1. Французские летчики
должны были производить свободный
поиск вражеских самолетов без
перелета линии фронта.
2. Пока активность авиации
противника была невысокой, эскадрилье
поручалось нести дежурство на
аэродроме для вылета на перехват
вражеских самолетов.
3. Эскадрилья «Нормандия»
освобождалась по мере возможности
от сопровождения штурмовиков
и бомбардировщиков при полете
в глубокий тыл врага.
Тогда же генерал Захаров
с похвалой отозвался о технике
пилотирования французских летчиков
и выразил уверенность в успехе «Нормандии»
в предстоящих воздушных боях. Присутствующие
на беседе французские офицеры согласились
с изложенными условиями боевых действий
эскадрильи и выразили удовлетворение
высокой оценкой их летного состава. Генерал
Захаров и майор Мирле осмотрели командный
пункт эскадрильи. В двух его комнатах
удобно могли расположиться и работать
в безопасности командир со своим небольшим
штабом. В свободное от полетов дневное
время здесь же размещался и летный состав.
Пока совершался обход служебных и жилых
помещений, французские летчики внимательно
и с большим интересом осмотрели самолет
Ла-5, на котором прилетел командир 303-й
истребительной авиационной дивизии.
Истребитель Ла-5 с мотором воздушного
охлаждения очень понравился им, и они
попросили генерала Захарова о перевооружении
их эскадрильи. Улетая, генерал пообещал
проработать этот вопрос. Через полмесяца
эскадрилью «Нормандия» снова посетил
генерал Захаров. Выполняя свое обещание,
он разрешил майору Тюляну полетать на
самолете Ла-5. Подполковник Голубов рассказал
командиру эскадрильи «Нормандия» об
особенностях этого самолета и устройстве
кабины, и через полчаса Тюлян был в воздухе.
Пройдя над аэродромом, самолет, пилотируемый
Тюляном, резко перешел в набор, устремляясь
в небесную высь. На высоте примерно 2000
метров Тюлян сделал левый поворот на
горке и понесся вниз. В те последние мгновения,
когда казалось, что машина врежется в
землю, последовало выравнивание, и истребитель
со страшным ревом пронесся над взлетно-посадочной
полосой. Несколько мгновений, и Тюлян
снова выполнял одну за другой сложнейшие
фигуры высшего пилотажа. Присутствовавшие
на аэродроме, с восхищением следили за
этим поистине акробатическим полетом.
В довершение всего Тюлян прошел над аэродромом
«на спине», то есть в перевернутом полете.
Из самолета он выжал все, что мог. После
посадки Тюлян подрулил к стоянке, и по
выражению его лица нетрудно было понять,
что советский истребитель Ла-5 ему очень
понравился. Тюляна окружили летчики.
На их лицах можно было прочитать один
вопрос: «Ну как, лучше или хуже?» Самолет
великолепный, - сказал Тюлян, - но «яки»
тоже хороши, мы и на них не испытываем
никакого страха перед «Фокке-Вульф-190».
Кроме того, «яки» проще Ла-5 в технике
пилотирования, и их легче будет освоить
прибывающему пополнению.
Боевой опыт
В мае 1943 г. 1-я воздушная армия
принимала участие с воздушной
операции, которая проводилась несколькими
авиационными объединениями на фронте
от Смоленска до Мариуполя. Когда
воздушная разведка обнаружила большое
скопление вражеских самолетов
на брянском и Спас-Деменском аэродромах,
командующий 1-й воздушной армией решил
поднять в воздух почти все имеющиеся
в его распоряжении силы, в том числе и
эскадрилью «Нормандия». Французские
летчики понимали, что при удачном налете
на аэродром можно уничтожить больше самолетов,
чем в воздушном бою. Но полет в глубокий
тыл, да к тому, же на аэродромы, которые
всегда прикрывались большим количеством
зенитных орудий, мог закончиться вынужденной
посадкой на территории, занятой противником.
А радиостанции Виши объявили, что французских
летчиков на советско-германском фронте
следует рассматривать как партизан, с
которыми, как было известно, жестоко расправлялись
эсэсовцы. Поэтому не без волнения летчики
«Нормандии» вылетали в тот раз на боевое
задание. Однако над целью они действовали
смело и уверенно. Вместе с группой истребителей
18-го гвардейского авиационного полка
под командованием капитана С. А. Сибирина
летчики «Нормандии» успешно блокировали
и штурмовали Сещенский аэродром. По данным
партизан, на нем 6-7 мая 1943 г. нашей авиацией
было сожжено 4, разбито 4 и сильно повреждено
16 самолетов противника, уничтожено 17
зенитных точек, 4 прожектора, 2 барака,
повреждено 3 ангара и 10 бараков, убито
и ранено около 200 фашистов. В результате
удара 6 мая 1943 г. на брянском аэродроме
был взорван склад авиационных бомб, в
воздушном бою было сбито два самолета
противника. Было сожжено несколько «юнкерсов».
Во французской эскадрилье с боевого задания
тогда не вернулся лейтенант Ив Майэ. Его
самолет был подбит зенитным снарядом,
и он произвел вынужденную посадку на
территории противника. Успех всей воздушной
операции был блестящим. В ходе ее за три
дня советские ВВС нанесли удары по 19 аэродромам
смоленского, брянского, орловского, харьковского,
полтавского, днепропетровского и других
аэроузлов, на которых базировалось около
1300 самолетов. На земле и в воздушных боях
при этом было уничтожено 440 самолетов
врага и поврежден 61 самолет.
В мае произошла смена
командующего 1-й воздушной армией.
Генерал-лейтенант авиации С. А. Худяков
был вызван в Москву и назначен
начальником штаба Военно-Воздушных
Сил Красной Армии, а вместо него
прибыл Герой Советского Союза генерал-лейтенант
авиации М. М. Громов. После удачных
налетов на Брянский и Спас-Деменский
аэродромы противник почти совсем прекратил
полеты в тыл советских войск. Наша авиация
тоже экономила силы. Изредка как советские,
так и французские летчики вылетали на
«свободную охоту», которая нередко заканчивалась
удачей. Еще в конце апреля эскадрилья
получила дополнительно 4 самолета Як-1.
Теперь в «Нормандии» их стало 15 на 10 летчиков.
Из 15 самолетов 10 обслуживались французскими
и 5 советскими механиками. Французский
инженерно-технический состав эксплуатацию
самолета Як-1 осваивал быстро, но всех
особенностей его обслуживания познать
не успевал. После увеличения штатного
количества самолетов стало ясно, что
в ходе активных боевых действий французский
технический состав не в состоянии обеспечить
их качественную и своевременную подготовку
к полетам. Об этом стало известно французской
военной миссии. И тогда майор Мирле, по
поручению генерала Э. Пети ,встретился
с представителями советских ВВС, чтобы
договориться о замене французского технического
состава советским. В беседе с генералом
Левановичем 15 июня 1943 г. Мирле сообщил,
что французские механики переутомились
и особенно тяжело перенесли зимние условия.
К тому же они очень нужны в Северной Африке.
Идею замены французского технического
состава советским первым из летчиков
«Нормандии» высказал майор Тюлян, присутствовавший
на этой беседе. И это не случайно, так
как его самолет почти с самого начала
обслуживался советским механиком и был
всегда в полном порядке.
Весной 1943 г. «Нормандия»
получила первую закалку в боевых
схватках с фашистами. И хотя не всем
французским добровольцам удалось
вкусить радость победы, каждый из
них пережил напряжение первых боевых
вылетов и воздушных боев. Померявшись
силами с «мессерами» и «фоккерами»,
«нормандцы» убедились, что не так
уж фашисты сильны, как о них
кричала геббельсовская пропаганда.
Всего за апрель и май 1943 г. летчики
«Нормандии» провели 10 воздушных
боев, в которых сбили 8 самолетов
противника. Кроме того, 8 бомбардировщиков
врага было уничтожено на его аэродромах.
Сама же эскадрилья за это время
потеряла 4 летчика и 4 самолета.
В начале июня эскадрилья «Нормандия»
с аэродрома Козельск перелетела
на аэродром Хатенки, где к тому времени
базировался 18-й гвардейский истребительный
авиационный полк. Стояла хорошая
летная погода. Но, несмотря на это, авиация
обеих сторон в полосе Западного
фронта не проявляла особой активности.
Одни удивлялись такому затишью, а другие
говорили: «Затишье, значит, быть большой
буре». Предвестниками ее обычно были
воздушные разведчики «Фокке-Вульф-189».
Они все чаще стали появляться над расположением
наших войск, наблюдая за их передвижением.
Нашим истребителям удалось наказать
их за назойливость, после чего они появлялись
на короткое время и главным образом ранним
утром или вечером перед заходом солнца.
Вот характерный пример.
На рассвете 16 июня 1943 г. вражеский корректировщик
появился над пунктом Думиничи; переваливаясь
с крыла на крыло, он, словно ястреб,
высматривал цели для артиллерии.
Но французские летчики были уже
в воздухе. Получив сигнал с радиостанции
наведения о местонахождении
корректировщика, старший лейтенант
Прециози и лейтенант Альбер пошли
на сближение с ним. Чтобы не спугнуть
фашиста и не дать ему улизнуть,
они решили подойти к противнику
на бреющем полете. Фашистский летчик,
не ожидавший для себя такой опасности,
продолжал разведывать артиллерийские
позиции. Подойдя к самолету на большой
скорости, французские летчики взмыли
вверх и зажали «раму» в «клещи».
Опешивший фашист, заметив двух «яков»,
сначала шарахнулся в сторону
наших войск, но, опомнившись, сделал переворот
через крыло и со снижением на максимальной
скорости попытался уйти в западном направлении.
Но уйти от «яков» было не так-то легко.
Выйдя в заднюю полусферу фашистского
самолета, Прециози и Альбер выпустили
по нему две пулеметно-пушечные очереди.
Однако «рама» продолжала лететь, хотя
задняя кабина, где находился воздушный
стрелок, была разбита, а левый мотор начал
дымить. Преследуя разведчика, французские
летчики произвели еще несколько атак.
После этого «Фокке-Вульф-189» перешел в
пикирование и врезался в землю на окраине
села Брусны-Меховая.
Победа над «Фокке-Вульф-189»
французам всегда доставалась с
трудом. Советские летчики имели
больше опыта в уничтожении этих
самолетов-разведчиков. Настоящими охотниками
за «рамами» заслуженно считались летчики-истребители
18-го гвардейского авиационного полка
С. Е. Соколов и В. И. Архипов.
На Орловско
– Курском направлении
Несмотря на тяжелые поражения
немецко-фашистской армии в зимней
кампании 1942 - 43 г. на советско-германском
фронте, политическое и военное руководство
фашистской Германии еще не могло
смириться с тем, что «непобедимые»
войска третьего рейха уже не способны
успешно наступать против Красной
Армии. Полагаясь на то, что в 1943 г.
США и Англия не предпримут широких
наступательных действий против Германии,
Гитлер отдал приказ о подготовке
летнего наступления. При разработке
оперативных замыслов наступательной
операции, получившей условное наименование
«Цитадель», гитлеровскому командованию
очень заманчивым казался выступ,
образовавшийся в районе Курска. Здесь-то
и наметили гитлеровские генералы взять
реванш за поражение в битве на
Волге. Одновременно наступая из районов
Орла и Белгорода на Курск, они
решили окружить и уничтожить группировку
советских войск в районе курского
выступа и снова захватить
стратегическую инициативу в свои руки.
Большие надежды в осуществлении
своих планов гитлеровцы возлагали
на новое вооружение: тяжелые танки
«тигр» и «пантера» и самоходные
артиллерийские установки «фердинанд».
Почти перед самым наступлением
противник подтянул к курскому выступу
большие силы авиации. Сюда же были
переброшены новейшие для того времени
немецкие истребители «Фокке-Вульф-190А»,
которые, по расчетам фашистского командования,
должны были господствовать в воздухе.
Для непосредственной поддержки
пехоты предназначался двухмоторный самолет
«Хеншель-129», который, по замыслам его
конструкторов, должен был быть таким же,
как советский штурмовик Ил-2. В соединениях
4-го и 6-го воздушных флотов, действовавших
на этом направлении, насчитывалось к
началу наступления более 2000 боевых самолетов.
Из-за больших потерь на Восточном фронте
в немецко-фашистской авиации ощущался
острый недостаток в опытных летных кадрах.
Но, несмотря на это, авиационная группировка,
созданная противником под Курском, была
довольно сильной. Чтобы иметь наиболее
полное представление об условиях боевых
действий советской авиации на этом участке
фронта, следует добавить, что вражеские
аэродромы, железнодорожные станции, мосты
и переправы прикрывались большими нарядами
истребителей и трех-, четырехслойным
огнем зенитной артиллерии. Авиационной
группировке врага на курском выступе
противостояли наши 2-я воздушная армия
под командованием генерал-лейтенанта
авиации С. А. Красовского и 16-я воздушная
армия под командованием генерал-лейтенанта
авиации С. И. Руденко. Кроме того, для действий
в районе Курской дуги могли быть привлечены
17, 15, 1 и 5-я воздушные армии, находившиеся
на флангах и в тылу Воронежского и Центрального
фронтов. По количеству самолетов советские
ВВС под Курском превосходили сосредоточенную
там немецко-фашистскую авиацию почти
в полтора раза. Качественное состояние
самолетного парка советской авиации
к тому времени также значительно улучшилось.
Фронт стал получать все больше пикирующих
бомбардировщиков Пе-2, истребителей Ла-5
с более мощными двигателями АШ-82ФН, а
также Як-1, которые к тому времени были
значительно модернизированы. Последующие
модификации этих самолетов (Як-7Б и Як-9)
имели лучшую скороподъемность и более
мощное стрелково-пушечное вооружение.
Немалое значение имело и увеличение дальности
их полета. Теперь они могли более продолжительное
время вести бой и дальше летать в тыл
врага. Наши истребители стали более организованно
вести групповые воздушные бои, применяя
эшелонированные по высоте боевые порядки,
горизонтальный и вертикальный маневры.
Советские летчики готовы были во всеоружии
встретить врага и нанести ему сокрушительный
удар. К предстоящим боям вместе с советскими
воинами готовились и летчики эскадрильи
«Нормандия». В июне 1943 г. к ним прибыло
пополнение из восьми летчиков. Возглавлял
эту группу майор П. Пуйяд. Вместе с ним
прибыли лейтенанты Ж. Леон, Ж. де Тедеско,
А. Буб, Л. Барбье, младшие лейтенанты Ж.
Матис, А. Бальку и Ф. Вермейль. Передышка
в боевых действиях в районе Курска, длившаяся
третий месяц, окончилась.
Рано утром 5 июля 1943 г. немецко-фашистские
войска перешли в наступление, одновременно,
на орловско-курском и белгородско-курском
направлениях. О его начале летчики 303-й
авиационной дивизии и эскадрильи «Нормандия»
узнали утром 6 июля. И хотя части дивизии
были приведены в повышенную боевую готовность,
активных боевых действий они пока не
вели. Читая сводки Информбюро, летчики
огорчались затянувшимся затишьем на
их участке фронта. Вскоре войска Брянского
и Западного фронтов получили приказ о
переходе в наступление с целью ликвидации
вражеской группировки на орловском выступе.
В ночь на 12 июля удары по обороне врага
первыми начали наносить ночные бомбардировщики.
Они непрерывно шли на запад, нарушая гулом
моторов ночную тишину. На участках предполагаемого
прорыва на укрепления вражеской обороны
были сброшены сотни тонн бомб. Рано утром
12 июля открыли огонь советские артиллеристы,
обрушив тысячи снарядов на врага. За четверть
часа до перехода пехоты и танков в атаку
над полем боя появились пикирующие бомбардировщики
и штурмовики. В течение 15 минут в небе
стоял несмолкаемый гул моторов. То, что
не могла уничтожить артиллерия, теперь
сокрушала и подавляла авиация. Последними,
перед началом атаки, над линией фронта
прошли группы самолетов Ил-2. Они поставили
над передним краем обороны противника
дымовую завесу, ослепив его пехотинцев,
артиллеристов и минометчиков. Как только
с поля боя ушла последняя группа штурмовиков,
в воздух взвились ракеты, извещая о начале
атаки. Стоявшие в засаде танки сбросили
маскировку и двинулись на неприятельские
окопы, а за ними с криками «Ура!» бросилась
в атаку пехота. Войска Западного и Брянского
фронтов перешли в наступление, чтобы
разгромить в первую очередь Болховскую
группировку противника. Пока танки и
пехота преодолевали первую позицию вражеской
обороны, штурмовики и бомбардировщики
готовились к очередному вылету. И когда
они снова появились над полем боя, пехота
с танками еще быстрей стала продвигаться
вперед, выбивая фашистов из окопов. Чтобы
сдержать натиск советских войск, немецко-фашистское
командование бросило на участки, где
создалось угрожаемое положение, большие
силы авиации. В небе все чаще стали появляться
вражеские истребители и бомбардировщики.
Воздушные бои не прекращались в течение
всего дня. Рев моторов и гул артиллерийской канонады
сотрясали поле боя. В воздухе почти не
смолкала пулеметно-пушечная стрельба.
Падали и взрывались сбитые самолеты.
Покидая горящие машины, летчики спасались
на парашютах. Над полем боя появлялись
одна за другой группы наших истребителей,
продолжая воздушное сражение.
303-я истребительная авиационная
дивизия и французская эскадрилья
«Нормандия» провели в первый
день наступления более десяти
воздушных боев, сбив несколько
фашистских самолетов. На второй
день с утра летчики «Нормандии»
сопровождали штурмовиков 224-й
авиационной дивизии. Прикрываемые
французскими летчиками группы
самолетов Ил-2 успешно выполнили
боевую задачу и возвратились
без потерь. Попытки истребителей
противника атаковать штурмовиков
вовремя пресекались французскими
летчиками. Во второй половине
дня летчикам «Нормандии» было
поручено прикрывать переправу.
Восемь экипажей во главе с
капитаном Литольфом на самолетах
Як-9 вылетели в район деревни
Дурнево (на юге Калужской области).
Едва «яки» появились над объектом
прикрытия, как по радио передали
о подходе с запада группы
вражеских самолетов. По команде
ведущего французские летчики
пошли им навстречу и смело
вступили в бой. В завязавшейся
короткой схватке капитан Литольф,
лейтенанты Дюран и Кастелэн
сбили по одному самолету Ме-110.
Остальные «мессеры» беспорядочно
сбросили бомбы и ушли в
западном направлении, не причинив
никакого вреда нашим войскам.