Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:53, творческая работа
1.Периодизация истории человечества достаточно сложна, имеет несколько вариантов – археологический, геологический и другие. В истории чаще всего пользуются археологической схемой. В соответствии с ней вся история человечества делится на три больших этапа в зависимости от материала, из которого изготавливались орудия труда:
- каменный век (2,6 миллиона лет тому назад – конец III тысячелетия до н.э.);
- бронзовый век ( с II тысячелетия до 1 тысячелетия до н.э.);
26. Белая Орда (ХIII-начало XV вв.)
С ХIII до начала XV века в Восточном Дешт-и-Кыпчаке существовало государство Белая Орда Улус Джучи (Жошы) делился на Правое и Левое военные крылья. Джучи назначил управлять левым крылом старшего сына Opдa-Еджена, во владения которого вошла восточная часть Дешт-и-Кипчака. А северной частью Дешт-и-Кипчака до Западной Европы владел Бату хан. Позднее владения Бату стали называть Золотая Орда, а Падения Орда-Ежена - Белой Ордой. Столицей был город Сыгнак в среднем течении реки Сырдарьи. Государство Белая Орда процветало почти 240 лет. Территория Белой Орды состояла из земельных владений двух сыновей хана Жошы -Орда-Ежена и Шайбана. Белая Орда занимала территорию от р.Урал до Западно-Сибирской низменности, а также до среднего течения Сырдарьи. Белая Орда была патриархально-феодальным государством. Этнический состав был однородным, ее населяли тюркоязычные племена, которые впоследствии составили казахский народ. Со второй четверти XIV века Белая Орда окончательно отделяется от Золотой. При ханах Ерзене и My бараке, особенно при Урус хане, она еще больше обособляется. В 1327 - 1328 годах Мубарак хан от своего имени выпускал в Сыгнаке монеты. Золотая Орда стремилась поставить Белую Орду в зависимость, между правителем Золотой Орды Узбек ханом и Мубарак ханом велась постоянная борьба, Мубарак потерпел поражение. В 60-х годах XIV века в результате заговора трон занял потомок Орда-Ежена Урус хан. В 1368-1369 годах в Сыгнаке он чеканил свои монеты. Он преследовал цель восстановить могущество Золотой Орды. В 1374-1375 годах он захватил столицу Золотой Орды Сарай-Берке. Однако Урус хан не смог одержать полной победы над Мамаем. Опасаясь усиления эмира Тимура в Средней Азии, Урус хан возвратился в присырдарьинские владения. Он казнил потомка Жошы - правителя Мангистау Tyй Ходжу, который отказался повиноваться ему. Сын Туй-Ходжи Тохтамыш спасся у эмира Тимура. Именно с этого времени при помощи Тохтамыша эмир Тимур намеревались захватить и Белую, и Золотую Орды. Лишь после смерти Урус хана Тохтамыш при помощи Тимура захватил трон Белой Орды, но под Саураном потерпел поражение от второго сына Урус хана - Tuмура Малика. В 1379 году, одержав победу над Тимур-Маликом, Тохтамыш подчинил себе Сыгнак. Укрепив свои позиции, Тохтамыш отказался подчиняться эмиру Тимуру. В 1380 году Тохтамыш захватил Золотую Орду и ставку хана Мамая. В 1395 году Тимур возвел на трон Белой Орды сына Урус хана - Койричак-оглана. Походы эмира Тимура и хана Тохтамыша совершенно ослабили Белую Opду. Последний хан Белой Орды Барак пытался вернуть присырдарьинские города, одержал победу над внуком Тимура - Улугбеком. Однако в 1428 году власть в Восточном Дешт-и-Кыпчаке взял в свои руки Абулхаир хан из династии Шайбанидов. Потомки Урус хана в XV веке создали на территории Белой Орды Казахское государство. Особенно бурно развивалась городская культура в Белой Орде в период правления хана Ерзена.
27. Могулистан (середина XIV-начало XVI веков)
К середине XIV века улус Чагатая
распался. В его восточной части,
включавшей Юго Восточный Казахстан
и Кыргызстан, было создано государство
Могулистан. А в западной части, в
Мавераннахре было создано государство
эмира Тимура. Историк Мухаммед Хайдар
Дулати писал, что территория Могулистана
протяженность 7-8 месяцев пути. Основатель
государства - эмир Пуладчи из племени
дулат. Ведущая роль вождей племени
дулат в улусе Чагатая была
известна еще с середины XTV века Не
будучи чингизидом, он в 1348 году возвел
на трон 18-летнего чагатаида Тоглук-
28. Ногайская орда
После распада Золотой Орды и ослабления Белой на северо-западе Казахстана была образована Ногайская Орда. Она находилась между Волгой и Уралом, ее столица - арайчик на Урале, основанный в X веке. В Сарайчике в XIV веке было более 100 тысяч жителей. Во время правления хана Касыма (начало XVI века) Сарайчик был столицей Казахского ханства. В 1580 году город был
захвачен и разрушен казаками.
Название Орды происходит от имени
военачальника Золотой Орды Ногая.
Ногой был начальником у пяти
ханов Золотой Орды. Составлявшее
большинство воинов Ногая племя
мангытов называло свой улус Мангытским
юртом. Основателем Ногайской орды
считается сын Ногая Едыге. При
Едыге Ногайская Орда начала обособляться
от Орды, при сыне Едыге Hyp ад-дине стала
самостоятельным государством, отделилось
от Золотой Орды. Едыге, не имевший
права на ханский титул, был многие
годы фактическим правителем Золотой
Орды. Управляя Золотой Ордой, Едыге
носил титул "беклар-беги" имел
неограниченную власть. Среди мангытского
народа появился эпос об Едыге. Административную
власть в обществе осуществляли беки,
мырзы, султаны и баи. Она правили
аулами, утесами (наделами), улысами (крупными
территориальными владениями). Власть
в Орде передавалась по наследству.
Мырза - правитель аула беспрекословно
подчинялся правителю улыса. В его
обязанности входили сбор налогов
выставление определенного
29. Ханство Абулхаира («
В конце 20-х годов XV века на
всей части степной территории Ак
орды происходит смена правящей династии:
власть в результате ожесточенной борьбы
Чингизидов и кочевой занти переходит
от наследников первого к
30. Каза́хское ха́нство (каз. Қазақ хандығы) — государство казахов на территории современного Казахстана и сопредельных с ним государств, образованное в результате распада Золотой Орды в 1465 году.При Касым-хане ханство достигло наивысшего расцвета. После его смерти началась гражданская война, но уже при Хак-Назар-хане ханство было восстановлено в прежних границах.В XV—XVI веках, в результате сопротивления внешней агрессии ханство разделилось[2] на жузы — Старший, Средний и Младший. При султане Абылае три жуза признали его ханом Казахского ханства. После его смерти ханство вновь распалась на жузы, но уже хан Кенесары был
провозглашён общеказахским ханом восстановленного Казахского ханства.К 1860 годам все казахские жузы окончательно вошли в состав Российской Империи.
Керей-хан (год рождения неизвестен – умер в начале 70-х гг. XV в.). Сведения об одном из первых ханов Казахского ханства весьма скудны. В исторических источниках до 50-х годов XV в. имя Керей-хана не упоминается. Немногочисленные сообщения о нем имеются в ряде восточных рукописей, на страницах которых Керей выступает в качестве старшего хана казахов. Согласно источникам Керей-хан был сыном внука Орыс-хана – Болата.Об отце Керея, Анике-Болат-султане в источниках сведения отсутствуют. Зато имя его деда – Токтакыйа – упоминается у многих восточных авторов. Он был старшим сыном Орыс-хана и после его смерти в 1377 году наследовал отцу. Токтакыйа был мягким и учтивым человеком. Но этим миролюбивым добродетелям деда Керея не было суждено проявиться в полной мере: он ханствовал всего лишь три месяца и погиб в войне с эмиром Тимуром и его протеже – мангышлакским царевичем Токтамыш-огланом (впоследствии ханом Золотой Орды).Керей был единственным сыном Болат-султана. Его деятельность связана с событиями, происходившими до середины 70-х годов XV в., в которых он играл активную роль. В результате этих событий власть в Узбекском улусе перешла от династии Абулхаир-хана в руки Керея и Жанибека. Старший по возрасту Керей был поднят на белой кошме и объявлен ханом.Последнее упоминание имени Керей-хана в исторических анналах 1472–1473 гг. связано с набегом султана Бурыш-оглана на орду могулского хана Жунуса. К 80-м годам руководство переходит в руки Бурындык-хана, одного из многочисленных сыновей Керея, продолжившего дело отца.В исторических материалах, повествующих о передаче Кереем ханской власти в руки своего сына Бурындыка, не содержится точных сведений о государственной деятельности Керей-хана в период его правления в Узбекском улусе, его судьбе, времени и обстоятельствах смерти. По всей видимости, Керей-хан погиб после событий 1472–1473 гг.
Жанибек-хан (годы рождения и смерти неизвестны) – один из основателей Казахского ханства и династии казахских ханов. Жанибек был сыном Барак-хана и внуком Куйручук-хана, четвертого сына Орыс-хана. О дедушке Жанибека Куйручук-оглане мало что известно. В «Зафар-наме» Шараф ад-Дина Али Йазди (XV в.) содержится такой рассказ. В апреле 1395 г. на Тереке произошло решающее сражение между эмиром Тимуром и Токтамышем, ханом Золотой Орды. Токтамыш потерпел поражение и бежал. Тимур двинулся в погоню за своим противником. Прибыв к месту переправы через Волгу (Итиль), называемому Туратурской переправой, «он дал находившемуся при нем сыну Урыс-хана, Куйручук-оглану, отряд узбекских храбрецов, находившихся числе слуг высочайшего двора, приготовил принадлежности падишахского достоинства, удостоил его шитого золотом халата и золотого пояса, велел ему переправится через Итиль и передал ему ханство над Улусом Джучи. Царевич из рода Джучи, согласно приказанию, перешел на ту сторону реки и занялся собиранием рассеянной армии и устройством улуса». О том когда и как Куйручук-оглан оказался в орде Тимура и об обстоятельствах его правления Улусом Джучи сведений нет. Известно только, что ханствование его было непродолжительным: вскоре после ухода Тимура с территории золотоордынского государства его ставленник был убит.Отец Жанибека Барак-хан был известен как человек отчаянной храбрости и весьма энергичный правитель. Он обладал всеми качествами человека действия: смелостью, решительностью, настойчивостью. В самом начале 20-х гг. XV в. он одержал победу над своими политическими противниками в Присырдарьинских владениях Джучидов. Оттуда выступил в Поволжье на войну с претендентами на золотоордынский престол. Победоносно разгромив войско хана Худайдада, он овладел Сараем, столицей Золотой Орды. Потом он вернулся на берега Сырдарьи и воевал с внуком Тимура, Улугбеком, правителем Мавераннахра.У хана Барака было три сына и одна дочь по имени Саадат-бегим; имена его сыновей: Мир-Сайид, Мир-Касим, Абу-Саид, «которого называют также и Жанибек». Известно, что Барак-хан погиб в 1428 г; следовательно, можно предположить, что Жанибек родился не позднее 1429 г. Упоминания о Жанибек-хане встречаются во многих восточных книгах, что свидетельствует о его известности. В них он выступает вождем казахов, отважным воином, одним из основателей Казахского ханства. Его имя почти всегда упоминается рядом с именем Керей-хана. Однако вряд ли, Жанибек был самостоятельным правителем. Источники говорят, что его «называли Кичи Жанибек-хан», а это означало младший хан. И он «…во всех делах слушался и подчинялся Бурындык-хану», который продолжал дело своего отца Керей-хана. Хотя надо полагать, что Жанибек-хан был весьма образованным человеком своего времени, знавшим историю государства Чингисхана – Золотой Орды. Именно Жанибек дал народу, населявшему его государство, название казах, а само государство назвал Казахским ханством. Ему пришлось заниматься главным образом внутренними делами: созданием центра Казахского ханства со столицей в Сарайшыке и распределением земель между казахскими родами; созданием армии, налаживанием торговли с соседними странами и чеканкой монет. Защиту границ ханства он поручил своим сыновьям.У Жанибек-хана было девять сыновей. Третий его сын Касым стал ханом и сумел утвердить свое владычество над огромными просторами казахских степей. При нем Казахское ханство стало одним из сильнейших государств в Центральной Азии.Таковы сведения о ханах Керее и Жанибеке, основателях первого казахского государства. Место их погребения неизвестно. Но осталась память; осталось потомство; осталось основанное ими ханство, которому суждена была долгая жизнь.
31. Казахская народность складывалась на основе тех же закономерностей, что и другие народы мира. Общая схема процесса этногенеза определялась следующим образом: отдельные роды, племена, племенные союзы, народности, нация. Параллельно шло развитие языка от родового к языкам племенным, от них — к языкам народностей, затем — к образованию национального языка. Этот процесс не является прямолинейным, он происходил противоречиво, через дробление, ассимиляцию, скрещивание и слияние, мог на время прекратиться, а затем возобновиться, но уже в новых исторических условиях.Историю этногенеза казахского народа следует рассматривать в комплексе достижений исторических, археологических, этнографических, лингвистических, антропологических и геоэтнографических наук. В настоящее время исследователи и просто любители истории, используя материалы этих наук, а также легенды и предания из Шежире, пытаются получить ответ на вопрос о происхождении недостаточно изученного степного народа.Известно, что казахская народность складывалась в основном из автохтонных племен и племенных объединений, издревле населявших громадную территорию Казахстана. Формирование народности было связано с крупнейшими этнополитическими событиями древности и раннего средневековья, с эволюцией хозяйственных форм и прогрессивными сдвигами в общественных отношениях, становлением и укреплением феодализма.Народность складывается и развивается в конкретной социально-экономической среде, поэтому она является общностью этносоциальной и типична, главным образом, для рабовладельческого и феодального строев.В условиях докапиталистических формаций народность уже знает социальное и сословное неравенство, относительно распространенные территориально-хозяйственные связи. Но у многих народностей, особенно на ранних этапах их истории, этническое самосознание двойственно: действует сознание принадлежности и к народности, и к локальной группе прежде, до ее вхождения в народность, обычно самостоятельной (у кочевников и полукочевников — к роду и племени). Это, в частности, характерно для тюркоязычных народностей Средней Азии, для казахской народности. Такие роды и племена первобытнообщинного строя - это уже социальные организмы, а не просто кровнородственные союзы.Корни этногенетических процессов на территории Казахстана и всей Центральной Азии уходят в эпоху бронзы, когда племена, обитавшие в казахских степях, по своему расовому типу были европеоидами. В эпоху раннего железа территорию Казахстана населяли сакские племена — массагеты, дай, исседоны и др.Племена кангюев и усуней на юге и юго-востоке казахстанского региона — тоже в основном европеоиды, монголоидный элемент в их облике несколько усилился позже, это, вероятно, связано с нашествием гуннов и их ассимиляцией.Как отмечалось в предыдущих главах, началом нового важного этапа в этногенетических процессах явилось массовое проникновение на территорию современного Казахстана тюрков (середина I тыс.н.э.), которые расселились от Северной Монголии до низовьев Амударьи, расширились контакты между кочевым и оседлым населением, между различными этническими массивами и группами - усуней, кангюев и потомков саков с тюрками. Возникшие после распада Западно-Тюркского каганата государственные объединения (Тюргешское, Карлукское, Огузское, Кимакское) развивались в том же направлении.В начале IX в. кимаки и кыпшаки продвинулись к правобережью Сырдарьи, непосредственно входя в этнокультурный контакт с мусульманскими областями Туркестана. Так сложились смешанные с тюрками тюркоязычные племена, у которых в VII-Х вв. было собственное руническое письмо. После исламизации тюркских племен в X в. древнетюркский язык был вытеснен арабской письменностью.Более заметное воздействие на этническую ситуацию оказало передвижение с Алтая найманов и киреитов, образовавших на востоке Казахстана свои государственные объединения. Само название этих племен вошло в казахскую генеалогическую структуру.Существенное влияние на образование казахской народности оказало Кыпшакское государственное объединение (XI — XII вв.). Оно занимало обширное пространство от Иртыша до Волги. Кыпшакская конфедерация явилась естественным преемником всех предшествовавших этнополитических объединений региона и вобрала в себя многие племена, впоследствии все они стали называться кыпшаками. В политических рамках Кыпшакской конфедерации шел интенсивный процесс формирования кыпшакской народности феодальной эпохи.Однако данный позитивный процесс был прерван,как было отмечено, в начале XIII в. нашествием монголов. Конечно, оно резко затормозило процесс формирования казахской народности. Разрушив многие города и оседлые поселения, очаги земледелия, оно подорвало производительные силы края, нарушило существовавшие здесь экономические и культурные связи между регионами.Монгольское нашествие оказало известное влияние на состав и антропологический тип тюркского населения, усиливая в нем монголоидные черты. Однако собственно монголы, составлявшие небольшую долю общего числа жителей в созданных им улусах, неизбежно растворялись в общей массе местного тюркоязычного населения, принимали его язык и обычаи.Нашествие монголов хотя существенно задержало поступательный процесс образования народности, но не могло остановить, государства Моголстан было шагом вперед на пути к возникновению этнически однородного государственного объединения на территории Казахстана (как и Кыргызстана). Здесь важную роль играли дуглаты, являвшиеся одним из наиболее крупных тюркских племен и занимавшие значительную территорию. Хотя государство Моголистан на время политически отделило тюркоязычное население Семиречья от родственного населения остальной территории Казахстана, но оно оказало влияние на ускорение процесса формирования казахской народности.Значительную часть населения Ак-Орды составляли кыпшаки. Следствием междоусобной борьбы и династийных распрей явился ее распад в начале XV в. на Узбекское ханство Абулхайра и Ногайскую Орду.В этнический состав Узбекского ханства входили аргыны, бараки, жалаиры, канглы, карлуки, кыпшаки, конграты, найманы, уйсуны и другие племена. В Ногайскую Орду входили мангыты, найманы, канглы, алчины, аргыны, конграты, карлуки, алаша, тама и пр. В итоге все эти племена составили этнический компонент казахской народности.Итак, первая половина XIII в. была периодом бурного дробления, слияния, расхождения, гибели, объединения и миграции различных этнических, языковых, расовых и культурных элементов. Естественно, что все это тормозило процесс консолидации местных племен в народность. А монгольское владычество на всей территории Казахстана отодвинуло еще на двести лет процесс сложения казахской народности.В целом, формирование народности — процесс длительный, время его окончательного сложения нельзя привязать к какому-то определенно датированному периоду. Однако по более или менее устоявшемуся мнению можно утверждать, что процесс образования казахской народности в основном завершился на рубеже XIV -XV вв. Казахский язык формировался на кыпшакской языковой основе. Казахская этническая общность и этническое самосознание возникли под влиянием общности территории, языка, общих культурных достояний, обычаев, нравов, ценностных ориентиров, общности происхождения племен.Образованию народности также содействовало возрождавшееся в X1V — XV вв. после монгольского завоевания на территории Казахстана традиционное хозяйство, слияние кочевого и полукочевого скотоводства с оседлым земледелием.