История легендарного полка Нормандия-Неман

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 11:21, реферат

Описание работы

«Нормандия-Неман» - название первого отдельного истребительного авиационного полка «Сражающейся Франции», действовавшего против фашистской Германии на советско-германском фронте в 1943-45г. В марте 1942года Национальный комитет «Свободной Франции» (позднее он стал называться «Сражающаяся Франция») обратился к представителям Советского правительства с предложением направить в СССР группу французских лётчиков и авиамехаников для участия в боевых действиях против фашистской Германии. 25 ноября 1942года было подписано советско-французское соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи. В конце ноября 1942года французские добровольцы (14 лётчиков и 58 авиамехаников) прибыли в СССР.

Содержание работы

Вступление 3
Основная часть 3
Историческая справка 3
Этапы боевого пути 5
Начало 5
Боевой опыт 9
На Орловско – Курском направлении 11
Эскадрилья реорганизуется в полк 16
Тула 19
Белоруссия 21
Неман 22
Награждение в Москве 27
Снова военные будни 28
Кёнигсберг 29
Победа 32
Результативность 33
Заключение: Связь времён и поколений 34
Список используемой литературы 37

Файлы: 1 файл

1.docx

— 2.77 Мб (Скачать файл)

Войска 11-й гвардейской  армии, прорвав вражескую оборону, успешно продвигались с севера на юг в направлении железной дороги, соединяющей Орел с Карачевым. В  полосе их действий непрерывно летали наши разведчики. Во второй половине дня 12 июля восточнее Карачева они обнаружили бронепоезд. Какова его задача, было не ясно. Возможно, в нем находился  штаб немецкой танковой армии, который  заблаговременно передвигался в  западном направлении, чтобы не попасть  в окружение, а может быть, он прикрывал  этот важный участок железной дороги,  единственный для отвода орловской группировки. В любом случае такую цель нельзя было упустить, и командующий 1-й воздушной армией приказал нанести по ней удар. Уже солнце клонилось  к закату, когда шестерка Ил-2 996-го штурмового авиационного полка, которую вел командир 3-й эскадрильи старший лейтенант Я. Е. Сусько, появилась над бронепоездом. В районе цели патрулировали немецкие истребители, но французские летчики, прикрывавшие штурмовиков, связали их боем, и штурмовики обрушили град бомб на двигавшийся бронепоезд. Ведущий группы в первом же заходе удачно сбросил бомбы на железнодорожное полотно и застопорил движение бронепоезда. Неподвижную цель атаковать стало легче, и штурмовики поразили ее несколькими прямыми попаданиями бомб. Боевое задание было успешно выполнено, но группа штурмовиков оказалась в сложном положении: когда был сделан последний заход на цель, солнце уже скрылось за горизонтом. Истребители прикрытия, обратив в бегство «фоккеров», ушли несколько раньше и благополучно сели на своем аэродроме. А штурмовикам в наступавших сумерках пришлось садиться прямо в поле в 30 километрах от своей базы. К счастью, все обошлось без происшествий. На третий день все самолеты Ил-2 перелетели на свой аэродром, а за успешное выполнение боевого задания командующий воздушной армией объявил благодарность всей группе штурмовиков и истребителей. Отважный летчик-штурмовик Я. Е. Сусько, которому позже было присвоено звание Героя Советского Союза, еще не раз летал на боевые задания под прикрытием летчиков «Нормандии». Третий день наступления прошел почти в непрерывных воздушных боях. Национальный праздник Франции (14 июля 1789 г. восставший народ захватил крепость Бастилию) был ознаменован победами: по одному самолету сбили майор Пуйяд, лейтенанты Альбер и Кастелэн. Однако и у французов с боевого задания не вернулся летчик Ж. де Тедеско. Что с ним случилось, никто не знал.

Днем о празднике некогда  было думать, и он был отмечен  всего лишь пятиминутной официальной  церемонией. Вечером в честь этой даты был устроен праздничный  ужин. В березовой роще, недалеко от столовой, для французских летчиков был приготовлен сюрприз: в самом  укромном месте заботливые сотрудники столовой соорудили из зелени и живых цветов большую беседку. Когда переодетые в парадную форму французы пришли туда, их взору предстал накрытый стол. Среди бутылок с вином и множества разнообразных закусок на нем особенно выделялся большой торт с причудливыми украшениями и цифрами «1789-1943».

Когда пришли представители 18-го гвардейского истребительного  авиационного полка и командование дивизии, все сели за стол. Первым слово  взял майор Тюлян. Поздравив своих  соотечественников с национальным праздником, он предложил тост за французский  народ, за Свободную Францию. Присутствовавший на ужине генерал Захаров предложил  тост за франко-советскую дружбу и  за скорейшую победу над фашистской Германией. Как только стемнело, беседка  осветилась разноцветными лампочками. На фоне зелени это казалось особенно торжественным и красивым. Закончился праздничный вечер далеко за полночь. А 16 июля 1943 г. эскадрилья «Нормандия»  снова прикрывала наступающие войска фронта. Когда бой закончился, Тюлян  подал команду на сбор. Взяв курс на свой аэродром, он увидел, что за ним идут только четыре «яка». Не было Литольфа, Кастелэна и Бернавона, которые так и не вернулись! На следующий день с утра эскадрилья «Нормандия» взаимодействовала  с 204-й бомбардировочной авиационной  дивизией. Четырьмя группами 34 пикирующих бомбардировщика Пе-2 в сопровождении 26 истребителей 18-го гвардейского авиационного полка во главе с его командиром А. Е. Голубовым и 10 самолетов Як-9 эскадрильи «Нормандия» нанесли  удар по железнодорожной станции  Белые Берега, где было отмечено скопление эшелонов с боеприпасами и войсками противника. Боевая задача была выполнена успешно: взорваны вагоны с боеприпасами, прямым попаданием бомб уничтожены два эшелона. «Мессершмитты», пытавшиеся атаковать бомбардировщиков, были скованы нашими истребителями. Все группы возвратились на свой аэродром без потерь.

Наступление советских войск  в тыл орловской группировки  противника развивалось успешно. Бои  развернулись в непосредственной близости от железной дороги Орел - Брянск, являвшейся единственной для немецко-фашистских войск железнодорожной магистралью на случай отступления. Понимая всю опасность нависшей  угрозы, фашистское командование решило, во что бы то ни стало, удержать занимаемые позиции. В бой на этом участке фронта были введены танковая дивизия и другие резервные соединения и части противника. Последовали одна за другой его контратаки, поддерживаемые мощными ударами с воздуха. Над полем боя непрерывно появлялись большие группы немецких истребителей. Оценив создавшуюся воздушную обстановку, командир 18-го гвардейского истребительного авиационного полка подполковник Голубов решил изменить тактику действий. От полетов мелкими группами  по 4-6 самолетов  полк перешел к действиям большими группами в составе двух-трех эскадрилий. Это не замедлило сказаться на успехе наших истребителей, отражавших налеты вражеских бомбардировщиков. Когда наши войска в районе Ягодное, Красниково, Знаменское, Гнездилово (70 километров северо-западнее Орла), развертываясь для наступления, потребовали прикрытия, над ними появились истребители 18-го гвардейского истребительного авиационного полка и эскадрильи «Нормандия». Несмотря на большое количество немецких истребителей, находившихся в воздухе, наши самолеты не допустили к прикрываемым войскам вражеские группы бомбардировщиков и рассеяли их, заставив противника беспорядочно сбросить бомбы. ...Жаркий день 17 июля близился к концу. Почти все летчики эскадрильи «Нормандия» по два-три раза слетали на боевое задание. Их лица, осунувшиеся за последние дни, свидетельствовали об утомлении. Такого напряжения им еще не приходилось испытывать. Однако никто из них в те дни не говорил об усталости. Но генерал Захаров приказал поднять эскадрилью для сопровождения штурмовиков. Через полчаса девятка «яков», ведомая майором Тюляном, легла на курс, чтобы выйти к месту встречи со штурмовиками, которые также не в первый раз за этот день вылетали в стан врага. Они должны были нанести удар по мотомеханизированной колонне противника, двигавшейся из Болхова на Орел. На подходе к цели группу штурмовиков обстреляли из 20-мм зенитных пушек. «Илы» рассредоточились и по одному перешли в атаку. На зенитные батареи врага полетели реактивные и пушечные снаряды, оставляя за собой тонкий белый след. Зенитная стрельба начала стихать, а потом и совсем прекратилась. После первой же атаки штурмовиков почти вся мотомеханизированная колонна противника покрылась разрывами. Загорелись танки и автомобили. Были сброшены новые и весьма эффективные противотанковые бомбы, которых на каждом самолете было по 200 штук. После второго захода вся колонна окуталась дымом. Видимо, от нее ничего бы и не осталось, если бы не подоспели вражеские истребители ФВ-190. С ходу они попытались атаковать штурмовиков. Но пыл их охладили несколько заградительных очередей, выпущенных Альбером и Леоном. Тогда истребители противника набросились на прикрывающих «яков». Их атаки в отличие от прошлых дней были дерзкими и решительными. Группа штурмовиков, отстреливаясь из турельных пулеметов, уходила на свою территорию, а истребители «Нормандии» вступили в бой. Первым подвергся атаке лейтенант Леон. Но поблизости оказались Прециози и Альбер. Они одновременно открыли огонь по ведущему пары ФВ-190, и через мгновение от него посыпались обломки. Войдя в крутую спираль, ФВ-190 врезался в лес. Самолет Тюляна видели в самой гуще немецких истребителей. Словно метеор, он сваливался на них сверху, поражая пулеметно-пушечным огнем попадавшиеся на прицел вражеские самолеты, и уходил искусным маневром из-под их обстрела. Но что было дальше, никто из летчиков не видел. В тот день Тюлян не вернулся с боевого задания. Сбиты были в этом бою и еще два летчика: старший лейтенант Д. Бегэн и аспирант Ф. Вермейль. Первому из них удалось потом вернуться, а обстоятельства гибели второго, так же как и Тюляна, остались неизвестными. Во Франции возвращения Жана Тюляна с победой ждали жена и сын, но вместо этого вскоре им пришло известие о его гибели. Трудно было поверить, что не будет уже любимого отца и мужа. Гибель майора Тюляна и других боевых друзей тяжело переживали в эскадрилье. Узнав о больших потерях эскадрильи, генерал Захаров с группой офицеров 18-го гвардейского истребительного авиационного полка прибыл на КП «Нормандии». В этот момент в землянке шел горячий спор. Оказалось, что там проходил разбор проведенных воздушных боев. Видимо, большие потери заставили французов всерьез разобраться в тактике и допущенных ошибках. Майор Пуйяд, как старший по званию, накануне назначенный Тюляном его заместителем, принял на себя командование эскадрильей. Потеря Тюляна и Литольфа привела к ослаблению руководящего состава эскадрильи. Вскоре по телеграфу был получен приказ о назначении майора П. Пуйяда на должность командира эскадрильи «Нормандия». Пуйяд направился к генералу Захарову, чтобы представиться по случаю нового назначения. Неудачи, постигшие эскадрилью 16 и 17 июля, обеспокоили и руководство французской военной миссии. В Москву к генералу Пети для доклада был вызван майор Пуйяд. В тот же день, 22 июля, майоры Мирле и Пуйяд встретились с представителем командующего советскими ВВС. Несколько летчиков было представлено к правительственным наградам. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1943 г. за образцовое выполнение боевых заданий советского командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и мужество были награждены:

орденом Отечеств иной войны I степени  Жан Луи Тюлян, Альбер Литольф  и орденом Отечественной войны II степени Альбер Дюран, Марсель  Лефевр, Луи Дюпра.

 Церемония награждения  состоялась 3 августа как раз в  тот момент, когда прибыло очередное  пополнение. На первую церемонию  вручения наград в эскадрилью  прибыли заместитель командующего 1-й воздушной армией по политической  части генерал-майор авиации И.  Г. Литвиненко, генерал-майоры авиации  Г. Н. Захаров, С. Т. Левандович  и майор Мирле. Трем французским летчикам - М. Лефевру, Л. Дюпра и А. Дюрану - были вручены советские ордена. Они стали первыми обладателями советских наград. Ордена Тюляна и Литольфа были переданы майору Пуйяду, который впоследствии направил их родственникам погибших. Позже, в 1965 г., первый командир эскадрильи «Нормандия» майор Ж. Тюлян был посмертно награжден орденом Отечественной войны II степени. Эта награда была вручена жене и сыну.

Наступление на орловском  направлении, в котором принимали  участие 303-я истребительная авиационная  дивизия и эскадрилья «Нормандия», проходило успешно. Поддерживаемые авиацией, передовые части армий  генералов А. В. Горбатова и В. Я. Колпакчи в ночь на 4 августа первыми  ворвались в г. Орел и на рассвете 5 августа полностью освободили его  от фашистских захватчиков. В тот  же день войсками Степного фронта был  освобожден и г. Белгород. Вечером 5 августа 1943 г. столица нашей Родины Москва впервые за Великую Отечественную  войну отмечала славные победы советских  войск артиллерийским салютом.

Эскадрилья реорганизуется в полк

Вместе с прибывшим пополнением  количество летчиков эскадрильи в три  раза превысило ее штатную численность. В связи с этим с обоюдного  согласия французской и советской  сторон было принято решение о  реорганизации ее в полк. Наряду с молодыми летчиками в «Нормандии»  теперь были и довольно опытные командиры. В течение четырех-пяти месяцев  пребывания на фронте они приобрели  необходимый боевой опыт и могли  возглавить авиационные эскадрильи и звенья. С прибытием советского инженерно-технического состава и  получением дополнительного количества самолетов в августе 1943г. эскадрилья была реорганизована в 1-й отдельный  истребительный авиационный полк «Нормандия». В его состав входили три боевые эскадрильи и одна тренировочная. Командиром полка был назначен майор Пьер Пуйяд, а начальником штаба - капитан И.В.Шурахов. Инженерно-технический состав возглавил старший инженер полка инженер-капитан С. Д. Агавельян. На вооружение полка Советское правительство передало новые самолеты-истребители Як-9. В отличие от своих предшественников Як-9 имел более мощный двигатель М-105ПФ. Этот самолет обладал большей скороподъемностью, лучшей маневренностью и развивал скорость 600 километров в час. На нем было установлено более совершенное и мощное авиационное оружие. Штаб истребительного авиационного полка «Нормандия» состоял полностью из советских офицеров и солдат. Между офицерами штаба, командиром полка майором Пуйядом и всеми французскими летчиками с первых дней их совместной работы установились деловые дружеские взаимоотношения. После замены французских механиков советским инженерно-техническим составом национальный состав полка стал очень разнообразным. По этому признаку полк «Нормандия» можно было назвать интернациональным. Теперь в нем воевали представители 16 различных национальностей, но и французы, и русские, и украинцы, и белорусы, и армяне, и воины других национальностей всегда понимали друг друга, так как жили одними мыслями, одной мечтой: как можно скорее разгромить общего врага, немецко-фашистских захватчиков. Это был сплоченный боевой коллектив. Закончив ввод в строй прибывшего пополнения и отдохнув, французские летчики опять готовы были активно вести боевые действия. Войска Западного и Калининского фронтов готовились в то время провести Смоленскую наступательную операцию, чтобы разгромить 3-ю и 4-ю армии противника и выйти на рубеж Смоленск - Рославль. Главный удар в этой операции должны были нанести войска Западного фронта, в составе которого продолжала вести боевые действия 1-я воздушная армия.

Наступление началось 7 августа 1943 г. Развернувшиеся с самого начала исключительно  упорные бои приняли затяжной характер. Вражеские войска отчаянно сопротивлялись, и каждый клочок земли  приходилось брать в упорных  боях. В воздухе с прежней силой  завязывались ожесточенные схватки. Летчики 303-й истребительной авиационной  дивизии прикрывали наши войска на направлении главного удара. По разработанному графику одна группа истребителей сменяла  другую, образуя надежный заслон на пути полета вражеских бомбардировщиков. Но всё же упорное сопротивление  врага на смоленском направлении  было сломлено. Наши войска один за другим освободили от захватчиков более 500 населенных пунктов, а 13 августа  г.Спас-Деменск. Вскоре после этого на захваченный там аэродром перебазировался 18-й гвардейский истребительный авиационный полк и 1-й истребительный авиационный полк «Нормандия».

 Уничтожая вражескую артиллерию  и другие огневые средства, лётчики прокладывали путь наступающим наземным частям. Воодушевленные активной поддержкой с воздуха, пехотинцы и танкисты выходили из-за укрытий и в более высоком темпе продвигались к Смоленску. Смерть витала совсем рядом, и летчиков в полку оставалось все меньше. Но, несмотря на довольно значительные потери в летном составе полка, нового пополнения пока не поступало. Военная французская миссия поставила об этом в известность генерала де Голля и ожидала прибытия новой большой группы добровольцев из Алжира и Англии. Комитет обещал прислать большое подкрепление, но оно пока задерживалось из-за некоторых разногласий в Комитете между де Голлем и Жиро. Наконец все было улажено, генерал Пети попросил встречи с И. В. Сталиным, которая и состоялась в Кремле 15 сентября 1943 г. Глава французской военной миссии информировал Верховного Главнокомандующего о дальнейших планах расширения французского авиаполка «Нормандия». Генерал Пети сообщил, что де Голль желал бы сформировать для действия на советско-германском фронте авиационную дивизию в составе полка истребителей и полка бомбардировщиков. Однако, из-за отсутствия самолетов французская сторона может предоставить только часть личного состава: для истребительного полка - летчиков, для бомбардировочного - летчиков и механиков. Сталин ответил генералу Пети, что дивизия будет оснащена авиационной техникой - это не составит трудности для Советского Союза, так как его авиационная промышленность может выпускать теперь до 100 самолетов в день. Высказав слова благодарности за положительный ответ, генерал Пети заметил, что нигде сражающиеся французы не встречают такого хорошего отношения, как здесь. К началу второго этапа Смоленской операции 1-й истребительный авиационный полк «Нормандия» вместе с 18-м гвардейским истребительным авиационным полком перебазировался на аэродром Мышково. Продолжая наступление, войска Западного и Калининского фронтов к 23 сентября охватили смоленскую группировку противника с юга и севера. Завязались бои на подступах к Смоленску. 25 сентября древний русский город был освобожден советскими войсками. Пал важнейший стратегический узел обороны немецко-фашистских войск. Умелые и активные действия авиации в немалой степени способствовали разгрому смоленской группировки немецко-фашистских войск, являвшейся одной из сильнейших в группе армий «Центр». В день взятия Смоленска летчики полка «Нормандия» также провели несколько воздушных боев, в которых сбили семь вражеских самолетов. Москва в тот день салютовала двадцатью артиллерийскими залпами доблестным войскам, освободившим города Смоленск и Рославль. За отвагу и геройство, проявленные в этих боях, большая группа летчиков и инженерно-технического состава дивизии и полка «Нормандия» была представлена к правительственным наградам. А спустя 30 лет одна из новых улиц возрожденного Смоленска стала называться улицей «Нормандия - Неман».

Фронт отодвигался все дальше и  дальше на запад. Авиация едва успевала за наземными войсками, перелетая  с одних аэродромов на другие. Полк «Нормандия» сначала перебазировался  из Мышкова в Барсуки, а затем  на аэродром Филатки. Но и там остановился  ненадолго. Через пять дней снова перебазирование - на этот раз на полевой аэродром, построенный вблизи небольшой деревушки Цикуновка. В первой половине 12 октября 1943 г. во французский полк «Нормандия» прибыл генерал Э. Пети. Из Москвы в Боровское он прилетел на транспортном самолете Ли-2, а затем в сопровождении четырех «яков», пилотируемых французскими летчиками, перелетел на аэродром Цикуновка. Прибытие самолета из Москвы всегда было для французских летчиков большой радостью, ибо с ним приходили важные новости. И на этот раз он привез для них письма, посылки, журналы на родном языке. Глава французской военной миссии прибыл на фронт, чтобы посмотреть, как воюют и живут верные сыны Франции. Боевые полеты продолжались, и генерал мог детально ознакомиться с фронтовой жизнью и деятельностью французского полка.  Генерал Э. Пети увидел, какой ценой достается победа над врагом и как необходимо именно сейчас пополнение для полка «Нормандия». Вместе с тем он убедился, что, несмотря на понесенные потери, моральный дух этих славных ребят оставался высоким и что они вместе с советскими летчиками в состоянии задать хорошую трепку немецко-фашистским летчикам.

 Перед отъездом в Москву  генерал Пети в книге отзывов  сделал следующую запись: «Я был  очень счастлив провести приятный  день в прекрасной среде полка  «Нормандия» в обстановке воздушной  войны на советском фронте... Я  полностью разделяю мнение командира  полка, офицеров и пилотов,  что забота о них не могла  быть лучшей».

 Через два дня после прибытия  с фронта в Москву генерал  Пети встретился с представителем  командующего ВВС Красной Армии  генерал-майором авиации Левандовичем  для разрешения некоторых вопросов  по созданию французской авиадивизии.  В начале беседы французский  генерал с большим удовольствием  поделился своими впечатлениями о пребывании на фронте. Особенно ему понравилась работа советских механиков. До этого он был ярым сторонником французского техсостава во французских полках. Во время визита в полк «Нормандия» Пети увидел, что дела с техническим обеспечением обстоят очень хорошо, и это убедило его в необходимости именно такой организации и для предполагаемого бомбардировочного полка, который по первоначальным наметкам должен был быть чисто французским. Во время поездки на фронт генералу Пети рассказывали, да и сам он видел, что почти каждый день несколько самолетов полка возвращались с боевого задания сильно поврежденными. Иногда они были настолько изрешечены, что приходилось удивляться, как еще такие машины могли держаться в воздухе. Французские летчики в этих случаях обычно просили новый самолет, считая невозможным восстановить поврежденный. Но советские механики и старший инженер полка инженер-капитан С. Д. Агавельян думали иначе. Как только зияющие пробоинами «яки» попадали в полевую ремонтную мастерскую, там их в короткий срок делали пригодными для боевых полетов. Правда, достигалось это ценой больших усилий и бессонных ночей. В наиболее напряженные периоды боевых действий механикам самолетов почти всегда приходилось работать ночью при свете переносной электролампочки или самодельного светильника. Их поистине героический труд в немалой степени способствовал боевым успехам полка «Нормандия».

Информация о работе История легендарного полка Нормандия-Неман