История легендарного полка Нормандия-Неман

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 11:21, реферат

Описание работы

«Нормандия-Неман» - название первого отдельного истребительного авиационного полка «Сражающейся Франции», действовавшего против фашистской Германии на советско-германском фронте в 1943-45г. В марте 1942года Национальный комитет «Свободной Франции» (позднее он стал называться «Сражающаяся Франция») обратился к представителям Советского правительства с предложением направить в СССР группу французских лётчиков и авиамехаников для участия в боевых действиях против фашистской Германии. 25 ноября 1942года было подписано советско-французское соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи. В конце ноября 1942года французские добровольцы (14 лётчиков и 58 авиамехаников) прибыли в СССР.

Содержание работы

Вступление 3
Основная часть 3
Историческая справка 3
Этапы боевого пути 5
Начало 5
Боевой опыт 9
На Орловско – Курском направлении 11
Эскадрилья реорганизуется в полк 16
Тула 19
Белоруссия 21
Неман 22
Награждение в Москве 27
Снова военные будни 28
Кёнигсберг 29
Победа 32
Результативность 33
Заключение: Связь времён и поколений 34
Список используемой литературы 37

Файлы: 1 файл

1.docx

— 2.77 Мб (Скачать файл)

Оглавление

Вступление 3

Основная часть 3

Историческая справка 3

Этапы боевого пути 5

Начало 5

Боевой опыт 9

На Орловско – Курском  направлении 11

Эскадрилья реорганизуется в полк 16

Тула 19

Белоруссия 21

Неман 22

Награждение  в Москве 27

Снова военные будни 28

Кёнигсберг 29

Победа 32

Результативность 33

Заключение: Связь  времён и поколений 34

Список используемой литературы 37

 

 

 

 

 

 

 

 

   


 

 

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление

«Нормандия-Неман» - название первого отдельного истребительного авиационного полка «Сражающейся Франции», действовавшего против фашистской Германии на советско-германском фронте  в 1943-45г. В марте 1942года Национальный комитет «Свободной Франции» (позднее  он стал называться «Сражающаяся Франция») обратился к представителям Советского правительства с предложением направить в СССР группу французских лётчиков и авиамехаников для участия в боевых действиях  против  фашистской  Германии. 25 ноября 1942года было подписано советско-французское соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи. В конце ноября 1942года французские добровольцы (14 лётчиков и 58 авиамехаников) прибыли в СССР.

Формирование эскадрильи проходило на аэродроме г. Иваново. В состав её было включено 17 советских авиатехников. Командиром эскадрильи, получившей, по желанию личного состава, наименование «Нормандия» (по аналогии с названием французской провинции, наиболее пострадавшей от немецко-фашистских агрессоров), стал майор Ж. Л. ТЮЛЯН. Советское  правительство предоставило эскадрилье самолёты-истребители Як-1, позднее Як-9 и Як-3 и взяло на себя полное её материально - техническое обеспечение. 4 декабря 1942года эскадрилья была включена в состав советских ВВС. Полк принимал участие в Курской битве в 1943 году, Белорусской операции в 1944 году, в боях по разгрому немецких войск в Восточной Пруссии в 1945 году. 20 июня 1945 года французские лётчики на 41 боевом самолёте Як-3, переданных Советским Союзом в дар Франции, вылетели на родину.

 Мой выбор темы обусловлен  и тем, что мой дед, ветеран ВОВ, много и часто рассказывал нам о ней, а также и тем, что мы живём в городе, который был освобождён от немецко-фашистских захватчиков,  в том числе и усилиями боевых операций полка «Нормандия - Неман». Я считаю, что наше молодое поколение должно свято помнить подвиги старшего поколения во время самой жестокой войны на земле за всё время её существования, чтить память героев, отдавших свои жизни за наше существование и мирное небо над нашей головой. Мы должны и будем достойны их светлой памяти.  А имена героев, совершавших свои подвиги на той великой войне, навсегда останутся в нашей памяти.                                                     

Основная часть

Историческая  справка

В книге В.И. Лукашина «Против  общего врага» ветеран ВОВ, главный  маршал авиации А. Новиков, вспоминая  о полке «Нормандия - Неман» отмечает, что к моменту его создания поверженная фашистами Франция  переживала тогда тяжелое время.  Две трети территории Франции  были заняты германскими войсками. Для возмещения расходов на содержание оккупационных войск за каждый день французским правительством выплачивалось 400, а потом 550 миллионов франков. Находясь под гнетом немецко-фашистских оккупантов, свободолюбивый французский  народ не прекращал борьбы против них. Он все активнее боролся за свободу Франции, за торжество демократии. Героическая борьба Советского Союза против гитлеровской Германии активизировала сопротивление французского народа немецко-фашистским оккупантам. Силы движения Сопротивления вне метрополии консолидировались под руководством Французского Национального комитета, находившегося в Лондоне. Рост антифашистских настроений все сильнее чувствовался и в армии. После позорной капитуляции и перемирия многие французские военные летчики оставались пока в частях, подчиненных правительству Петэна. Но, убедившись окончательно, что остатки французской авиации постепенно начинают превращаться в придаток гитлеровской военной машины, многие из них не пожелали служить предателям французского народа. Верные своей отчизне, они становились в ряды борцов под знамена Свободной Франции. Французские патриоты горели желанием вступить в открытую борьбу с ненавистным врагом. Однако союзники Франции - США и Англия - не торопились с развертыванием решительной борьбы с гитлеровской Германией. Внимание французских патриотов все больше и больше привлекала Советская страна, народы которой мужественно боролись с агрессором, чтобы продолжить борьбу с врагами своей родины совместно с Красной Армией. Наш народ с большой теплотой принял французских добровольцев, пожелавших бороться в рядах Военно-Воздушных Сил Красной Армии против злейшего врага человечества - германского фашизма.

К моменту прибытия французской  эскадрильи на фронт Красная Армия  одерживала одну победу за другой. Начав  решительное контрнаступление в  ноябре 1942 г., она окружила и разгромила между Волгой и Доном наиболее активную наступательную группировку  врага. В ходе зимней кампании 1942 - 43 гг. они отбросили врага на некоторых  участках до 600-700 километров, освободив  от оккупантов территорию в 494 тысячи квадратных километров. Стремясь спасти свою армию  от полного разгрома, Гитлер объявил  тотальную мобилизацию и перебросил на Восточный фронт из оккупированных стран Западной Европы, в том числе  и из Франции, 33 наиболее боеспособные дивизии и три бригады. Победы Красной Армии воодушевляли добровольцев Франции. Они хотели как можно  скорее присоединиться к той гигантской силе, которая смело и уверенно сокрушала гитлеровскую военную  машину.

И вот в конце 1942 г. французские добровольцы - 14 летчиков и 58 авиационных механиков - прибыли в Советский Союз. А 22 марта 1943 года после освоения личным составом боевой техники эскадрилья была направлена на Западный фронт, где была включена в состав 303-й истребительной авиадивизии1-й воздушной армии.

Боевое крещение «Нормандия - Неман» получила на орловском направлении, где она одержала несколько побед. В схватках с врагом французские  летчики приобрели опыт и еще  больше закалили свою волю к борьбе.  5 апреля 1943 года на базе эскадрильи был сформирован 1-й истребительный авиаполк «Нормандия» в честь французской провинции, которая больше других пострадала от немецкой оккупации. Так возникла французская истребительная авиационная эскадрилья «Нормандия», боевая слава которой облетела потом весь мир. Эскадрилья приняла и герб провинции Нормандия - квадрат красного цвета с двумя золотистыми львами.

С прибытием нового пополнения в августе 1943 г. эскадрилья была переформирована  в отдельный истребительный авиационный  полк. Вместе с частями 303-й истребительной авиационной дивизии полк прошел славный боевой путь от Подмосковья  до Восточной Пруссии. Наблюдая за воздушными боями, в которых участвовали  французские летчики, нельзя было не восхищаться их искусством пилотирования, смелостью и отвагой. 

Вот слова генерал-майора авиации запаса А. Голубова, бывшего командира гвардейского истребительного авиационного полка: «Совместные боевые полеты летчиков нашего полка и французских летчиков в боях на Курской дуге и для французов, и для наших опытных летчиков воздушные сражения в небе над орловской землей летом 1943 г. были серьезным и тяжелым испытанием. И надо сказать, что пилоты «Нормандии» выдержали его с честью. Мы все хорошо помним, что у каждого самолета на коке-обтекателе втулки винта были нанесены три полосы: синяя, белая и красная - цвета государственного флага Франции. Сейчас, после возвращения Российского триколора, мы вспоминаем о совпадении цветов государственных флагов наших стран особенно трепетно!»

Впоследствии в состав полка входили уже три эскадрильи, носившие названия трёх главных нормандских  городов: «Руан», «Гавр» и «Шербур». За успешное участие в боях и форсирование Немана приказом Верховного Главнокомандующего советскими Вооружёнными силами полку было присвоено почётное наименование «Неманский», и он стал называться полком «Нормандия-Неман». Полк принимал участие в Курской битве 1943 на орловском направлении. Французские лётчики показали высокие боевые качества и мужество в воздушных боях. После гибели 17 июля 1943г.  Ж. Л. Тюляна командиром полка стал майор П. Пуйяд. Летом 1944 в составе 1-й воздушной армии полк участвовал в Белорусской операции.  28 октября 1944 в командование полком вступил майор Л. Дельфино.  В 1945 полк «Нормандия - Неман» принял участие в боевых действиях по разгрому немецко-фашистских войск в Восточной Пруссии. 20 июня 1945 года французские лётчики на 41 боевом самолёте Як-3, переданных Советским Союзом в дар Франции, вылетели на родину.

 Во Франции истребители Як-3 стояли на вооружении до 1956 года. В составе ВВС Франции и России до 2000-х годов существовали военно-авиационные подразделения, носящие имя «Нормандия-Неман». Французская истребительная группа 2/6 (GC II/6) базировалась в городе Кольмар, российский 18-й гвардейский штурмовой авиаполк - в городе Галёнки, находящемся в Приморском крае (аэродром Галёнки).

После ВОВ истребительная группа «Нормандия-Неман» участвовала  в колониальной войне в Индокитае (1946г.-1954г.), а также в военной операции НАТО против Югославии (1999г.). С 3 июля 2009 года она была официально расформирована. Часть самолетов и пилотов, а также флаг полка, были присоединены к базе в г. Реймсе (Шампань).                                     

Этапы боевого пути

Начало

Для получения достоверной информации необходимо рассматривать не только официальные источники (документы и материалы Советско-французских отношений во время ВОВ), но и свидетельства очевидцев и участников интересующих нас событий. Поэтому необходимо обратиться к воспоминаниям непосредственных участников боёв полка «Нормандия - Неман». Подробное рассмотрение этапов боевого пути этого легендарного подразделения следует начать с апреля 1943г. Во второй половине дня 4 апреля на командный пункт «Нормандии» неожиданно прибыл командир 204-й бомбардировочной авиационной дивизии в сопровождении, офицеров штаба и двух командиров полков. Он поставил перед французской эскадрильей боевую задачу: прикрыть бомбардировщиков, которые будут наносить удар по артиллерийским батареям противника. Получив впервые столь ответственное боевое задание, летчики эскадрильи «Нормандия» тщательно готовились к его выполнению. Рано утром 5 апреля все были уже на аэродроме. Не без волнения механики пробовали моторы и проводили предполетный осмотр самолетов, которые шли в первый совместный боевой вылет. Майор Тюлян сам проверял полетные карты и знание летчиками порядка взаимодействия с бомбардировщиками. За несколько минут перед выруливанием на старт летчики выслушали последние указания своего командира: «Помните, что честь «Нормандии» во многом будет зависеть от этого первого совместного боевого вылета!» Схватка была короткой, но фашисты не досчитались в ней двух самолетов. Их сбили французские летчики старший лейтенант Прециози и лейтенант Дюран. Пока шел воздушный бой, бомбардировщики с пикирования сбросили точно в цель бомбы, уничтожив несколько вражеских орудий и минометов и вызвав два пожара в районе артиллерийских позиций. Боевое задание, в котором первый раз на советско-германском фронте принимала участие французская авиационная эскадрилья, было выполнено успешно. Бомбардировщики вернулись на свой аэродром без потерь. Так было положено начало совместным боевым полетам советских и французских летчиков. С этого времени «Нормандия» стала регулярно участвовать в выполнении боевых задач. Через неделю, прикрывая наши войска, она провела второй воздушный бой. Произошел он в районе Спас-Деменска 13 апреля 1943 г. Шесть «яков» под командованием майора Тюляна сразились с девятью немецко-фашистскими истребителями. В бою тогда были сбиты три вражеских самолета. Однако эта победа досталась французам дорогой ценой: с боевого задания в тот день не вернулись летчики лейтенанты Р. Дервиль, А. Познанский и аспирант И. Бизьен. Это была первая тяжелая утрата эскадрильи «Нормандия». Потери в проведенном воздушном бою насторожили французских летчиков. В последующих встречах с врагом они действовали более осмотрительно и осторожно. Усилив наблюдение за противником в воздухе, и наладив взаимное оповещение по радио, французы вовремя распознавали тактические ловушки врага и не допускали его внезапных атак, особенно со стороны солнца или из-за облаков. Но в то время летчики эскадрильи «Нормандия» еще недооценивали преимуществ группового воздушного боя, и поэтому их тактика носила ярко выраженный индивидуальный характер. Объяснялось это тем, что в обучении летчиков французской истребительной авиации главенствовал принцип максимальной самостоятельности в бою. Французский летчик не получал детальных указаний с земли. «Он должен был, надеясь только на себя, оценить, мгновенно проанализировать воздушную обстановку и самостоятельно наметить наиболее выгодное направление своего удара». Тридцать боевых самолетовылетов и пять сбитых самолетов противника при трех потерянных со своей стороны были итогом первого боевого испытания эскадрильи «Нормандия». Пребывание французской эскадрильи в бомбардировочной дивизии не позволяло французским летчикам полностью перенять богатый опыт, накопленный советскими истребителями, поэтому командование 1-й воздушной армии передало эскадрилью в оперативное подчинение 303-й истребительной авиационной дивизии, которой командовал Герой Советского Союза генерал-майор авиации Г. Н. Захаров, а начальником политотдела дивизии был полковник Д. М. Богданов. Таким образом, с середины апреля 1943 г. французские и советские летчики - истребители начали вместе сражаться с ненавистным врагом. 17 апреля 1943 г. с аэродрома Васильевское, куда к этому времени перебазировалась эскадрилья, в штаб дивизии и генералу Пети в Москву было отправлено первое боевое донесение, подписанное командиром эскадрильи майором Тюляном и назначенным на должность адъютанта эскадрильи младшим лейтенантом М. Шиком. С этих пор боевые донесения начали регулярно поступать в вышестоящие командные инстанции. «Нормандия» все чаще стала упоминаться в оперативных сводках штаба 1-й воздушной армии. Истребительная авиационная дивизия, в которую влилась французская эскадрилья, была сформирована в феврале 1943 г. на подмосковном аэродроме и вошла в 1-ю воздушную армию, находившуюся в то время в составе войск Западного фронта. По прибытии на фронт дивизия расположилась на прифронтовом аэродромном узле в районе Козельска (Калужская область). Вошедшие в нее 18, 168, 20 и 523-й истребительные авиационные полки прошли суровую школу войны. Большинство их летчиков получили хорошую закалку в боях с немецко-фашистскими захватчиками. На их счету к тому времени было уже немало боевых побед. Пилотов «Нормандии» радовало то, что они стали рядом с такими летчиками, у которых было чему поучиться.

18-й гвардейский истребительный  авиационный полк в дивизии  был наиболее подготовленным  и боеспособным.  Еще в мирное  время полк по праву считался  одним из лучших в истребительной  авиации. Метко стреляли его  летчики по воздушным и наземным  целям. На всеармейских соревнованиях  по стрельбе они заняли первое  место и получили от Наркома  обороны переходящий приз «За  отличную огневую подготовку».  Через месяц после начала Великой  Отечественной войны полк был  отправлен на фронт под Новгород, откуда и начал свой бой.  Командир 18-го гвардейского авиационного  полка подполковник Анатолий  Емельянович Голубов был известен  в воздушной армии как первоклассный  летчик - истребитель, выполнявший самые сложные боевые задания и не знавший страха в бою. С особым уважением относились летчики «Нормандии» к командиру эскадрильи гвардейцев капитану Василию Серегину. Славными подвигами летчиков был известен и 168-й истребительный авиационный полк. Одним из первых он принял участие в боях с немецко-фашистской авиацией. В боевом активе 523-го истребительного авиаполка было также много славных побед над фашистскими летчиками. Его командир подполковник К. А. Пильщиков был смелым и тактически грамотным летчиком. Он умело распознавал и срывал замыслы врага. В 20-м истребительном авиационном полку, которым командовал майор И. А. Кукин, также было много опытных летчиков, закаленных с первых дней войны в борьбе с немецкой авиацией. Проявив смелость, отвагу и мастерство в воздушных боях, они вписали много ярких страниц в историю боевого пути своей части. Из уст в уста передавались рассказы о ветеране полка Иване Степановиче Трояне.

Вот такими были воины-авиаторы истребительной авиадивизии, в которую  вошла добровольческая французская  эскадрилья. Но это, конечно, далеко не полный список ее героев. В боях с  немецко-фашистскими захватчиками в частях 303-й истребительной авиадивизии  выросли мастера воздушного боя  майор Г. И. Титарев, капитаны С. А. Сибирин, В. И. Запаскин. Там были и такие  бесстрашные летчики, как лейтенанты Пинчук, Гавриков и Мясников, которые  в критические минуты боя, не страшась смерти, воспользовались таранным ударом, чтобы выполнить задание и  не допустить фашистские самолеты на священную советскую землю. После отлета эскадрильи «Нормандия» на фронт французская военная миссия проявляла большую заботу о том, чтобы это единственное авиационное подразделение Сражающейся Франции, принимавшее участие в войне против фашистской Германии на советско-германском фронте, было использовано с наибольшим эффектом. Временно исполняя обязанности главы военной миссии, майор Мирле 24апреля 1943 г. специально прибыл в эскадрилью «Нормандия» на аэродром Васильевское, чтобы согласовать с фронтовым командованием вопросы ее боевого применения. В тот же день в беседе между генералом Захаровым и майором Мирле в присутствии представителя штаба ВВС Красной Армии инженер-капитана А. И. Смолярова, а также майора Ж. Тюляна и капитана А. Литольфа было достигнуто соглашение о принципах боевого использования эскадрильи. От имени командующего 1-й воздушной армией генерал Захаров изложил содержание и характер боевых задач, которые должна выполнять французская эскадрилья на первых порах своего пребывания в 303-й истребительной авиационной дивизии. Суть их сводилась к следующему:

Информация о работе История легендарного полка Нормандия-Неман