История Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:53, творческая работа

Описание работы

1.Периодизация истории человечества достаточно сложна, имеет несколько вариантов – археологический, геологический и другие. В истории чаще всего пользуются археологической схемой. В соответствии с ней вся история человечества делится на три больших этапа в зависимости от материала, из которого изготавливались орудия труда:
- каменный век (2,6 миллиона лет тому назад – конец III тысячелетия до н.э.);
- бронзовый век ( с II тысячелетия до 1 тысячелетия до н.э.);

Файлы: 1 файл

История казахстана.docx

— 109.58 Кб (Скачать файл)

      Дальнейшая  история усуней полна междоусобных  войн Великих и Малых куньбеков,  причем первые опирались в  этой борьбе на Китай, вторые - на кангаров и хунну. Однако  после распада империи Хунну  отношения северных усуней с  ней испортились. В 49 году до  н.э. Ожег потерпел поражение  в нескольких пограничных сражениях.  В 44 г. хунну напали на южных  усуней и разграбили столицу  - город Чигу. Эти события привели  к сближению усуней с Китаем, в союзе с которым в 36 г.  до н.э. был совершен поход  против северных хунну. 

      В 30-х  годах отношения между великим  и малым куньбеками вновь обострились.  После смерти Ожета трон занял  его сын Жини, однако, великий  куньбек Силыби (33-36 гг. до н.э.) изгнал  его и посадил на его место  своего ставленника. Силыбию удалось  восстановить единство усуньского  государства, но в 17 г. до  н.э. брат малого куньбека Уйжинжан  начал войну с ним. Силыби  был убит, попытки вооруженного  вмешательства китайцев не имели  успеха. В 12 г. до н.э. Уйжинжан  был убит, его младший брат  с 80 тысячами усуней ушел к  кангарам и начал войну против  обоих куньбеков. Оба владения  практически потеряли самостоятельность  и управлялись фактически китайским  наместником. 

      Во II в. н.э.  усуньские владения окончательно  обособились от Китая. В начале IV в. Жетысу попадает под власть  сяньби, монголоязычного народа. С  конца IV в. н.э. до середины VI в. н.э. гегемония в степях  переходит к жужаням, центр  империи которых был в Монголии. Постоянные набеги жужаней заставили  усуньские племена переселиться  из равнинной части Жетысу, на  Тянь-Шань. В 425 г. усуни направили  в Китай посольство, а в 436 г.  принимают ответное посольство  империи Вэй. После этого усуни  ежегодно отправляли в Китай  послов с дарами. В начале V в.  имя усуней окончательно сходит  со страниц исторических хроник. Остается добавить, что этноним  "усунь" сохранился и по  сей день. Один из родов Старшего  жуза казахов называется "уйсун".

      Хозяйство  усуней Древние усуни Жетысу  разводили различные виды животных. Источники отмечают, что у них  было развито коневодство. Богатые  усуни имели до 5 тыс. голов  лошадей. Наряду со скотоводством  развивалось земледелие. Растительная  пища входила в постоянный  рацион питания усуней. Они использовали  как богарные, так и орошаемые  поля. Огородно-бахчевые культуры  выращивали на небольших участках  площадью до 150 кв.м. снабженных  оросительными системами. Земледелие  и оседлость древних усуней  зафиксированы в письменных источниках. Так, китайский историк Банк  Гу сообщает, "что придворная  дама Фынь, приставленная к китайской  принцессе, выданной замуж заусуньского  правителя, раздала подарки усуньским  оседлым владетелям", жившим в  самой столице Чигу и ее  окрестностях. Другой источник XIX в.  Хэ Цю-Тао, ссылаясь на древние  источники, пишет, что, хотя  древние усуни и не "устраивают  полей", но "сеют деревья".

      Таким образом,  археологический материал и письменные  источники свидетельствуют о  том, что оседлость и земледелие  развивались у древних усуней  еще в первых веках до н.э  и более широко в III-V вв. н.э.  Однако в усуньской экономике  все же доминирующую роль играло  скотоводство. К. Акишев утверждает, что у древних усуней на  всех этапах развития хозяйство  было скотоводческо-земледельческим. 

      Социальный  строй усуней. В усуньском обществе  существовали имущественное и  социальное расслоение, частная  собственность на скот. Каждая  семья отмечала свои стада  отличительным знаком-тамгой. Существование  частного землевладения находит  подтверждение в письменных источниках.

      О социальном  неравенстве в усуньском обществе  говорят и археологические источники.  Многочисленные курганы усуньского  времени на территории Жетысу  по богатству захоронения неодинаковы.  Среди них встречаются большие  земляные курганы диаметром 50-80 метров и небольшие курганы-насыпи.

7. Впервые Кангюй упоминается в письменных источниках II в. до н, э. Согласно их сведениям, Общей тенденцией политики Кангюя на протяжении всего периода его существования было стремление сохранить под своим контролем участков Шелкового пути — от Ферганы до Приаралья, — шедшего по Сырдарье.

Сложным является вопрос об этническом характере населения  Кангюя. До сих пор нет единого  мнения о том, на каком из языков говорили кангюйцы. По мнению ряда исследователей, кангюйцы были тюркоязычным народом. Другие ученые полагают, что кангюйцы принадлежали к кругу северо-иранских скотоводческих племен, которые лишь в середине I тыс. н. э. под влиянием тюрских племен стали изменять свой этнический облик  и язык. Они также считают, что  кангюйцы были потомками ираноязычных саков.

Археологические исследования последних лет позволяют представить  и внешний облик кангюйцев. Он дошел до нас в виде гравированных  изображений на костяных пластинах, некогда нашивавшихся на кожаную  основу. Пластины были обнаружены при  раскопках кангюйских курганов рубежа первых веков.

На одной из них показана сцена сражения конных и пеших  витязей, на другой — конная охота. Все участники баталий и охоты  принадлежат к единому этническому  типу. У всех вытянутые, заостренные  к макушке, головы с невысоким  лбом. Волосы зачесаны вверх, у висков убраны назад за уши. Глаза ромбовидные, носы крупные с небольшой горбинкой, энергичные подбородки. Портрет заканчивают  свисающие до подбородков усы  и борода. На воинах надеты защитные доспехи из нашитых на кафтаны  пластинчатых полуовальные либо чешуйчатых пластин. На головах округлые шлемы, шеи прикрыты бронированными воротниками. Оружие представлено длинными копьями  с ланцетовидными наконечниками: длинные  двухлезвийные мечи, ножны которых  крепятся к поясу двумя ремешками, сложносоставной лук, стрелы с трехгранным  наконечником, длинный трехчастный  колчан с широким отделением для  лука и двумя узкими для стрел.

В районах, где когда-то господствовали кангюйцы, археологи выявили большую  группу памятников и отнесли их к  археологическим культурам. Первая была распространена на ташкентском  оазисе, вторая — в районах среднего течения Сырдарьи в предгорьях Каратау  до Таласа.

Таким образом, на рубеже н. э. и в первой половине 1 тыс. н. э. на юге Казахстана существовало и развивалось  крупное и могущественное государственное  объединение — Кангюй, которое  играло важную роль, в истории Востока. Кангюй был связан политическими, экономическими и культурными связями с Китаем, Парфией, Римом и Кушанской империей.

8. В VI в. земли Казахстана подпали под власть Тюркского каганата. Тюркский каганат включается в систему политических и экономических отношений крупнейших государств того времени-Византии, Сасанидского государства (Ирана),Китая и ведет борьбу за контроль на торговом пути, связывающем Дальний Восток со странами Средиземноморья.

Междоусобная война в  Тюркском каганате длилась более 20 лет и завершилась в 603 году окончательным  распадом на два государства –Западнотюркский каганат, охвативший территорию современного Казахстана, Джунгарию и часть  Восточного Туркестана, и Восточный  каганат в Монголии.

При каганах Шегуе (618 гг.) и Тон-ябгу (618-630 гг.) Западнотюркский  каганат претерпел кратковременный  расцвет. Уже Шегуй сделал Алтай  восточной границей каганата, а Тон-ябгу возродил активную западную политику каганата и перенес свою зимнюю резиденцию в Суяб-крупный торгово-ремесленный центр в долине р. Шу. Летняя ставка находилась в Минг-булаке близ Исфиджаба. Каганат представлял единую систему кочевого и полукочевого способа ведения кочевого хозяйства и оседлого земледельческого типа хозяйствования. Население занималось торговлей, ремеслами, землепашеством и скотоводством. Первым лицом в каганате был каган-верховный владыка, правитель, военачальник.

Высшие титулы в каганате-ябгу, шад и эльтебер - принадлежали к  каганскому роду. Судебную функцию  выполняли буюруки, тарханы. Основное население каганата состояло из свободных  мелких общинников-скотоводов (карабудун).

В Западнотюкском каганате шел  процесс образования классов  и сравнительно быстрого формирования раннефеодальных общественных отношений.

Военно-политические ресурсы  центральной власти Западнотюркского каганата оказались недостаточными для удержания народов и племен в повиновении. В каганате происходилинепрерывные междоусобицы, частые смены правителей .Длительная война и династийная  междоусобица (640-657гг.) привели к  вторжению в Семиречье войск  Танской империи. Танские губернаторы  попытались управлять западнотюркскими племенами, но не прекращавшаяся борьба тюрков против танских завоевателей привела к возвышению тюргешей в 704 г.

Тюргеши – многочисленное племя, занимавшее западную часть Западнотюркского каганата на территории Чу-Илийского  междуречья. Главная ставка тюргешей находилась в г.Суябе, а затем  была перенесена в г.Тараз. Тюргешский каганат продолжил государственно-административные, военные и социально-культурные традиции Западнотюркского каганата.

В 744 г. в Центральной Азии возникло новое государство - Уйгурский  каганат, где вождь карлуков получил  титул правого ябгу. Однако стремление к самостоятельности привело  карлуков к тому, что они откололись от Уйгурского каганата. С этого  времени единственным соперником карлуков стал Тюргешский каганат.

В 759 г. карлуки начали наступление  и тюргеши не смогли оказать сопротивления. К 766 г. карлуки закончили покорение  Семиречья, Таласа, долины р.Шу и дошли  до Западного Тянь-Шаня. Именно в  этот период, период правления карлуков, в Семиречье и на юге Казахстана идет процесс оседания кочевого и  полукочевого тюркского населения.

Карлукское объединение  в IX-X вв. состояло из многочисленных родо-племенных  групп. В VIII-X вв. в Карлукском государстве  шел интенсивный процесс тюркизации оседло-земледельческих жителей. Вожди  носили титул эльтебер, верховный  правитель-джабгу, а с 840 г.-каган. Столицей был г.Суяб. Карлукский каганат с  самого начала не обладал прочными экономическими связями. Его разделяли  усобицы, борьба за власть, за пастбища. В 942 г. государство карлуков пало.

9. Западно-Тюркский каганат

В I тысячелетии происходит изменение этнической среды в  Евразийском регионе, здесь все  более и более преобладают  тюркоязычные племена. Первые упоминания имя "тюрк" относится к 542 году в китайских источниках, где описывались  набеги туцзюе (тюрок) на Китай с  северо-запада. В VI веке термин тюрк получил  широкое распространение, он означал  союз племен, сложившийся на Алтае.

VI век - это время начала  тюркских империй, чередовались  сближение общетюркских культурных  компонентов и формирование их  самостоятельности. 

 Раннее тюркское государство  - Тюркский каганат возникло в  552 году (552 - 603 годы), когда вождь тюрок  Бумын принял титул кагана. Оно  занимало обширную территорию  на востоке от Корейского полуострова,  на западе до Крымского полуострова,  от верховий Енисея на севере, до верховья Амударьи на юге. 

 Господствующим в Центральной  Азии это государство стало  при кагане Мугане (553-572 годы), оно  входило в систему отношений  с крупнейшими государствами  того времени, такими как Иран, Византия, Китай был данником  каганата. Давление извне, междоусобицы, социальные противоречия ослабили  его, и в 603 году он разделился  на два самостоятельных государства  - Восточный и Западный каганаты.

 Ядром Западно-Тюркского  каганата (603 -704 годы) стали "десять  племен", самоназвание Он Ок  эли - государство десяти стрел,  занимавшие земли усуней от  гор Каратау до Джунгарии, а  также оседл о земледельческие  оазисы Восточного Туркестана  и Средней Азии. В Согде, Бухаре  находились наместники кагана, здесь  их владения доходили до верховий  Амударьи и Гиндукуша от Исфиджаба  и Чача до южного Афганистана  и северо-западного Пакистана. 

 Западно-Тюркский каганат  был государством с развитой  городской и земледельческой  культурой, развитой торговлей  по Великому Шелковому пути. В  VI - VII веках в долинах рек Талас,  Чу, Или возникли десятки городов  и укрепленных крепостей. Это  были большие города, не уступавшие  по размерам городам средневековой  Средней Азии, состоящие из цитадели, шахристана, рабада. Только в Чуйской  долине существовало около 18 крупных  городов и большое количество  мелких поселений. Первым лицом  в государстве западных тюрок  был каган верховный владыка,  правитель, военачальник. Власть  кагана передавалась по наследству, он руководил всеми внутри  и внешнеполитическими делами  государства, был распорядителем  всех земель. Он опирался на  знать из династийного рода, представители  которого занимали высшие должности  в государстве и были наместниками  кагана над вассальными племенами.  Существовало семейное рабство.  Основная масса населения состояла  из свободных общинников-скотоводов. Столицей и зимней ставкой  кагана был г. Суяб в Чуйской  долине (близ г. Токмака), а летней  резиденцией Мингбулак (близ г.  Туркестана).

 В 630-634 годах каганат  утратил свои среднеазиатские  владения к западу от Сырдарьи, государство вступило в полосу  кризиса, глиной причиной которого  было давление извне и борьба  за власть племенных союзов. В  Семиречье вторглись китайские  войска, в 657 году ополчение "десяти  стрел" потерпело поражение,  управление каганом стало осуществляться  через китайского ставленника. 

 В 699 году вождь тюргешей  Уч-элиг устранил ставленника  китайского императора в Западно-Тюркском  каганате и установил свою  власть.

Западно-Тюркский каганат. В  Западно-Тюркском каганате собственно тюрки составляли меньшинство населения  и силу правители черпали у  степных племен Семиречья, т.е. потомков усуней. Из них сложилось два племенных  союза: дулу - в Жетысу и Джун-гарии  и оншадпыт - на Тянь-Шане. Каждый из этих союзов объединял по пять племен, вследствие чего весь народ получил  название “народа десяти стрел”.

Информация о работе История Казахстана