основные идеи и принципы которой зафиксированы в священных памятниках конца 6в. – первой четверти 7в. – Коране и Сунне, постепенно, мирным путем, в условиях абсолютного господства религиозного сознания в обществе, вытеснила и христианство, и буддизм, и зороастризм и местные культы. В процессе исламизации тюркского мира исследователи выделяют такие основные моменты:1)проникновение ислама;2)принятие ислама верховным правителем;3)принятие ислама в качестве официальной религи государства;4)признание исламскими государствами, что народ соседней страны тоже является мусульманским;Первым тюркским властелином, принявшим ислам и новое мусульманское имя Абд аль-Керим, был Сатук Богра хан (901-955), основатель караханидской державы на территории Семиречья и Восточного Туркестана. По письменным источникам, уже около 940г. Баласагун относится к разряду мусульманских городов. В 960г. ислам становится официальной религией государства, Муса – сын Сатук Богра хана получает пышный титул «Свет державы и опора призыва к вере». Принятие ислама 200тыс. шатром оценивается как судьбоносное событие. Мусульманское духовенство пользовалось почетом и властью. В число 10 диванов (канцелярий) по централизованному управлению государством входили надзор за соблюдением обычаев и традиций религии и ведомства для управления имуществом религиозных учреждений.Особого внимания заслуживают среди культовых построек Таласской долины мавзолеи Бабаджи-хатун (10-11в.в.) и Айша-Биби (11-12в.в.), представляющие и сегодня достопримечательность Казахстана. На нижней Сыр-Дарье находился мавзолей Сарлы Там (11-12в.в.)Активному внедрению ислама способствовали ряд факторов: географическая близость Средней Азии и Персии, наличие торговых, культурных, родственных связей с Ташкентом, Бухарой, Хивой, Самаркандом и другими мусульманскими центрами, «пример» правителей, знати и поддержка ими духовенства, династийные браки, развитие городов на Шелковом пути и миссионерская деятельность в них проповедников, суфиев, оседание кочевников. Исламу были присущи привлекательные черты –демократизм и мифопоэтичность изложения, также помогавшие продвижению этой религии среди тюрков. Поэтический склад души кочевника позволял ему легко запомнить притчи, религиозные песни (кисса) и рассказы.Население земного шара составляет в наши дни примерно 5,7 млрд.чел., мусульман из них приблизительно одна пятая, т.е.1,7 млрд.мусульман.
22. Образование монгольского
23. Образование улусов. Все три сына в качестве наместников отца осуществляли свою власть в местности, составлявшей их удел, строя дороги, возводя мосты и подавляя то и дело вспыхивающие мятежи. Уделы должны были служить для них только источником дохода и оставаться подчиненными только главе империи. Но положение постепенно менялось.
Династийное начало удельной системы возбуждало у улусных чингизидов стремление сделать свою династию полностью самостоятельной, а улус - независимым владением. Юго-Восточный Казахстан стал центром, где сходились границы трех наиболее крупных монгольских улусов. В Семиречье находились главные ставки улусных ханов. Чингизиды стремились превратить свои улусы в независимые владения. После смерти Чингисхана эта тенденция стала нарастать, и империя распалась на несколько независимых государств. В 1227 г. преемником Джучи стал его сын Бату. Его братья подчинились ему, весь народ изъявил покорность Бату-хану. В 1228 г. он присутствовал на всемонгольском курултае, на котором Угедей был провозглашен Великим ханом. На всемонгольском курултае 1235 г. Бату был назначен начальником объединенного монгольского войска. В 1236-1243 гг. Бату разгромил Волжскую Булгарию, русские княжества, опустошил Польшу, Чехию, Валахию и другие европейские области, затем вернулся в низовья Волги, где основал новое монгольское государство. В исследовательской литературе оно известно как Золотая Орда. В состав Золотой Орды входили большая часть улуса Джучи (Восточный Дешт-и-Кыпчак), также Западная Сибирь, Хорезм и Северный Кавказ, территория к западу от Волги. Центром Золотой Орды было Нижне Поволжье, где при Бату столицей стал г.Сарай – Бату.
24. Золотая Орда была многонациональным государственным образованием. Она включала в себя множество племён и народностей. Основную массу кочевников в степях Дешт-и- ыпчака составляли тюркские племена: кыпчаки, канлы, карлуки, найманы и др. В оседлых областях жили булгары, мордва, русские, греки, хорезмийцы и др. Собственно монголы составляли незначительное меньшинство. Государственное устройство Золотой Орды следовало образцу, введенному Чингисханом. Государство считалось собственностью ханского рода джучидов и носило военно-административный характер. В особо важных случаях созывались курултаи-съезды военно-феодальной знати. Армией, дипломатическими сношениями с другими государствами ведал беклербек, во главе дивана - центрального органа исполнительной власти - стоял визирь. В города и подчиненные улусы назначались даруги и баскаки. В их обязанности входил сбор налогов и дани. Крупные беки, эмиры, бахадуры являлись военачальниками - темниками, тысячниками, сотниками. В Золотой Орде сложилась улусная система управления и владения завоеванными землями и народами. Ко времени Бату относится деление улуса Джучи на две части - правое и левое крыло. Во главе правого крыла стоял сам Бату и его преемники. Левое крыло, куда входила большая часть территории Казахстана, принадлежало старшему сыну Джучи Орда-Ежену. Улусы Бату и Орда-Ежена делились в свою очередь на улусы их же потомков. Бату был главой государства, и подчиняясь требованию обычая, жаловал уделы другим джучидам. Так образовывались новые политические структуры. В XIV в. в условиях хозяйственного возрождения и укрепления феодальных отношений в Золотой Орде и Чагатайском улусе усилились позиции местной тюркской и тюркизированной феодальнойверхушки, которая вела борьбу за установление своей власти в этих государствах. В конечном итоге это явилось одной из причинраспада Золотой Орды. На территории Казахстана возникли такие тюркские государства как Ак Орда, Могулистан, ханство Абулхаира, а затем Казахское ханство.
25. Распад Золотой орды. Золотая Орда была искусственным и непрочным государственным объединением. Население Золотой Орды по составу было пестрым. В оседлых областях жили волжские болгары, мордва, русские, греки, хорезмийцы и др. Основную массу кочевников составляли тюркские племена половцев (кипчаков), канглыев, татар, туркмен, киргизов и др. Уровень общественного и культурного развития населения Золотой Орды был также различным. У кочевого населения господствовали полупатриархальные, полуфеодальные отношения, в районах с оседлым населением - феодальные отношения.Непрочный характер государственного объединения Золотой Орды и особенно рост освободительной борьбы покоренных и зависимых народов стали главными причинами распада и гибели Золотой Орды. Уже при своем образовании Золотая Орда делилась на улусы, принадлежавшие 14 сыновьям Джучи: 13 братьев были полусамостоятельными государями, подчинявшимися верховной власти Батыя. Децентрализаторские тенденции проявились после смерти хана Менгу-Тимура (1266-82), когда началась феодальная война между царевичами дома Джучи. При ханах Туда-Менгу (1282-87) и Талабуге (1287-91) фактическим правителем государства стал темник Ногай. Только хану Тохте (1291-1312) удалось избавиться от Ногая и его сторонников.Через 5 лет возникла новая смута. Ее прекращение связано с именем хана Узбека (1312-42); при нем и его преемнике хане Джанибеке (1342-57) Золотая Орда достигла максимального подъема военного могущества. Военные силы при Узбеке насчитывали до 300 тыс. чел. Однако смуты, начавшиеся в 1357 убийством Джанибека, свидетельствовали о начале ее распада. С 1357 по 1380 на золотоордынском престоле перебывало более 25 ханов. В 60-70-х гг. фактическим правителем стал темник Мамай. В начале 60-х гг. 14 в. от Золотой Орды отпал Хорезм, Польша и Литва захватили земли в бассейне реки Днепр, отделилась Астрахань. Мамаю пришлось, кроме того, столкнуться с усилившимся союзом русских княжеств во главе с Москвой. Попытка Мамая путем организации огромного грабительского похода вновь ослабить Русь привела к разгрому татар объединенными русскими войсками в Куликовской битве 1380. При хане Тохтамыше (1380-95) прекратились смуты, и центральная власть стала контролировать основную территорию Золотой Орды. Тохтамыш в 1380 году разгромил войско Мамая на реке Калке, в 1382 пошел на Москву, которую захватил обманом и сжег. После укрепления своей власти он выступил против Тимура. В итоге ряда опустошительных походов Тимур разбил войска Тохтамыша, захватил и разрушил поволжские города, в том числе Сарай-Берке, ограбил города Крыма и др. Золотой Орде был нанесен удар, от которого она уже не смогла оправиться. В начале 20-х гг. 15 в. образовалось Сибирское ханство, в 40-е гг. - Ногайская Орда, затем возникли Казанское ханство (1438) и Крымское ханство (1443), а в 60-е гг. - Казахское, Узбекское ханства, а также Астраханское ханствОрда В 15 в. значительно ослабла зависимость Руси от Золотой Орды В 1480 Ахмат, хан Большой Орды, являвшейся некоторое время преемницейЗолотая Орда, пытался добиться повиновения от Ивана III, но эта попытка окончилась неудачно. В 1480 году русский народ окончательно освободился от татаро-монгольского ига. Большая Орда прекратила существование в начале 16 в. Феодальная борьба в Улусе Джучи (первая четверть XV в.). Политическая раздробленность в конце XIV в. и ее временное преодоление. Битва при Ворскле. Объединение Золотой Орды в 1399-1406 гг. и его характере. Борьба между Едигеем и Токтамышевичами. Завершение раскола Золотой Орды на две части. Создание самостоятельных государств в восточных районах Улуса Джучи. Борьба между Шибанидами и потомками Орда-Ичена (20-е гг. XV в.). Держава Абулхаира и ее распад. «Узбеки». Образование казахской народности. Складывание Ногайской Орды. Создание самостоятельных государств в западных районах Золотой Орды. Политическая борьба в Ак-Орде на рубеже 20-30-х гг. XVв. Борьба за самостоятельность Крымского улуса в 40-х гг. XV в. Формирование Большой Орды и Астраханского ханства.
ЗАВОЕВАНИЯ ТИМУРА (вторая половина XIV—XV век)
В 1359 году потомок Чингисхана
хан Тоглук захватил Среднюю Азию.
Один из его военачальников, Тамерлан
(Тимур), командовавший туменом, начал
войну с узбеками. Тоглук, опиравшийся
на узбекские племена, приказал убить
Тимура, но тому удалось с небольшим
отрядом бежать в Бадахшанские горы,
где к нему присоединились другие
воины, недовольные правлением Тоглука.
Хан послал против Тимура конный отряд
в тысячу человек, который почти
целиком присоединился к